Конспект занятия по познавательно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Волшебный камень - магнит»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия по познавательно-

экспериментальной деятельности в подготовительной группе

« Волшебный камень - магнит»


Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности, формирование представлений о магните, истории появления магнита, его свойстве, использование в медицине, технике, быту и в группе.

 

 

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, социально- коммуникативное развитие, физическое развитие.

 

Задачи:

  • систематизировать знания детей о магните, познакомить с историей появления «магнита»; формирование представлений о свойствах «магнита»; актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком;
  • развивать логическое мышление, коммуникативные навыки; формировать знания детей на основе наблюдений, экспериментирования, развивать умение делать выводы, обобщать, развивать любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук;
  • воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при проведении опытов, воспитания навыков взаимопомощи и сотрудничества.

Ожидаемый результат:

  • дети приобретут опыт в исследовательской деятельности, в выдвижении гипотез и выборе методов их подтверждения;
  • научатся активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом, сверстниками и взрослыми при проведении исследовательской деятельности;
  • смогут самостоятельно сделать собственные умозаключения на основе исследований.

Оборудование: набор магнитов каждому ребёнку, «волшебная рукавичка», подносы с гречкой и болтиками, набор скрепок, магнитная доска, деревянные палочки, стаканы с водой

Предварительная работа:

Использование магнита на доске для крепления пособий, рассматривание и обыгрывание магнита вне занятий, опыты с магнитом на участке во время прогулок, игра «Поймай рыбку», «Магнитная касса цифр и букв».

Методы и приемы:

Наглядные 

*демонстрация опытов воспитателем

*просмотр слайдов Словесные 

*объяснения воспитателя

*художественное слово

Практические 

*Игры

*опыты

*динамическая пауза

 

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

- Уважаемые гости сегодня мы пригласили вас на презентацию проекта «Волшебный камень магнит». Мы с ребятами длительное время знакомились с магнитом, изучали свойства магнита, исследовали магнит, и сегодня мы покажем обобщающее занятие нашего проекта.

1.Организационный момент

Ребята, заходят в зал под музыку.

(Воспитатель предлагает детям пройти на ковер и построится в круг)

- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поприветствуем их и улыбнёмся им.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнемся.

2. Мотивация к деятельности

Появляется Карлсон ( недовольный, ворчащий).

Карлсон: Здравствуйте, ребята!(грустно)

Воспитатель: Карлсон. Почему ты такой грустный?

К: Беда у меня, пропеллер совсем не хочет работать, там какая- то железка застряла, я её отрываю,а она обратно прицепляется!

Воспитатель: Давай-ка посмотрим, что там у тебя такое.

Ой, Карлсончик, да это же к пропеллеру магнит прилип, поэтому

он и не работает.( воспитатель достаёт магнит из- под пропеллера)

Карлсон: Ура!Я снова могу летать! А к этому вашему ГИМНИТУ БЛИЗКО ПРИБЛИЖАТЬСЯ НЕ БУДУ!

Воспитатель: Ребята, подскажите Карлсону, как правильно называется этот камень.

Дети: Магнит!

Воспитатель: Камень называется магнит, он волшебный!

Карлсон: Почему этот камешек так называется, в чём заключается его волшебство?

3.Организация продуктивной деятельности.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам исследовать камень магнит, все о нем узнать и ответить на все вопросы Карлсона.

(Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики)

Воспитатель: Ребята, рассмотрим камень, который принёс нам Карлсон, он совсем не похож на обычные камни. Кто же знает, что это за камешек?

Ответ детей.

Магнит – это камень, который умеет притягивать металлические предметы. У магнита есть северный и южный полюс. Даже если разломить магнит, у него все равно будет северный и южный полюсы. Магнит притягивает только предметы, сделанные из железа и стали. Область вокруг магнита называется магнитным полем. Это зона, в которой действует сила его притяжения. Сила которая притягивает предметы, называется силой магнита.

