Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с применением технологии «Ситуация» в подготовительной группе.
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Постник Ольга Фёдоровна

Тема: «Исследуем бумагу на прочность»

Задачи:

  1. Расширять представления детей о свойствах бумаги: гибкость, увеличение прочности, при изменении формы.
  2. Закрепить основные свойства бумаги.
  3. Узнать, может ли бумага служить мостом.
  4. Развиватьлюбознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.
  5. Создать условия для развития положительных эмоций, активности и самостоятельности.

Материал: альбомные листы бумаги, опоры для моста  на каждого ребёнка; картинки: свойства бумаги и других  предметов.

Ход занятия.

Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь.

(Воспитатель собирает детей около себя)

- Ребята, любите ли вы смотреть мультфильмы?

-Какие мультики вам больше нравятся?

-А про кого этот мультфильм, послушайте загадку?

На одной лесной опушке
Мишка спит зимой в избушке,

Летом в шахматы играет,

Рыбу ловит, не скучает.
Но его привычный быт,

 Нарушает смех и визг,
Мяч в окне, компот разлит…
Кто скажите,  так шалит?

(дети отвечают)

-Ну, конечноже, этоМаша, из мультфильма «Маша и Медведь»? (Воспитатель показывает детям игрушки Маши и Медведя).

- Маша и Медведь отправились в путешествие.  Но вот беда, их путь преградила река. А вот моста через реку нет. Хотите помочь Маше и Медведю перебраться на другой берег?  (Ответы детей)

- Сможете?

Основная часть:

Актуализация знаний

Дидактические задачи:

1) актуализировать представления о свойствах и видах бумаги;

2) тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.

-  Очень хорошо.  А как именно вы можете им помочь?   (Ответы детей).

- Ребята, а можно из бумаги построить мост?  (Ответы детей)

- Какими свойствами обладает бумага? 

 Воспитатель предлагает детям выбрать картинки со свойствами бумаги и рассказать о выбранном свойстве.

 (дети выбирают картинки и рассказывают б известных им  свойствах бумаги)

Свойства бумаги:

1.Бумага мнется.

2. Бумага рвется.

3. Бумагу  можно резать.

4. Бумага намокает.

5. При смятии бумага издает звук.

6. Бумага летает.

7. Бумага горит.

8. Из бумаги можно делать поделки.

- Ребята, найдите в нашей лаборатории предметы, сделанные из бумаги.

Дети находят предметы из бумаги и называют их.

Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

2) развивать речь.

-  Ребята, я предлагаю вам построить мост из бумаги, которая лежит на столе. Для моста необходима опора.   Сделайте из двух брусков и листа бумаги мост. (Дети строят мост)

- Поставьте на мост брусок.   Что произошло с мостом?  (Мост прогнулся. Возникает затруднение)

- Смогли ли вы построить мост? (нет)

- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, как построить  прочный мост)

«Открытие» нового знания

Дидактические задачи:

1) сформировать опыт самостоятельного выполнения задания и эмоционального переживания радости открытия;

2) развивать концентрацию внимания, мелкую моторику.

- Что нужно сделать, когда что-то не знаешь? (Спросить у того, кто знает)

(Воспитатель предлагает детям сложить лист бумаги гармошкой. Дети складывают лист бумаги гармошкой, проверяют, выдержит ли он брусок)

- А теперь у вас получилось построить мост?

- Почему же теперь мост не прогнулся? (Ответы детей)

- Мост не прогнулся, потому что мы увеличили прочность бумаги, путём складывания её гармошкой.

Включение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи:

1) развивать умение делать из листов, сложенных гармошкой, дом для Маши и Медведя.

2) развивать пространственное воображение.

3) расширять коммуникативные способности.

- Маша и Медведь благодарны вам за мост.  По мосту они перебрались через реку, а тут и о ночлеге надо подумать.

- Ребята, поможем нашим героям сделать домик для ночлега?

-  Как вы будете его делать?  

(Дети вместе с воспитателем обсуждают,  из чего состоит дом и как сделать его прочным)

- Ребята, какой у вас красивый домик получился.

Заключительная часть:

Осмысление

Дидактические задачи:

1) восстановить в памяти детей то, что они делали;

2) создать ситуацию успеха;

3) развивать уверенность в своих силах и способностях.

(Воспитатель собирает детей около себя)

- Кому вы сегодня помогали?

- Были ли у вас трудности?

- Смогли ли вы их преодолеть?

- Какие знания вам помогли построить прочный мост и дом?

Воспитатель хвалит детей за то, что они смогли сделать прочный мост и крепкий дом, потому что узнали, как сделать прочной бумагу.

    

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с применением технологии «Ситуация» в подготовительной группе.

Тема: «Исследуем бумагу на прочность»

Задачи:

  1. Расширять представления детей о свойствах бумаги: гибкость, увеличение прочности, при изменении формы.
  2. Закрепить основные свойства бумаги.
  3. Узнать, может ли бумага служить мостом.
  4. Развиватьлюбознательность, интерес к исследовательской деятельности, логическое мышление и речь.
  5. Создать условия для развития положительных эмоций, активности и самостоятельности.

