Главные вкладки

    Конспект организованной образовательной деятельности «Этот волшебный магнит» (подготовительная группа)
    опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Цель образовательной деятельности:

    Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.

    Задачи:

    Образовательные:

    Дать детям представление о полезных ископаемых нашей огромной страны.
    Сформировать представление о свойствах магнита. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы».  Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения. Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает, магнитные силы; обогащать словарь детей словосочетанием: магнитное поле, магнетизм.

    Развивающие:

    Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита;

    Развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность.

    Развивать коммуникативные навыки.

    Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение  товарищей, а также отстаивать свое мнение.

    Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

    Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie.docx24.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    МДОУ центр развития ребенка – детский сад №27 «Матрешка»

                                   Конспект

    организованной образовательной деятельности

    «Этот волшебный магнит»

     (подготовительная группа)

                                                                                                                          Подготовила:                              

                                            воспитатель Пикина Н. Е.

                                                 

                                      г.  Серпухов

    2015 год

    Цель образовательной деятельности:

    Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.

    Задачи:

    Образовательные:

    Дать детям представление о полезных ископаемых нашей огромной страны.
    Сформировать представление о свойствах магнита. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы».  Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки. Продолжать учить делать обобщения. Активизировать в речи детей слова: притягивает, примагничивает, магнитные силы; обогащать словарь детей словосочетанием: магнитное поле, магнетизм.

    Развивающие: 

    Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита;

    Развивать речь, внимание, логическое мышление, любознательность.

    Развивать коммуникативные навыки.

    Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение  товарищей, а также отстаивать свое мнение.

    Воспитательные: 

    Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

    Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

    Оборудование:

     Металлические, пластмассовые, стеклянные, деревянные, резиновые предметы, магниты, таблица-схема для занесения результатов экспериментов, коллекция полезных ископаемых, контейнеры с водой, стеклянные стаканы, скрепки, кораблики из пенопласта, картонная трасса, бумажные машинки,  рукавички сини  и красные, тарелочки с песком, компас, набор из различных предметов для конструирования «робота»

    Техническое оснащение:

    Мультимедийный экран, видео обращение, музыкальное сопровождение.

    Предварительная работа:

    опыты с магнитом, игры с магнитной доской,  магнитной азбукой, магнитными  шашками, беседы с детьми о том, где применяется магнит. Чтение глав из книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».

    Словарная работа: магнетизм, магнитное поле, полезные ископаемые

                                            Ход     организованной деятельности

    Дети входят в экспериментальную лабораторию и здороваются с  гостями.

    Перед ними на столе сюрприз. Это наш  знакомый  Почемучка   снова принес для      нас какой-то сюрприз.

    Воспитатель:  Ребята, как вы думаете, что это может быть? (ответы детей)

    Давайте  посмотрим, что же такое интересное таится  в коробочке.  (Открывают  и видят, что  в ней различный природный  материал.  Называют:  глина,  песок, камни, уголь, соль и т.д.)  Все это добывают в недрах нашей земли. И называются они полезными ископаемыми. Давайте посмотрим с вами  экран и увидим, как в нашей огромной стране происходит добыча этих  полезных ископаемых. (Показ слайдов).

     Сегодня я познакомлю вас еще с одним полезным ископаемым. С каким, вы узнаете , отгадав загадку:

                             Бывает маленьким, большим.

                             Железо очень дружит  с ним.

                             С ним и незрячий, непременно,

                             Найдет иголку  в стоге сена.  (Магнит)

    Да, это не простой камень. Это самый настоящий магнит. И обладает он магнитной силой, которая притягивает многие предметы. Нашли его более двух тысяч лет тому назад древние греки.  А кто-нибудь из вас знает, откуда пошло такое название?

    Об этом я вам сейчас расскажу.

