Главные вкладки

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная сила магнита»
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Трёкина Елена Сергеевна

    Расширение представлений детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_po_opytno.docx204.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Волшебная сила магнита»

    Цель: расширять представления детей о физических явлениях окружающего мира через организацию опытно-экспериментальной деятельности

    Задачи:

    Образовательные: ознакомление с   магнитом; систематизировать знания детей о магните и его свойствах притягивать предметы.

    Развивающие: развитие произвольного внимания, памяти, логического мышления.

    Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в паре; развивать коммуникативные навыки.

    Коррекционные: развитие стремления к исследовательской деятельности.

    Ход занятия

    Приветствие. Организационный момент.

    Воспитатель: Ребята, сегодня у нас  с вами очень интересное занятие. Ой, смотрите, что это за загадочная коробка? Наверное, ее принес почтальон. Давайте посмотрим, кто же нам ее прислал.

    Воспитатель: Открываем! А здесь еще письмо есть, как вы думаете: от кого? (на конверте изображение Незнайки).

    Дети: Письмо от Незнайки!

    Воспитатель: Вы так думаете?  Давайте прочитаем!

    Воспитатель читает.

    -  Ребята, вы правы. Нам пишет житель Солнечного города Незнайка. Он  нашёл  какой-то необыкновенный предмет, но не знает,  что это за предмет и что с ним можно делать. Но он очень хочет узнать, что, же это за предмет, чтобы рассказать о своей находке друзьям в Солнечном городе и поэтому просит помочь ему.

    Воспитатель: Интересно, что же за предмет он нашёл. Посмотрите-ка здесь в посылке есть какой то мешочек.

    Достаём магнит из мешочка.

    Воспитатель: Наверное, это и есть тот необыкновенный предмет.

    Что же это? (показывает всем детям). Дети осматривают, ощупывают и отвечают на вопросы: Какой предмет по цвету? Какой предмет по весу?

    Дети:  Магнит.

    Воспитатель: А как можно проверить,  правильно ли мы думаем, что это магнит?

    Дети: Провести опыт.

    Воспитатель: Верно, и с помощью опытов  мы узнаем свойства магнита.

    - Мы уже можем определить тему нашего занятия? Ответы детей.

    - Верно, тема нашего занятия «Волшебная сила магнита». Сегодня на занятии мы выясним: что такое магнит? Узнаем о свойствах магнита, проведем несколько интересных опытов. Работать будем в подгруппах.

     Чтобы всё у нас получилось, нужно быть внимательными, активными, старательными, отвечать полными предложениями, делать выводы.

    За каждое правильно выполненное задание вы будете получать жетоны-вагончики.  Но так как вы разделитесь на команды, то жетоны будете зарабатывать в общую копилку.  Напоминаю правила работы в команде: ВЫВЕСИТЬ СИМВОЛЫ.

    Но это не простые вагончики, а волшебные! Почему они волшебные, вы узнаете во время проведения экспериментов.

    Основная часть:

    1. - Что же такое магнит? Что умеет делать магнит?

    (Дети отвечают)

    Давайте посмотрим презентацию о магните и его свойствах.

    Просмотр презентации о свойствах магнита.

    Воспитатель: Магниты есть в каждом доме. Как вы думаете, в нашей группе есть магниты? Для чего они нам нужны? (Ответы детей).

    - Я сейчас буду читать загадки, а вы будете отгадывать по определенным правилам.

    - Внимательно прослушали загадку. Советуйтесь с товарищами по команде и дайте правильный ответ.

    Он не скотч и не будильник, ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ

    Украшает холодильник.

    Сеть известных магазинов

    Гордо носит его имя.

    Тем и стал он знаменит,

    Этот маленький

                                  (МАГНИТ).

    Он не маг, не волшебник, но тем знаменит:

    Лишь завидев его, к нему  гвоздь полетит,

    Вмиг  прилипнет к нему - тяжело оторвать.

    Оторвёшь  гвоздь, а он прилипает опять-

    Вот такой притягательный этот

                                                             МАГНИТ.

    Он круглый, как тарелка.

    На север смотрит стрелка.

    Из леса вывел он нас.

    Спасибо, умный      ( компас).

    Этот жадный предмет

    Все железо хватает.

    Для него нормы нет,

    Прилипанием страдает.

                                                      Магнит.

    Бывает маленьким, большим.

    Железо очень дружит с ним.

    С ним и незрячий, непременно,

    Найдет иголку в куче сена.

                                                          Магнит.

    ОЦЕНКА, жетоны.

    Экспериментирование.

    1. Воспитатель: как мы уже говорили, сегодня на занятии с помощью опытов мы узнаем о свойствах магнита. А как вы считаете, где проводят опыты и эксперименты? (Ответы детей). Верно в лаборатории!

    Воспитатель: Я предлагаю всем пройти в нашу мини-лабораторию. Прежде чем приступить к исследованиям,  давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

    Дети: Не шуметь. Не бегать. Не толкать друг друга, неизвестные предметы не трогать руками и т.д.

            Эксперимент «Притяжение»

    На столах лежит множество предметов из разных материалов (магнетические и немагнетические). Вам нужно отобрать только металлические. Полученные результаты занесём в таблицу.

