Отчет по самообразованию "Агрессивность детей дошкольного возраста
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Будаева Оксана Владимировна

Материал будет полезен педагогам ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема моей работы по самообразованию является «Агрессивность детей дошкольного возраста»

Актуальность проблемы

 Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психологических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивности является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда еще можно предпринять своевременные меры.

Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, что чаще всего наблюдается у дошкольников. В итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.

Агрессивность – нарушение поведения ребенка, она не является симптомом психического заболевания. Говоря о психологическом портрете агрессивного ребенка, можно выделить следующее. Агрессивный ребенок нападает на других детей, обзывает, бьет их, отбирает, ломает игрушки, специально употребляет грубые выражения, он очень часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Такой ребенок часто подозрителен и насторожен, любит сваливать вину на других, им кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, они имеют низкий уровень эмпатии (умение сопереживать другому человеку). Их чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.

Причины появления агрессии разнообразны:

1) ребенку не хватает родительской любви (агрессивный ребенок чувствует, что он недолюблен!);

2) если ребенка строго наказывают за любое проявление агрессивности;

3) если требования родителей несогласованны – у ребенка нет четких норм поведения;

4) пренебрежительное и попустительское отношение к ребенку;

5) слабость родителей (например, беспомощная мать и уклоняющийся отец). Неспособность постоять за себя и ребенка. Часто агрессивные дети у неуверенных родителей;

6) родовые травмы, нарушения перинатального развития вызывают повышенную чувствительность, эмоциональную неуравновешенность и психическую истощаемость ребенка. Наследственные нарушения, например, лишняя У-хромосома у мальчиков, повышенный уровень тестостерона у ребенка любого пола обязательно будут способствовать агрессивности.

7) влияют на поведение и различия темперамента, которые начинают проявляться с 9 мес. Специалистами выделен "синдром трудного темперамента". Ребенок выражает свой гнев либо прямо, либо в косвенной форме. Наша задача, задача педагога: задержать отрицательную эмоцию до момента ее поступления, не давая возможности ей развиться.

Коррекционные методы и приемы работы педагогов с агрессивными детьми:

•беседа;

•психологические игры для снижения агрессии у детей: «Клубочек»; «Дружба начинается с улыбки», «Выбиваем пыль» (использовать игрушку, которую можно поломать, использовать подушку, которую можно побить), «Уходи злость, уходи!», «Воробушки и Ворона», «Два барана», «Слепой и поводырь» и др. рисунок как самовыражение ребенка («Я в детском саду», «Я дома», «Моя семья», «Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем», «Кем я хочу стать», «Что было бы со мной самое плохое и хорошее»);

•сказкотерапия;

•релаксация, или мышечное расслабление;

•прием «Обретение самоконтроля» (ребенку предлагаем положить в карман значок, «Когда почувствуешь внутри себя злость, опусти руку в карман и возьми значок «СТОП!»;

•сжимать в руке игрушку и рассматривать отпечаток (например, от киндер-сюрприза);•использовать "стаканчики для криков".

Психолого - педагогическая коррекция агрессивного поведения заключается в следующем:

1.Необходимо доносить информацию до родителей.

2.Нужно обучать агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме.

3.Необходимо обучать высказываться ребенка о своем гневе.

4.Отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях (большая роль родителей в обговоре этих ситуаций!!!)

1. Коммуникативная игра «Найди пару» Члены группы выполняют движения в соответствии с текстом. На прогулку косолапый вышел мишка погулять. Участники расходятся по комнате. По тропинке громко топал, друга он пошел искать. «Где ты, где ты, мой товарищ? Без тебя так трудно жить!» Двигаются по комнате произвольно. Встретил мишка наш лисенка и сказал: «Давай дружить». Каждый участник находит своего партнера и пожимает ему руку. Мишка с другом покружился…Кружатся. Он в лесу устроил бал. А потом остановился, по головке гладить стал. Гладят друг друга по голове. Спины звери почесали…Поворачиваются друг к другу спинами. Вправо, влево, вверх и вниз. Трутся спинами. И немного потолкались. Слегка толкаются. Крепко-крепко обнялись. Обнимают друг друга.