Чтение стихотворения «Магнит»


 

Мы с мамой взяли магнит-

Он и тянет, и манит.

Отыскали все под лавкой

И колечки, и булавку.

Даже в щелях и в пыли

Гайки папины нашли.

Получился целый праздник.

Вот такой магнит-проказник! Олеся

- Воспитатель: Ребята, а вы знаете, откуда появился магнит? Одну старинную легенду я вам сейчас расскажу.И ты, Карлсон, слушай внимательно.

Дети садятся на коврик, звучит спокойная музыка.

Легенда о появлении магнита

- В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что его сандалии, подбитые железом, и деревянная палка с железным наконечником липнут к черным камням, которые в изобилии валялись под ногами. Пастух перевернул палку наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается странными камнями. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются. Магнис понял, что эти странные черные камни не признают никаких других материалов, кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

 

- Понравилась вам эта легенда?

- Почему же магнит так назвали?

Воспитатель: На один вопрос Карлсона мы уже ответили – этот камень называется магнит, узнали легенду о его открытии.

А чтобы ответить на второй вопрос нашего гостя «Почему камень называют волшебным?» предлагаю отправиться в лабораторию.

Воспитатель: Прежде чем мы пойдём в лабораторию, скажите, а что там делают?

Дети: Проводят опыты.

Воспитатель: В лаборатории нужно соблюдать правила поведения:

  1. Внимательно слушать воспитателя.
  2. Не разговаривайте слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
  3. Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

 

Лаборатория.

«Вот перед вами волшебный магнит. Много секретов в себе он хранит».

- Что мы знаем о свойствах магнита?

- Как эти свойства можно проверить?

Нужно провести…

Карлсон:«Я знаю! Эксперимент!

В нём интересен нам каждый момент».

Опыт№ 1

«Все ли притягивает магнит».

Воспитатель:Ребята, а всё ли притягивает магнит? У вас на подносах лежат разные предметы вперемежку. Нужно по очереди подносить магнит к предметам. Те предметы, которые притянутся к магниту, положите в жёлтую корзину, которые не притянутся к магниту , положите в голубую корзину( звучит музыка , дети самостоятельно выполняют задание).

-Маша, расскажи, что ты делала? ( Я провела магнитом над предметами и все железные предметы притянулись к магниту.) А вы, ребята, проверяйте (железная крышка, железный шуруп, скрепка, ключ, батарейка, деталь от железного конструктора). Спасибо, молодец!
 

-Дима, назови, пожалуйста, предметы, которые остались на подносе, их магнит не притягивает. (деревянный карандаш, бумага, пластмассовая трубка, лоскутик ткани, пластилин, губка, резиновый шарик, стеклянный пузырек).

Карлсон: Ребята, смотрите какие красивые рукавички я нашёл! Надо их примерить.

(Воспитатель одевает две рукавички, в одной из которой лежит магнит и проводит над металлическими предметами сначала одной рукавичкой, где нет магнита, а затем второй, где есть магнит.К рукавичке с магнитом притянулись все предметы).

- Как вы думаете, ребята, почему предметы прилипли к рукавичке?

Ответы детей.

 

Вывод: Магнит притягивает только металлические предметы.

Пальчиковая гимнастика.

Рукавицы.
Вяжет бабушка Лисица (Поочередно потереть пальцы.)
Всем лисятам рукавицы: (Загибаем пальчики).
Для лисенка Саши,
Для лисички Маши,
Для лисенка Коли,
Для лисички Оли,
А маленькие рукавички
Для Наташеньки - лисички.
В рукавичках да-да-да!
Не замерзнем никогда! (Потереть ладони друг о друга).

ОПЫТ № 2 «Сила магнита действует через стекло и воду, картон»

Карлсон: Ой, ребятки, я нечаянно порвал волшебную рукавичку. Что же мне делать?

Дети: Нужно взять иголку с ниткой и зашить рукавицу.

Воспитатель берёт иголку и нечаянно роняет её в стакан с водой.

