Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Знакомство с каменным углем и мелом"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: создание условий для развития интереса к явлениям неживой природы посредством знакомства детей со свойствами каменного угля и мела.
Задачи:
Образовательные:
× формировать представления об объектах неживой природы (каменный угль, мел);
× развивать поисково-исследовательские умения детей;
× систематизировать представления об объектах неживой природы (каменный угль, мел), их особенностях, свойствах и значении.
Развивающие:
× развивать логическое и творческое мышление;
× развивать связную речь;
× развивать сенсорные ощущения детей.
Воспитательные:
× воспитывать способность детей отражать свои впечатления в художественно-эстетической деятельности;
× воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_znakomstvo_s_kamennym_uglem_i_melom.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский (заочный) конкурс
методических материалов «Педагогический калейдоскоп»
для педагогов дошкольных образовательных организаций
Конспект непосредственно образовательной деятельности
с детьми подготовительной группы
«Знакомство с каменным углем и мелом»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Разработала: Дешина Г.Н., II кв.к.
Воспитатель МДБОУ«ЦРР – д/с «Хрусталик»
Абакан 2014 год
Цель: создание условий для развития интереса к явлениям неживой природы посредством знакомства детей со свойствами каменного угля и мела.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представления об объектах неживой природы (каменный угль, мел);
- развивать поисково-исследовательские умения детей;
- систематизировать представления об объектах неживой природы (каменный угль, мел), их особенностях, свойствах и значении.
Развивающие:
- развивать логическое и творческое мышление;
- развивать связную речь;
- развивать сенсорные ощущения детей.
Воспитательные:
- воспитывать способность детей отражать свои впечатления в художественно-эстетической деятельности;
- воспитывать интерес к явлениям неживой природы.
Материалы к занятию:
- Посылка с каменным углем и мелом, загадками про мел и уголь;
- Диктофон с записью звукового письма;
- Указка;
- Подносы с каменным углем и мелом, лупы, стаканчики с водой и палочки (по количеству детей), молоток;
- Глобус, квадратики белые и черные — символы угля и мела;
- Клей, салфетки, кисти для клея, подставка для кистей, доски для рисования, альбомные кисти, пастель,
- Цветные кружочки: красные и зеленые (для игры).
Предварительная работа: Знакомство и работа с моделью Земли – глобусом. Работа с лупой. Цикл занятий по темам: «Почва», «Природные камни».
Игровые приемы:
- Игра «Живое не живое».
- Сюрпризный момент: посылка со звуковым письмом от хозяйки Медной горы.
- Загадывание загадок о каменном угле и меле.
- Опыты с каменным углем и мелом.
- Работа с глобусом.
- Рисование картин о родной природе мелом, пастелью, углем.
Ход деятельности:
I.Вводная часть
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг, и ты – мой друг
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Давайте подарим хорошее настроение и нашим гостям.
Воспитатель. Ребята, скажите мне, что нас окружает?
Дети. Нас окружают предметы.
Воспитатель. А еще что? (Природа).
— Какая бывает природа? (Природа бывает живая и неживая).
— Какие признаки живой природы вы знаете? (Дышит, размножается, растет, двигается, питается).
— Давайте с вами поиграем.
Игра «Живое не живое»
Воспитатель. Я буду называть разные слова, а вы — поднимать соответственно круги, если живое — то круг зеленого цвета, если неживое — то круг красного цвета.
— Дети, а к нам пришла интересная посылка со звуковым письмом, давайте его послушаем:
«Здравствуйте дорогие дети! Я слышала, что вы много знаете о природе. Вот я и решила послать посылку с предметами неживой природы. А что это за предметы, вы узнаете, отгадав мои загадки, которые находятся в конверте. Желаю удачи!
Хозяйка Медной горы».
II.Оснавная часть.
Воспитатель. Ребята, в письме говорится о конверте. Давайте его откроем и прочтем, что там написано (загадывает загадку о каменном угле).
