Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная сила магнита»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Расширение представлений детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_opytno.docx | 204.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная сила магнита»
Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности
Задачи:
Образовательные: ознакомление с магнитом; систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы.
Развивающие: развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.
Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки.
Коррекционные: развитие стремления к исследовательской деятельности.
Ход занятия
Приветствие. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами очень интересное занятие. Ой, смотрите, что это за загадочная коробка? Наверное, ее принес почтальон. Давайте посмотрим, кто же нам ее прислал.
Воспитатель: Открываем! А здесь еще письмо есть, как вы думаете: от кого? (на конверте изображение Незнайки).
Дети: Письмо от Незнайки!
Воспитатель: Вы так думаете? Давайте прочитаем!
Воспитатель читает.
- Ребята, вы правы. Нам пишет житель Солнечного города Незнайка. Он нашёл какой-то необыкновенный предмет, но не знает, что это за предмет и что с ним можно делать. Но он очень хочет узнать, что, же это за предмет, чтобы рассказать о своей находке друзьям в Солнечном городе и поэтому просит помочь ему.
Воспитатель: Интересно, что же за предмет он нашёл. Посмотрите-ка здесь в посылке есть какой то мешочек.
Достаём магнит из мешочка.
Воспитатель: Наверное, это и есть тот необыкновенный предмет.
Что же это? (показывает всем детям). Дети осматривают, ощупывают и отвечают на вопросы: Какой предмет по цвету? Какой предмет по весу?
Дети: Магнит.
Воспитатель: А как можно проверить, правильно ли мы думаем, что это магнит?
Дети: Провести опыт.
Воспитатель: Верно, и с помощью опытов мы узнаем свойства магнита.
- Мы уже можем определить тему нашего занятия? Ответы детей.
- Верно, тема нашего занятия «Волшебная сила магнита». Сегодня на занятии мы выясним: что такое магнит? Узнаем о свойствах магнита, проведем несколько интересных опытов. Работать будем в подгруппах.
Чтобы всё у нас получилось, нужно быть внимательными, активными, старательными, отвечать полными предложениями, делать выводы.
За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетоны-вагончики. Но так как вы разделитесь на команды, то жетоны будете зарабатывать в общую копилку. Напоминаю правила работы в команде: ВЫВЕСИТЬ СИМВОЛЫ.
Но это не простые вагончики, а волшебные! Почему они волшебные, вы узнаете во время проведения экспериментов.
Основная часть:
- - Что же такое магнит? Что умеет делать магнит?
(Дети отвечают)
Давайте посмотрим презентацию о магните и его свойствах.
Просмотр презентации о свойствах магнита.
Воспитатель: Магниты есть в каждом доме. Как вы думаете, в нашей группе есть магниты? Для чего они нам нужны? (Ответы детей).
- Я сейчас буду читать загадки, а вы будете отгадывать по определенным правилам.
- Внимательно прослушали загадку. Советуйтесь с товарищами по команде и дайте правильный ответ.
Он не скотч и не будильник, ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ
Украшает холодильник.
Сеть известных магазинов
Гордо носит его имя.
Тем и стал он знаменит,
Этот маленький
(МАГНИТ).
Он не маг, не волшебник, но тем знаменит:
Лишь завидев его, к нему гвоздь полетит,
Вмиг прилипнет к нему - тяжело оторвать.
Оторвёшь гвоздь, а он прилипает опять-
Вот такой притягательный этот
МАГНИТ.
Он круглый, как тарелка.
На север смотрит стрелка.
Из леса вывел он нас.
Спасибо, умный ( компас).
Этот жадный предмет
Все железо хватает.
Для него нормы нет,
Прилипанием страдает.
Магнит.
Бывает маленьким, большим.
Железо очень дружит с ним.
С ним и незрячий, непременно,
Найдет иголку в куче сена.
Магнит.
ОЦЕНКА, жетоны.
Экспериментирование.
- Воспитатель: как мы уже говорили, сегодня на занятии с помощью опытов мы узнаем о свойствах магнита. А как вы считаете, где проводят опыты и эксперименты? (Ответы детей). Верно в лаборатории!
Воспитатель: Я предлагаю всем пройти в нашу мини-лабораторию. Прежде чем приступить к исследованиям, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.
Дети: Не шуметь. Не бегать. Не толкать друг друга, неизвестные предметы не трогать руками и т.д.
Эксперимент «Притяжение»
На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только металлические. Полученные результаты занесём в таблицу.