Дети с помощью магнита достают иголку. Воспитатель их благодарит.

Вывод: Магнитная сила действует даже через воду.

Воспитатель: Ребята, у нас в лаборатории растут волшебные цветочки, их нужно полить водичкой. Тогда цветочки распустятся, и на них прилетят волшебные бабочки.


 

Фокус «Летающие бабочки»

(Дети водят магнитами по обратной стороне стекла, на котором «сидят» бабочки ( магнитные).Бабочки перелетают с цветка на цветок.

Вывод: Магнитная сила действует через стекло.

Зрительная гимнастика:«Бабочка»

Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

 

«Танец скрепок»

( нужно взять лист картона, сверху на него положить скрепки, снизу двигать магнитом).

-Что происходит со скрепками? ( они двигаются).

-Почему же скрепки «танцуют»? Скрепки железные. На них через картон действует магнит.

Вывод: Оказывается, магнит может притягивать железные предметы даже через картон. Вот какой он сильный.

 

ОПЫТ № 3 «Сила магнита и его размер»

Магниты бывают разных размеров и форм: в форме подковы, прямоугольника и круга.

Проверим, какой магнит сильнее. Подносим к кастрюле магниты разного размера. Намагнитит кастрюлю магнит большого размера.

Вывод: чем больше магнит, тем он сильнее.

 

Динамическая пауза «Волшебный камень»

- А сейчас мы с вами немного отдохнём и поиграем.

(Воспитатель предлагает образовать круг и сообщает детям, что он будет в роли магнита. Показывая карточку с изображением металлического предмета, дети подбегают к воспитателю, а если воспитатель показывает карточку с изображением другого предмета – дети отбегают от него).

 

 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что у магнита есть поле?

Карлсон: Наверное, на этом поле растут злаки?

Дети:

На магнитном поле злаки не растут. Магнитным полем называется пространство около магнита. У Земли тоже есть магнитное поле – как – будто внутри её огромный магнит.


 

Опыт «Цепочка из скрепок».

- А теперь продолжим опыты с магнитом.Проверим магнитное поле у наших магнитиков. Я беру магнит, подношу к нему скрепку. Она притянулась. К скрепке подношу вторую, она тоже притянулась, теперь – третью. Образовалась цепочка из скрепок. Сейчас я осторожно возьму пальцами первую скрепку и уберу магнит. Смотрите внимательно, цепочка не разорвалась. Проделайте этот опыт самостоятельно. 

Воспитатель наблюдает за выполнением задания, помогает отстающим детям.

- Молодцы, вы у меня настоящие учёные – умело справились с опытом. 
- Ребята, как вы думаете, почему скрепки не распались? Что с ними произошло?
(Скрепки, находясь рядом с магнитом намагнитились и стали магнитами)
- Продолжим наши эксперименты с магнитом. Аккуратно уберите магниты от скрепок и положите их на стол. 
- Посмотрите внимательно на свои цепочки из скрепок. Что с ними произошло?
(Цепочка из скрепок сохраняется недолго, она распадается).
- Подумайте, почему так бывает?
Вывод: Скрепки обладают магнетическими свойствами незначительное время.

Вывод:У магнита есть магнитное поле.

Воспитатель: Вот мы и выяснили, почему магнит называют волшебным.

- Нам осталось выяснить, для чего нужен магнит и где его используют?

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_magnit.docx2.4 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально - познавательной деятельности в подготовительной группе "Волшебный воздух"

Познакомить  детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается  и поднимается вверх) и способами его обнаружения.Дать детям элементарные представления об источн...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная сила магнита»

Расширение представлений детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности....

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная бумага"

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе...

Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебный камень, магнит»

Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Мы вместе с детьми поставили несколько опытов по определению этих свойств. И даже сделали одно открытие!...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебный сахарок»/

Данный конспект подходит дл я дететй старшей и подготовительной группы детского сада. Воспитывает потребность в получении новой информации, развивает умение делать логические заключения в ходе работы,...