Главные вкладки

    Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Мы изучаем свет" с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»
    план-конспект занятия (подготовительная группа)

    Абрамова Елена Андреевна

    Занятие направлено на знакомство со свойствами света, на уточнение представлений об источниках света, на развитие у детей познавательной активности, любознательности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект опытно-экспериментальной образовательной деятельности

    с детьми подготовительной группы

    "Мы изучаем свет"

    с использованием цифровой лаборатории

    «Наураша в стране Наурандии»

    Автор: Абрамова Елена Андреевна

    Цель:

    Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности; развивать мыслительные операции. 

    Задачи:

    1. Познакомить детей со свойствами света, уточнить представления об источниках света.
    2. Формировать навыки исследовательской деятельности.
    3. Развивать познавательную активность в процессе знакомства со свойствами света, развивать мыслительные операции, делать выводы, выдвигать гипотезы.
    4. Воспитывать самостоятельность, любознательность, коммуникабельность, аккуратность в работе, соблюдение техники безопасности.
    5. Активизировать словарь детей.
    6. Воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки, взаимопомощи.

    Оборудование и материалы:

    Макет солнечной системы, фонарики,  прозрачные пленки, светофильтр,  деревянные брусочки, кусочки ткани (плотная и не плотная), кусочки бумаги (писчая+картон), схемы опытов, настольная лампа.

    Ход деятельности:

    Мотивационно - ориентировочный этап

    Воспитатель:  Ребята, я знаю, что вы очень любознательны и просто обожаете экспериментировать, так ли это?

    Дети:  Да.

    Поисковый этап

    Воспитатель:  Ребята, посмотрите на стол, что вы видите?

    Дети:  Коробку.

    Воспитатель: Хотите узнать, что в ней находится?

    Дети: Да, очень хотим!

    Воспитатель: Предлагаю вам по очереди подойти и заглянуть в нее.

    (Дети по очереди смотрят в отверстие коробки и отвечают, что ничего не видят.)

    Воспитатель: Что вы увидели? (…….) Как вы думаете, почему вам ничего не видно?

    Дети:  В коробке темно и нет света.

    Воспитатель:  Как сделать так, чтобы мы смогли увидеть то, что находится внутри коробки?

    Дети: Открыть коробку, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.

    Воспитатель: А если мы не будем открывать коробку, как сделать, чтобы в ней было светло?

    Дети: Можно чем-нибудь посветить. Например, включить фонарик и посветить в отверстие коробки.

    Воспитатель просит детей посмотреть в коробку с включенным фонариком и ответить на вопрос: Что вы увидели в коробке?

    Дети смотрят и высказывают предположения: космос, планеты, невесомость, шарики.

    Воспитатель:  Почему мы теперь видим то, что находится внутри коробки?

    Дети: Появился свет, стало светло и мы увидели внутри коробки планеты солнечной системы.

    Дети и воспитатель открывают коробку.

    Практический этап 

    Воспитатель:  Маша, покажи, где находится солнце?  Солнце – это звезда, которая излучает свет.

    Воспитатель: Солнце – это естественный источник света, которая создала природа. Оно светит всегда и никогда не гаснет.

    Воспитатель: Ребята, а что еще можно отнести к естественным источникам света?

    Дети: Свет от луны, звезд, молния, светлячок, ….

    Воспитатель: А фонарик – это естественный источник света? (нет). Верно, помимо естественных источников света есть еще и искусственные, то есть те, которые придумал и создал человек, для своего более комфортного существования.  

    Свет помогает нам видеть окружающие вещи. Как вы думаете, что к ним может относиться?

    Дети: Свеча, фонарик, лампочка, спички.

    Воспитатель: Верно, молодцы.

    Воспитатель: Ребята, а что же такое свет? И какими свойствами он обладает?

    Дети: предположительные ответы (источник энергии, это чтобы вечером не пугаться……)

    Воспитатель: Ребята, что же такое свет? И какими свойствами он обладает?

    Разобраться нам в этом поможет наш друг мальчик-ученый Наураша. Предлагаю пройти к нему в лабораторию.

    Но прежде, давайте вспомним о правилах поведения в лаборатории:

    1. Не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
    2. Внимательно слушать научного руководителя.
    3. Приступать к выполнению опыта только после указания.
    4. Пробовать на вкус, брать в рот, нюхать – в лаборатории запрещено.
    5. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал  - убери на место.

    Все вместе отправляются в лабораторию.

    Воспитатель:  Уважаемые исследователи, займите свои рабочие места. Сегодня мы с нашим маленьким ученым Наурашей отправляемся в лабораторию, где он нас познакомит со свойствами света.

    Наураша рассказывает детям:

    1. Что такое свет?
    2. Мы видим благодаря свету

    Воспитатель: Какой же молодец наш друг Наураша, как интересно он рассказывает.

    Ребята, а что же такое все-таки свет? Что вы поняли?

    Дети: Свет – это лучи, расходящиеся от солнца. И, одновременно, крошечные частички – фотоны.

    Наураша подготовил для нас интересные опыты, из которых мы узнаем свойства света. Прежде всего для всех опытов со светом нам необходим датчик освещенности – божья коровка. Давайте начнем.

    Опыт №1.Что нам предлагает сделать мальчик Наураша "Измерение силы света фонарика и экрана". Послушаем.

    Воспитатель: Посмотрите на шкалу освещенности – при ярком свете, она заполняется полностью, а при слабой освещенности – шкала может меняться.

