Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию "Волшебный камень - магнит"
    план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

    Киселева Марина Алексеевна

    Экспериментирование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл volshebnyy_kamen_magnit.docx17.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    НОД по экспериментированию в подготовительной группе

    «Волшебный камень- магнит»

    Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

    Задачи:

     Образовательные

    1. Формировать представления детей о физическом явлении — магнетизм.

    2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

    3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита». Развивающие

    1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

    2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

    Воспитательные

    1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».

    2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

    3. Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

    Материал и оборудование:

    Демонстрационный: 2 магнита, скрепки большие и маленькие, «Автомобильная трасса», стаканчики со змейками, аквариум.

     Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов из различных материалов: мягкая игрушка, деревянный карандаш, пластмассовая пуговица, пластиковый стаканчик, металлические скрепка, заготовки для рыбок.

    Логика образовательной деятельности

     В группу входит воспитатель, одетый в белый халат, очки и с коробкой. Воспитатель: — Здравствуйте, мальчики и девочки! Здравствуйте гости! Я старший сотрудник научной лаборатории. Мне посоветовали вас, мальчики и девочки взять к себе в научную лабораторию. Но я принимаю только тех, кто хочет быть моими помощниками. Но в каждой работе есть правила. И в моей научной лаборатории тоже есть свои правила. А теперь наденем халаты и приступим. Обращает внимание детей на стенд со схемами «Правила безопасности работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной лаборатории». Изучают правила. Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно заняться. Детям предлагаются роли маленьких ученых.

    Воспитатель –Вот предмет нашего исследования (указывает на коробку, которую принес с собой). Наша задача, коллеги, изучить предмет, который находится внутри. Достает камень магнит.

    Воспитатель-У кого есть предположение, что это? Ответы детей… Воспитатель-А вы как, думаете, коллеги? А может кто-то думает по другому? Показывает магнит детям, дает потрогать (какой на ощупь? Гладкий, холодный), определяют вес (тяжелый — легкий?), цвет… Дают определение — «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес…..». Воспитатель задает вопрос — «Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»

    Ответы детей…..

    Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты (показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое природные камни?

    Дети: Эти камни создала природа.

    Воспитатель: Эти магнетиты быстро теряют свой магнетизм, поэтому человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из этих камней такие магниты, которые будут очень долго сохранять силу магнетизма, и назвали их постоянными (просит повторить). Как можно назвать камни, которые делает человек, а не природа?

    Дети: Это искусственные камни.

    Воспитатель: Да. Значит, постоянные магниты – это, какие камни?

    Дети: Постоянные магниты – это искусственные камни.

    Воспитатель: — Коллеги, как вы думаете, а как мы можем доказать еще, что это магнит ? А какие свойства у него есть? Уважаемые коллеги, какие опыты мы можем провести? Ответы детей….

    Воспитатель: — Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти всем младшим сотрудникам в лабораторию № 1… Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах? Дети перечисляют… 1. мягкая игрушка 2. деревянный карандаш 3. пластмассовая пуговица 4. пластиковая баночка 5. металлические скрепка и шайба.

     Опыт № 1. «Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание… «Как проверить правильный ли выбор вы сделали?» Дети предлагают решение проблемы (с помощью магнита). — «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба). — «А какие не притянул?» (Мягкую игрушку, деревянный карандаш, пластмассовую пуговицу). «Какой можно сделать вывод?» Вывод детей: Магнит притягивает только металлические предметы.

    Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории № 2. «Магнитные полюса».

    Воспитатель: У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим, что будет.

    Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга. Воспитатель: Верно. Это происходит из-за полюсов магнитов. С одной стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут быть «южный» и «северный» полюсы.

    Дети: У нашей планеты Земля. Воспитатель просит одного ребёнка показать на глобусе географические полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный» – синим.

    Воспитатель: Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

    Дети: Круглой.

     Воспитатель: А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

    Дети: Земля притягивает к себе всё.

    Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов, ещё и магнитные полюса. Магнитные полюса не совпадают с географическими полюсами (отмечает на глобусе магнитный «северный» полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным). У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Посоединяйте их друг с другом. Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

    Дети: Когда соединяем «северным» и «южным» полюсами, то магниты притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные тоже. Воспитатель: Когда мы соединяем магниты между собой разными полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у магнита нашего. Дети определяют полюса.

    Вывод детей: У магнитов есть полюса. Они либо притягиваются друг к другу, либо отталкиваются.

    Динамическая пауза Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. — Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

     — Коллеги, посмотрите, в лаборатории № 3 стоят какие -то сосуды, и в них что-то находится. Как узнать, что находится в банке, не опуская туда руки? Ваша гипотеза, коллеги?

    Дети Попробуем магнитом достать обитателя банки? Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.

    Воспитатель: — У вас у каждого стоят пластиковые стаканчики, в которых лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.

    Воспитатель: — Коллега, какой можно сделать вывод? Вывод детей: Магнит действует через пластик.

    Воспитатель:- Как вы думаете, только ли через пластик действует магнит? Ответы детей.

    Опыт № 4. На столе трассы из картона для машинок, на столе лежат маленькие металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой, который двигает ее по трассе.

    Воспитатель: - А теперь попробуйте сами. Возьмите по машинке, попробуйте управлять ими с помощью магнита. Какой можно сделать вывод? Вывод детей: Магнит действует через картон. Детям предлагается игра «Рыболов». Магнитными удочками дети вылавливают рыбок из аквариумов. В конце игры обсуждается следующее свойство.

    Вывод детей: Магнит действует через воду.

     Воспитатель: — Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но интересный день. Мы изучали свойства магнита. После этого воспитатель проводит опрос детей по картинкам. На столе лежат с карточки.

    Воспитатель: Я задаю вопросы, а вы находите ту карточку, на которой, по вашему, изображен правильный ответ. 1. Выберите из картинок ту, на которой изображён природный камень магнит. 2. Какой предмет притягивает магнит? 3. В каком случае магниты будут «дружить»? 4. Через что действует магнит? Дети показывают карточки с картинками.

    Воспитатель: Правильно, все справились. 1. Магнит притягивает только металлические предметы. 2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы — притягиваются, а одинаковые — отталкиваются. 3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

    Воспитатель: -А теперь я предлагаю вам, мои маленькие ученые, пройти в следующую лабораторию. Там вам мои помощники приготовили увлекательный фильм про применение магнитов в нашей жизни. Воспитатель и дети уходят.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ВОЛШЕБНИК МАГНИТ"

    ЭКПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЖЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ЛЮБОГО СОРВАНЦА, А ЕСЛИ ОНА ЕЩЕ И ПРАВИЛЬНО ОРГАНИЗОВАНА - ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА ОГРОМНО! В ЭТОМ МАТЕРИАЛЕ ВЫ НАЙДЕТЕ КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБ...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО РЕЧЕВОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (ПОЗНАНИЕ) ТЕМА: "ЧТО ТЫ МОЖЕШЬ-МАГНИТ"

    В конспекте отражена поисково-исследовательская деятельность  детей по изучению свойств магнита.В ходе экспериментирования использованы игровые ситуации, а также современные информационно-коммуни...

    конспект непосредственно образовательной деятельности область "Познание" "Волшебный магнит""

    экспериментальная деятельность предоставляет ребёнку уникальную возможность освоить научные понятия через ииследование предметов...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Знакомство с каменным углем и мелом"

    Цель: создание условий для развития интереса к явлениям неживой природы посредством знакомства детей со свойствами каменного угля и мела.Задачи: Образовательные:×...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему "Загадочный магнит"

    Конспект разработан и предназначен для детей старшей группы...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.

    Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел:  «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...