конспект непосредственно образовательной деятельности область "Познание" "Волшебный магнит""
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме

Уваровская Светлана Николаевна

экспериментальная деятельность предоставляет ребёнку уникальную возможность освоить научные понятия через ииследование предметов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_uvarovskaya.docx23.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Шелеховского района для детей дошкольного и младшего школьного возраста Начальная школа – детский сад №4 «Журавлик»

Адрес: 666034  Иркутская обл., г.Шелехов, квартал 1, д.3,       телефон 4-41-76, 4-21-20

 Непосредственно  образовательная деятельность

Познание

 «Загадочный   магнит»

Разработал:

воспитатель высшей

квалификационной категории

С.Н. Уваровская

Цель:  Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность.

Задачи по образовательным областям.

Познание:

  1. Познакомить детей с понятием «магнит», «магнитные силы»;
  2. Сформировать представление о свойствах магнита; актуализировать знания детей об использовании свойств магнита человеком;
  3. Продолжать учить строить гипотезы,  проверять их  практическим методом, делать выводы;
  4. Способствовать развитию познавательную активность, любознательность при проведении опытов;

Коммуникация:

  1. Активизировать речь детей словами, обозначающими свойства магнита (магнитные силы, притяжение, металлические опилки   притягивает и т.д)  

Социализация:

  1. Воспитывать партнерские взаимоотношения со сверстниками при  изготовлении инструментов  для исследования.

Безопасность

  1. Формировать  навыки соблюдения правил безопасного поведения при проведении эксперимента.

Труд:

  1. Способствовать развитию навыков   самостоятельности при  изготовлении  инструмента для исследования

Оборудование:

Демонстрационное: Магнитный мольберт, магниты, схемы свойств магнита, магнитные опилки, лист картона, стеклянная емкость, ключ, машинка   магнитная, емкость с песком, емкость с водой, сундучок, магнитная игра.

Раздаточное: карточки с образцами материалов, магниты, простые карандаши, ключи, замки с наклеенными магнитами, палочки, изолента.  

Ход: Здравствуйте, ребята! Я ищу группу …. Я правильно пришла?   Мне сказали, что в вашей группе самые умные девочки и мальчики, и только здесь мне могут помочь. Это так?  

 Давайте сначала мы с вами  познакомимся, а потом я расскажу, с чем к вам пришла. Меня зовут Светлана Николаевна.  А как вас зовут? Сейчас  девочки все вместе в полголоса скажите, как вас зовут, а теперь мальчики. Спасибо, вот и познакомились.

Так вот с чем я к вам пришла.  Сегодня, когда я шла по улице,   почувствовала, как каблук моего сапога к чему-то прилип, я не могла  оторвать ногу от земли. Наклонилась и увидела вот этот предмет.  

 Показываю магнит.

Кто-нибудь из вас знает: что это? (магнит). А что вы знаете о магните? (ответы детей). Кто-нибудь может объяснить, почему    я к нему прилипла?

Магнит - Это очень интересный материал для исследования. Предлагаю стать на время исследователями этого загадочного предмета. Хотите?  Тогда приступаем к исследованиям.  Для начала узнаем, какие же материалы способен притягивать магнит?

        Пройдите к своим экспериментальным  столам.  Каждый   получит для исследований таблицу   с предметами  из различных материалов.   Из чего они сделаны?  (резина, дерево, пластмасса, железо, картон).  

Как выдумаете, какие из этих предметов притянутся магнитом? Запишите свое предположение знаком «+», если считаете, что этот материал притянется магнитом, и «-», если думаете, что не примагнитится. А теперь проверим ваши предположения. Как это можно проверить? Да, взять магнит и поднести его к предметам. Результаты исследования занесите в таблицу.

(дети проводят исследование самостоятельно)   А теперь помогите   заполнить   мою таблицу.  

Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?

Вывод: магнит притягивает только железные предметы. Это его первое свойство (Схема №1) 

         Мы  увидели, как магнит притягивает железные предметы,  а почему так происходит? ( Потому что на них действуют магнитные силы). Хотите почувствовать, как действуют магнитные силы? Повернитесь друг к другу и  медленно приблизьте свой магнит  к магниту напарника. Что вы чувствуете? (ответы детей) Вы ощущаете магнитные силы. А хотите увидеть эти магнитные силы? Оставьте  магниты на   столе  и подойдите к моему экспериментальному столу.

Возьмем железные опилки. Внимание! С железными опилками нужно обращаться очень аккуратно, брать руками их нельзя. Они очень острые и могут поранить руку.

