Конспект опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебный камень, магнит»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Умарова Ижайбат Имамудиновна

Свойства магнитов часто кажутся чуть ли не волшебством. Мы вместе с детьми поставили несколько опытов по определению этих свойств. И даже сделали одно открытие!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx22.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект опытно-экспериментальной деятельности

 в подготовительной группе

             «Волшебный камень, магнит»

                                                                                Воспитатель  Умарова И.И.

2018г.

Тема: «Волшебный камень магнит»

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе знакомства со свойствами магнитов.

Обучающие задачи:

формировать у детей представления о свойствах магнита — притягивание металлических предметов; умение приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.

Развивающие задачи: 

Учить самостоятельно принимать решения в ходе экспериментальной деятельности, проверять это решение.

Развивать  способность анализировать и делать выводы, умозаключения; стремление к познанию через экспериментальную деятельность; речевую активность.

Воспитательные:

Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Воспитывать   инициативность и самостоятельность.

Оборудование и материалы:

Раздаточный материал:

Два магниты, большие и маленькие скрепки в тарелочках, стакан с водой, лист бумаги, карандаш, ткань, квадратики из клейкой цветной бумаги, салфетки.

Демонстрационный материал:

-магниты, большие и маленькие скрепки, стакан с водой, лист бумаги, карандаш, две емкости с песком, два магнита с обозначенными полюсами, железная и медная стружка, стекло для опыта, пробирка.

- для физкультминутки эмблемы «северного» и «южного» полюсов (синие и красные прямоугольники).

Словарь: 

Магнитное поле, магнетизм

Музыкальное сопровождение:

Космическая музыка

Предварительная работа:

Беседа о явлении магнетизма, видах и свойствах магнита, истории открытия магнита, способах его добычи и использовании в жизни человека.

Чтение. М. Константиновский. Почему Земля магнит.

 Журнал «Смешарики». Магнетизм.

    Игра с мячом «Притянет не притянет». Подвижная игра «Магнитные человечьки»

 Просмотр видеоматериалов.

Документальный фильм.

Прозрачный магнит.

 Мультсериал «Фиксики».

Магнит.

Мультсериал «Компас и будильник».

Магнит. Мультжурнал «Светлячок». Выпуск 2

Методические приёмы:

- демонстрация опытов воспитателем;

- объяснение воспитателя;

- фронтальный опыт детей;

- индивидуальная работа с детьми;

- подведение итогов занятия;

Разноуровневый подход к детям:

1 уровень.

   Дети самостоятельно выполняют все без вмешательства взрослого, планируют, контролируют, принимают задачу взрослого (поощрения, одобрения);

2 уровень.

 Использование приемов косвенного руководства (советы, одобрения, вопросы, использование алгоритма);

3уровень.  

Приемы прямого обучения (объяснение, совет, указание, напоминание, показ

Детям, которые затрудняются в выполнении работы оказать помощь советом или показом способа действия.

 Детям, которые справились быстрее других предложить  оказать помощь своим, не справляющимся товарищам.

Ход образовательной ситуации

1. Организационный момент

Воспитатель приглашает детей в группу, оформленную под научную лабораторию, предлагает рассмотреть иллюстрации, выслушивает предположения детей.

Ситуативный разговор

Воспитатель. Ребята, проходите в группу. Посмотрите вокруг себя, скажите, вы догадались, куда мы сейчас попали. (Лаборатория закрыта ширмой).

Дети. Это исследовательская лаборатория

Воспитатель: Кто работает в лаборатории.

Дети: лаборанты, научные сотрудники, ученые.

Воспитатель. Какую работу выполняют все эти люди?

Дети: Они проводят опыты и эксперименты.

Воспитатель: Ребята! Я предлагаю вам посетить лабораторию и на некоторое время стать исследователями.

Какие правила нужно выполнять, работая в лаборатории

Дети. В исследовательской лаборатории должны быть тишина и порядок на столах, выполнять только те действия, которые необходимы, работать в спец. Одежде (дети надевают халаты).

Воспитатель вносит коробку с большим магнитом. Коробка — закрыта.

Проблемная ситуация  

Загадка:

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Ответы детей…

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит.

Воспитатель: Наша задача — познакомиться поближе с этим удивительным камнем. Как он называется?

Дети: Это магнитный железняк.

Воспитатель: Чем отличается камень магнитный железняк от привычного для нас магнита?

Дети: Магнитный железняк - это природный магнит.

Воспитатель: Каким свойством обладает магнит?

Дети: магнит притягивает предметы из металла.

2. Все ли притягивают магниты?

 

  Опыт с различными предметами

Воспитатель: Чтобы проверить ваши предположения предлагаю исследовать нашу группу и выбрать те  предметы, которые притянет магнит.

Воспитатель: Какие предметы притянул магнит ?

Дети: К магниту прилипли предметы из железа.

Воспитатель:  Из чего сделаны предметы, которые не притягиваются магнитом? (Из дерева, из пластмассы и т.д.)

Воспитатель: Как вы думаете, притянет ли магнит железо через песок?

Давайте проверим. Дети подходят к подносам с песком и магнитами достают разные предметы.

Результат опыта. Некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения. Магнит  действует через песок.

Вывод. Магниты — это куски железа или стали, обладающие способностью притягивать металлические предметы.

