Главные вкладки

    конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»
    календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Воронина Елена Аркадьевна

    ·        Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

    ·        Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

    ·        Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

    ·        Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

    ·        Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

    ·        Наблюдение «Как мама использует соль?».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_sol.docx25.51 КБ

    Предварительный просмотр:

    конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль»

    Возраст воспитанников: 5 – 6 лет

     

    Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

    Воспитывающие задачи: воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

    Развивающие задачи: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

    Обучающие задачи: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

    Предварительная работа.

    • Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
    • Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
    • Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
    • Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
    • Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,
    • Наблюдение «Как мама использует соль?».

    Материалы и оборудование.

    • Увеличительные стекла по количеству детей.
    • Соль (крупного и мелкого помола).
    • Стаканы с водой и чайные ложки (по количеству детей).
    • Пищевой краситель разного цвета (по количеству детей).

     

    Ход занятия:

    Воспитатель: Здравствуйте ребята. Исенмесез балалар. Я к вам пришла из другого детского сада. Зовут меня Татьяна Николаевна. И я приглашаю вас в лабораторию. Сегодня мы представим себя учеными, будем экспериментировать, делать опыты. А то, что мы будем изучать и исследовать спрятано в моей загадке. Послушайте - тонлагыз «Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль). 

    (Ответы детей). 

    Воспитатель: Правильно - Дерес, это соль. Я бы хотела узнать, что вы знаете о соли?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Какого цвета соль?

    (Ответы детей.)

    Имеет ли соль запах?

    (Ответы детей.)

    Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее?

    (Ответы детей).

    Где и как используют соль?

    (Ответы детей.)

    Как вы думаете, соль полезна или вредна?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Конечно, соль полезна так, как содержит минеральное вещество - Йод.

    Но и это еще не все. При помощи соли можно создавать картины. А как можно рисовать с помощью соли мы узнаем сегодня, но это попозже, а для начала я предлагаю вам на время стать исследователями и занять свои места за столом.

    (Дети надевают белые халаты и шапочки.)

    Воспитатель: Какие правила работы в лаборатории вы знаете?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Перед началом опытов напоминаю инструкции по безопасности при проведении опытов. При работе с солью надо соблюдать правила безопасности: не пробовать на вкус, не трогать руками глаза, если на коже есть ранки, стараться, чтобы она не попала в них. И так внимание. Тынлагыз.

    Проводятся опыты:

    Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

    Воспитатель: Если мы с вами посмотрим на соль. Что вы можете сказать о её внешнем виде?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Действительно, что с виду соль похожа на порошок. А теперь давайте мелкую и крупную соль рассмотрим в увеличительное стекло. Что вы видите?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Какой вывод делаем?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: И так, соль состоит из маленьких кристаллов. Замечательно. Бик эйбет. А теперь продолжим изучать свойства соли. Про соль говорят: «В воде родится, а воды боится». А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

    Дети проделывают опыт № 2: «Соль растворяется в воде».

    Воспитатель: Взяли прозрачный стакан с водой. Поместили соль в воду. Что с ней произошло?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Значит, какой можно сделать вывод?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Взаимодействуя с водой соль растворяется. Молодцы. Матурлар. Как вы думаете можно ли получить разноцветную соль?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Хорошо давайте проверим.

    Дети проделывают опыт № 3: «Раскрашивание соли». (У каждого ребенка разный цвет красителя.)

    Воспитатель: Возьмём пакт, поместим немного соли в пакет. Добавим несколько капель пищевого красителя. Теперь не пачкая руки, мы вот так размешаем нашу соль прямо в пакете. Что с ней произошло?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Конечно же, соль можно раскрашивать в разные цвета при помощи красителей. Посмотрите, какой красивый цвет у меня получилось. Пересыпаем полученную цветную соль в миску.

    Физминутка

    Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

    Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту»)

    Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)  

    Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)

    Воспитатель: Хочу вам предложить пройти в творческую мастерскую для того чтобы с помощью этой волшебной – соли нарисовать рисунок

    Устраивайтесь удобно, чтобы научиться рисовать солью обратите внимание на экран.

    (Презентация «Пошаговая инструкция рисования солью»)

    Воспитатель: Всем понятно?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Тогда начинаем рисовать. У нас есть ватман с шаблоном рисунка. Берем кисточку и наносим клей на рисунок. Засыпаем, рисунок цветной солью.

    (Самостоятельная работа детей.)

