ТРИЗ-технологии в детском саду
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Володина Лариса Вячеславовна

Поиск путей и средств формирования ключевых компетентностей у детей - актуальная проблема сегодняшнего дня для многих педагогов. Важной составляющей данного направления работы является выбор педагогической технологии, способствующей формированию ключевых компетентностей у дошкольников.

Одной из технологий, которые могут быть использованы педагогами в ходе формирования ключевых компетентностей детей дошкольного возраста, является педагогическая технология, основанная на ТРИЗ (теории решения изобретательских задач). Данная технология развивает у детей системное мышление и творческое воображение, обеспечивает умение работать с любыми информационными потоками, систематизировать, классифицировать и преобразовывать объекты и явления окружающей действительности, решать проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravneniya_i_zagadki._metodicheskie_rekomendatsii.docx28.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Составляем сравнения, загадки и метафоры».

Тема: «Делаем сравнения».

Вашему ребенку важно научиться делать сравнения

не только для развития активной речи,

но и для формирования мыслительной операции аналогии.

Цель: усвоение детьми общего способа составления сравнений.

Наглядность: сделать пособие «Учимся сравнивать». Возможные размеры: высота 5-7 см. длина 20-25см.:

=

набор предметных картинок с изображением объектов, которые можно сравнить по какому-либо признаку.

Например: солнце – цыпленок по цвету желтые, лужа – облако по форме овальные и т.д.

Задание № 1 «Ищем общее» (с 2, 5 лет)

Предложите вашему малышу две картинки с изображением объектов, которые одинаковые по форме, или по цвету, или по действию.

Например:

Одна картинка с изображением солнца, а другая с изображением цыпленка. Оба объекта одинаковые по цвету.

Расположите их друг за другом с промежутком.

Картинка с изображением желтого солнца

Картинка с изображением желтого цыпленка

«Прочитайте» получившееся сравнение: «солнце желтое, такое же, как цыпленок». В свободном промежутке можно поставить (даже для совсем маленьких детей), написанные печатными буквами слова «такое же, как».

Подбирайте парные картинки, которые похожи по какому-то признаку и ставьте их вряд с промежутком:

 Например:

Заяц – мяч. Они похожи между собой по действию (прыгают). Получается фраза: «Мяч прыгает так же, как заяц».

Задание № 2 «Учимся сравнивать» (3 – 4 года).

Предложить ребенку, сделанную из бумаги табличку «Учимся сравнивать». Выбрать две картинки с изображением объектов похожих по какому-либо признаку и расположить их на крайние ячейки справа и слева.

Например:

Картинка с изображением ежика

такое же, как

Картинка с изображением кактуса

«Прочитать» получившееся сравнение: «ежик колючий такой же, как кактус».

Обсудить с ребенком, по какому признаку было сравнение (признак рельефа). В пустых ячейках поставить схему имени признака «рельеф».

«Прочитать» получившееся сравнение: «ежик по рельефу колючий такой же, как колючий кактус».

Картинка с изображением объекта 1

Схема имени признака.

такое же, как

Схема имени признака

Картинка с изображением объекта 2

   Рекомендуется менять картинки местами, не меняя схемы имени признака. Проговаривать получившиеся сравнения:

Например: «кактус такой же колючий по рельефу, как и ежик».

Задание № 3 «Знаю, как надо сравнить объекты» (с 5 лет).

Попросить ребенка объяснить, как пользоваться табличкой сравнения:

такое же, как

Создавать условия, что бы ребенок сам подбирал картинки и схемы признаков для составления сравнений и их зарисовывал.

На заметку.

      При обучении сравнениям важно помнить, что главная цель: усвоение МОДЕЛИ составления сравнений.

     Фраза получается образной, если сравниваемые объекты относятся к разным классификационным группам. Например: объект не живой природы -солнце по цвету желтое сравнивается с объектами живой природы желтого цвета (цыпленок, одуванчик) или объектом рукотворного мира – электрической лампочкой.

     Побуждать детей 5-7 лет самостоятельно составлять сравнения без опоры на таблицу, выбирая характерные признаки объекта.

Тема: «Составление загадок».

Умения составлять загадки нужны

для упражнения в создании аналогий и для развития активной речи описательного характера.