Дети подходят к столам, проделывают эксперимент самостоятельно в подгруппах.
– А теперь результаты эксперимента мы занесём в таблицу при помощи знаков “+” и “-”.
Работа с таблицей.
резина -
дерево -
железо +
пластмасса -
бумага -
Дети по очереди выходят и знаками отмечают результаты эксперимента.
– Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?
Вывод: магнит притягивает только МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ предметы, поэтому, чтобы отделить их от остальных, надо использовать магнит.
ОЦЕНКА, жетоны.
- Опыт «Достань скрепку».
Воспитатель: Переходим к следующему эксперименту для определения свойств магнита. Посмотрите, у вас на столах стоят стаканы с водой, а в них лежат скрепки. Ребята, как вы считаете, вы сможете достать скрепки не замочив рук? (Ответы детей).
- Я могу помочь вам. У меня с собой волшебная рукавица, с ее помощью я достану ваши скрепки.
Воспитатель проводит по сосуду с водой рукавичкой. Дети наблюдают, за движением скрепки в воде и как фокусник достает скрепку из воды.
Анализ действий: Ребята, как вы думаете, с помощью чего я достала скрепку из воды? (Ответы детей)
Самостоятельное проведение опыта детьми.
Вывод: магнит действует через воду. ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ
ОЦЕНКА, жетоны.
Физминутка.
- Ребята, труд ученых очень тяжел, и вы, наверное, уже устали! Предлагаю провести физминутку, размять свои мышцы.
«Паровоз»
Загудел паровоз и вагончики повез,
Чу-чу-чу, чу-чу-чу
Далеко их укачу!
Паровоз кричит: «Ду-ду! Я иду, иду, иду!».
- Опыт «Волшебная стружка».
Воспитатель: Ребята, мы уже выяснили, что сила магнита действует на металл через воду. Предлагаю проверить, через какие предметы еще может действовать магнит. А для этого проведем опыт «Волшебная стружка».
- Посмотрите, на столах в коробочках лежит металлическая стружка. Как вы считаете, стружка может самостоятельно двигаться? (Ответы детей).
- А теперь попробуйте поднести магнит под дно коробки и подвигать им. Что происходит со стружкой? (Ответы детей).
- Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: магнит действует через картон.
- Опыт «Волшебный поезд».
Воспитатель: Ребята, вы все за правильные ответы получали жетоны-вагончики. Предлагаю сделать эти вагоны волшебными.
- Все жетоны-вагончики собираем на магнит. Затем магнит убираем и выкладываем вагончики друг за другом, и двигаем первый вагончик. Что происходит? (Ответы детей).
- Канцелярские скрепки делают из стали, которая содержит железо. Притяжение между магнитом и металлом настолько сильное, что скрепка сохраняет магнетическую силу на некоторое время. Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: металлические предметы способны намагничиваться.
Итог занятия.
Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.
Посмотрите, сколько заработали ваши команды жетонов-вагончиков.
У какой команды больше жетонов, значит члены этой команды старались выполнять все правила командной работы.
Ребята, что вы узнали на занятии? Ответы детей.
- Чему вы сегодня учились на занятии? Ответы детей.
- Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.
- Что было сложного для вас на занятии? Ответы детей.
Анализ работы детей воспитателем.
- Спасибо за работу!
Приложение
Свойства магнита
№ опыта | Свойства магнита |
1 |
|
2 |
|
3 |
|
4 |
|
Магнетические и
немагнетические материалы
Материал | Сила притяжения + / - |
Резина | |
Дерево | |
Железо | |
Пластмасса | |
Бумага |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...
Конспект занятия по экспериментально - познавательной деятельности в подготовительной группе "Волшебный воздух"
Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.Дать детям элементарные представления об источн...
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. "Волшебная сила магнита"
Цель: формирование знаний о магните, его свойствах и магнитной силе у детей старшего дошкольного возраста....
опытно-экспериментальная образовательная деятельность в подготовительной группе "Воздух-невидимка"
формировать представления детей о воздухе и его свойствах...
Конспект занятия по познавательно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Волшебный камень - магнит»
Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе« Волшебный камень - магнит»Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе эк...
Экспериментальная деятельность в младшей группе «Волшебная сила магнита»
Цель: Сформировать представление о магните и его свойствах.Задачи:Развивать познавательную деятельность, через экспериментирование с магнитом.Обогащать знания детей о неживой природе.Воспитывать навык...