С виду неприглядный камень, он в земле лежит пластами,
Что б наверх его поднять, надо в шахте побывать.
Под землею огоньки — это в шахте горняки.
Молотками отбивают этот очень нужный камень. (Уголь)
Воспитатель. Вот он какой — этот каменный уголь. (Показывает детям).
— Каменный уголь — это камень и относится он к неживой природе.
— Посмотрите, у вас на столах стоят подносы — найдите на них каменный уголь. Возьмите каменный уголь, рассмотрите его, расскажите о нем: (какого он цвета, твердый или мягкий, гладкий или шершавый, блестящий или матовый).
— А как вы узнали, что он твердый? (Надо надавить на него пальцем или сжать в руке).
— Как вы думаете, каменный уголь прочный или нет? Давайте проверим, такой ли прочный каменный уголь.Как нам можно это сделать?(ответы детей). Я сейчас ударю по нему молотком, а вы смотрите, что произойдет. (Ударяет по куску каменного угля молотком: каменный уголь рассыпался на несколько мелких кусочков).
— Да, ребята, каменный уголь твердый, но не настолько прочный, как, например, мрамор. От удара он рассыпается на мелкие куски.
— Посмотрите на свои руки. Что можно сказать про уголь? (Он пачкается). Положите уголь и вытрите руки салфеткой. Внешний вид угля довольно разнообразен. Он может быть бурым или черным, блестящим или матовым. Возьмите лупу и рассмотрите каменный уголь. Что вы там видите? (Он бугристый, как дерево...).
— Каменный уголь — это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения. Его основу составляют остатки погибших древних деревьев и растений, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф. Лежит такой торф много, много лет, прежде чем из него в земле образуется каменный уголь.
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте осторожно опустим его в сосуд с водой. Что происходит с водой?
Дети. Пошли круги, пузырьки, вода мутнеет. В каждом предмете есть воздух, в пористых предметах - больше.
Воспитатель. И при опускании в воду он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.
— Уголь утонул, а почему? (Каменный уголь — тяжелый).
— Как вы думаете, он растворяется или нет? Как можно проверить? (Помешать воду палочкой).
— Помешайте палочкой воду. Меняет ли цвет вода? Так, растворяется или нет каменный уголь? (Не растворяется).
— Запомните, каменный уголь нерастворим ни в одной из жидкостей. Воспитатель. Нужен ли человеку каменный уголь? Для каких целей?(ответы детей). Одно из свойств каменного угля: он хорошо горит и дает много тепла, поэтому он идет на отопление жилых помещений, используется как топливо на фабриках, заводах и железных дорогах, для получения электроэнергии. Применяется при выплавки чугуна, стали. Из каменного угля получают краски и лаки.
— Добыча каменного угля производится на поверхности земли, а так же и глубоко под землей. Для его добычи под землей стоят шахты — глубокие, темные колодцы. Закройте глаза. Вот так темно и ничего невидно и в шахтах. Шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Труд шахтеров — очень тяжелый. Их нелегкий труд облегчают разные машины.
— У нас есть места, где находится много каменного угля, целые залежи. Это в Донецке, в Новокузнецке, на реке Печоре, недалеко от Москвы — тульское угольное месторождение.
Воспитатель. Ребята подойдите к нашему глобусу и покажите город, в котором мы живем. Какой это город? Давайте отметим на глобусе и те места, где добывают большое количество каменного угля.
Дети работают с глобусом — наклеивают значки каменного угля.
Воспитатель. Ребята, а в конверте еще одна загадка.
«Белый маленький комочек. Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте, пишут буквы на доске,
Белят потолки и печки. Растворяется легко:
Опусти комочек в речку — утечет как молоко (Мел)»
Воспитатель. Дети, найдите мел на своих подносах и рассмотрите его. Какого он цвета?
Дети. Белый.
Воспитатель. Мел такой же блестящий, как и каменный уголь? (Нет, он матовый).