Общий способ создания загадок описательного типа основан на модели составления сравнений.

Цель: усвоение детьми обобщенных способов составления образных сравнений комплексного характера.

Оборудование: сделать пособие «Подарок тетушки Загадушки». Возможные размеры – формат листа А4, разлинованный следующим образом:

Простой карандаш или фломастер черного цвета.

Набор объектов или картинок, на которые будут составляться загадки.

Значки, обозначающие признаки (см. схемы имен признаков).

Задание № 1. «Первый секретный подарок тетушки Загадушки».

 (с 4 лет)

Предложите вашему ребенку секретный подарок тетушки Загадушки: конкретный объект или картинку объекта и таблицу с заполненной верхней строчкой.

Например:  картинка спелого подсолнуха и табличка:

Значок имени признака

Какой?

Что такое же?

Из набора значков, обозначающих признаки, в левую часть таблицы поочередно ставить какую – либо схему признака (например – выставляется значок имени признака «Цвет»). Предложить самому ребенку прочитать по схемам вопрос: «Какой подсолнух по цвету?». Поощрять возможные ответы ребенка и отмечать оригинальные. Например. Из ответов: «желтый, желто-зеленый, лимонный, солнечный, яркий, светящийся», желательно выбрать самое интересное описание. В данном случае, это может быть светящийся по цвету.

В среднем столбике надо обозначить выбранное слово «светящийся» печатными буквами. Даже если ребенок не читает, он запоминает это слово (или первую букву слова) как знак.

В крайнем правом столбике надо указать схемами 2-3 объекта, у которых может быть признак «светящийся».

Например: монетка, солнце, золотое колечко и др.

Значок имени признака

Какой?

Что такое же?

Схема признака «цвет»

Слово, написанное сокращенно печатными буквами «свет...»

Схематическое изображение

 монетки,

 солнца,

 золотого кольца

Далее заполняется средняя строчка по признаку «часть».

Например:

Значок имени признака

Какой?

Что такое же?

Схема признака «цвет»

Слово, написанное сокращенно печатными буквами «свет...»

Схематическое изображение

 монетки,

 солнца,

 золотого кольца

Схема признака «часть»

Слово, написанное сокращенно печатными буквами

 с «ЯЧЕЙКАМИ»

Схематическое изображение

соты в улье,

шахматная доска,

клетчатое платье

Далее заполняется нижняя строчка по признаку «форма».

Значок имени признака

Какой?

Что такое же?

Схема признака «цвет»

Слово, написанное сокращенно печатными буквами «свет..»

Схематическое изображение

 монетки,

 солнца,

 золотого кольца

Схема признака «часть»

Слово, написанное сокращенно печатными буквами

 с «ЯЧЕЙКАМИ».

Схематическое изображение

сот в улье,

шахматной доски,

клетчатого платья

Схема признака «форма»

Слово, написанное сокращенно печатными буквами

«резной».

Схематическое изображение

заборчика,

зубчиков,

снежинок.

После заполнения таблицы убираются значки признаков в левой части таблицы, вводятся слова связки «как…» или «но не…» и читаются с опорой на таблицу разные варианты загадок про этот объект.

 Это и есть первый секретный подарок от бабушки Загадушки.

Например:

Могут получиться такие варианты загадок про подсолнух:

«Светящийся, как монетка,

С ячейками как улей,

Резной, но не заборчик».

Или     «Светящийся, но не солнышко,

            С ячейками, но не клетчатое платьице,

            Резной, как заборчик».

 

  Дорогие взрослые, дайте возможность самому ребенку компоновать сравнения. Он думает, что составляет загадку, а на самом деле обогащает свое мышление и образную речь.

Желательно схематизировать получившиеся загадочные тексты, складывать их в коробочку подарков Загадушки и время от времени вспоминать составленные загадки.

Задание № 2.  «Второй секретный подарок тетушки Загадушки».

 (с 4 лет)

Методика работы со второй моделью аналогична предыдущей работе с первой моделью.

Перед детьми располагается таблица, которая постепенно заполняется   (сначала в серединном столбце, а потом в правой части таблицы).

Значок имени признака «Действие»

Что делает?

Кто или что делает так же?

Д-1

Д-2

Д-3

Получается, что сравнение идет по разным действиям одного объекта.

