Консультация для родителей: «Индивидуальный подход к гиперактивному ребенку»
консультация (подготовительная группа) на тему

Фёдорова Ольга Сергеевна

Консультация для родителей: «Индивидуальный подход к гиперактивному ребенку»

Задачи:
1. Предоставить родителям теоретическую информацию об особенностях 
гиперактивных детей;
2. Предложить методы и приемы взаимодействия с гиперактивными детьми;
3. Показать важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда мы все – и педагоги, и родители, и медики, и психологи, - совместными усилиями помогаем ребенку, наша помощь будет по – настоящему эффективной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx_giperaktivnost1.docx32.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Индивидуальный подход к гиперактивному ребенку»

Задачи:
1. Предоставить родителям теоретическую информацию об особенностях 
гиперактивных детей;
2. Предложить методы и приемы взаимодействия с гиперактивными детьми;
3. Показать важность и необходимость комплексного подхода к воспитанию, обучению и коррекции поведения детей. Только в том случае, когда мы все – и педагоги, и родители, и медики, и психологи, - совместными усилиями помогаем ребенку, наша помощь будет по – настоящему эффективной.

 В последнее время все больше и больше родителей сталкиваются с термином "гиперактивность". Им приходится слышать это слово от воспитателей в детском саду, детских неврологов, учителей, психологов и даже случайных прохожих, наблюдающих за поведением ребенка. Давайте же вместе разберемся, что конкретно подразумевается под этим "диагнозом" – гиперактивность.

Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен специалистами по результатам специальной диагностики и наблюдением за ребенком. В последнее время специалистами показано, что гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основной же дефект связан с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируются как «синдром дефицита внимания».

Быстрые, импульсивные, эти дети не умеют сдерживать свои желания, организовывать поведение, сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям, быть спокойными и сосредоточенными. В большинстве случаев такие дети испытывают проблемы в общении: они не могут долго играть со сверстниками, устанавливать и поддерживать дружеские отношения. Среди детей они являются источником постоянных конфликтов и быстро становятся отверженными.  Не контролирует свою агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные средства: палки, камни, другие опасные предметы.

Большинству таких детей свойственна низкая самооценка. У них нередко отмечается деструктивное поведение, агрессивность, упрямство, лживость, склонность к воровству и другие формы асоциального поведения.

Однако это одна сторона медали. С другой стороны, страдает сам ребенок, который не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это.

При взаимодействии с гиперактивными детьми родители, как правило, испытывают много трудностей. Основная жалоба родителей таких детей – это то, что ребенок - неуправляемый, абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведет себя одинаково активно.

Причины гиперактивности многообразны:

  • органические поражения мозга;
  • перинатальная патология;
  • генетический фактор;
  • особенности нейрофизиологии и нейроанатомии;
  • социальные факторы

Важное место в преодолении синдрома дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии. Поэтому необходимо убедиться в том, что такой ребенок находится под наблюдением врача.

В воспитании ребенка с гиперактивностью родителям необходимо избегать двух крайностей: проявления чрезмерной жалости и вседозволенности – с одной стороны, а с другой -постановки перед ним повышенных требований, которые он не в состоянии выполнить, в сочетании с излишней пунктуальностью, жесткостью и наказаниями.

Существующие у ребенка нарушения поведения поддаются исправлению, но процесс это длительный и потребует от родителей больших усилий и огромного терпения.

При работе с гиперактивными детьми целесообразно соблюдать следующие рекомендации:

  • В своих отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он заслужил, подчёркивайте успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Говорите сдержанно, спокойно и мягко.
  • Давайте ребенку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, раскрашивание, чтение).
  • Во время игр ограничивайте ребенка лишь одним партнером. Избегайте беспокойных, шумных приятелей.
  • Оберегайте ребенка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребенку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна ежедневная физическая активность на свежем воздухе: длительные прогулки, бег, спортивные занятия.
  • Тщательно отделяйте оценку поступков ребенка от оценки его личности.
  • До определенного момента и определенной степени будьте органом планирования и органом для оценки последствий поступков, совершенных вашим ребенком.
  • Предвидеть что будет, оценить, спланировать - это пока недоступно вашему ребенку и здесь на помощь должны прийти родители. Именно вы должны ненавязчиво, в доступных ребенку выражениях предупреждать, советовать, планировать.

— Это может быть опасным, потому что…

- Возможно Коля обиделся потому, что, и т д…

  • Система семейных табу: то, что в вашей семье нельзя делать ни под каким предлогом и не под каким видом.
  • Единый способ реагирования на нарушения табу

 Единый способ воспитания (возможны компромиссы, но недопустимо- когда у мамы нельзя, а у бабушки- можно).

Как играть с таким ребенком?
Подбирая игры, особенно подвижные, необходимо учитывать особенности детей: дефицит внимания, двигательная активность, импульсивность, быструю утомляемость, неумение длительное время подчиняться групповым правилам. В игре трудно дождаться своей очереди и считаться с интересами других. Желательно использовать игры с четкими правилами, способствующие развитию внимания.

«Давайте поздороваемся»: 1 хлопок — здороваемся за руку, 2 хлопка – плечиками, 3 хлопка — спинками.
 «Ласковые лапки». 6-7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточка, бусы, вата. Все выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; родитель объясняет, что по руке будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными. Вариант игры: «звере» будет прикасаться к щеке, колену, ладони.

 «Найди отличие». Ребенок рисует несложную картинку (котик, домик) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок меняются местами.
 «Кричалки-шепталки-молчалки» 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную руку — «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — «шепталка» — можно тихо передвигаться и шептаться; на сигнал «молчалка» — синяя ладонь — дети должны замереть на одном месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует молчалками.

Упражнения, направленные на развитие произвольности и самоконтроля:
«Черепаха».
«Кричалки- шепталки- молчалки».
«Говори».
«Царевна Несмеяна».

Упражнения на снижения импульсивности и агрессивности:
«Крик в пустыне».
«Два барана».
«Рубка дров».

Упражнения, направленные на развитие концентрации внимания:
«Кто летает?».
«Сантики-фантики-лимпопо».
«Считалочки-бормоталочки».

Ну и самое главное - гиперактивным детям особенно необходима уверенность в безусловной родительской любви и принятии. Ребенку жизненно важно знать и чувствовать, что мама и папа любят его таким, какой он есть, независимо от его поведения и поступков. Любят просто потому, что Он есть в их жизни. Почаще говорите об этом своим детям!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Индивидуальный подход к ребенку"

в воспитание детей с различными индивидуальными особенностями важно операться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательное их проявление....

Консультация для родителей "Индивидуальный подход к ребенку"

Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для фор...

Консультация для родителей: «Индивидуальный подход к ребенку»

Все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования опр...

Консультация для родителей "Индивидуальный подход к детям с разными темпераментами"

Консультация для родителей "Индивидуальный подход к детям с разными темпераментами"...

Консультация для родителей "Индивидуальный подход к одаренному ребенку"

Кажется, что одаренный ребенок – это сплошь радость и веселье, ведь и успехов такой малыш достигает быстро и возможно, сразу в нескольких областях, да и вообще – со стороны все выглядит не...

Консультация для родителей "Индивидуальный подход к детям с разными темпераментами"

Консультация для родителей "Индивидуальный подход к детям с разными темпераментами"...

Консультация для родителей "Индивидуальный подход к ребенку"

Консультация для родителей из опыта  работы педагога...