— Твердый или мягкий мел? Потрогайте его руками. (Мел твердый). — Ребята, мел твердый, но он мягче каменного угля. Когда им пишут, он крошится, сыпется, значит, он — хрупкий. А давайте проверим! Попробуйте мелом провести по доске полоску. Что видите? Что сделал мел? (Мел оставляет след).
— Что осталось на руках после мела? Да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.
— Так чем же похожи мел и уголь? (Оба хрупкие, оба пачкают руки). — А теперь попробуйте провести полоску камнем. Такой ли след
он оставляет? (Нет он царапает, не пишет так, как мел).
— Дети, давайте посмотрим, как будет вести себя мел в воде? Осторожно опустите мел в воду.
— Какая была вода? (Чистая и прозрачная).
— Что произошло с водой? (Она помутнела).
— Почему она помутнела? (Потому что в ней растворяется мел). — А давайте осторожно опустим камень. Что происходит с водой? С камнем?
— Да, мел растворяется. Мел — это известняк, состоящий из морских микроорганизмов, известняковых водорослей, это — ползатвердевший морской ил, в котором встречаются раковины моллюсков, скелеты морских ежей, лилий, даже кораллов.
— Давайте рассмотрим мел под лупой, что вы видите? (Маленькие дырочки, травинки...)
— А как вы думаете, как мел используется человеком? (Для того чтобы рисовать на доске, на асфальте).
Воспитатель. Мел, ребята, нужен не только для рисования. Натуральный мел используют в сельском хозяйстве для известкования почв и подкормки животных, в промышленности — для производства цемента и извести. Мел добавляют при изготовлении резины, пластмассы, лаков, красок, используют для получения соды, стекла. С помощью мела очищают сахар от примесей. Очищенный мел применяют при изготовлении лекарств. Мел — составная часть зубных порошков и паст. Мел идет на изготовление художественных красок, пастели, школьных мелков.
Мел залегает на разных глубинах. Его можно встретить на отмелях рек и глубоко под землей. Очень большие залежи мела в Брянской, Белгородской, Ульяновской, Саратовской области, а также за пределами России: во Франции, Великобритании. Давайте отметим эти места на глобусе. (Дети наклеивают значки мела).
III.Заключительная часть.
Воспитатель. Сегодня мы узнали много нового, интересного про каменный уголь и мел. Что вам больше всего запомнилось? Какими знаниями вы поделитесь с родителями сегодня? А сейчас я предлагаю вам нарисовать любую картину родной природы теми материалами, с которыми вы сегодня познакомились: это — либо мелки, либо пастель, либо уголь. Лучшие работы поместим на выставку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по освоению образовательной области "Коммуникация" по теме "Домашние птицы"
В конспекте описывается работа по развитию речи детей с нарушением слуха по теме "Домашние птицы"....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы. Образовательная область "Познание" (Формирование целостной картины мира, расширение кругозора). Тема: «ПО ПОРЯДКУ ВСЕ ПЛАНЕТЫ НАЗОВЕТ ЛЮБОЙ ИЗ НАС».
Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми, работе космонавтов. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме "Космос"....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Олимпийские игры» (интеграция образовательных областей «Коммуникация», «Познание», «Социализация»)
В конспекте представлена беседа об Олимпиаде. загадки о зимних видах спорта, физминутки, план составления рассказа по схемам....
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной логопедической группы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» «Цветочная фантазия» (квилинг)
Тема: «Цветочная фантазия» (квилинг, или бумажная филигрань)Интеграция образовательных областей:«Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развит...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «Берегись насекомых» Образовательная область " Познание "
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Тополек» Конспект непосредственно образовательной деятельностис детьми подготовительной к шк...
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы. Познавательная деятельность с детьми на тему: "Учимся быть здоровыми»
Конспект составлен для детей подготовительной группы. На занятии дети учатся оберегать природу, учатся выбирать здоровый обрз жизни, зниматься физкультурой, помогать другим....