Например: составление загадки про ежика.

  • Какие действия совершает ежик?
  • Пыхтит (д-1), собирает (д-2), сворачивается (д-3).
  • Пыхтит, как  кто или что?
  • Пыхтит, как новенький паровозик (сравнение на основе завышения свойств).
  • Пыхтит, как сломанный чайник (сравнение на основе занижения свойств).
  • Собирает, как хорошая хозяйка (сравнение на основе завышения свойств).
  • Собирает, как жадина (сравнение на основе занижения свойств).
  • Сворачивается, как сухой листочек (сравнение на основе занижения свойств).
  • Сворачивается как новенький кулечек (сравнение на основе завышения свойств).

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом, используя связки «как…» или «но не…».

ПР: составление загадки про ежика на основе завышения свойств: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как хорошая хозяйка, сворачивается, но не новенький кулечек».

ПР: составление загадки про ежика на основе занижения свойств: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не жадина, сворачивается но не сухой листок».

Задание № 3. «Третий секретный подарок тетушки Загадушки».

 (с 4,5 лет)

Особенность освоения этой модели является то, что ребенок сравнивает объект по общему очертанию с каким либо другим объектом, а затем находит различие по какому-то признаку (часть, размер, материал, цвет, действие и др).

На что похоже?

Чем отличается?

                  Значок имени признака  

Составление загадки про слона.

На что похоже?

Чем отличается?

                  Значок имени признака  

шкаф

живой

материал

дом с колоннами

есть уши

часть

фонтан

ходит

действие

Как шкаф, но живой;

дом, но с ушами;

как фонтан, но ходит.

Например: составление загадки про гриб:

  • На что похож гриб? -  На мужичка.
  • А чем отличается от мужичка?  -  У гриба нет бороды.
  • По какому признаку отличается? – По признаку «часть»
  • Еще на что похож? - На дом, но без окон. – Опять признак «Часть»
  • А еще? - На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка, а у гриба – толстая ножка.

                   Значит, ставим значки признаков «Часть» и «Размер».

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Задание № 4. «Четвертый секретный подарок тетушки Загадушки». (с 5 лет).

Данная модель включает в себя математические признаки.

Количество

Частей.

Часть объекта.

На что похоже?

Математическая загадка составляется на объекты, где можно выделить и посчитать характерные части.

Загадка про настенные часы.

Количество

Частей.

Часть объекта.

На что похоже?

1

циферблат

Тарелка, луна (планета), цирковая арена.

2

стрелки

Линейки, палочки, указатели.

12

цифр

Человечки, семечки, зверята, звездочки.

Текст загадки формируется свободно по сюжету и действиям объектов.

Из данной таблицы могут получаться тексты:

«На тарелке две палочки семечки отсчитывают».

Или

«Два указателя на одной Луне двенадцатью человечками играют».

Или

«На круглой планете две стрелки двенадцать звездочек в круг выстраивают».

Или

«На цирковой арене две палочки двенадцать зверят каждый час дрессируют (тренируют)».

Например: составление загадки про ножницы:

Количество

Частей.

Часть объекта.

На что похоже?

2

лезвия

Зубы акулы, ножи, клюв.

1

гвоздик

Мужичок, маленькая птичка, мальчик-с-пальчик.

2

держатели

Кольца, буквы «О», обручи.

Могут получиться тексты:

«Один мужичонка, двумя кольцами зубы акулы придерживает».

«Маленький мальчик двумя ножами буквы «О» прописывает».

«Два обруча с двумя клювами  одной пташкой удерживается».

Задание № 5. «Мои подарки тетушке Загадушке».

(с 5,5 лет)

Предложить ребенку самостоятельно выбрать модель загадки, картинку какого-то нового объекта и составить загадку (загадки) в подарок тетушке Загадушке.  

На заметку.

В работе с детьми дошкольного возраста используются четыре основные модели составления загадок. Задача взрослого не в том, что бы составить большое количество загадок с банальными сравнениями, а в том, что бы ребенок УСВОИЛ СПОСОБ комплексного описания объекта и выбирал при этом оригинальные слова.

     

Тема: «Составление метафор (загадочных фраз)»

(с 6 лет).

Важно вашему ребенку уметь составлять метафору не только для развития образной речи, но и для формирования мыслительных операций описания объектов по скрытым признакам и развития символических аналогий.

Цель: усвоение детьми общего способа описания объекта, основанного на скрытом сравнении.

Задание № 1. «Говорим загадочно».

Ребенок 6-7 лет может самостоятельно создавать фразу метафорического плана после усвоения модели составления метафоры.

Модель составления метафоры:

  1. Определяется Объект - 1, о котором составляется метафора (например: радуга).
  2. Выявляется признак (например: разноцветная).
  3. Выбирается Объект  - 2 с таким же признаком (например: цветочная поляна).
  4. Определяется место Объекта 1 (например: небо после дождя).
  5. Объединяются:  Объект 2 (цветочная поляна) и место Объекта 1 (небо после дождя) для составления метафорической фразы (Например: «цветочная поляна неба после дождя»).
  6. Составляется варианты развернутых предложений с этим словосочетанием (Например: «Цветочная поляна на небе ярко засветилась после дождя», «Небо после грозы засияло как цветочная поляна»).

Примечание

При создании метафоры по этой модели  в развернутых предложениях не используются слова, обозначающие объект № 1 и его признак. Фактически мы имеем дело с загадочной фразой, в которой неявно обозначен объект с его специфическим признаком.

Примеры метафор, составленные детьми 6-7 лет:

1. Метафора про дождь. Дождь капает, как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (у объекта находится место).

 Слова для метафорической фразы: «слезы туч».

Метафорические фразы: «Осенью тучи часто льют свои слезы», «Слезы туч были очень грустными и холодными». 

2. Метафора про снег. Снег  кружится, как балерина (сравнение с объектом). Снег идет с зимнего неба (у объекта находится место).  

Слова для метафорической фразы: «балерины зимнего неба».

Метафорические фразы: «Темной ночью кружились балерины зимнего неба», «Белоснежные балерины зимнего неба окутали город».

Задание № 2. «Тайна двойного».

Метафорическая фраза может основываться на оксюмороне - это словосочетание, построенное на противоречивых свойствах одного объекта. Например: «горячий снег» или «холодное сердце».

Модель составления метафоры по типу оксюморона:

  1. Выбирается объект. Лучше всего взять объект неживой природы или рукотворного мира. (Например: вода).
  2. Обозначаются признаки этого объекта. (Например: вода – бесцветная, без запаха, без вкуса).
  3. К каждому признаку добавить антоним – противоречивое слово. (Например: бесцветная – разноцветная; без вкуса - вкусная).
  4. Предложить ребенку составить про объект противоречивое сочетание и объяснить «тайну двойного», почему так можно сказать. (Например: вода – это бесцветная разноцветность, потому что сама она цвета не имеет, но на солнце может переливаться всеми цветами радуги. Вода – безвкусная вкусность, потому что вкуснее нет ничего, когда ты хочешь пить).

Родителям на заметку.

 Успешность освоения загадочны фраз будет зависеть от того, насколько  ребенок наблюдателен. Помогите дошкольнику увидеть в снеге кружащихся танцовщиц (метафора) или в радуге тревожное спокойствие (оксюморон).

Обучение детей составлению метафор будет наиболее успешным, если возвращаться к модели и проговаривать правила создания. Не обязательно детям называть слово «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ - технология в детском саду

Использование ТРИЗ - технологии в детском саду. Собрано из различных источников интернета....

Выступление на педагогическом совете "ТРИЗ – технологии в детском саду"

В центре внимания ТРИЗ – педагогики – человек творческий и творящий, имеющий богатое гибкое системное воображение....

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательной экспериментальной деятельности с применением ТРИЗ-технологий в подготовительной группе детского сада на тему: "Свойства воздуха"

Цель: формировать представление детей о воздухе  и его свойствах.Образовательные задачи:-       систематизировать и уточнить представление детей о свойствах воздуха-...

ТРИЗ – технологии в детском саду

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить  этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Ум детей не ...

Что такое ТРИЗ? ТРИЗ-технологии в детском саду. Теория решения изобретательских задач

Сегодня есть много методик для воспитания ребенка всесторонне развитой личностью. Одна из них - ТРИЗ. Что такое может обозначать данная аббревиатура? Это теория решения изобретательских задач. Что же ...