Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе " Волшебная соль"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Ширнина Оксана Владимировна

Данное занятие способствует накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. Обогащает причинно-следственные зависимости, учит делать выводы. Формирует у детей исследовательские навыки. Развивает творческие способности, воображение, любознательность. Воспитывает интерес к окружающему миру.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_opytno.docx143.78 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

«Волшебная соль»

Подготовила и провела: воспитатель Ширнина Оксана Владимировна

Цели и задачи: Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли.

Обогащать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.

Формировать у детей исследовательские навыки.

Развивать творческие способности, воображение, любознательность.

Воспитывать интерес к окружающему миру.

Ход занятия:

-Дети, посмотрите, сколько у нас гостей. А гостям мы всегда рады. По старинной традиции хлебом солью встречают важных гостей. Гость должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот старинный обряд означает, что мы желаем добра, выражаем наше радушие и гостеприимство, а гости наши вступают с нами в дружеские отношения и у всех доброе, хорошее настроение.

-Дети садитесь на стульчики, посмотрите, какие интересные продукты у меня на столе. (банка с солеными огурцами, банка с солеными помидорами, квашеная капуста)

Все эти продукты объединяет какое-то вещество. Я вам помогу, я принесла вещество, которое объединяет все эти продукты.

А что это за вещество, вы узнаете, отгадав загадку: (загадывает загадка про соль)

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

-Что же это? (Соль!) Воспитатель достает из пакета пачку соли.

-Оказывается, соль нужна всем этим продуктам, во всех этих продуктах она присутствует. Для чего нужно положить соль в эти соления? (чтобы долго хранились и  не портились)

- Ребята, а как вы думаете, откуда берется сама соль? Что это такое «соль»?  Хотите узнать?

 -Ребята, у меня в руках поваренная соль (показываю детям)

- Почему эта соль так называется – поваренная? (ответы детей)

- Правильно, эту соль используют при варки еды, при приготовлении пищи.

- Ребята, добывают поваренную соль из соляного озера. В России много соленых озер. Самое большое озеро -  Баскунчак, находится оно в Астраханской области. На дне озера лежат огромные запасы соли. Вода в озере очень соленая. Глубина этого озера всего лишь 30 см.

 -Раньше, давным-давно,  соль добывали вручную. Рабочие голыми ногами стояли в воде и черпали соль  лопатами. Соленая вода разъедала кожу, это было очень больно.  Соль в то время была очень дорогая, ее берегли, экономили. За соль, как за деньги,  можно было купить, что угодно: одежду, продукты, лошадь и даже дом. В наше время соль добывают с помощью соледобывающего комбайна или солесосов.

 -Ребята,  посмотрите,  у меня на подносе каменная соль (показываю детям)

 -Почему соль называется каминная? Как вы думаете? (ответы детей)

 -Соль, ребята, встречается не только в воде озер, но и в земле. Соль залегает толстыми слоями. Это каменная соль. Она напоминает кусок льда, камень, который от удара раскалывается на маленькие кристаллы.

 Добывают ее в специальных шахтах при помощи соледобывающих комбайнов.

Каменной солью посыпают лед на дорогах, чтобы снег и лед быстрее таяли и люди не падали, а также чтобы не случались аварии.

  • Ребята, у меня на подносе еще один вид соли.  Называется эта соль морская. Почему соль называется морская? Как вы думаете? (ответы детей)
  • Ребята, морская соль добывается медленным выпариванием чистой морской воды под жарким солнцем. Вода испаряется, а соль остается. Используют  морскую соль медицине: при полоскании горла, морской соленой водой лечат насморк.

Физкультминутка

-Ребята, я приглашаю вас на прогулку к реке. (звучит музыка)

Соли в речку брошу я (идут шеренгой)

Море выйдет у меня (показывают  «круг»)

Чайки в небе закричат, («летают»)

Черепахи зашуршат («ползают»)

И веселые и дельфины

Из воды покажут спины («плавают»)

И огромный синий кит

Под фонтаном за пыхтит (руки вверх)

Соли в речку брошу я (идут шеренгой)

Море выйдет у меня (показывают  «круг»)

Только где бы по пути

Столько соли мне найти? (разводят руками)

 Педагог подводит детей к столам.

 -Ребята, куда же мы пришли?

Мы пришли в лабораторию. А что делают в лаборатории? (ответы детей)

-Правильно, в лаборатории ученые проводит эксперименты и опыты. В нашей лаборатории мы будем исследовать свойства соли. Наденьте пожалуйста фартук, шапочки и подойдите к столам.

Вспомним правила друзья!

В лаборатории как ведем себя?

Говорим по одному,

Не мешаем никому.

Если хочешь отвечать,

Руку нужно поднимать.

 Опыт № 1 «Из чего состоит соль» 

-Итак, начнем.

