Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Ознакомление детей о различных способах применения соли, научить использовать соль, как средство для творчества; воспитание любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Свойства волшебной соли»

Цель: ознакомление детей со свойствами соли и её применением.

Задачи:

обучающие: познакомить детей о различных способах применения соли, научить использовать соль, как средство для творчества;

развивающие: развивать умение обобщать и делать выводы;

воспитывающие: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Оборудование: одежда для лаборатории, соль, салфетки, черный картон, тарелочки, лупы, ложки, мешочки с солью, стаканы для воды, картофель, стаканчики  и тарелки одноразовые.Презентация.

Ход: (Воспитатель с детьми заходят в группу, встают полукругом)

Воспитатель: - Доброе утро!

Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мои друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

 Чтобы у нас весь день было хорошее настроение.

 Воспитатель: - Дети,  сегодня утром в нашу группу пришла посылка, из «Академии Смешариков». Давайте посмотрим, что же там лежит? Воспитатель достает из посылки - письмо, а в ней загадка.

Загадка:

Без неё, ребята повар просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадёт – испытаешь боль

Вы конечно догадались-

Ну конечно – (соль)

Воспитатель: 

-Правильно, ребята, сегодня мы поведём разговор о соли.  Соль, один из важнейших минералов на земле. В природе соль встречается уже в виде кристаллов. Откуда она берётся? Источниками соли являются моря и океаны, солёные озёра. Есть много видов соли. Морская соль, содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений (показ слайда).

-Ребята, сегодня я хочу Вас пригласить в лабораторию. А что такое лаборатория? (высказывания детей)

Дети.  Место, где люди экспериментируют, проводят опыты.

Воспитатель. А как называют людей, которые проводят опыты, эксперименты ?

Дети. Ученые.

Воспитатель. Ребята  я предлагаю вам, стать учеными. А ученые, что делают?

Дети. Проводят опыты, экспериментируют.

Воспитатель: Вот и мне хочется вместе с вами в лаборатории провести опыты с солью, как настоящие ученые-исследователи. Но хочу сразу Вас предупредить о том, что в лаборатории нужно соблюдать некоторые правила:

  1. не трогать руками глаза,
  2. соблюдать тишину,
  3. не толкать соседа во время работы,
  4. сначала посмотри, а потом повтори,
  5. выполнил и положи на место.

-Вы готовы соблюдать эти правила?

Дети: Да

Воспитатель.  А какие виды соли, вы знаете?

Дети. Морская, крупная, мелкая, каменная, йодированная.(показ слайда)

Воспитатель.  Сегодня мы будем проводить эксперимент  с мелкой солью.

( На столах у детей стоят 3 больших стакана с водой, стакан с солью, картофель -2 шт, ложка.)

 «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Ребята, перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Для этого мы наберем небольшое количество соли в ложечку, она лежит у вас на тарелочке, и высыпем  ее на бумагу черного цвета. Что вы можете сказать о её внешнем виде?

Дети: соль похожа на порошок.

Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь предлагаю  соль рассмотреть  с помощью  увеличительного стекла, через лупу.

Дети: Соль состоит из белых кристаллов.

Воспитатель: И так делаем вывод: Соль белого цвета, состоит из маленьких кристаллов.

 «Соль хрустит»

Воспитатель: Ребята, давайте возьмём ложки и немного надавим на соль, что мы услышали?

Дети: Мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Воспитатель: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

 «Свойства соли».

Воспитатель: Продолжим наши опыты. Возьмите стаканчик с солью и понюхайте. Есть ли у соли запах(Нет)

Воспитатель: Значит, что мы можем сказать о соли(Соль не имеет запаха)

Воспитатель: А сейчас, я предлагаю вам взять ложку и пересыпать соль из стакана в тарелку. Что вы сделали, налили или насыпали? 

Дети: Насыпали.

Воспитатель: Значит, соль какая? 

Дети: Сыпучая, рассыпчатая .

Воспитатель: Возьмите стакан с водой и насыпьте в нее ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (

Дети: Соль растворилась.

Воспитатель: Значит, что можно сказать еще о соли

Дети: Соль растворяется в воде.

Воспитатель: А цвет у воды изменился? 

Дети: Нет.

Воспитатель: Как вы думаете, какой стала на вкус вода?  

Дети: Вода стала соленной.

Воспитатель: Делаем вывод, что соль сыпучая, без запаха, соленная, растворяется в воде и меняет вкус воды. Дети, отставьте эти стаканы с солью в сторону.(Дети убирают стаканы в сторону)

Воспитатель: У всех ученных есть время, когда они отдыхают, набираются сил для дальнейших исследований. И мы с вами давайте отдохнем, чтобы затем продолжить наши эксперименты. (Дети встают возле столов)

Физминутка «Все ребята дружно встали»

Все ребята дружно встали (Выпрямиться)

И на месте зашагали (Ходьба на месте)

На носочках потянулись,( Руки поднять вверх)

А теперь назад прогнулись. (Прогнуться назад, руки положить за голову).