    «В давние времена на горе Ида пастух по имени Магнис пас овец.  Он заметил, что его сандалии, подбитые железом и деревянная палка с железным наконечником, липнут к черным камням, которые в изобилии валялись  под ногами. Пастух перевернул палку с наконечником вверх и убедился, что дерево не притягивается к странным камням. Снял сандалии и увидел, что босые ноги тоже не притягиваются.  Магнис  понял, что эти странные камни не признают других материалов кроме железа. Пастух захватил несколько таких камней домой и поразил этим своих соседей. От имени пастуха и появилось название «магнит».

    Звучит сигнал «Скайпа» На экране появляется Робот Магнитоша.

    «Здравствуйте, ребята. Я робот Магнитоша.  Рад приветствовать вас в экспериментальной лаборатории. Помогу вам узнать много интересного о чудесных свойствах магнита»

    - Здравствуй, Робот. А почему тебя зовут Магнитоша?

    Все мои части тела прикреплены и держатся с помощью магнита. Поэтому я Магнитоша.

    Затем  «Робот» ломается.

     Голос Вируса за кадром. «Вы сможете помочь роботу восстановиться и стать прежним, если самостоятельно узнаете все о свойствах магнита»

    -Вот какую задачу задал нам злой Вирус. Справимся, ребята?

    Прежде чем начать работу в нашей лаборатории, давайте вспомним, как надо вести себя во время проведения опытов.

     «Вот пред нами обычный магнит,

    Много секретов в себе он хранит»

    Перед  каждым из вас поднос с различными  материалами,  проверьте, пожалуйста, какие предметы притягивает магнит, а какие нет.

    Как это можно сделать?

     (Дети поочередно подносят магнит к каждому предмету   и в конце делают вывод, что только железные предметы притягивает магнит. Данные заносят в таблицу)

     Это свойство примагничивать , притягивать предмет называется  магнетизм, от слова  магнит.

    А теперь давайте с вами поиграем в игру «Магнитит  - не магнитит» (на интерактивной доске) .

    Чтобы проверить следующие свойства магнита,  нам необходимо провести  такой опыт, называется он «Не замочи рук»

    Перед вами стакан с водой, на дне стакана – скрепка. Как  достать скрепку из стакана, не замочив рук?

    (Дети подносят магнит к стенке стакана и ведут его вверх по стакану. Магнит поднимает скрепку вверх)

    Что же это за сила, которая  двигала скрепку?  (Магнитная сила)

    Какой вывод можно сделать, проделав этот опыт? (Магнитная сила проходит через стекло)

    Отмечаем результаты опыта в таблице

    Ребята, а как вы думаете, можно завести бумажную машинку?

    Следующий опыт и состоит в том, чтобы устроить бумажные гонки.

    У нас есть трасса и бумажные машинки, магнит под картонам. Работать нужно в паре. Один держит лист, а другой ведет машинку по трассе. Приступайте к проведению опыта.

    Расскажите, что вы сделали и что получили.  (Машины двигаются)

    А почему? (Внизу у машины металлическая скрепка. Магнит  притягивает скрепку и она движется за магнитом.)

    А что двигает машины?  (магнитная сила)

    Правильно, магнитные силы оказывают свое волшебное действие.

    Какой вывод мы сможем сделать? (Магнитная сила проходит через картон)

    Отмечаем результаты опыта в таблице.

    Следующий опыт .

    У вас на столе стоят тарелочки, наполненные песком. В них спрятаны предметы, а какие, никто не знает. Трогать руками песок нельзя, а как же нам тогда быть? (поднести магнит к песку и все металлические предметы, которые находятся в песке примагнитятся.)

    Какой вывод можно сделать из проведенного опыта. (Магнитные силы  действуют через песок)

    Занесем результаты опыта в таблицу.

    А теперь используя данные, занесенные в таблицу сделаем вывод. (Магнитные силы действуют через стекло, бумагу, песок.)                                          

     

    Ребята, а кто знает, почему стороны  магнита окрашены  в разные цвета, красный и синий?

    Проделайте такой опыт: «Поднесите магниты  друг к другу разными сторонами и наблюдайте, что будет. (Они притягиваются. )

    А теперь поднесите магниты одинаковыми сторонами. (Они оттолкнулись.)

