Конспект занятия по познавательно исследовательской деятельности в процессе экспериментирования в подготовительной группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Абдулхаева Светлана Ильинична

Конспект занятия по познавательно исследовательской   деятельности в процессе экспериментирования в подготовительной  группе.

Тема: «Значение воздуха в природе ».

Цель: Показать значение воздуха в жизни человека, всего земле, показать, что воздух есть не только в комнате, но и всюду, приемы обнаружения воздуха. Воспитывать бережное отношение к природе, Упражнять в установлении связей между знакомыми фактами. Учить детей замещать условные обозначения (значки) соответствующими словами, соблюдая при этом заданную последовательность , учить детей придумывать различные ситуации  использование значков, развивать образное мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно исследовательской   деятельности в процессе экспериментирования в подготовительной  группе.

Тема: «Значение воздуха в природе ».

Цель: Показать значение воздуха в жизни человека, всего земле, показать, что воздух есть не только в комнате, но и всюду, приемы обнаружения воздуха. Воспитывать бережное отношение к природе, Упражнять в установлении связей между знакомыми фактами. Учить детей замещать условные обозначения (значки) соответствующими словами, соблюдая при этом заданную последовательность , учить детей придумывать различные ситуации  использование значков, развивать образное мышление.

Оборудование: Аквариум с водой, стеклянная банка , Целлофановый пакет , бумажная салфетка, стаканы , колба, кусочки губки, горсть земли, таблицы со значками , полоска с изображением цифр и соответствующие им парные картинки (цифр) , полоска с цифрами , указывающими последовательность слов , которые должны произнести дети , банка с песком и червями , салфетки.

Ход занятия:

Воспитатель показывает чистую банку и спрашивает, есть ли что – ни будь в ней. Дети отвечают , что банка пустая и в ней ничего нет. Воспитатель говорит , что они не смогли увидеть.

Детям предлагается взять полиэтиленовые мешочки и скрутить их. По мере скручивания они вздуваются.  Дети делают вывод , что в мешочке – воздух.

Воспитатель говорит , что хотя воздух невидим , все- таки его можно обнаружить  и кое- что о нем узнать. Он берет стакан ( с прикрепленным на дно кусочком пластилина)

Вводит в него салфетку и прижимает ее ко дну. Повернув стакан вниз , воспитатель опускает его резко в сосуд с водой, так чтобы он был полностью погружен . Держа стакан в воде, просит детей проделать то же ( приложить салфетку ко дну стакана и опустить стакан в воду). Воспитатель спрашивает: « Есть ли вода в стакане ?» Они отвечают , что вода вошла в стакан. Но замочила ли она салфетку? Воспитатель просит детей вынуть стакан из воды и потрогать салфетку. Если салфетка сухая, значит , воды в стакан вошло мало. Путем наводящих вопросов детей подводят к мысли , что воде не дал войти в стакан воздух, который там был.

Детям предлагается взять и внимательно   рассмотреть губку. Внимание акцентируется на том, что губке есть  отверстия-«Дырочки» .Воспитатель спрашивает ,что в этих дырочках ?

Дети отвечают – в них воздух. Спрашивает, что случится , если губку погрузить в воду . Дети говорят , что воздух из дырочек начинает выходить в воду, появляются пузырьки. Проделать опыт (погрузить губку в воду) . Затем бросить кусочек кирпича в воду. Точно также определяется наличие воздуха в комках земли.

Дети делают обобщение : воздух есть везде и в комнате, и в воде, кирпиче , целлофановом мешке и в земле. Дети на листочках составляют модель сосуда с водой, почвой и воздухом.

Проделаем еще опыт и определим какими свойствами обладает воздух. Нальем в два стакана горячей воды и закроем их стеклами. Один стакан поставки на пустую спичечную коробку и закроем его каким- либо прозрачным сосудом. Через некоторое время определим, где вода остыла, а где сохранилась горячей. Почему это произошло?

В окнах устраивают двойные рамы. Между рамами всегда оставляют промежуток воздуха. Для чего это делают?

