Конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Для чего нужна нефть, каменный уголь и торф».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

ДЕти в игровой форме знакомятся с полезными ископаемыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspek.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

непосредственно - образовательной деятельности

в подготовительной группе

Тема: «Для чего нужна нефть, каменный уголь и торф».

Воспитатель: Резникова Л. С.

МБДОУ «Детский сад №135»

г.Дзержинск

2016 год

Форма: экспериментирование.

Мотивация: показ коллекции с полезными ископаемыми.

Цель:  познакомить детей с некоторыми горючими полезными ископаемыми (нефть, торф, каменный уголь), их ролью в жизни человека  и проблемами окружающей среды, связанными с их добычей.

Средства:  образцы полезных ископаемых (каменный уголь, нефть, торф); птичьи перья, ёмкости для проведения опытов слайды с изображением морских танкеров, пластмасс, буровых вышек, простой карандаш, листы бумаги.

Способы: вопросы, опыты, рассказ.

Индивидуальная работа: беседа с Вадимом о полезных ископаемых, которые он знает.

Интеграция: коммуникативно –личностное развитие, речевое развитие.

Результат: дети познакомились с горючими полезными ископаемыми, их свойствами.

Рефлексия: вопросы.

Литература: Парамонова Л. А.Развивающие занятия с детьми 6 – 7 лет. М., 2008

Ход НОД

Дети

 -Ребята, какие полезные ископаемые вы знаете

 -Правильно.  В земле хранится много сокровищ, сегодня мы с вами познакомимся с полезными ископаемыми, которые дают нам тепло.

(Воспитатель показывает коллекцию полезных ископаемых.)

 -Я сегодня предлагаю вам превратиться в учёных и работать в лаборатории. А какая работа у учёных в лаборатории?

 -Вот и вы будете сегодня проводить опыты.

 И так опыт 1.

Возьмите в одну руку кусочек торфа, а в другую – каменный уголь.

  • Сожмите их по очереди, чем они отличаются?
  • Опустите их в воду и посмотрите, что с ними произойдёт.

  • Полейте их водой и сделайте вывод.

.

 -В ходе опытов вы находили между ними только различия, на первый взгляд, кажется, что между ними нет ничего общего. Но это не так. Давайте возьмём лупы и более детально рассмотрим их строение.

 -Правильно вы ответили. Торф образуется на болотах. Каменный уголь получился из торфа, только это было очень – очень давно, до того как появились первые динозавры. На  Земле тогда было тепло и влажно. Старые деревья падали в болота. Со временем таких деревьев накапливалось очень много, они постепенно изменялись и превращались в каменный уголь.

Человек использует торф давно: при горении торфа получается тепло. Каменный уголь тоже даёт тепло. Ребята, а зачем человеку надо тепло?

 -А теперь давайте сравним кусочек каменного угля с простым карандашом.

 -Совершенно верно вы заметили. Стержень карандаша – графит, родственник угля. Это очень мягкий камушек, он состоит из мелких – мелких чешуек, словно стопка бумаги из отдельных листов. Когда мы рисуем, чешуйки остаются на бумаге – получаются линии.  Из каменного угля делают краски, пластмассу. (демонстрация слайдов).

Физминутка.

Разминка.
-Мы на плечи руки ставим,
Начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим.
Раз-два-три-четыре-пять!

Руки ставим перед грудью,
В стороны разводим.
Мы разминку делать будем
При любой погоде.

Руку правую поднимем,
А другую вниз опустим.
Мы меняем их местами,
Плавно двигаем руками.

А теперь давайте вместе
Пошагаем все на месте.

 -Что это?

 -Правильно. Это тоже полезное ископаемое – нефть. Посмотрите и скажите, какая она?

Правильно. Кто из вас сегодня утром приехал в детский сад на автобусе или автомобиле?

 -А что надо, чтобы этот вид транспорта двигался?

 -Бензин привозят на специальные заправочные станции, а делают его из нефти. Из неё делают ещё керосин, вазелин, синтетические нити для тканей (демонстрация слайдов).