Опыт

Я насыпаю   опилки на лист. Что вы видите? (они рассыпались по всему листу)

А теперь поднесем магнит к листу. Что произошло? (Они притянулись к картону, в том месте, где находится магнит – примагнителись).

         Вокруг магнита действуют магнитные силы. Они притягивают все железные предмет. Теперь высыпим опилки назад в коробку. Что происходит?  (Не высыпаются).  Почему? ( их держат магнитные силы).   Теперь убираю магнит. Магнитные силы перестают действовать и ….. (опилки высыпались)

И так, мы  узнали, что у магнита есть... магнитное силы, притягивающие  железные предметы.  Это его второе свойство. (Схема  №2.)

А как вы думаете, можно ли поставить какую-то преграду магнитным силам? Какой материал  помешает магниту примагнитить предмет? (предположения детей)

Как вы думаете, пройдут ли магнитные силы через  стекло?  Давайте проверим.  Попробуйте достать ключ из стеклянной емкости (Опыт) значит, магнитные силы действуют через стекло. А может быть стекло слишком тонкое, давайте возьмем что-то   потолще, например стол. Как вы думаете, преградит ли магнитным силам дорогу толстое дерево? Опыт с магнитной машинкой.

Сделать вывод:         Магнитные силы проходят через разные материалы.   

Это третье свойство магнита      (Схема №3).

Я хочу дать вам задание на дом. Используя различные магниты, постарайтесь выяснить:  как величина магнита влияет на его силу. Договорились?

Как вы думаете, магнит - полезная вещь? А где люди используют свойства магнита? (версии детей)

Свойства магнита прохождения через различные материалы в своей работе  используют  саперы и кладоискатели. С помощью поискового инструмента –щупа,  они находят мины или клад  под землёй. А хотите сами стать кладоискателями? Для этого нужно сделать свой поисковый инструмент – щуп.

Детям предлагается набор: палочка, магнит, изолента.

Будьте внимательны, аккуратнее обращайтесь с палочками, они могут поранить вашего товарища.

Девочки идут искать с помощью щупа в подкрашенной воде, мальчики на поиск клада в песке. Каждый из вас должен найти и принести только 1 найденный предмет.    

Что вы нашли? Как вы думаете, что мы можем открыть при помощи этих ключей.  (Мы же были кладоискателями, а клады, обычно,  в чем  хранятся?) правильно в сундуках. Теперь нам нужно найти этот сундук в группе.  

Дети ищут сундук, к которому привязаны замки. Для того чтобы   открыть сундук, нужно  найти свой замок. (дети подбирают нужный замок к своему ключу, по силуэту, изображенному на замке)

Прежде чем открыть сундук  я хочу у вас спросить: что интересного вы узнали о магнитах? Понравилось ли вам быть исследователями?

Предлагаю вам дома рассказать мамам и папам что вы узнали интересного о магнитах,  придумайте с ними  новые опыты или   новые игры,   и не забудьте  о домашнем задании.  

Открыли сундук, в нем -  магнитный конструктор.

Магнитный конструктор достается самым лучшим исследователям.

Мне было интересно  с вами работать и общаться. Надеюсь, что и вам понравилось быть исследователями.  До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема «Волшебный поход» Старшая группа

Занятие по физкультуре в нетрадиционной форме в старшей группе детского сада в соответствии с ФГТ...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: «Волшебные листья и ягоды» (хохломская роспись)

Задачи:Образовательная область «Чтение художественной литературы»: продолжать знакомить с хохломским промыслом, используя художественную литературу.Образовательная область «Познание»: уточнять предста...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «В волшебной стране великого сказочника Х.К.Андерсена».

Конспект НОД "В волшебной стране великого сказочника Х.Г. Андерсена" направлен на старший дошкольной возраст, можно использовать для совместной деятельности с родителями.Интеграция образовательных обл...

Конспект организованной образовательной деятельности «Этот волшебный магнит» (подготовительная группа)

Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.Задачи:Образовательные:Дать детям пре...

Конспект организованной образовательной деятельности Тема: Волшебный магнит

расширять и систематизировать знания детей о магните, учить обследовать предмет и экспериментировать с ним, развивать мыслительные операции, умение делать выводы, активизировать словарь детей, способс...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Такие волшебные и забавные кляксы» Нетрадиционная техника рисования в подготовительной к школе группе по образовательной области

Кляксография - основой данной техники является клякса. Поэтому задачей педагога является сделать кляксографию обучающим, развивающим средством в художественно - творческой деятельности детей. Задачей ...