Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности на тему: "Свойства воздуха" в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сэротэтто Любовь Валерьевна

Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл serotetto_l._poznovatelno-issled.deyatelnost.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Панаевский детский сад «Красная шапочка»

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности

 «Свойства воздуха»

в подготовительной группе «Рябинка»

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/04/22/k_58fb72245cf94/410919_1.jpeg

Составитель: студентка 146 группы

специальности «Дошкольное образование»

Сэротэтто Любовь Валерьевна

                                                         

Панаевск 2020

Тема: Свойства воздуха

Цель: Формирование представлений о воздухе и его свойствах.

Задачи:

Образовательная: учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы, способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений.

Развивающая: развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования.

Воспитательная: воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга.

Тип занятия: Занятия усвоения новых знаний и умений, и закрепление имеющихся знаний.

Форма занятия: нетрадиционное- эксперимент

Продолжительность: 30 минут

Участники: воспитатель, дети

Возраст обучающихся: подготовительная группа 6-7 лет.

Оборудование и материалы: на каждого ребёнка – фартук, емкость с водой и трубочка, полиэтиленовый пакет, зубочистка, веер, киндеры с разными запахами (духи, лимон, лук, апельсин, чеснок, воздушный шарик, 2свечки, спички, карточки- символы, картины «Город» и «Деревня в лесу», кружочки красного и зеленого цвета.

Методы работы с детьми: наглядные, словесные,  практические.

Приемы: эксперименты, опыты, дидактическая игра «Кому нужен воздух?», рассматривание картин, вопросы, пояснения, выводы, загадка, дыхательная гимнастика, физкультминутка.

Ход занятия:

Этап занятия

Содержание

Время

Организационный этап:

Загадка:

Основной этап:

Дидактическая игра:

Заключительный этап:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в экспериментальную лабораторию. А кто мне скажет, что такое лаборатория?

Дети: Место, где исследуют что-нибудь, ставят опыты, наблюдают.

Воспитатель: Правильно – это помещение, где проводят опыты и эксперименты. Так что такое эксперименты? 

Эксперименты — это опыты, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).  Можно я  возьму на себя роль заведующей  лаборатории? А вы будете научными работниками лаборатории.  Какие правила нужно соблюдать при проведении опытов?

Дети говорят правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.

Итак, с чем мы будем сегодня знакомиться, узнаете, отгадав загадку.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать,

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

- Что это? Дети: воздух.

Мы сегодня узнаем много интересного о воздухе и о его свойствах.

Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям.  Одеваем фартуки.

Дыхательная гимнастика: ребята, давайте надуем невидимый шарик, глубокий вдох и выдох.

Опыт №1 «Как поймать воздух?»

- Ребята, кто из вас видит воздух? Я тоже его не вижу, но я знаю, что он есть вокруг нас.

-Как можно его обнаружить? (ответы)

-А я предлагаю попробовать его поймать. Возьмем полиэтиленовый пакет, посмотрите, что в нем (Он пустой.)

А теперь, мы наберем в пакет воздух, и закрутим его. Что произошло с пакетом? (Он надулся)

Воспитатель: А почему. (В пакете воздух, он полон воздуха.)

-А давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете (Шипение).

- Так выходит воздух, мы его не видим, но чувствуем. А что произошло с пакетом? (Пакет сдулся, стал пустой.)

- Какой можно сделать вывод, можем ли мы увидеть воздух?

Вывод: Воздух можно почувствовать, но нельзя увидеть, он прозрачный, бесцветный. (Карточки-символы)

Опыт №2 «Воздух не имеет формы»

- Ребята, а как вы думаете, а у воздуха есть своя форма?

-Давайте возьмем воздушные шарики и надуем их. (наполним воздухом). Какой формы у вас получились воздушные шарики) Круглой, овальной, вытянутой, в виде сердца.)

-А где же воздух (Внутри шариков.)

-А какой же формы стал воздух? (Он стал, как шарик (круглый, овальный, вытянутый, в виде сердца).

- А какой мы можем сделать вывод?

Вывод: Воздух не имеет своей формы, он приобретает лишь форму предмета, в котором он находится (в данном случае он находится в форме шарика).

Опыт №3 «Воздух можно услышать»

Воздух можно не только почувствовать, но и услышать. Как это возможно? Где мы можем услышать воздух? (Ветер, насос, фен, пылесос и т. д.)

-Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?

Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.

Вывод: Воздух можно услышать. (Карточки-символы)

Дидактическая игра «Кому нужен воздух?».

- Я называю слова, если ответ положительный, вы поднимаете зеленый кружок, если отрицательный – красный. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, сорока.)

- Кому нужен воздух? (Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы).

Опыт №4 «Движение воздуха»

-Ребята, на прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как? (вентилятор).

Воздух невидим, зато мы его можем ощутить.

Возьмите веера и помашите им в лицо.

Что вы почувствовали? (Ветер).

- А откуда взялся ветер? (мы заставили двигаться воздух)

Ветер – это движение воздуха.

(Чувствуем, как воздух движется).

Вывод: Воздух движется.

Физкультминутка: Воздух

Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю.
Это очень хорошо.
Что сегодня дождик шел!
(поднимаем ручки через стороны вверх, делая вдох через нос.)
Через стороны опускают руки и тихо
Произносят на выдохе: «Ф – Ф – Ф»)

Опыт №5 «Чем пахнет воздух?»

-А как вы думаете, воздух имеет запах? Понюхайте, пахнет чем-нибудь воздух? (Нет)

Значит, какой вывод? (Чистый воздух запаха не имеет).

- Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)

- Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.

(У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.)

- Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

Опыт №6: «Воздух внутри нас»

 Возьмите стакан с водой и отпустите в него трубочку. Теперь вдохните носом, а затем выдохните в трубочку ртом.

Что вы увидели? (Я увидел пузырьки воздуха).

Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали)

Вывод: Вывод: Мы с вами выяснили, что внутри каждого из нас тоже есть воздух.

Человек дышит всю жизнь, воздух ему необходим для жизни каждую секунду. При дыхании живые существа поглощают из воздуха кислород, а выделяют углекислый газ.

А попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? А как правильно нужно дышать?

-При правильном дыхании через нос, воздух в носу согревается, очищается от загрязнений и поступает в легкие.

Опыт№6 «Если закончится чистый воздух»

А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро, т. е. огонь гаснет без поступления свежего воздуха.

-Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т. к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им.

Здоровье человека зависит и от того, как мы дышим (Вдох через нос, и от того, чем мы дышим. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу?

Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни в лесу). Как вы думаете, где воздух чище? Что в нашей жизни загрязняет воздух? (дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет)

-Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым? (на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль)

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.

-Конечно, в лесу хорошо, спокойно. Но что нам с вами необходимо делать, чтобы сохранить лес? (Ответы детей). Что категорически запрещено делать в лесу? Что может произойти, если не соблюдать правила поведения в лесу? (Ответы детей).

-Правильно, молодцы. Если погибнет лес, то может погибнуть и все живое на земле. Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу.

Итоги занятия: А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны - красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. 

Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.
Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.
Человек может жить без воздуха. Нет, красный.
Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.
Воздух тяжелее воды. Нет.
Воздух можно почувствовать. Да.
Воздух можно услышать. Да.
Воздух имеет свою форму. Нет.

3 минуты

25 минут

2 минуты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по художественно- эстетической деятельности детей " В гравюрной мастерской" подготовительная группа

Познакомить детей с историей возникновения гравюры. с техникой создания гравюры на картоне....

Конспект занятия по познавательно исследовательской деятельности в процессе экспериментирования в подготовительной группе.

Конспект занятия по познавательно исследовательской   деятельности в процессе экспериментирования в подготовительной  группе.Тема: «Значение воздуха в природе ».Цель: Показа...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие по школьным урокам» подготовительной группе

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие по школьным урокам» подготовительной группе...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности с использованием ИКТ в подготовительной группе «Волшебная соль»

Конспект занятияпо опытно-экспериментальной деятельностис использованием ИКТв подготовительной группе«Волшебная соль»...

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие по школьным урокам» подготовительной группе

Конспект занятия по экспериментально-исследовательской деятельности «Путешествие по школьным урокам» подготовительной группе...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности на тему «Свойства воды» для детей раннего возраста

Есть чудесная водица,Без нее нам не прожить,Не умыться, не напитьсяИ здоровыми не быть.Утром только лишь проснешься -Сразу личико умой.Будешь чистым и красивым,Подружись скорей с водой.Чтобы не было б...