Конспект открытого интегрированного занятия по познавательной экспериментальной деятельности с применением ТРИЗ-технологий в подготовительной группе детского сада на тему: "Свойства воздуха"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Азизова Татьяна Алексеевна

Цель: формировать представление детей о воздухе  и его свойствах.

Образовательные задачи:

-       систематизировать и уточнить представление детей о свойствах воздуха

-       расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека

-       учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов

-       учить приёмам исследовательской деятельности через технологии ТРИЗ, опыты и экспериментирования

Развивающие задачи:

-       развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования

-       развивать умение делать выводы и заключения

-       развивать мышление, воображение, любознательность

-       развивать наблюдательность, речь, находчивость, умение рассуждать

Воспитательные задачи:

-       воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха

-       формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА №657 дошкольное отделение 1

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательной экспериментальной деятельности с применением ТРИЗ-технологий в подготовительной группе детского сада на тему:

"Свойства воздуха"

Конспект подготовила

и  провела воспитатель

Азизова Т.А.

Москва 2016г.

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательной экспериментальной деятельности с применением ТРИЗ-технологий в подготовительной группе детского сада на тему:

"Свойства воздуха"

Цель: формировать представление детей о воздухе  и его свойствах.

Образовательные задачи: 

  • систематизировать и уточнить представление детей о свойствах воздуха
  • расширить представления детей о значимости воздуха в жизни человека
  • учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов
  • учить приёмам исследовательской деятельности через технологии ТРИЗ, опыты и экспериментирования

Развивающие задачи:

  • развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования
  • развивать умение делать выводы и заключения
  • развивать мышление, воображение, любознательность
  • развивать наблюдательность, речь, находчивость, умение рассуждать

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха
  • формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе

Используемые материал: набор букв; мольберт; картинки с изображением дерева, человека, катера, мельницы, спасательного круга, воздушного шара, стакана, цветка, фена, вентилятора; емкость с водой; стаканы; салфетки; баночки; ленты на палочке; дудочки по количеству детей; 1 воздушный шарик; газированная вода; изюм; "ракета"; 2 стойки с конусами; нитка; трубочка для коктейля

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдение на прогулках, беседы о воздухе и его роли в жизни человека

Ход занятия:

Дети вместе с воспитателем  встают в круг и берутся за руки.

Собрались все дети в круг,

Ты - мой друг и я твой друг !

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

- Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся

и подарим  свою восхитительную улыбку.

Мы исследование начинаем

Интересно здесь бывает

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать!

Возьмёмся за руки друзья

Исследовать мир поведу вас я!

Сегодня мы с вами будем исследователями.  У меня на столе лежат картинки с зашифрованным  словом  о чем мы будем сегодня говорить и что будим исследовать.

Дети по очереди подходят к столу, поднимают картинку и называют что там изображено.

ведро - назовите первый звук -       "В"

сом - назовите гласный звук -         "О"

зонт - назовите первый звук -          "З"

пруд - назовите последний звук -    "Д"

утка- назовите первый звук -           "У"

горох - назовите последний звук -  "Х"

 Первую карточку с буквой прикрепляет воспитатель, а остальные крепят дети.

Итак – какое слово у нас получилось? Правильно, мы будем исследовать– ВОЗДУХ.

Как вы думаете, ребята, что такое воздух? 

Выслушиваем ответы детей.

Воспитатель: я предлагаю в процессе разных экспериментов узнать ответ на этот вопрос. Давайте рядом со словом "Воздух" поставим вопросительный знак.

 Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы от палящих лучей Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней.

Куда бы мы ни пошли, куда бы мы ни поехали по морю или по суше везде есть воздух.

Воспитатель: А кто из вас, ребята, видел воздух? Я тоже его не вижу в нашей группе, но я знаю, что он здесь есть. И сейчас вместе с вами в этом убедимся.

Опыт  1. Как обнаружить воздух.

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Давайте его сложим. Что в нём?

Плоский, маленький в пакете ничего нет, он пустой.

Давайте поймаем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом? Воздух занял всё место в пакете.

О. д. : Пакет надулся, стал  упругий. Он полон воздуха, и похож на подушку.

 Ребята, как вы думаете. Что еще можно надуть воздухом? (шарик, спасательный круг, мяч, шину колеса)

Посмотрите, имеет ли воздух цвет?  он бесцветный, прозрачный

Воспитатель: развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

О. д. В нём нет воздуха, он весь вышел.