 Первый опыт называется «Из чего же состоит соль»

-Посмотрите на соль и скажите, на что похожа соль? (на порошок, на снег)

 -Потрогайте соль. Какая она на ощупь? (рассыпчатая, сыпучая) 

-Какого цвета соль? (белого)

-Ребята, вы говорили, что соль состоит из кристаллов, как это узнать? (надо посмотреть на соль через лупу)

-Возьмите лупы и рассмотрите соль  через лупы и скажите, из чего состоит соль? (из кристаллов)

 -А форма кристаллов одинаковая или разная? (разная)

-Какой мы можем сделать вывод?

 Вывод: соль белого цвета.

Соль состоит из кристаллов разной формы.

Опыт № 2 «Плавающее яйцо»

В стакане под номером 1 - простая вода

В стакане под номером 2 - очень соленая вода

Опустите в стаканы по одному  яйцу.

Что произошло?

В  стакане под номером 1 яйцо утонуло.

В стакане под номером 2 всплыло на поверхность.

Соленая вода плотнее и тяжелее, чем обычная пресная вода.

Вот она  и держит яйцо на поверхности.

Вот так в соленом озере можно лежать на волнах, как на диване.

Какой мы можем сделать вывод из этого опыта?

Вывод: В соленой воде предметы не тонут.

Молодцы, ребята!

 -Ребята,  на улице холодно, мерзнут руки. Давайте возьмем мешочки и погреем наши руки. Поиграем? (да)

Пальчиковая гимнастика

Мы мешочки солью взяли,

Крепко пальчики мы сжали.

Очень холодно зимой, мерзнут ручки

Ой, ой, ой.

Надо руки нам погреть,

Посильнее разогреть.

Будем снова их сжимать,

Ну, а после разжимать.

И с ладошки на ладошку,

Будем с ними мы играть

Чудо соль ладошки греет,

Станут пальчики сильнее.

 Опыт № 3 «Чудо-кристаллы»

Мы заранее вырастили с вами кристаллы. Что мы делали?

Налили в стакан теплой воды, насыпали соли. Все хорошо перемешали. В стакан опустили шерстяную нитку. Давайте с помощью лупы рассмотрим, что это за кубики соли выросли на нашей нитки.

Вывод: это кристаллы. При испарении воды соль кристаллизуется.

-Ребята, какие вы молодцы!

Скажите, вам понравилось наше занятие?

Что больше всего вам понравилось?

Что нового сегодня узнали?

Выяснили, что соль на вкус соленая, белого цвета. Не имеет запаха,   сыпучая.

«Соль растворяется в воде»

Для  опыта мы взяли прозрачный стакан, насыпали соль воду и стали наблюдать.

Вывод: при взаимодействии с водой соль растворяется.

«Плавающее яйцо»

Для опыта взяли 2 сырых яйца и 2 стакана с водой. Налили воду в стаканы, в один стакан насыпали соли и хорошо перемешали, а в другой нет. Положили в оба стакана яйца. Там, где была соленая вода, яйцо всплыло, а где нет, утонуло.

Вывод: соленая вода помогает держаться предметам на поверхности.

«Выращивание кристаллов»

Чтобы вырастить кристаллы соли,  мы налили в стакан теплой воды, насыпали соли. В стакан опустили ниточку шерстяную. Через несколько дней мы заметили, что вода из стакана начало испарятся а ниточка и дно стакана покрылись кубиками соли. Это кристаллы.

Ребята, скоро к нам придет замечательный праздник - Новый год!

А в новый год всегда происходит чудо и волшебство!

Сегодня за ваше старание, любознательность, наблюдательность и умение, я дарю вам эти удивительные зеленые веточки.

Посмотрите какие они красивые, сказочные, покрытые белым инеем.

 Открою вам небольшой секрет, это волшебная соли превратила их в такую красоту. Секрет моего опыта сказочных веточек, мы с вами проведем на следующем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально - познавательной деятельности в подготовительной группе "Волшебный воздух"

Познакомить  детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается  и поднимается вверх) и способами его обнаружения.Дать детям элементарные представления об источн...

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования « Волшебная соль»

Возраст воспитанников: старшая группаФорма проведения: технологии – исследовательская деятельность и игровая.Цель:  Изучить особенности соли, ее свойства, какие имеется изменение.Воспитываю...

Занятие опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная соль»

Занятие опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная соль»...

Исследовательская деятельность в подготовительной группе "Волшебная соль"

Исследовательская деятельность "Волшебная соль"...

конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования "Волшебная соль" в старшей группе

с помощью опытов дать детям знания об особенности  соли, её свойства, качества и применения...

Конспект занятия по познавательно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Волшебный камень - магнит»

Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе« Волшебный камень - магнит»Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе эк...