    Дети подходят к столам, проделывают эксперимент самостоятельно в подгруппах.

    – А теперь результаты эксперимента мы занесём в таблицу при помощи знаков “+” и “-”.

    Работа с таблицей. 

    резина        -

    дерево        -

    железо        +

    пластмасса         -

    бумага        -

    Дети по очереди выходят и знаками отмечают результаты эксперимента.

    – Какой вывод можно сделать, глядя на эту таблицу?

    Вывод: магнит притягивает только МЕТАЛЛИЧЕСКИЕ предметы, поэтому, чтобы отделить их от остальных, надо использовать магнит.

    ОЦЕНКА, жетоны.

    1. Опыт «Достань скрепку».

    Воспитатель: Переходим к следующему эксперименту для определения свойств магнита. Посмотрите, у вас на столах стоят стаканы с водой, а в них лежат скрепки. Ребята, как вы считаете, вы сможете достать скрепки не замочив рук? (Ответы детей).

    - Я могу помочь вам. У меня с собой волшебная рукавица, с ее помощью я достану ваши скрепки.

    Воспитатель проводит по сосуду с водой рукавичкой. Дети наблюдают, за движением скрепки в воде и как фокусник достает скрепку из воды.

    Анализ действий: Ребята, как вы думаете, с помощью чего я достала скрепку из воды? (Ответы детей)

    Самостоятельное проведение опыта детьми.

    Вывод: магнит действует через воду.  ВОПРОСЫ К ДЕТЯМ

    ОЦЕНКА, жетоны.

    Физминутка.

    - Ребята, труд ученых очень тяжел, и вы, наверное, уже устали! Предлагаю провести физминутку, размять свои мышцы.

    «Паровоз»

    Загудел паровоз и вагончики повез,

    Чу-чу-чу, чу-чу-чу

    Далеко их укачу!

    Паровоз кричит: «Ду-ду! Я иду, иду, иду!».

    1. Опыт «Волшебная стружка».

    Воспитатель: Ребята, мы уже выяснили, что сила магнита действует на металл через воду. Предлагаю проверить, через какие предметы еще может действовать магнит. А для этого проведем опыт «Волшебная стружка».

    - Посмотрите, на столах в коробочках лежит металлическая стружка. Как вы считаете, стружка может самостоятельно двигаться? (Ответы детей).

    - А теперь попробуйте поднести магнит под дно коробки и подвигать им. Что происходит со стружкой? (Ответы детей).

    - Какой мы можем сделать вывод?

    Вывод: магнит действует через картон.

    1. Опыт «Волшебный поезд».

    Воспитатель: Ребята, вы все за правильные ответы получали жетоны-вагончики. Предлагаю сделать эти вагоны волшебными.  

    - Все жетоны-вагончики собираем на магнит. Затем магнит убираем и выкладываем вагончики друг за другом, и двигаем первый вагончик. Что происходит? (Ответы детей).

    - Канцелярские скрепки делают из стали, которая содержит железо. Притяжение между магнитом и металлом настолько сильное, что скрепка сохраняет магнетическую силу на некоторое время. Какой мы можем сделать вывод?

    Вывод: металлические предметы способны намагничиваться.

    Итог занятия.

    Воспитатель: Наша лаборатория заканчивает свою работу.

    Посмотрите, сколько заработали ваши команды жетонов-вагончиков.

    У какой команды больше жетонов, значит члены этой команды старались выполнять все правила командной работы.

    Ребята, что вы узнали на занятии? Ответы детей.

    - Чему вы сегодня учились на занятии? Ответы детей.

    - Что вам понравилось на занятии? Ответы детей.

    - Что было сложного для вас на занятии? Ответы детей.

    Анализ работы детей воспитателем.

    - Спасибо за работу!

    Приложение

    Свойства магнита

    № опыта

    Свойства магнита

    1

                           

                                                                                           

     

     2

                                                                                 

     

     3

                                                                       

     

     4

                                                                                   

                                                                                                                                                                 

                                                                     

    Магнетические и

    немагнетические материалы

    Материал

    Сила притяжения + / -

    Резина

    Дерево

    Железо

    Пластмасса

    Бумага

    http://1.bp.blogspot.com/-Ywlibsw5Oyc/TWT3eupgSKI/AAAAAAAABOY/k7VMr3ziWNw/s1600/%25D0%259F%25D0%25B0%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B71.jpg                http://1.bp.blogspot.com/-Kkb-nYMPT78/TWT3jk51riI/AAAAAAAABOc/2BBHdi-XW_Y/s320/%25D0%2592%25D0%25B0%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25BD.jpg


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"

    Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Волшебная сила воды"...

    Конспект занятия по экспериментально - познавательной деятельности в подготовительной группе "Волшебный воздух"

    Познакомить  детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается  и поднимается вверх) и способами его обнаружения.Дать детям элементарные представления об источн...

    Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе. "Волшебная сила магнита"

    Цель: формирование знаний о магните, его свойствах и магнитной силе у детей старшего дошкольного возраста....

    Конспект занятия по познавательно- экспериментальной деятельности в подготовительной группе « Волшебный камень - магнит»

    Конспект занятия по познавательно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе« Волшебный камень - магнит»Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе эк...