Как пружинки мы присели (Присесть).

И тихонько разом сели. (Выпрямиться и сесть).

Воспитатель. Отдохнули?

Дети. Да

Воспитатель. Продолжаем наши исследования.

Ребята, как вы думаете, соль людям нужна? И где мы её используем? Давайте посмотрим ,где она нам нужна.(показ слайдов)

Дети: В приготовлении пищи; добавляют при заготовке на зиму овощей; чистят посуду; в медицине, для полоскания горла, чтобы не болеть; зимой, чтобы не было скользко, посыпают лёд.

 «Соль растворитель ».

Воспитатель: Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем. Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит?

Дети:   Соль начинает трещать.

Воспитатель: Так соль начинает растапливать лед. Значит, благодаря соли лед очень быстро растает и превращается в воду.

«Плавающий картофель»

Воспитатель. Сейчас я предлагаю провести еще один эксперимент.

Для эксперимента берем 2 стакана, воду, соль и картофель. Попробуем узнать, что будет с картофелем, если его положить в воду. Сначала положим картофель в пресную чистую (не солёную) воду. Что произошло?

Дети: Он опустился на дно.

Воспитатель: берем второй стакан с водой ,добавим соли, и размешаем, насыпаем много соли хорошо размешиваем. Какая стала вода?

Дети : Соленая вода.

Воспитатель: Теперь опускаем картофель. Что произошло?

Дети. Он плавает на поверхности.

Воспитатель. Дети, а как вы думаете, почему так происходит? Потому что, соленая вода, более плотная, чем пресная, поэтому вытолкнула картофель на поверхность. Те, кто был на море, наверняка заметили, что в морской воде плавать легче, чем в пресной, морская вода вас держит на плаву. Если в воде много соли, вода становится плотной и предметы не тонут. Ребята, ученые называют это явление – эффект мёртвого моря.

Воспитатель: Наша работа в лаборатории подошла к концу.

Воспитатель: «Академия Смешариков» прислала нам интересную посылку, и я предлагаю сделать для неё маленький подарок. Который мы для неё потом отправим. А подарок мы будем делать с помощью соли.

Воспитатель. Каждый выбирайте себе звезду! (перед детьми разные заготовки звезд из картона).

- Для того что бы выполнить аппликацию необходимо нанести клей на поверхность нашей с вами звезды, а затем засыпать ее солью. Прижмем соль к картону, используя салфетку.

Посмотрите, какие прекрасные звезды у нас получились! Теперь мы их сможем отправить Смешарикам  в знак благодарности.

Воспитатель: Ребята, мне приятно было с вами работать. Вам понравилось быть ученными? 

Дети: Да.

Воспитатель: И так, скажите, пожалуйста, с каким природным веществом мы сегодня работали в лаборатории?

С какими новыми свойствами соли мы сегодня познакомились?

Что вам больше всего понравилось в и запомнилось в наших исследованиях?

Молодцы! Вы были хорошими учеными. Спасибо за работу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волшебная соль

Слайд 2

СОЛЬ - полезное ископаемое , природный элемент .

Слайд 3

Соль добывают в соляных шахтах, , в источниках, соляных озерах и из моря. В соляных шахтах тоннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда Добыча соли

Слайд 4

Поваренная соль Морская соль Каменная соль ВИДЫ СОЛИ

Слайд 5

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА СОЛЬ?

Слайд 6

ПРИМЕНЕНИЕ В МЕДИЦИНЕ

Слайд 7

Соль полезна и животным

Слайд 8

ПРИМЕНЕНИЕ СОЛИ НА УЛИЦЕ

Слайд 9

Лаборатория

Слайд 10

Правила поведения в лаборатории 1.Не трогать руками глаза 3.Не толкать соседа во время работы ССС 4.Сначала посмотри, а потом повтори 2.Соблюдай тишину

Слайд 11

Соль растворяется в воде

Слайд 12

Жизнь без соли не возможна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования « Волшебная соль»

Возраст воспитанников: старшая группаФорма проведения: технологии – исследовательская деятельность и игровая.Цель:  Изучить особенности соли, ее свойства, какие имеется изменение.Воспитываю...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

middot;        Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»·        Просмотр презентации на тему: &la...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования "Волшебная соль" в старшей группе

с помощью опытов дать детям знания об особенности  соли, её свойства, качества и применения...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе " Волшебная соль"

Данное занятие способствует накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. Обогащает причинно-следственные зависимости, учит делать выводы. Формирует у детей исследовате...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

Форма проведения: технологии – исследовательская деятельность и игроваяОбразовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», интеграция с образовательными областя...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Волшебная соль»

Цель – расширить и углубить знания детей об окружающем мире посредством  знакомства со свойствами соли (запах, цвет, вкус, форма кристаллов, растворимость)Задачи:...