Опыт №2 "Имеет ли воздух запах?"

Давайте вдохнем воздух (дышим глубоко), имеет ли воздух запах? Правильно – сам воздух не имеет запаха. Но может его переносить.

Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться.

В баночках были вещества с разными запахами. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

О. д: У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.

Воспитатель: Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Воспитатель: Какой мы сделаем вывод? Отметим на нашей схеме на доске: воздух прозрачный, бесцветный, не видимый, не имеет запаха.

Опыт №3 "Воздух занимает место" 

Воспитатель: ребята, посмотрите у меня в руках стакан. Как вы думаете он - пустой?

Предположения детей

Вот сейчас мы и проверим

Возьмите салфетки, внимательно посмотрите, бумага сухая. Хорошо сомните салфетку и поместите в стакан. Переверните стакан вверх дном и медленно опускайте его в  тазик с водой. Стакан надо держать прямо. Продолжайте погружать стакан в воду, пока он не коснется дна. Затем достаньте стакан из воды и снова проверьте салфетку. Она намокла или нет?

О. д.

Воспитатель: Почему бумага осталась сухой?

О . д: В стакане есть воздух, он не пропускает туда воду.

Вывод: воздух занимает место

      (отметить на схеме)

Физкультминутка:

Мы сидели, мы устали,

Воздух дружно изучали,

А теперь пришла пора

 Отдохнуть нам детвора.

Встали дружно ,  потянулись,

Хлопнули в ладоши раз , два , три

Повернулись и друг дружке улыбнулись.

Наклонились, раз и два,

Чтобы не болела голова

И закончили зарядку

Тихо , тихо сев  за парту.

Ребята вы хотите узнать ещё одно свойство воздуха?

О.Д: Да

Опыт №4 "Воздух легче, чем вода"

«Дрессированные изюминки»

Воспитатель: Перед вами стакан с газированной водой, а вы положите в него несколько изюминок. Изюминки  упали на дно...

Вначале изюминки тонут, т. к. они тяжелее воды, затем пузырьки воздуха из газированной воды (они напоминают маленькие воздушные шары) облепляют изюминки и они всплывают на поверхность.

Вывод: Воздух легче воды, поэтому воздушные пузырьки и поднимают изюминки на поверхность.

Опыт № 5 «Ракета»

Воспитатель: а сейчас мы узнаем ещё одну тайну воздуха. Как вы думаете воздух может двигать предметы?

Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт. Начинаем отсчёт: 5, 4, 3, 2, 1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому) .

Воспитатель: Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?

О. д : Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался. Воздух, вырываясь из шарика, заставляет ракету  двигаться в перёд, такой же принцип используется в реактивных двигателях

Вывод:. Воздух может двигать предметы.

Опыт №6 "Можно ли услышать воздух?"

Воспитатель: Возьмите дудочки. подуйте в них. Что мы слышим?

О. д: Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.

Воспитатель: Подуйте в них сначала слабо, потом сильнее. Чем отличается звучание?

Вывод: Когда дрожит воздух, возникает звук, и тогда мы можем его услышать. Чем сильнее мы дуем, тем громче звук. Звуки распространяются по воздуху.

Игра "Теремок"

Я - воздух, я впущу тебя в теремок, если ты скажешь, как ты связан со мной.

Я - ветряная мельница, воздух вращает мои крылья, и я мелю зерно.

Я - дерево, я делаю воздух чище.

Я - надувной круг, я надуваюсь с помощью воздуха.

Я - катер, ученые изобрели катер на воздушной подушке.

Я - воздушный шар, я поднимаюсь вверх от теплого воздуха.

Я - стакан, во мне тоже есть воздух, но он невидим.

Я - человек, мне нужен свежий воздух, чтобы жить.

Я - цветок, я дышу воздухом.

Я - фен, я сушу волосы теплым воздухом.

Я - вентилятор, я могу охлаждать моторы, помещения.

- Ребята, как вы думаете, что произошло бы, если бы не было воздуха? (Все живое погибло, так как и растениям, и животным, и человеку необходим воздух, чтобы дышать)

Стихотворение "Ветерок"

Ты и легкий, и прозрачный,

И не видим ты нигде,

Ни на улице, ни дома,

Ни на крыше, ни в трубе.

Без тебя не жить природе,

Воздух, воздух, наш дружок!

Побежишь скорей в дорогу,

Превратишься в Ветерок.

(читает ребёнок)

Ребята , так что же такое ветер? (это движение воздуха)

А давайте поразмышляем. Как вы думаете , ветер - это хорошо или плохо?

Игра-дискуссия "Хорошо-плохо"

Ветер - это хорошо. Почему? (В жару ветер приносит прохладу. В засуху ветер приносит дождевые облака. Ветер вращает ветряные мельницы. Когда есть ветер, можно кататься на парусных яхтах .Можно запускать воздушного змея.  Ветер переносит семена растений).

Ветер - это плохо. Почему? (Когда дует ветер - холодно. Ветер приносит дождевые облака, и нельзя гулять. От сильного ветра могут даже деревья упасть, Сильный ветер может снести крышу дачного дома, от сильного ветра

можно простудиться и заболеть.

Да , ребята ветер бывает тихий и ласковый ,а бывает  порывистый и злой.

Пластический этюд «Ветерок»

Воспитатель: Ребята, я предлагаю поиграть в игру “ветерок”. Вы будете изображать тихий ласковый теплый ветерок, который будет играть с лентами. Музыка будет вам помогать подбирать интересные разнообразные движения.

Звучит музыка, дети двигаются с лентами. Музыка становиться все тише и тише, и замолкает.

Воспитатель: Все молодцы, очень красиво изображали ветерок

Итог занятия

А теперь, ребята, давайте подведем итог нашим исследованиям – что мы сегодня узнали о воздухе. Я вам предлагаю взять со стола  2 круга. Один красный и один зеленый.  Вы смотрите на нашу схему исследования свойств воздуха,  по очереди задаёте  вопрос или   говорите  утверждение, а остальные дети поднимают кружки. Если вы согласны - поднимите зеленый кружок, если нет, то красный. Давайте попробуем.

1.Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим (Да) зелёный

2. Воздух имеет цвет (Нет) красный

3. Воздух имеет запах (Нет) красный

4. Воздух занимает пустое место (Да) зелёный

5. Воздух тяжелее воды (Нет) красный

6. Воздух может двигать предметы (Да) зелёный

7. Воздух можно услышать (Да) зеленый

8. Человек может жить без воздуха  (Нет) красный

9. Воздух окружает нас со всех  сторон  (Да) зеленый

10 Движение воздуха -это ветер (Да) зелёный

Можно ли мне убрать знак «?» (вопроса), который мы поставили в начале занятия?

Воспитатель достаёт коробочку с подарками для детей

Ребята вы сегодня были настоящими исследователями и я хочу  поблагодарить вас за  плодотворную работу. И  подарить вам подарки. Они тоже связаны с  воздухом.(Мыльные пузыри).

Конец занятия.

Список используемой литературы

1.Зубкова Н.М. "Научные ответы на детские почему".Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет 2009 г.

2.Куликовская И. Э. "Детское экспериментирование" 2005 г.

3.Тугушева Г. П .Чистякова А. Е." Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста" 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по познавательному развитию с использованием конструктора LEGO WeDo в подготовительной группе детского сада "Путешествие в Африку"

Занятие по познавательному развитию с использованием конструктора LEGO WeDo на  тему  «Путешествие в Африку» способствует развитию интереса детей к живой природе. Представленное занятие напр...

Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ОВЗ "В мире профессий"

В процессе веселой встречи со сказочным персонажем - Незнайкой, занимательных игр и обучающих заданий на уроке с учителем, а также, познавательной беседы с врачом, дети узнали много нового и интересно...

Конспект открытого интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельности в средней группе на тему: " Волшебница - вода".

Конспект открытого интегрированного занятия по опытно - экспериментальной деятельностив средней группена тему: " Волшебница - вода"....

Конспект открытого интегрированного занятия по опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста на тему: «Волшебная - вода»

Цель:Уточнить и дополнить знания детей о свойствах воды, вызвать потребность проверки информации путём опытно – экспериментальной деятельности....

Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста

Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с применением технологии «Ситуация» в подготовительной группе.

Тема: «Исследуем бумагу на прочность»Задачи:Расширять представления детей о свойствах бумаги: гибкость, увеличение прочности, при изменении формы.Закрепить основные свойства бумаги.Уз...