Конспект занятия по познавательно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Волшебный камень - магнит»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по познавательно-
экспериментальной деятельности в подготовительной группе
« Волшебный камень - магнит»
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности, формирование представлений о магните, истории появления магнита, его свойстве, использование в медицине, технике, быту и в группе.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.
Задачи:
- систематизировать знания детей о магните, познакомить с историей появления «магнита»; формирование представлений о свойствах «магнита»; актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;
- развивать логическое мышление, коммуникативные навыки; формировать знания детей на основе наблюдений, экспериментирования, развивать умение делать выводы, обобщать, развивать любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук;
- воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при проведении опытов, воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества.
Ожидаемый результат:
- дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
- научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
- смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.
Оборудование: набор магнитов каждому ребёнку, «волшебная рукавичка», подносы с гречкой и болтиками, набор скрепок, магнитная доска, деревянные палочки, стаканы с водой
Предварительная работа:
Использование магнита на доске для крепления пособий, рассматривание и обыгрывание магнита вне занятий, опыты с магнитом на участке во время прогулок, игра «Поймай рыбку», «Магнитная касса цифр и букв».
Методы и приемы:
Наглядные
*демонстрация опытов воспитателем
*просмотр слайдов Словесные
*объяснения воспитателя
*художественное слово
Практические
*Игры
*опыты
*динамическая пауза
ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Уважаемые гости сегодня мы пригласили вас на презентацию проекта «Волшебный камень магнит». Мы с ребятами длительное время знакомились с магнитом, изучали свойства магнита, исследовали магнит, и сегодня мы покажем обобщающее занятие нашего проекта.
1.Организационный момент
Ребята, заходят в зал под музыку.
(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и построится в круг)
- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.
2. Мотивация к деятельности
Появляется Карлсон ( недовольный, ворчащий).
Карлсон: Здравствуйте, ребята!(грустно)
Воспитатель: Карлсон. Почему ты такой грустный?
К: Беда у меня, пропеллер совсем не хочет работать, там какая- то железка застряла, я её отрываю,а она обратно прицепляется!
Воспитатель: Давай-ка посмотрим, что там у тебя такое.
Ой, Карлсончик, да это же к пропеллеру магнит прилип, поэтому
он и не работает.( воспитатель достаёт магнит из- под пропеллера)
Карлсон: Ура!Я снова могу летать! А к этому вашему ГИМНИТУ БЛИЗКО ПРИБЛИЖАТЬСЯ НЕ БУДУ!
Воспитатель: Ребята, подскажите Карлсону, как правильно называется этот камень.
Дети: Магнит!
Воспитатель: Камень называется магнит, он волшебный!
Карлсон: Почему этот камешек так называется, в чём заключается его волшебство?
3.Организация продуктивной деятельности.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам исследовать камень магнит, все о нем узнать и ответить на все вопросы Карлсона.
(Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)
Воспитатель: Ребята, рассмотрим камень, который принёс нам Карлсон, он совсем не похож на обычные камни. Кто же знает, что это за камешек?
Ответ детей.
Магнит – это камень, который умеет притягивать металлические предметы. У магнита есть северный и южный полюс. Даже если разломить магнит, у него все равно будет северный и южный полюсы. Магнит притягивает только предметы, сделанные из железа и стали. Область вокруг магнита называется магнитным полем. Это зона, в которой действует сила его притяжения. Сила которая притягивает предметы, называется силой магнита.
Чтение стихотворения «Магнит»
Мы с мамой взяли магнит-
Он и тянет, и манит.
Отыскали все под лавкой
И колечки, и булавку.
Даже в щелях и в пыли
Гайки папины нашли.
Получился целый праздник.
Вот такой магнит-проказник! Олеся
- Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Одну старинную легенду я вам сейчас расскажу.И ты, Карлсон, слушай внимательно.
Дети садятся на коврик, звучит спокойная музыка.
Легенда о появлении магнита
- В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».
- Понравилась вам эта легенда?
- Почему же магнит так назвали?
Воспитатель: На один вопрос Карлсона мы уже ответили – этот камень называется магнит, узнали легенду о его открытии.
А чтобы ответить на второй вопрос нашего гостя «Почему камень называют волшебным?» предлагаю отправиться в лабораторию.
Воспитатель: Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?
Дети: Проводят опыты.
Воспитатель: В лаборатории нужно соблюдать правила поведения:
- Внимательно слушать воспитателя.
- Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
- Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.
Лаборатория.
«Вот перед вами волшебный магнит. Много секретов в себе он хранит».
- Что мы знаем о свойствах магнита?
- Как эти свойства можно проверить?
Нужно провести…
Карлсон:«Я знаю! Эксперимент!
В нём интересен нам каждый момент».
Опыт№ 1
«Все ли притягивает магнит».
Воспитатель:Ребята, а всё ли притягивает магнит? У вас на подносах лежат разные предметы вперемежку. Нужно по очереди подносить магнит к предметам. Те предметы, которые притянутся к магниту, положите в жёлтую корзину, которые не притянутся к магниту , положите в голубую корзину( звучит музыка , дети самостоятельно выполняют задание).
