Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Знакомство с каменным углем и мелом"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Дешина Галина Николаевна

Цель: создание условий для развития интереса к явлениям неживой природы посредством знакомства детей со свойствами каменного угля и мела.

Задачи:

Образовательные:

×          формировать представления об объектах неживой природы (каменный угль, мел);

×          развивать поисково-исследовательские умения детей;

×          систематизировать представления об объектах неживой природы (каменный угль, мел), их особенностях, свойствах и значении.

Развивающие:

×          развивать логическое и творческое мышление;

×          развивать связную речь;

×           развивать сенсорные ощущения детей.

Воспитательные:

×          воспитывать способность детей отражать свои впечатления в художественно-эстетической деятельности;

×          воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_znakomstvo_s_kamennym_uglem_i_melom.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский (заочный) конкурс

методических материалов «Педагогический калейдоскоп»

для педагогов дошкольных образовательных организаций

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми подготовительной группы

 «Знакомство с каменным углем и мелом»

Образовательная область «Познавательное развитие»

       

                                                                                                                    Разработала: Дешина Г.Н., II кв.к.                                                                                                  

Воспитатель МДБОУ«ЦРР – д/с «Хрусталик»                                                                                                                                                                                                              

                                                                                                                   

                                                                                                                 

Абакан 2014 год

Цель: создание условий для развития интереса к явлениям неживой природы посредством знакомства детей со свойствами каменного угля и мела.

Задачи:

Образовательные:

  • формировать представления об объектах неживой природы (каменный угль, мел);
  • развивать поисково-исследовательские умения детей;
  • систематизировать представления об объектах неживой природы (каменный угль, мел), их особенностях, свойствах и значении.

Развивающие:

  • развивать логическое и творческое мышление;
  • развивать связную речь;
  •  развивать сенсорные ощущения детей.

Воспитательные:

  • воспитывать способность детей отражать свои впечатления в художественно-эстетической деятельности;
  • воспитывать интерес к явлениям неживой природы.

Материалы к занятию:

  1. Посылка с каменным углем и мелом, загадками про мел и уголь;
  2. Диктофон с записью звукового письма;
  3. Указка;
  4. Подносы с каменным углем и мелом, лупы, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей), молоток;
  5. Глобус, квадратики белые и черные — символы угля и мела;
  6. Клей, салфетки, кисти для клея, подставка для кистей, доски для рисования, альбомные кисти, пастель,
  7. Цветные кружочки: красные и зеленые (для игры).

Предварительная работа: Знакомство и работа с моделью Земли – глобусом. Работа с лупой. Цикл занятий по темам: «Почва», «Природные камни».

Игровые приемы:

  1. Игра «Живое не живое».
  2. Сюрпризный момент: посылка со звуковым письмом от хозяйки Медной горы.
  3. Загадывание загадок о каменном угле и меле.
  4. Опыты с каменным углем и мелом.
  5. Работа с глобусом.
  6. Рисование картин о родной природе мелом, пастелью, углем.

Ход деятельности:

I.Вводная часть

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг, и ты – мой друг

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Давайте подарим хорошее настроение и нашим гостям.

Воспитатель. Ребята, скажите мне, что нас окружает?
Дети. Нас окружают предметы.
Воспитатель. А еще что? (Природа).
— Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая).

— Какие признаки живой природы вы знаете? (Дышит, размножается, растет, двигается, питается).

— Давайте с вами поиграем.

Игра «Живое не живое»

Воспитатель. Я буду называть разные слова, а вы — поднимать соответственно круги, если живое — то круг зеленого цвета, если неживое — то круг красного цвета.

— Дети, а к нам пришла интересная посылка со звуковым письмом, давайте его послушаем:

«Здравствуйте дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила послать посылку с предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мои загадки, которые находятся в конверте. Желаю удачи!

Хозяйка Медной горы».

II.Оснавная часть.

Воспитатель. Ребята, в письме говорится о конверте. Давайте его откроем и прочтем, что там написано (загадывает загадку о каменном угле).

С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластами,
Что б наверх его поднять, надо в шахте побывать.
Под землею огоньки — это в шахте горняки.
Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)

Воспитатель. Вот он какой — этот каменный уголь. (Показывает детям).

— Каменный уголь — это камень и относится он к неживой природе.
— Посмотрите, у вас на столах стоят подносы — найдите на них каменный уголь. Возьмите каменный уголь, рассмотрите его, расскажите о нем: (какого он цвета, твердый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящий или матовый).

А как вы узнали, что он твердый? (Надо надавить на него пальцем или сжать в руке).

— Как вы думаете, каменный уголь прочный или нет? Давайте проверим, такой ли прочный каменный уголь.Как нам можно это сделать?(ответы детей). Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет. (Ударяет по куску каменного угля молотком: каменный уголь рассыпался на несколько мелких кусочков).

— Да, ребята, каменный уголь твердый, но не настолько прочный, как, например, мрамор. От удара он рассыпается на мелкие куски.

— Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь? (Он пачкается). Положите уголь и вытрите руки салфеткой. Внешний вид угля довольно разнообразен. Он может быть бурым или черным, блестящим или матовым. Возьмите лупу и рассмотрите каменный уголь. Что вы там видите? (Он бугристый, как дерево...).

— Каменный уголь — это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.

Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте осторожно опустим его в сосуд с водой. Что происходит с водой?

Дети. Пошли круги, пузырьки, вода мутнеет. В каждом предмете есть воздух, в пористых предметах - больше.

Воспитатель. И при опускании в воду он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.

— Уголь утонул, а почему? (Каменный уголь — тяжелый).

— Как вы думаете, он растворяется или нет? Как можно проверить? (Помешать воду палочкой).

— Помешайте палочкой воду. Меняет ли цвет вода? Так, растворяется или нет каменный уголь? (Не растворяется).

— Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей. Воспитатель. Нужен ли человеку каменный уголь? Для каких целей?(ответы детей). Одно из свойств каменного угля: он хорошо горит и дает много тепла, поэтому он идет на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах и железных дорогах, для получения электроэнергии. Применяется при  выплавки чугуна, стали. Из каменного угля получают краски и лаки.

— Добыча каменного угля производится на поверхности земли, а так же и глубоко под землей. Для его добычи под землей стоят шахты — глубокие, темные колодцы. Закройте глаза. Вот так темно и ничего невидно и в шахтах. Шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Труд шахтеров — очень тяжелый. Их нелегкий труд облегчают разные машины.

— У нас есть места, где находится много каменного угля, целые залежи. Это в Донецке, в Новокузнецке, на реке Печоре, недалеко от Москвы — тульское угольное месторождение.

Воспитатель. Ребята подойдите к нашему глобусу и покажите город, в котором мы живем. Какой это город?  Давайте отметим на глобусе и те места, где добывают большое количество каменного угля.

Дети работают с глобусом — наклеивают значки каменного угля.
Воспитатель. Ребята, а в конверте еще одна загадка.

«Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки. Растворяется легко:
Опусти комочек в речку — утечет как молоко (Мел)»

Воспитатель. Дети, найдите мел на своих подносах и рассмотрите его. Какого он цвета?

Дети. Белый.

Воспитатель. Мел такой же блестящий, как и каменный уголь? (Нет, он матовый).

— Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками. (Мел твердый). — Ребята, мел твердый, но он мягче каменного угля. Когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он — хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видите? Что сделал мел? (Мел оставляет след).

— Что осталось на руках после мела? Да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.

— Так чем же похожи мел и уголь? (Оба хрупкие, оба пачкают руки). — А теперь попробуйте провести полоску камнем. Такой ли след

он оставляет? (Нет  он царапает, не пишет так, как мел).

— Дети, давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Осторожно опустите мел в воду.

— Какая была вода? (Чистая и прозрачная).
— Что произошло с водой? (Она помутнела).

— Почему она помутнела? (Потому что в ней растворяется мел). — А давайте осторожно опустим камень. Что происходит с водой? С камнем?

— Да, мел растворяется. Мел — это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это — ползатвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилий, даже кораллов.

— Давайте рассмотрим мел под лупой, что вы видите? (Маленькие дырочки, травинки...)

— А как вы думаете, как мел используется человеком? (Для того чтобы рисовать на доске, на асфальте).

Воспитатель. Мел, ребята, нужен не только для рисования. Натуральный мел используют в сельском хозяйстве для известкования почв и подкормки животных, в промышленности — для производства цемента и извести. Мел добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, используют для получения соды, стекла. С помощью мела очищают сахар от примесей. Очищенный мел применяют при изготовлении лекарств. Мел — составная часть зубных порошков и паст. Мел идет на изготовление художественных красок, пастели, школьных мелков.

Мел залегает на разных глубинах. Его можно встретить на отмелях рек и глубоко под землей. Очень большие залежи мела в Брянской, Белгородской, Ульяновской, Саратовской области, а также за пределами России: во Франции, Великобритании. Давайте отметим эти места на глобусе. (Дети наклеивают значки мела).

III.Заключительная часть.

Воспитатель. Сегодня мы узнали много нового, интересного про каменный уголь и мел. Что вам больше всего запомнилось? Какими знаниями вы поделитесь с родителями сегодня? А сейчас я предлагаю вам нарисовать любую картину родной природы теми материалами, с которыми вы сегодня познакомились: это — либо мелки, либо пастель, либо уголь. Лучшие работы поместим на выставку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Цветочная фантазия» (квилинг)

Тема: «Цветочная фантазия» (квилинг, или бумажная филигрань)Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «Берегись насекомых» Образовательная область " Познание "

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Тополек»   Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми подготовительной к шк...

конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Познавательная деятельность с детьми на тему: "Учимся быть здоровыми»

Конспект составлен для детей подготовительной группы. На занятии дети учатся оберегать природу, учатся выбирать здоровый обрз жизни, зниматься физкультурой, помогать другим....