Дошкольное образование: современное состояние, проблемы, перспективы.
консультация на тему

Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.odt12.79 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное образование: современное состояние, проблемы, перспективы.

Дошкольное образование является самой первой общественно – государственной формой, в которой осуществляется профессионально – педагогическая работа с подрастающим поколением. На первой ступени образования закладываются основы социальной личности, важнейший институт поддержки семьи. Как показывают многолетние исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Именно в семье ребенок овладевает социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации в обществе.               В жизни каждого ребенка бывает все впервые: первый вдох, первый шаг, первый опыт жизни в коллективе - это детский сад. Главное преимущество детского сада - наличие детского сообщества. Благодаря наличию детского сообщества создается пространство социального опыта ребенка. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Но, на этапе когда родители планируют отдать ребенка в ДОУ тут и возникает одна из ряда проблем дошкольного образования. В федеральном Законе «Об образовании в Р.Ф» ,государством гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Учитывая постепенно улучшающуюся демографическую ситуацию в стране, спрос на услуги детских садов постоянно растет.

Следующая на мой взгляд проблема, это нововведение основополагающего характера является создание ФГОС ДО. Нас воспитателей погружают в мир постоянных экспериментов с апробацией всё новых и новых документов, программ, стандартов, а ведь в детских садах работает очень много специалистов с большим стажем работы и перестроиться работать по-новому становится с каждым годом все сложнее. И забывать не стоит о молодых специалистах, которые хоть и не в большом количестве, но всё же приходят работать в детские сады. Они, выпускаясь из образовательных учреждений, тоже оказываются не готовыми работать по ФГОС ДО и приобретают опыт работы в данном направлении непосредственно на рабочем месте. Для реализации ФГОС ДО такой посыл: «Сделай то - не знаю что и сделай так - не знаю как». Что я имею в виду, постараюсь объяснить. Согласно образовательному стандарту нам необходимо обеспечить предметно-развивающую среду, которая будет полифункциональная, вариативная, содержательно-насыщенна, трансформируема, доступна и безопасна. Все мы это знаем. Но тут появляется другая проблема, если два последних пункта: обеспечение доступной и безопасной среды, где-то полностью зависит от воспитателя, то остальные пункты должны реализовываться совместно с действиями заведующего детским садом, муниципальными органами, краевыми властями и наконец-то, государственными органами. В наше время всё сводится к тому, что воспитатели должны обеспечить и выполнить условия реализации ФГОС ДО, но как это сделать, если нас оставляют один на один с проблемами насыщаемости предметно-развивающей среды. Здесь я говорю о том, что финансирование со стороны государственных органов сведены к максимальному минимуму. Ни для кого не секрет, что, то обеспечение, которое имеется в наших детских садах сейчас, оставляет желать лучшего. И мы этого лучшего желаем и очень хотим работать в современных условиях с современной предметно-развивающей средой. К сожалению, так и остается производить попытки решения данной проблемы своими силами. Что касается, родителей, то в концепции ФГОС ДО особое внимание уделяется взаимодействию педагогов с семьей, родителями как главными союзниками и заказчиками на образовательные услуги. Современные же родители приводят ребенка в детский сад с твердым убеждением того, что воспитатель и специалисты обязаны воспитать и обучить ребенка. При этом большинство родителей считает, что дошкольная организация должна предоставить весь спектр востребованных дополнительных образовательных услуг, чтобы не водить ребенка по вечерам в кружки, секции и т. п. Моё же мнение, что родители воздействуют на ребенка каждый день, поэтому у них больше возможностей для формирования личностных качеств ребенка. Педагоги могут только помочь родителям в этом, направить их в нужное направление, предложив родителям свою помощь. Ведь образовательный стандарт говорит нам о том, что семья и детский сад должны действовать вместе. Исходя из этого перед детским садом и воспитателем в частности, встает проблема взаимодействия с родителями.       Я думаю, что в данном направлении придется еще долго работать, прежде чем мы получим себе родителей как союзников, а не просто заказчиков.

Кроме того хотелось бы обратить внимание на следующую проблему имеющую непосредственное значение в системе образования Российской Федерации, в частности наполняемости групп детского сада. Все знают об оптимизации, уплотняемости, нехватке мест в дошкольных учреждениях.

В СССР комплектование групп проводилось по нормам, созданным постановлением Минтруда от 1993 года. В нем есть расчет количества персонала, оборудования. По советским законам в группе могло одновременно находиться не более 20 детей 3–7 лет. Сегодня нормы изменились. 1 октября 2010 года приняты новые СанПиН, по которым важным стал не списочный состав малышей, а фактический приход детей в сад. Нормы рассчитываются, исходя из площади игрового помещения. На каждого воспитанника должно приходиться не менее 2 квадратных метров для крох от 3 лет, не менее 2,5 квадратных метра — в младшей группе. Расчет прост. Если площадь игровой комнаты составит 70 квадратных метров, то одновременно в ней могут находиться 28 ясельников или 35 воспитанников с 3 до 7 лет. При этом количество обслуживающего и педагогического персонала не увеличивается.

Формирование многочисленной группы в детском саду — большой риск. Нахождение в толпе, в тесном помещении, дефицит внимания пагубно сказываются на психическом и физическом состоянии детей. Малыши чаще болеют, отказываются идти в садик, плачут, нервничают, страдает память, внимание, сон. Группа детского сада – это небольшое государство. Со своими интересами, целями, задачами и особенностями. А живут в нем наши дети, так сказать, граждане маленькой страны. Для гармоничного пребывания друг с другом 5 дней в неделю, не менее 8 часов каждые сутки, важно создавать оптимальные для этого условия. Одним из показателей правильной работы администрации сада является комплектование групп. От того, сколько детей будет в группе детского сада, зависит эффективность образования. Даже в ясельных группах ведутся занятия по рисованию, лепке, развитию речи. Образовательные программы прописываются согласно возрасту и уровню здоровья дошкольников. Обучение ведется вплоть до выпуска детей в школы. Проводить занятия с небольшим количеством детей в саду легче и эффективнее, чем в массово переполненной группе. Психическое состояние: детский организм, психика – тонкая материя. Постоянное нахождение в толпе, одиночество, отсутствие заботы и внимания от педагога пагубно влияют на развитие личности.

 В завершении хочется сказать, что период внедрения ФГОС ДО без сомнения сложный, кропотливая, постепенная работа . Период информирования, разъяснения, целеполагания, поиска совместных решений, воспитания кадров готовых работать по новому, используя современные инновационные технологии и программы. Таким образом, с введением Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО наметился позитивный поворот к дошкольному детству как к периоду, в котором заложены значительные образовательные ресурсы. Обозначены также и нормативно-правовые механизмы эффективной модернизации системы дошкольного образования в соответствии с федеральным законодательством. Будем надеяться, что нововведения сегодняшнего дня позволит дошкольному образованию занять достойную первую ступень в системе образования России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное состояние проблемы детско-родительских отношений в психолого-педагогических исследованиях

Дошкольное детство - это один их самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого времени идет интенсивное созревание всех систем и...

Современное состояние проблемы исследования особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

В статье освещена тема памяти, как психического познавательного процесса, описано развитие речеслуховой памяти в онтогенезе, а также нарушение развития речеслуховой памяти у детей старшего дошкол...

Тревожность в старшем дошкольном возрасте. Современное состояние проблемы.

Тревожность является одной из сложнейших проблем современной психологической науки и во многих работах авторы  ссылаются на ее  неопределенность, недостаточную разработку,  неточность и...

"Воспитание национальных и общекультурных ценностей у дошкольников" - Международная научно-практическая конференции (заочная) «Поликультурное образование: современное состояние, тенденции и перспективы развития» 2014г.

ВОСПИТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ И ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Поликультурная направленность национального образования в условиях гуманизации и гуманитаризации его, требует культурособра...

«Современное состояние проблемы нарушения фонематических функций у детей. Проблема слухового восприятия устной речи». Статья

laquo;Современное состояние проблемы нарушения фонематических функций у детей.Проблема слухового восприятия устной речи». Соколова Ирина Владимировна          ...

«Эстетическое воспитание в дошкольном образовании НСО: опыт, проблемы, перспективы»

В современном мире наши дети живут и развиваются в условиях развития высочайших информационных технологий. Не секрет, что Россия переживает кризис воспитания подрастающего поколения: нарушаются традиц...