3. Действует ли магнит  на расстоянии?

Воспитатель: 

Нарисуйте на бумаге линию и положите на нее скрепку. Теперь потихоньку пододвигайте к этой линии цветной магнит.

На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет на магнит. Отметьте это расстояние. Проведите этот же опыт с другими магнитами.

 Можно увидеть, что одни из них сильные - примагничивают скрепку с далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств.

Например, самым слабым оказался достаточно большой цветной магнит, который притягивал скрепку лишь только тогда, когда его подносили вплотную к ней.

Вывод: 

Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем".

4. Действует ли магнит через другие материалы?

Воспитатель: 

Давайте проведем еще один эксперимент и узнаем, действует ли магнитная сила в воде. Используя только что изученное его свойство действовать на расстоянии.

         Предлагаю достать из стакана с водой гвозди, болтики, шурупы, скрепки, не дотрагиваясь до них. Ребята берут магнит и с помощью него достают предметы.

Вывод: магнит сохраняет свои свойства в воде.

Воспитатель: Вот вам задачка посложнее. Как достать скрепку из стакана с водой, не замочив ни рук, ни магнита. (Ответы детей)

Дети: Для этого возьмем магнит, приблизим его к скрепке через стекло и попробуем ее передвинуть к краю стакана.

Дети проверяют действие магнита через картон, ткань, фанеру.  

Вывод: магнит воздействует через стекло.

 5. Взаимодействие   двух магнитов  (проводит воспитатель)

Воспитатель:

Ребята обратите внимание на окраску магнитов, в какие цвета он окрашен? (Синий и красный). Я приложу магниты друг к другу красными концами, синими концами.

Что происходит с ними?

Дети:

 Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: 

Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный».

Результат опыта. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Воспитатель:

У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.

Магниты с разными полюсами притягиваются, а с одинаковыми отталкиваются.

(Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости).

Воспитатель: 

Определите на ваших магнитах северный и южный полюса, отметив их квадратиками красного и синего цвета.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «МАГНИТНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Каждому ребёнку на спину вешается синий квадрат, а на живот – красный. Они образуют круг и начинают ходить по кругу.

Воспитатель:

 Когда я буду показывать красный квадрат – «южный полюс», вы притягиваетесь ко мне «северным полюсом» - спиной. Когда вы увидите синий квадрат, то притягиваетесь ко мне животиками – «южными полюсами». Магнит боится огня, высокой температуры, поэтому, когда вы увидите свечу, то присаживаетесь на корточки и закрывайтесь руками.

6. Магнитные свойства можно передать обычному железу 

      (Сила магнита)

Воспитатель:

 Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку.

 Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю!

Попробуйте сделать цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит.

Теперь скрепка сама стала магнитом.

То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками), если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.

Вывод: магнитное поле можно создать искусственно

7. Магнитное поле (проводит опыт воспитатель)

Воспитатель. 

Мы можем увидеть магнитное поле? (дети обычно отвечают, нет).

А я попробую оспорить ваше мнение и показать вам на опыте, что магнитное поле мы можем увидеть.

Воспитатель. 

Приглашаю вас подойти к столику.

Как сделать магнитное поле видимым?

Очень просто!

Надо насыпать на лист бумаги немного металлических опилок.

 Если снизу бумаги поднести магнит, то опилки "оживают". Они топорщатся, ощетиниваются, рисуют "морозные узоры".

Если положить магнит полностью под пятно с опилками, можно заметить, что все опилки расположатся вокруг магнита по определенным линиям. Это и есть линии магнитного поля.

Опыт также иллюстрирует, как магнит взаимодействует с железом в разных его формах и не взаимодействует с медью.

Этапы эксперимента:

- Смешиваем медные и железные опилки.

- С помощью постоянного магнита легко разделяем смесь опилок.

- Насыпаем железную стружку в стеклянную пробирку.

- Переворачиваем пробирку на лист стекла.

- Снизу подносим постоянный магнит.

- Убираем пробирку. Столб из железных стружек остается стоять на стекле.

 Результат опыта: как известно, железо притягивается к магниту, в отличие от меди. Не зависимо от формы железа, будь то, мелкие опилки, более крупная стружка или простая канцелярская скрепка, железо одинаково хорошо притягивается к магниту.

Рефлексия: 

Воспитатель: 

На    этом наши исследования подошли к концу.

 Давайте вспомним, с какими свойствами магнитов мы познакомились. 

Дети: 

 Магниты воздействуют на предметы из некоторых металлов. Магнитная сила может проходить через предметы или вещества. Магниты оказывают свое действие даже на расстоянии. Сила магнитов больше по краям. Разные полюса магнитов притягиваются, одинаковые — отталкиваются.

Воспитатель: 

- Молодцы, вы хорошо усвоили свойства магнита! А чтобы у вас была возможность еще поиграть и поэкспериментировать с магнитами, я хочу оставить вам в подарок магнитик, с которым вы сегодня работали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей подготовительной группы "Волшебные снежинки"

Данный конспект будет интересен воспитателям  детских садов и пихологам. Основная цель данного занятия развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста через различные этюды, минисце...

Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборато...

Конспект опытно-экспериментальной организованной деятельности «В стране волшебной манки»

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравниват...