Консультация для педагогов "Организация физкультурного занятия на улице"
консультация на тему

Никитина Наталья Николаевна

О необходимости проведения физкультурного занятия на улице,время проведения, форма, методы и приемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon физкультурное занятие на улице59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №9» НМР РТ

Консультация для воспитателей

«Организация третьего физкультурного занятия на спортивной

площадке детского сада»

  Подготовила:

Ст.воспитатель МБДОУ№ 9

 Никитина Н.Н.

Республика Татарстан

Г.Нижнекамск

2018г.

   Важнейшей задачей приобщения дошкольников к физической культуре является формирование у них правильных двигательных умений и навыков. Правильно выполняемые движения обеспечивают положительное влияние на работу органов и систем, увеличивают физическую нагрузку на организм, создают базу для овладения более сложными физическими упражнениями, приучают к определенному напряжению при выполнении двигательных действий.

  При проведении занятий на открытом воздухе дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Многократное повторение упражнений и подвижных игр в условиях большого пространства в теплое и холодное время года способствует более прочному закреплению двигательных навыков и развитию физических качеств (силы, выносливости, гибкости, ловкости…).

  Проведение физкультурных занятий на открытом воздухе обеспечивает выполнение одной из главных задач физического воспитания – совершенствование функциональных систем (сердечно-сосудистой, дыхательной, ЦНС) и закаливание организма ребенка (укрепление здоровья).

Методика проведения физкультурного занятия на улице:

Структура каждого третьего занятия является общепринятой и строится по схеме:

1. вводная часть (мл возраст 2-3 мин; средний возраст 3-4 мин., старший дошк. возраст 4-6 мин.)

2. основная часть (мл возраст 12-15 мин; средний возраст 12-15 мин., старший дошк. возраст 18 – 25 мин.)

3. заключительная часть (мл возраст 2-3мин; средний возраст 3-4 мин., старший дошк. возраст 3-4 мин.)

  Первая часть должна ввести организм детей в состояние подготовленности к основной, второй части, предлагает несложные задания в ходьбе, беге, комбинации с различными заданиями, которые выполняются по заданию воспитателя.

  Вторая часть включает игровые упражнения с использованием прыжков, бега, метания, лазанья и т. д. Организация, при которой дети разделяются на большее количество групп (команд), позволяет увеличить двигательную активность, обеспечить разнообразие и повысить интерес к выполняемым упражнениям. К тому же в этих упражнениях присутствует элемент соревнования между детьми и группами одновременно (старший возраст).

  Третья, заключительная часть занятия на свежем воздухе небольшая по объему; в ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности, приближающейся к исходному уровню.

  На занятиях, проводимых на свежем воздухе, обучение основным видам движений строится посредством игровых упражнений в беге, прыжках, метании, с использованием игр с элементами спорта и подвижных игр.

  В холодное время года большое внимание следует уделить эстафетам: при проведении которых дети оживлены, находятся в движении, подпрыгивают, хлопают в ладоши, подбадривают товарищей; задания в эстафетах должны быть знакомы детям, выполняются быстро и не ждут долго своей очереди.

  В весенне – летний период, когда одежда не стесняет движения детей, воспитатель по своему усмотрению может включить в занятие упражнения общеразвивающего характера без предметов и с различным инвентарем.

В условиях продолжительной зимы можно увеличить количество занятий с использованием упражнений на санках, лыжах и т. д.

  При проведении занятия на открытом воздухе главное – четко и правильно организовать детей. При этом возможны варианты, например:

  • Дети одновременно выполняют (фронтальный способ) игровые упражнения в шеренге (перебрасывание мячей, прокатывание обручей), затем разделяются на пары (в играх с мячом, играх с элементами спорта (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей));
  • Дети разделяются на подгруппы, при этом одна подгруппа занимается под руководством воспитателя, а другая самостоятельно выполняет подряд два или три упражнения, затем дети меняются местами;
  • Дети разделяются на 3-4- группы, каждой группе предлагается задание, по условному сигналу происходит смена мест и заданий.
  • Малоподвижных ребят, воспитателю необходимо активизировать, назначать ведущими в подвижных играх, напоминать, что надо бегать, а не стоять во время игр и выполнения упражнений.
  • Детям после заболевания даются меньшие нагрузки (различные виды ходьбы, игры меньшей подвижности …). Так же ребята  могут помогать в раздаче пособий, смотреть за правильностью выполнений упражнений и правил игр, и в конце занятий давать оценку своим одногруппникам (старший возраст).

  При проведении подвижных игр, эстафет важно соблюдать меры по предупреждению травматизма: сохранять расстояние между детьми во время бега, прыжков; переносить пособия, привлекая к этому достаточное количество ребят и т. д.

   Продолжительность занятий на прогулке зависит от климатических и погодных условий. Провести физкультурное занятие на свежем воздухе можно непосредственно перед прогулкой, затем переодеть и продолжить прогулку или же провести занятие в конце прогулки.

  При проведении физкультурных занятий на улице, педагогам необходимо осуществлять контроль за признаками утомления детей.

Внешние признаки утомления

Наблюдаемые признаки и состояния ребенка

Степень выраженности утомления

Небольшая

Средняя

Высокая

Цвет лица, шеи, выражение

Легкое покраснение лица, выражение спокойное

Значительное покраснение лица,  выражение напряженное

Появление бледного носогубного треугольника, побледнение кожных покровов

Потоотделение на лице

Незначительное

Выраженное

Резко выраженное

Дыхание

Несколько учащенное, ровное

Резко учащенное

Одышка

Движения

Бодрые, задания выполняются с точной амплитудой и направлением

Неуверенные, нечеткие, появляются дополнительные движения.У некоторых детей – двигательное возбуждение,у других –заторможенность.

Выраженный тремор конечностей, отказ от выполнения упражнений

Самочувствие

Хорошее, жалоб нет

Жалобы на усталость, прекращение двигательной активности

Заторможенность, выраженная усталость или ярко выраженная возбудимость

Примерный список пособий, необходимых для проведения физкультурных занятий на спортивной площадке:

Мячи

Ограничители (веревки, скакалки и др.)

Ленты

Шишки, желуди, листья

Обручи

Маски – шапочки (сюжетные)

Спортивное оборудование площадки

Карточки, значки  или эмблемы (для проведения эстафет)

Флажки

Примерные физкультурные занятия на спортивной площадке.

Младший возраст

Место проведения: спортивная площадка, на углах ограничители (кубики, кегли)

Пособия: кубики разных цветов, веревка, шишки по 2 на каждого, зонтик.

I часть: легкий бег – 20-30сек.

             энергичная ходьба – 1 круг

             легкий бег – 20-30 сек.

             ходьба  на носочках, руки в стороны, сжимают и разжимают кулачки – 1 круг.

или

            Игра «Все к кубику»

На  разных сторонах площадки стоят разного цвета кубики. По сигналу педагога «Бежим к красному кубику» дети бегут к кубику и строятся друг за другом. Затем дети расходятся по всей площадке в рассыпную (можно добавить задания для рук). По сигналу «Бежим к синему кубику» дети перебегают в сторону синего кубика и строятся друг за другом.

 

II часть:

Игровое упражнение «Кто дальше бросит»

Метание шишек, желудей вдаль.

Дети встают около ограничителя (полоска на земле, веревка, скакалка и др.). в руках у каждого шишки или желуди. По команде воспитателя дети метают вдаль шишки, сначала правой, затем левой рукой. Бегут, забирают шишки и возвращаются на свое место.                          2 – 3 раза.

Игра «По ровненькой дорожке» (прыжок)

На земле чертится круг (d= 5 м).

III часть:

Игра «Солнышко и дождик»

(в ср.гр. может быть ловишка -  «дождик»)

У воспитателя в руках зонтик, все дети стоят под зонтиком. Воспитатель «Дождик кончился, идем гулять». Дети бегают в рассыпную, прыгают, кружатся и др. по сигналу воспитателя «Дождик!» все бегут под зонтик.  

                                                                                                       2- 3 раза.

Дети идут за воспитателем,  друг за другом вокруг спортивной площадки.

Старший возраст

Место проведения: спортивная площадка, на углах ограничители (кубики, кегли)

Пособия: листья, обручи, «осенний букет»

I часть: ходьба по кругу широким шагом (перешагивая, через опавшие листья)

               бег (не наступая на листья)

повторить 2 раза с изменением направления.

Игра на внимание: «Соберись – разойдись»

Дети стоят в колонне друг за другом. По команде «Разойдись» разбегаются в рассыпную, по команде «Соберись» встают на свое место. (можно и.п. – парами). Воспитатель при этом меняет место положения, где нужно построиться.

II часть:

Полоса препятствий:

- пролезть через гимн. стенку боком

- пройти по буму

- прыжки из обруча в обруч (или нарисованные на земле)

                                              2 – 3 кругу (можно темп    ускорять)                      

Игра «Выше ноги от земли» 2 – 3 раза

III часть:

И.М.П. «Найди осенний букет»

Воспитатель заранее прячет «осенний букет». Дети ищут его по всей площадке, кто находит сообщает на ушко воспитателю.

или

«Фрукт – овощ» с мячом

Дети стоят в кругу. Воспитатель говорит:  «Овощ» и бросает мяч, ребенок «Тыква» и бросает обратно мяч воспитателю.

Литература:

Фролов В.Г., Юрко Г.П. «Физкультурные занятия на воздухе» - М., 1983.

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - М., 2014

Пензулаева Л. И. «Физическая культура в детском саду» - М., 2012

Тематическое планирование в ДОУ , под ред. М.А. Васильевой, В.Г.Гербовой, Т.С.Комаровой. – Волгоград, 2011г.

Полтавцева Н.В., Гордова Н.А. «Физическая культура в дошкольном детстве» - М., 2005.

Адашкявич Э.Й. «Спортивные игры и упражнения в детском саду» - М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование третьего физкультурного занятия на улице в средней группе

Планирование третьего физкультурного занятия на улице в средней группе...

Планирование третьего физкультурного занятия на улице в старшей группе

Планирование третьего физкультурного занятия на улице в старшей группе,рекомендации для воспитателей...

Физкультурные занятия на улице по Пензулаевой Л.И.

Подробные конспекты физкультурных занятий на улице с сентября по май...

Консультация для воспитателей "Физкультурные занятия на улице"

Значение, польза, организация физкультуры на открытом воздухе....

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»...

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей: «Методика проведения физкультурных занятий на улице в разных возрастных группах»...