    Воспитатель: Работа подошла к концу. Аккуратно берем лист и стряхиваем лишнюю соль в розетку. Посмотрите и скажите, каким сделала ваш рисунок соль?

    (Ответы детей: рисунок стал красивым, волшебным, необычным, сказочным.)

    Воспитатель: Как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?

    (Ответы детей: рисование солью).

    Воспитатель: Что мы делали сегодня?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Давайте сделаем вывод: соль какая?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Из чего состоит соль?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Какие свойства соли вы узнали?

    (Ответы детей)

    Воспитатель: Что нового узнали?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Что вам больше всего понравилось?

    (Ответы детей.)

    Воспитатель: Спасибо ребята. Рехмет балалар. Мне было приятно с вами работать. Но пришла пора с вами прощаться и вернуться к своим воспитанникам в свой детский сад. До свидания. Исен булыгыз.

    Русская народная сказка « Соль»

    В некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый — Федор, другой — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.

    В одно время нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.

    Вот как узнал меньшой сын, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли — себя показать, людей посмотреть.

    Купец долго не соглашался:

    — Ты и головы домой не привезешь! — но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами, тесом и досками.

    Собрался Иван в путь-дорогу, отвалил от берега и скоро нагнал своих братьев.

    Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль в дальнее место, к одному неведомому острову.

    — Ну, ребята, — закричал Иван корабельным работникам, — приворачивайте к берегу!

    Пристали к берегу, он вылез на остров, приказал себя дожидаться, а сам пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.

    Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью.

    Как скоро это сделано было, отвалил Иван от острова и поплыл дальше.

    Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.

    Иван — купеческий сын сошел в город и отправился к тамошнему царю бить челом, чтобы позволил ему торговать по вольной цене; а для показу понес узелок своего товару — русской соли.

    Тотчас доложили про его приход государю; царь его позвал и спрашивает:

    — Говори, в чем дело — какая нужда?

    — Так и этак, ваше величество! Позволь мне торговать в твоем городе по вольной цене.

    — А каким товаром торги ведешь?

    — Русской солью, ваше величество!

    А царь про соль и не слыхивал: во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар?

    — А ну, — говорит, — покажь!

    Иван — купеческий сын развернул платок; царь взглянул и подумал про себя: «Да это просто-напросто белый песок!» И говорит Ивану с усмешкою:

    — Ну, брат, этого добра у нас и без денег дают!

    Вышел Иван из царских палат весьма печален, и вздумалось ему: «Дай пойду в царскую кухню да посмотрю, как там повара кушанья готовят — какую они соль кладут?»

    Пришел на кухню, попросился отдохнуть маленько, сел на стул и приглядывается. Повара то и дело взад-вперед бегают: кто варит, кто жарит, кто льет, а кто на сковороде яйца бьет.

    Видит Иван — купеческий сын, что повара и не думают солить кушанья; улучил минутку, как они все из кухни повыбрались, взял да и всыпал соли, сколько надобно, во все ествы и приправы.

    Наступило время обед подавать; принесли первое кушанье. Царь отведал, и оно ему так вкусно показалося, как никогда прежде; подали другое кушанье — это еще больше понравилось.

    Призвал царь поваров и говорит им:

    — Сколько лет я царствую, а никогда так вкусно вы не готовили. Как вы это сделали?

    Отвечают повара:

    — Ваше величество! Мы готовили по-старому, ничего нового не прибавляли; а сидит на кухне тот купец, что приходил вольного торгу просить, уж не он ли подложил чего?

    — Позвать его сюда!

    Привели Ивана — купеческого сына к царю.

    — Виноват, царь-государь! Я русскою солью все ествы и приправы сдобрил; так в нашей стороне водится.

    — А почем соль продаешь?

    Иван смекнул, что дело на лад идет, и отвечал:

    — Да не очень дорого: за две меры соли — мера серебра да мера золота.

    Царь согласился на эту цену и купил у него весь товар.

    Иван насыпал полон корабль серебром да золотом и стал дожидаться попутного ветра; а у того царя была дочь — прекрасная царевна, захотелось ей посмотреть на русский корабль, и просится она у своего родителя на корабельную пристань. Царь отпустил ее.

    Вот она взяла с собой нянюшек, мамушек и красных девушек и поехала русский корабль смотреть. Иван — купеческий сын стал ей показывать, как и что называется: где паруса, где снасти, где нос, где корма, и завел ее в каюту; а работникам приказал — живо якоря отсечь, паруса поднять и в море выходить. И как было им большое поветрие, то они скоро ушли от того города на далекое расстояние.