    Воспитатель: давайте сделаем вывод: почему экран не такой яркий как фонарик?

    Дети: экран не должен быть таким ярким как фонарик, потому что если экран будет таким же ярким, то у нас испортиться зрение.

    Воспитатель: Всё верно.

    Давайте послушаем дальше Наурашу.

    Опыт №2.  Наураша: «Свет – самая быстрая штука на Земле и даже во Вселенной! Он летит быстрее всех!»

     Воспитатель:  Ребята, представьте себе, ученые доказали, что свет за одну  секунду может пролететь вокруг земного шара по экватору семь с половиной раз! А от Солнца до Земли Свет проходит за 8 минут.

    Наураша предлагает провести еще один эксперимент.

    Слушаем и проводим измерения с Наурашей. Ребенок комментирует, что делает.

    Воспитатель: Ребята, что вы заметили, проводя этот опыт? (Освещенность стала меньше, когда датчик мы направили в угол. Так как в темный угол добирается  не весь свет, часть теряется по дороге)

    Воспитатель: Всё верно. Ребята, я вам приготовила схемы, которые подходят к нашим опытам и я предлагаю  найти схему, которая нам сейчас подходит, и прикрепить ее на планшет.

    Опыт №3. «Создание комфортного света» (Создание темноты  и рабочего комфортного освещения под лампой).

    Воспитатель: А кто подскажет, как нам создать темноту около датчика? (закрыть тряпочкой, коробочкой)

    Воспитатель: Давайте измерим освещенность под рабочей школьной лампой. (Достать лампу)

    Воспитатель: Вот вы, ребята, скоро станете первоклашками, пойдете в школу, будете дома делать домашнее задание, а как думаете, после проведенного эксперимента, где комфортнее будет выполнять их: в темноте или за столом при освещении рабочей лампы.

    Дети: за столом под рабочей лампой.

    Воспитатель: Всё верно. Давайте найдем схему и наш вывод прикрепим на планшет.

    Что же еще предлагает нам Наураша.

    Слушаем и проводим измерения с Наурашей.

    Опыт №4. «Прохождение света через объекты. Способность света проникать или не проникать через предметы»

    Наураша «Свет умеет проникать сквозь прозрачные вещи. Именно поэтому мы их так и называем. Вот, например, стекло – прозрачное!»  (эксперимент со светофильтром – зеленым) – освещенность уменьшилась. Все потому, что через фильтр прошла только часть света.

    Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами попробуем провести этот опыт в парах. Пройдите, пожалуйста, за столы. Посмотрите, на подносе у вас лежат разные предметы, что это за предметы, ребята? (тряпочки, дощечка, картон, бумага писчая)

    - Ребята, все эти предметы вам необходимо разделить на 2 группы: в первую группу - к черной метке вы должны положить предметы, которые свет не пропускают, а во вторую группу – к желтой метке предметы, которые свет пропускают.

    - Ребята, что у вас получилось? (А у вас как?.....)

    - А вся ли ткань (бумага) одинаково пропускает свет. Почему? (ответы детей)

    - Ребята, что мы узнали из проведенного опыта? Через какие предметы свет проходит?

    - А через какие предметы свет не проходит?

    Воспитатель + Дети: Вывод: Значит, свет может проникать через прозрачные  (не плотные) предметы, а через непрозрачные (плотные) предметы – не проходит.

    Воспитатель: Всё верно. Давайте мы найдем схему и прикрепим ее на планшет.

    - Наведите, пожалуйста , порядок на своем рабочем месте и присаживайтесь на стульчики.

    Рефлексивно-оценочный этап 

    Воспитатель: Молодцы, ребята, мы поработали на славу. Сегодня мы начнем с вами собирать журнал опытов по теме «Свет» и давайте вспомним, что мы сегодня узнали нового о свете, о его свойствах? С чем нас познакомил мальчик – ученый Наураша в своей лаборатории. (Сидя сложить схемы в журнал)

    Дети: Мы узнали, что такое свет, о том, что освещенность в разных местах комнаты разная, о способности света проникать через прозрачные предметы, и не проникать через непрозрачные.

    Воспитатель:   Ребята, вы все отлично справились с заданиями, вы молодцы, а с остальными схемами опытов Наураша нам предлагает познакомиться в следующий раз.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экспериментально - исследовательская деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»

    Доклад на тему: "Экспериментально -исследовательская деятельность с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии»...

    Конспект организованной образовательной деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии"

    Цель: формировать представления детей о свете.Задачи: - познакомить детей с понятием «свет», «комфортный свет», «освещенность»;- объяснить как освещенность влияет н...

    Конспект организованной образовательной деятельности с использованием цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандии" по модулю "Магнитное поле"

    Цель: формировать представления детей о магнитном поле и магните.Задачи: - познакомить детей с понятием «магнит», «магнитное поле», «магнитное поле Земли», «м...

    Конспект образовательной деятельности с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для детей подготовительной к школе группы «Электричество»

    Цель: актуализировать и расширять представления детей об «Электричестве».Задачи:знакомить детей с явлением «электричество»; расширять представления о том, где «живёт&raqu...

    Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» при организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ

    Использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» при организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми с ОВЗ...

    Конспект НОД с использованием цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для детей подготовительной группы. «Электричество»

    Актуализировать и расширять представления детей об «Электричестве». совершенствование умений детей в проведении самостоятельных исследований и лабораторных опытов на основе цифро...