Нефть образовалась в земле очень давно из остатков растений и животных. Для того, чтобы её добыть, надо пробурить глубокую скважину и выкачать нефти, они называются танкеры. (демонстрация слайда). Иногда с ними, к сожалению, происходят аварии, и тогда нефть попадает прямо в море. Ребята, как вы думаете, что происходит с морем, и его обитателями?

 -Правильно. Гибнут многие обитатели, например, перья птиц, покрытых нефтью, слипаются, не греют, и птица погибает. Люди помогают таким птицам, ловят их, отмывают и отпускают на свободу.

Давайте сейчас с вами проведём опыт.

 (Воспитатель вместе с детьми наливает нефть в миску с водой и смотрят, что происходит с нефтью.)

Воспитатель капает на нефть моющим средством и продолжает наблюдать с детьми, что произошло с пятном.

 -Возьмите перья и бросьте их вверх. И скажите, какие перья?

 -А теперь капните на перья не нефтью и подбросьте вверх, сделайте выводы.

 -А что надо с перьями сделать, чтобы они опять стали лёгкими?

  -С чем вы сегодня познакомились?

Что больше всего понравилось делать?

Что вас поразило?

 -Каменная соль, железная руда, золото, серебро и т. д.

 -Ставить опыты, эксперименты

 -Торф – мягкий, легко сжимается, рассыпается, он рыхлый.

 -Каменный уголь – твёрдый, сжать его невозможно, он прочный.

Работа детей.

 -Торф – не тонет, плавает, он лёгкий.

 -Каменный уголь – тяжёлый, тонет.

Работа детей.

 -Торф сухой, он хорошо впитывает воду.

 -Каменный уголь совершенно не впитывает воду, она с него стекает.

Работа детей.

 -В торфе видны веточки, листья.

 -Для обогрева помещений.

Работа детей.

 -Они рисуют, но только карандаш рисует лучше, ярче.

(Руки к плечам, вращение плечами вперёд и назад.)

(Руки перед грудью, рывки руками в стороны.)

(Одна прямая рука вверх, другая вниз, плавным движением одна рука опускается, а другая одновременно — поднимается.)

(Ходьба на месте.)


 -Нефть.

 -Чёрная, как масло, густая, но её можно вылить из пробирки.

 -Я..

 

-Бензин.

 -Море загрязняется, это плохо для его обитателей.

 

-Нефть не растворилась, а покрыла поверхность воды плёнкой.

  -Оно исчезает. Так же очищают моря от нефти.

 - Лёгкие, легко поднимаются и медленно падают.

(Работа детей.)

 -Перья слиплись, стали тяжёлыми, быстро падают.

 -Отмыть их.

(Работа детей.)

 -С полезными ископаемыми.

 -Ставить опыты.

 -Как нефть опасна для природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Хищники».

Закрепление представлений у детей об образе жизни хищников (где живут, чем питаются). Формирование  представления о приспособленности хищников к добыванию пищи....

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Аппликация"(подготовительная группа) Тема:"Елочки для друзей"

Конспект интегрированного занятия по аппликации для детей подготовительной группы, изготовление елочек различными приемами....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Времена года. Необычное путешествие»

Конспект занятия по образовательной области " Познания" с использованием ТРИЗ-технологий...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.Тема: «Пропавшая собачка»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.Тема: «Пропавшая собачка».  Интегрированное занятие с использованием оригами.Задачи:Образовательные:Закреплять знан...

План - конспект непосредственно - образовательной деятельности в подготовительной группе, тема "Портрет волшебницы Природы в осенних нарядах"

Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) включает интеграцию образовательных областей, задачи развития, методы и приемы, применяемые в НОД, необходимые материалы и оборудование, формы ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для подготовительной группы Тема НОД: «Детский фестиваль народов мира».

Конспект НОД "Детский фестиваль народов мира", где дети в игровой форме побывают в разных частях земного шара. Учаться основным национальным движениям, с использованием атрибутики. В конце устраивают ...