    Царевна вышла на палубу, глянула — кругом море. Иван — купеческий сын начал ее утешать, уговаривать. Царевна скоро улыбнулась и перестала печалиться.

    Долго ли, коротко ли плыл Иван с царевною по морю, нагоняют его старшие братья; узнали про его удаль и счастье и крепко позавидовали; пришли к нему на корабль, схватили его за руки и бросили в море, а после кинули промеж себя жребий, и большой брат взял царевну, а средний — корабль с серебром и золотом.

    И случись на ту пору, как сбросили Ивана с корабля, плавало вблизи одно из тех бревен, которые он сам же покидал в море. Иван ухватился за то бревно и долго носился с ним по морским глубинам; наконец прибило его к неведомому острову.

    Вышел он на землю и пошел по берегу. Попадается ему навстречу великан с огромными усами, на усах рукавицы — вачеги — висят: после дождя сушит.

    — Что тебе здесь надобно? — спрашивает великан.

    Иван рассказал ему все, что случилося.

    — Хочешь, я тебя домой отнесу? Завтра твой старший брат на царевне женится; садись-ка ко мне на спину.

    Взял его, посадил на спину и побежал через море; тут у Ивана с головы шапка упала.

    — Ах, — говорит, — ведь я шапку сронил!

    — Ну, брат, далеко твоя шапка — верст с пятьсот назади осталась, — отвечал великан.

    Принес он его на родину, спустил наземь и говорит:

    — Смотри же, никому не хвались, что ты на мне верхом ездил; а похвалишься — худо тебе будет.

    Иван — купеческий сын обещал не хвалиться, поблагодарил великана и пошел домой.

    Приходит, а уж там все за свадебным столом сидят. Как увидала его прекрасная царевна, тотчас выскочила из-за стола, бросилась на шею.

    — Вот, — говорит, — мой жених, а не тот, что за столом сидит!

    — Что такое? — спрашивает отец.

    Иван ему рассказал про все, как он солью торговал, как царевну увез и как старшие братья его в море спихнули.

    Отец рассердился на больших сыновей, согнал их со двора долой, а Ивана женил на царевне.

    Начался у них веселый пир; на пиру гости подпили и стали хвастаться: кто силою, кто богатством, кто молодой женой. А Иван сидел, сидел да спьяна и сам похвастался:

    — Это что за похвальбы! Вот я так могу похвалиться: на великане через море верхом проехал!

    Только вымолвил — в ту же минуту является у ворот великан:

    — А, Иван — купеческий сын, я тебе приказывал не хвалиться мною, а ты что сделал?

    — Прости меня! — говорит Иван купеческий сын. — То не я хвалился, то хмель хвалился.

    — А ну покажи: какой-такой хмель?

    Иван приказал привезть сороковую бочку вина да сороковую бочку пива; великан выпил и вино и пиво, опьянел и пошел все, что ни попалось под руку, ломать и крушить. Много недоброго натворил: сады повалял, хоромы разметал! После и сам свалился и спал без просыпу трое суток.

    А как пробудился он, стали ему показывать, сколько он бед наделал; великан страх как удивился и говорит:

    — Ну, Иван — купеческий сын, узнал я, каков хмель; не пей, не хвались же ты мною отныне и до веку.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования « Волшебная соль»

    Возраст воспитанников: старшая группаФорма проведения: технологии – исследовательская деятельность и игровая.Цель:  Изучить особенности соли, ее свойства, какие имеется изменение.Воспитываю...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебница-соль"

    Конспект занятия для детей средней группы по познавательно-исследовательской деятельности...

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница соль» в старшей группе

    Роль детского экспериментирования достаточно велика, т.к. детское эспериментирование способствует развитию мышления, наблюдательности, познанию свойств объектов. Во время проведения опыта, дошкольники...

    конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования "Волшебная соль" в старшей группе

    с помощью опытов дать детям знания об особенности  соли, её свойства, качества и применения...

    Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе

    quot;Мы порядок наведем и Фому убережем"Подготовила: Зинченко Надежда Ивановна. воспитатель I категории...

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе " Волшебная соль"

    Данное занятие способствует накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли. Обогащает причинно-следственные зависимости, учит делать выводы. Формирует у детей исследовате...