Материал: альбомные листы бумаги, опоры для моста  на каждого ребёнка; картинки: свойства бумаги и других  предметов.

Ход занятия.

Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность, развивать речь.

(Воспитатель собирает детей около себя)

- Ребята, любите ли вы смотреть мультфильмы?

-Какие мультики вам больше нравятся?

-А про кого этот мультфильм, послушайте загадку?

На одной лесной опушке
Мишка спит зимой в избушке,

Летом в шахматы играет,

Рыбу ловит, не скучает.
Но его привычный быт,

 Нарушает смех и визг,
Мяч в окне, компот разлит…
Кто скажите,  так шалит?

(дети отвечают)

-Ну, конечноже, этоМаша, из мультфильма «Маша и Медведь»? (Воспитатель показывает детям игрушки Маши и Медведя).

- Маша и Медведь отправились в путешествие.  Но вот беда, их путь преградила река. А вот моста через реку нет. Хотите помочь Маше и Медведю перебраться на другой берег?  (Ответы детей)

- Сможете?

Основная часть:

Актуализация знаний

Дидактические задачи:

1) актуализировать представления о свойствах и видах бумаги;

2) тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь, коммуникативные качества.

-  Очень хорошо.  А как именно вы можете им помочь?   (Ответы детей). 

- Ребята, а можно из бумаги построить мост?  (Ответы детей)

- Какими свойствами обладает бумага? 

 Воспитатель предлагает детям выбрать картинки со свойствами бумаги и рассказать о выбранном свойстве.

 (дети выбирают картинки и рассказывают б известных им  свойствах бумаги)

Свойства бумаги:

1.Бумага мнется.

2. Бумага рвется.

3. Бумагу  можно резать.

4. Бумага намокает.

5. При смятии бумага издает звук.

6. Бумага летает.

7. Бумага горит.

8. Из бумаги можно делать поделки.

- Ребята, найдите в нашей лаборатории предметы, сделанные из бумаги.

Дети находят предметы из бумаги и называют их.

Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

2) развивать речь.

-  Ребята, я предлагаю вам построить мост из бумаги, которая лежит на столе. Для моста необходима опора.   Сделайте из двух брусков и листа бумаги мост. (Дети строят мост) 

- Поставьте на мост брусок.   Что произошло с мостом?  (Мост прогнулся. Возникает затруднение)

- Смогли ли вы построить мост? (нет)

- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, как построить  прочный мост)

«Открытие» нового знания

Дидактические задачи:

1) сформировать опыт самостоятельного выполнения задания и эмоционального переживания радости открытия;

2) развивать концентрацию внимания, мелкую моторику.

- Что нужно сделать, когда что-то не знаешь? (Спросить у того, кто знает)

(Воспитатель предлагает детям сложить лист бумаги гармошкой. Дети складывают лист бумаги гармошкой, проверяют, выдержит ли он брусок)

- А теперь у вас получилось построить мост?

- Почему же теперь мост не прогнулся? (Ответы детей)

- Мост не прогнулся, потому что мы увеличили прочность бумаги, путём складывания её гармошкой.

Включение нового знания в систему знаний

Дидактические задачи:

1) развивать умение делать из листов, сложенных гармошкой, дом для Маши и Медведя.

2) развивать пространственное воображение.

3) расширять коммуникативные способности.

- Маша и Медведь благодарны вам за мост.  По мосту они перебрались через реку, а тут и о ночлеге надо подумать.

- Ребята, поможем нашим героям сделать домик для ночлега?

-  Как вы будете его делать?  

(Дети вместе с воспитателем обсуждают,  из чего состоит дом и как сделать его прочным) 

- Ребята, какой у вас красивый домик получился.

Заключительная часть:

Осмысление

Дидактические задачи:

1) восстановить в памяти детей то, что они делали;

2) создать ситуацию успеха;

3) развивать уверенность в своих силах и способностях.

(Воспитатель собирает детей около себя)

- Кому вы сегодня помогали?

- Были ли у вас трудности?

- Смогли ли вы их преодолеть?

- Какие знания вам помогли построить прочный мост и дом?

Воспитатель хвалит детей за то, что они смогли сделать прочный мост и крепкий дом, потому что узнали, как сделать прочной бумагу.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественному творчеству с использованием инновационных технологий для детей подготовительной группы «Волшебная рыбка»

На данном занятии формируем умение изображать фигуры способом пластилинографии на плоскости, создавая изображение в полуобъёме. ...

Конспект НОД по обучению детей ПДД с использованием технологии Ситуация в подготовительной группе

Конспект НОД  по обучению детей ПДД  с использованием технологии Ситуация  в подготовительной группе...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности с применение цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии" "Что такое звук?"

Цель: Формирование познавательно – исследовательской активности в условиях цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» на основе технологии проблемного обучения.Задачи: -...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха" с использованием технологии ТРИЗ (метод ММЧ)

В ходе эксперементальной деятельности ребята узнают, что МЧ воздуха выходят на поверхность воды. Воздух есть в порах овощей, фруктов и в древесине, это придаёт им выталкивающую из воды силу....