-Маша, расскажи, что ты делала? ( Я провела магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к магниту.) А вы, ребята, проверяйте (железная крышка, железный шуруп, скрепка, ключ, батарейка, деталь от железного конструктора). Спасибо, молодец!
-Дима, назови, пожалуйста, предметы, которые остались на подносе, их магнит не притягивает. (деревянный карандаш, бумага, пластмассовая трубка, лоскутик ткани, пластилин, губка, резиновый шарик, стеклянный пузырек).
Карлсон: Ребята, смотрите какие красивые рукавички я нашёл! Надо их примерить.
(Воспитатель одевает две рукавички, в одной из которой лежит магнит и проводит над металлическими предметами сначала одной рукавичкой, где нет магнита, а затем второй, где есть магнит.К рукавичке с магнитом притянулись все предметы).
- Как вы думаете, ребята, почему предметы прилипли к рукавичке?
Ответы детей.
Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.
Пальчиковая гимнастика.
Рукавицы.
Вяжет бабушка Лисица (Поочередно потереть пальцы.)
Всем лисятам рукавицы: (Загибаем пальчики).
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки - лисички.
В рукавичках да-да-да!
Не замерзнем никогда! (Потереть ладони друг о друга).
ОПЫТ № 2 «Сила магнита действует через стекло и воду, картон»
Карлсон: Ой, ребятки, я нечаянно порвал волшебную рукавичку. Что же мне делать?
Дети: Нужно взять иголку с ниткой и зашить рукавицу.
Воспитатель берёт иголку и нечаянно роняет её в стакан с водой.
Дети с помощью магнита достают иголку. Воспитатель их благодарит.
Вывод: Магнитная сила действует даже через воду.
Воспитатель: Ребята, у нас в лаборатории растут волшебные цветочки, их нужно полить водичкой. Тогда цветочки распустятся, и на них прилетят волшебные бабочки.
Фокус «Летающие бабочки»
(Дети водят магнитами по обратной стороне стекла, на котором «сидят» бабочки ( магнитные).Бабочки перелетают с цветка на цветок.
Вывод: Магнитная сила действует через стекло.
Зрительная гимнастика:«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
«Танец скрепок»
( нужно взять лист картона, сверху на него положить скрепки, снизу двигать магнитом).
-Что происходит со скрепками? ( они двигаются).
-Почему же скрепки «танцуют»? Скрепки железные. На них через картон действует магнит.
Вывод: Оказывается, магнит может притягивать железные предметы даже через картон. Вот какой он сильный.
ОПЫТ № 3 «Сила магнита и его размер»
Магниты бывают разных размеров и форм: в форме подковы, прямоугольника и круга.
Проверим, какой магнит сильнее. Подносим к кастрюле магниты разного размера. Намагнитит кастрюлю магнит большого размера.
Вывод: чем больше магнит, тем он сильнее.
Динамическая пауза «Волшебный камень»
- А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.
(Воспитатель предлагает образовать круг и сообщает детям, что он будет в роли магнита. Показывая карточку с изображением металлического предмета, дети подбегают к воспитателю, а если воспитатель показывает карточку с изображением другого предмета – дети отбегают от него).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у магнита есть поле?
Карлсон: Наверное, на этом поле растут злаки?
Дети:
На магнитном поле злаки не растут. Магнитным полем называется пространство около магнита. У Земли тоже есть магнитное поле – как – будто внутри её огромный магнит.
Опыт «Цепочка из скрепок».
- А теперь продолжим опыты с магнитом.Проверим магнитное поле у наших магнитиков. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно.
Воспитатель наблюдает за выполнением задания, помогает отстающим детям.
- Молодцы, вы у меня настоящие учёные – умело справились с опытом.
- Ребята, как вы думаете, почему скрепки не распались? Что с ними произошло?
(Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами)
- Продолжим наши эксперименты с магнитом. Аккуратно уберите магниты от скрепок и положите их на стол.
- Посмотрите внимательно на свои цепочки из скрепок. Что с ними произошло?
(Цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается).
- Подумайте, почему так бывает?
Вывод: Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.
Вывод:У магнита есть магнитное поле.
Воспитатель: Вот мы и выяснили, почему магнит называют волшебным.
- Нам осталось выяснить, для чего нужен магнит и где его используют?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_magnit.docx | 2.4 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экспериментально - познавательной деятельности в подготовительной группе "Волшебный воздух"
Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.Дать детям элементарные представления об источн...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная сила магнита»
Расширение представлений детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности....
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная бумага"
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе...
Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебный камень, магнит»
Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Мы вместе с детьми поставили несколько опытов по определению этих свойств. И даже сделали одно открытие!...
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебный сахарок»/
Данный конспект подходит дл я дететй старшей и подготовительной группы детского сада. Воспитывает потребность в получении новой информации, развивает умение делать логические заключения в ходе работы,...