     Значит магниты могут притягиваться, или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу. Оказывается у магнита есть разные полюса. (Дети  работают в парах)

    Физминутка.

    Проводится  игра “Магнитики

    А теперь каждый из вас превратится в магнит с двумя полюсами.

    Дети на руки одевают разного цвета рукавички– синюю на левую, красную на правую. Разбегаются в разные стороны. По сигналу “Магниты притянулись” дети  должны взяться за руки: синие ладошки за красные и наоборот. «Магниты отталкиваются» - дети подходят друг к другу протягивают рукавички одного цвета, но не соединяются.

    Магнит  обладает еще очень интересным  свойством.  Может вы поможете мне определить его?

    К магниту приложить одну скрепку. Она примагнитилась.  А к этой скрепке  приложить другую, а к этой еще и так 4 скрепки держаться цепочкой и не падают.   Почему?

    А теперь вы тоже самое проделайте с монетками, чтобы убедиться в данном свойстве магнита.

    Магнит – это волшебный камень, он  монеткам подарил немного своей силы.  Они стали намагниченными, у них тоже появился магнетизм.

    Результаты заносим в таблицу.

    Сейчас я покажу вам опыт «Плыви, кораблик».

    Почему кораблик вдруг начал плыть по воде? ( К нему прикреплена металлическая иголка, магнит притягивает ее  к себе и ведет кораблик)

    Но мы же не дотрагивались магнитом до иголочки?

    Значит, магнит может действовать на расстоянии.

    Проверьте это свойство на своих корабликах.

    Ребята, как вы думаете, мы много узнали о магните?

    -Какими же свойствами обладает магнит? Расскажите, глядя на наши таблицы.

    (Магнит притягивает только металлические предметы. Магнитные силы действуют через воду и другие препятствия, магнитная сила действует на расстоянии, магнит может намагничивать другие предметы).

    А где в нашей группе мы применяем магнит? ( Магнитная азбука,  магнитная доска, магнитный конструктор,  магнитные держатели для рисунков, магнитные шашки и др).

    Дети,  а  если вы захотите узнать о магните более подробно, как это можно сделать?

    (Спросить у взрослых, посмотреть мультфильмы, обратиться к интернет ресурсам, посмотреть энциклопедию для детей.)

    Вдруг на экране появляется Робот  Магнитоша. « Спасибо, ребята, вы меня спасли. Ваши добытые знания о магните помогли мне снова стать прежним. В знак благодарности я дарю вам  необычную коробочку с подарком»

    Спасибо, Магнитоша, за подарок.  До скорых встреч.

    В коробочке уникальный прибор – КОМПАС.  

     С компасом более подробно мы познакомимся на следующем занятии  в нашей экспериментальной лаборатории

    А еще у нас есть необычный конструктор, из которого мы сможем собрать роботов, которые будут похожи на Магнитошу, и все детали также будут крепиться с помощью магнитных сил.

                               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности Тема «Волшебный поход» Старшая группа

    Занятие по физкультуре в нетрадиционной форме в старшей группе детского сада в соответствии с ФГТ...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по познавательно-исследовательской деятельности. «Этот воздух-невидимка»

    Конспект открытого занятия во II младшей группе по познавательно-исследовательской деятельности Воспитатель: Трофимовская Ирина НиколаевнаТема: «Этот воздух-невидимка».Интеграция образовател...

    Конспект музыкальной образовательной деятельности доминантного типа в подготовительной группе "Этот удивительный ритм"

    Конспект музыкальной образовательной деятельности доминантного типа  в подготовительной группе   "Этот удивительный ритм"...

    Образовательная деятельность в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию "Этот загадочный подводный мир!"

    Этот материал подготовлен для подготовительной к школе группы, для усовершенствования связной речи, познавательной активности...

    Конспект музыкальной образовательной деятельности доминантного типа в старшей группе "Этот удивительный ритм" (открытое занятие)

    Цель: формировать представления о ритме в природе и в жизни посредством перевода слуховых, зрительных, тактильных ощущений в восприятие ритмической структуры звуковой среды; способствовать усвоению му...