Также сохраняя тепло нашего тела и одежда, особенно меховая. Когда мы надеваем на себя меховую шубу или шапку, воздух находящийся между волосами , не пропускает тепло нашего тела. Вы знаете , что снег защищает растения от вымерзания. А почему это происходит? Потому что между снежинками находится воздух и он  предохраняет растения от холода.

Ребята , а как вы думаете , почему необходимо рыхлить почву? Потому что в рыхлую почву лучше проникает воздух, который необходим для развития растений.

Проделаем опыт. В две банки насыпаем слоями песок и чернозем. В одну банку поместим червей ,а другая остается пустой. Что же произошло в этих банках. Там где были черви. Чернозем был прорезан нитками песка, а в песке проложены черные бороздки.

Дети делают вывод , что черви хорошо взрыхляют землю, чем оказывают большую помощь растениям.

Дети приходят к выводу, что червей уничтожать нельзя, они приносят большую пользу растениям, корни которых дышат воздухом. Ребята , а зачем ухаживать за растениями? Для чего они нам нужны? Дети отвечают, что растения не только красивы и ими можно любоваться. Но и являются поставщиками кислорода. Которым дышит все живое на планете.

Дети приходят к выводу , что все в природе взаимосвязано, чтобы сберечь чистоту воздуха нужно больше сажать деревьев. Ну а мы должны беречь их , заботится о них. Чем больше зелени , тем чище и здоровее воз дух, которым мы дышим. Ребята , а какие вы знаете пословицы и поговорки о природе ,растениях, животных . Дети их перечисляют.»

Физкультминутка.

А сейчас мы с вами поиграем в игру. «Вместе расскажем историю»

Детям дается полоска бумаги , на которой в определенной порядке размещены цифры .

отдельно дается шифр. Дети тренируются в названии тех или иных слов, соответствующих картин. Затем воспитатель читает рассказ. Я начну читать и если я остановлюсь, смотрите на первый значек вашей полоски, затем на общую полоску с цифрами и картинками и называйте  тот предмет, который ей соответствует. И так до конца рассказа.

Текст рассказа:

Пошла девочка гулять в (4). Вдруг в лесу заметила невысокий(7), усеянной крупной, красной(3).Стала(5) собирать ягоды, раздвинула ветки куста и увидела там свитое(6). Тут девочка заметила, что над нею вьется и тревожно пищит (8). Девочка осторожно опустила ветки, хорошо прикрыла ими гнездо   и тихонько отошла от куста. Села она подальше и стала смотреть. А птичка кинулась  к гнездышку и скрылась   в ветках куста. Девочка еще погуляла в лесу. Набрала много (1) и ягод в (2) . А потом вернулась домой и обо всем рассказала(9).

Ребята вы сегодня молодцы и должны запомнить некоторые правила:

- На природе быть  вежливым гостем у добрых хозяев.

- Старайся ничего , кроме знаний и впечатлений, не уносить.

- Не нарушай дружбу растений и животных с человеком, оставь природу в сохранности и целостности.

- Замечай , запоминай , зарисовывай, записывай интересное, увиденное тобой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования « Волшебная соль»

Возраст воспитанников: старшая группаФорма проведения: технологии – исследовательская деятельность и игровая.Цель:  Изучить особенности соли, ее свойства, какие имеется изменение.Воспитываю...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

middot;        Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»·        Просмотр презентации на тему: &la...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования "Волшебная соль" в старшей группе

с помощью опытов дать детям знания об особенности  соли, её свойства, качества и применения...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе

quot;Мы порядок наведем и Фому убережем"Подготовила: Зинченко Надежда Ивановна. воспитатель I категории...

Методическая разработка ООД по познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с детьми 6 - 7 лет Тема: «Природные краски - помощники художника»

Методическая разработка ООДпо познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования с детьми 6 - 7 лет Тема: «Природные краски - помощники художника»...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Форма проведения: технологии – исследовательская деятельность и игроваяОбразовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», интеграция с образовательными областя...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Ознакомление детей о различных способах применения соли, научить использовать соль, как средство для творчества; воспитание любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдени...