Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "Волшебная соль"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Балакина Лидия Павловна

знакомство с солью. опыты с солью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» для детей старшего дошкольного возраста.

Подготовила: Воспитатель Балакина Л.П

2024 г.

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

  • Развивать интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
  • Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.
  • Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.
  • Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Предварительная работа: 

  • Беседа с детьми «Что такое соль?»
  • Просмотр презентации на тему: «Детям о соли».
  • Чтение художественной литературы чешкой народной сказки «Соль», пословицы, поговорки о соли.
  • Дидактическая игра «Соленое — не соленое».
  • Опыт «Снежная ветка ели».
  • Опыт «Плавающее яйцо».
  • Опыт «Получение кристаллов соли».
  • Рисование солью.
  • Лепка из соленого теста.
  • Окрашивание соли гуашью.

Методы и приемы:
практические: опыты с солью, декорирование бутылки  цветной солью;
наглядные: презентации, наблюдение;
словесные: беседы, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы. 

Оборудование: на каждого ребенка: ванночки с солью, ложечки, одноразовые стаканчики с водой, лупы, мешочки солью и паралоном, чашка с водой, салфетки. Лед, красивая емкость с пробкой, цветная соль.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. Ребята, посмотрите, мы с вами попали в научную лабораторию, в которой проводят разные опыты и эксперименты. А кто работает в лабораториях? (ученые).

Вот и мы сегодня будем учеными, которые проводят эти опыты. А вот с каким материалом мы будем экспериментировать вы должны отгадать. Загадывает загадка про соль:

Отдельно – я не так вкусна

Зато бела и солона

И в пище - каждому нужна. (соль)

Правильно это соль. А какую соль вы знаете? (морская, поваренная, каменная, крупная, мелкая). Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.

Обратите внимание, на столах находится много разного оборудования, которое необходимо для экспериментов.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

Дети перечисляют правила.

1. Соблюдайте тишину в лаборатории!

2. Не толкайте соседа во время работы!

3. Сначала посмотри, а потом повтори!

4. Выполнил, на место положи!

5. Будь осторожен!

- Важно помнить!

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

не трогать руками глаза;

Давайте с вами пройдём в нашу лабораторию, Возьмите ванночки с солью, давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её (без запаха). Какая она на вкус? (соленая). Потрогайте соль руками, какая она? (сыпучая, рассыпчатая). Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки). Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете, какой стал вкус у воды? (солёный). Молодцы. А теперь давайте сделаем вывод, что мы узнали о соли. (Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, белая, солёная,  растворяется в воде и меняет вкус воды).

Скажите, где люди  применяют соль? (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, при ушибах, соляные пещеры для здоровья.  В косметологии, при изготовлении кремов, косметики. В промышленности, при изготовлении стекла, можно делать поделки: рисовать солью, лепить из соленого теста). Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных).

Ребята, а еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает,  мы сейчас и узнаем  (дети подходят к столу). Перед вами в чашке  лежит кусок льда, давайте посыпим его солью, послушайте, что происходит (соль начинает трещать). Так соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим лед в сторонку и отдохнем.

Физминутка.

Сейчас у нас физкультминутка

Наклонились, распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Голова устала тоже,

Так давайте ей поможем.

Вправо, влево, раз и  два.

Думай, думай голова.

Глазки крепко закрываем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

Давайте вернемся к эксперименту со льдом и посмотрим что произошло с ним  (лед растаял). Какой вывод можно сделать из этого опыта? (соль растворяет лед).

А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.

Шли домой два ослика, и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил, чтобы не утонуть и доплыть до берега. Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории.

Дети садятся за столы.

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче? (поролон). Значит, какому ослику было легко идти? (который нес поролон, а который нес соль, ему было тяжело).

Возьмите мешочки с солью, и опустите их в воду. Что происходит с солью? (она растворилась). А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочек с солью или с поролоном? Давайте подумаем, какому ослику было легко плыть. Почему? (соль в мешках растворилась). Какому ослику было плыть тяжело? Почему? (поролон впитал воду). Какой ослик принес весь груз?

Дети встают в круг.

  • Понравилось ли вам проводить опыты?
  • Кем сегодня вы были?
  • Что нового вы узнали о соли?
  • Скажите где в природе можно встретить соленую воду? (в море)
  • Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

Рассказы детей.

Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали. Вы сегодня радовали своими ответами, активностью. И я хочу вам подарить разноцветную радугу. У нас есть емкость (красивая бутылка с пробкой), сейчас каждый по очереди высыпит в эту емкость разноцветную соль из стаканчика, которую мы приготовили с вами заранее. Пусть эта разноцветная радуга всегда находится в нашей группе и дарит вам хорошее настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе "Удивительная соль"...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»заятие о том как появилась соль, как ее добывают, для чего она нужна. опыты с солью....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности " Волшебная соль".

Занятие для старшей группы по опытно-экспериментальной  деятельности....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе компенсирующей направленности «Удивительная соль».

Создание социальной ситуации развития в  условиях опытно – экспериментальной деятельности....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная соль»

Данное занятие можно использовать как открытое занятие (для родителей или педагогов) ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Удивительная соль»

В круг широкий, вижу яВстали все мои друзья.Мы сейчас пойдём направо,А теперь пойдём налево,В центре круга соберёмся,И на место все вернёмсяУлыбнёмся, подмигнём.Собрались мы снова вместе,Чтобы было ин...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» для детей старшего дошкольного возраста.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело п...