Консультация. Агрессивность детей дошкольного возраста
консультация на тему

Шевчук М.Ю.

Консультация для педагогов и родителей о природе и факторах детской агрессивности. Рекомендации по работе и профилактике неконструктивного выражения агрессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация. Тема агрессивность детей дошкольного возраста.

Проявление агрессии в детстве не так уж сильно отличается от проявления агрессии во взрослом возрасте. Основным отличаем, пожалуй, является неумение управлять своим гневом и злостью. Контролировать свои негативные чувства и импульсы помогает взрослый, путем наложения запрета на агрессивные выходки и реже, показывая личный пример выхода из сложной ситуации. Личный пример как взрослый реагирует и ведет себя в неприятной ситуации является основным образцом для подражания, по этому  взрослый, который ведет себя грубо по отношению к окружающим, но требует от ребенка вежливости, всячески ему объясняет, как надо себя вести, потерпит неудачу, недаром говориться " лучше  один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Крик, драки, обзывательство, непослушание – основной перечень проявления агрессии. Агрессия по своей сути является защитной реакцией на опасную среду. Собственно, природа дала живым существам не так много вариантов защиты от опасностей : ступор, бег, активные действия (агрессия). Ребенок, интерпретирующий ситуацию как опасную или враждебную, может решить, что нужно активно действовать и защищаться. Причина, по которой ребенок может так интерпретировать события его окружающие, в том, что он испытывает сильную тревожность.

Еще одним аспектом нарушения безопасности среды являются дефициты. Мы говорим о дошкольном возрасте, хотя пример, который приводится, подходит и для взрослых. Вдруг, послушный ребенок становится капризным и злым и видимой причины нет, чтобы злится. Оказывается, малыш просто проголодался или испытывает другой сильный физический дискомфорт.

Так же имеет значение непоследовательность воспитания, когда запреты одного родителя отменяются другим. Отсутствие системы запретов как таковой.  У ребенка пропадают ориентиры он не может выстроить своих границ и нарушает, не чувствуя, границ других людей. Это приводит к конфликтам со сверстниками и взрослыми, усиливает тревожность, ожидание нападения становится хроническим и непредсказуемым.

Обострение чувства тревожности происходит если в семье возникают частые или слишком бурные выяснения отношений, причем если конфликт  скрыт от глаз ребенка это не дает гарантии, что малыш будет чувствовать себя спокойно. Общая атмосфера раздражения, подавленности, не любовь межу значимыми близкими, невозможность изменить ситуацию также влияют на усиление тревожности и агрессивности детей, т.к. это является фактором небезопасности среды.

Работа с гневом и злостью, на сегодняшний должна идти в комплексе по нескольким направлениям:

1. Воспитание. Прежде чем стать последовательными в воспитании необходимо разрешение конфликта между взрослыми. Здесь может быть необходима помощь семейного психолога, если психологические ресурсы членов семьи не доступны по каким-то причинам. Имеют значение также и личные образцы поведения, возможна помощь при индивидуальной консультации у психолога.

2. Помочь ребенку осознавать свои чувства. Проговаривать в минуты радости, грусти, удивления и гнева, что он чувствует, с чем это сейчас связано. Именно в режиме здесь и сейчас, чтобы ребенок учился понимать себя, отслеживать изменения настроения. Позже он научится понимать настроения других. Осознание злости, как правило снижает ее уровень. Когда ребенок говорит: "Я злюсь!" возможен диалог и своевременная помощь.

3. Полезные умения. Направить гнев на предмет. Уметь расслабляться. Игры снижающие агрессивность, творчество направленное на отреагирование злости : рисование тревоги, лепка из пластилина с последующим уничтожением, игра-драка с мягкими подушками с последующим расслаблением, игра с водой и песком (каша-малаша) или сделаем болото для лягушки (используются краски, которые перемешиваются как захочется), игра " погода моего настроения", какая погода у меня на душе сейчас, каков прогноз.

4. Сказка. Необходимо читать сказки, особенно детям  4-5 лет, старшим детям тоже. Подберите на тему злости, страха и тревоги несколько сказок.  После прочтения каждой сказки сделайте акцент на том, какой выход из ситуации нашел герой, что или кто ему помог, чему учит сказка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по коррекции агрессивности детей дошкольного возраста

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6759478","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"317","width":"480"}}]]...

Консультация для родителей: Семейные причины детской агрессивности детей дошкольного возраста

Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явлен...

Статья по социально - коммуникативному развитию по теме: " Застенчивые и агрессивные дети дошкольного возраста"

В статье раскрываются вопросы и проблемы застенчивых и агрессивных детей дошкольного возраста, а также признаки застенчивости и агрессивности, манера поведения таких детей. Даны рекомендации по работе...

Особенности агрессивности детей дошкольного возраста. Методы взаимодействия с несовершеннолетними в условиях социально-реабилитационного центра.

Многие века ребенка рассматривали как взрослого, только небольшого, слабого и не имеющего прав, детям даже шили те же вещи, что и взрослым, только меньшего размера. О специфике детской психики з...

Агрессивность детей дошкольного возраста и профилактика агрессивности детей раннего возраста.

В рабочем материале рассматривается пример из опыта работы, предлагается программа по профилактике агрессивности у детей....

статья агрессивность детей дошкольного возраста

Агрессивность у детей дошкольного возраста...