Упражнение «Маленькое приведение»

Цель: отреагирование гнева Ход игры: «Сейчас мы с вами будем играть в маленьких добрых приведений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (психолог приподнимает согнутые в локтях руки с растопыренными пальцами) и страшным голосом завывает: «У-у-у!». Если я буду хлопать тихо, вы будете гудеть тихо, если я буду хлопать громко, вы будете пугать друг друга громким голосом. Но помните, что мы добрые приведения и хотим только слегка пошутить». Молодцы! Пошутили – и достаточно. Давайте снова станем педагогами. (в эту игру можно играть с детьми)

4. Игра с мячом «Обзывалки»

Цель: снятие отрицательных эмоций, развитие коммуникативных навыков.

Ход игры: психолог рассказывает педагогам, что в эту игру с мячом можно играть с детьми. Перед началом игры можно провести с ними беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться. Далее педагогам предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например, названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик; «А ты, Лешка-картошка!», «А ты, Иришка – редиска!», «А ты, Вовка - морковка! и т. д. Предупреждаю, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно нужно хорошими словами: «А ты, Маринка – картинка!», «А ты, Леночка – солнышко!». Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Игры и упражнения для снятия агрессивности

Упражнение «Брыкание»

Цель: Упражнение способствует эмоциональной разрядке и снятию мышечного напряжения

Ход: дети ложатся на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно они начинают брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается скорость и сила брыкания. На каждый удар дети говорят "Нет!", увеличивая интенсивность удара.

Упражнение «Кулачок»

Цель: Упражнение способствует осознанию эффективных форм поведения, смещению агрегации и мышечной релаксации.

Ход: дети берут в руку какую-нибудь мелкую игрушку или конфету. Ведущий просит сжать кулачок крепко-крепко, подержать кулачок сжатым, а затем раскрыть его - рука расслабится и на ладошке будет красивая игрушка или конфета.

Игра «Воробьиные драки»

Цель: снятие физической агрессии.

Ход: Дети выбирают себе пару и "превращаются" в драчливых "воробьев" (приседают, обхватив колени руками). "Воробьи" боком подпрыгивают друг к другу, толкаются. Кто из детей упадет или уберет руки со своих колен, тот выбывает из игры ("лечат крылышки и лапки у доктора Айболита"). "Драки" начинаются и заканчиваются по сигналу ведущего.

Игра «Минута шалости»

Цель: психологическая разгрузка.

Ход: Ведущий по сигналу (удар в бубен и т.п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется - прыгает, бегает, кувыркается и т.п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

Способы выражения гнева:

• Громко спеть любимую песню;

• Полить цветы;

• Устроить соревнования «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет»;

• Скомкать несколько листов бумаги, а затем выбросить;

•Быстрыми движениями нарисовать обидчика, а затем зачиркать его;

•Слепить из пластилина фигурку обидчика а затем сломать её;

• Подраться с подушкой;

• Порвать лист бумаги в мелкие куски;

• Поколотить стол надувным молотком;

• Потопать ногами;

• Высказать свои чувства;

• Попросить помощи;

•Смыть дурные чувства;

•Надуть злостью шарик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства

Материалы содержат  отчет о проделанной работе с дошкольниками по патриотическому воспитанию.  Расскрыты формы и методы работы с детьми и их родителями....

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ "УРОЖАЙНЫЕ ГРЯДКИ"

Взаимодействие человека и природы привело к глобальным экологическим проблемам, которые могут приблизить людей к полному экологическому кризису, к гибели родной природы и культуры. Охрана природной ср...

Отчет по самообразованию в группе старшего возраста комбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного возраста» По теме: «Развитие речи у детей средствами сказкотерапии»

Отчет по самообразованию в группе старшего возрастакомбинированной направленности «Использование инновационной технологии «Арт-терапии», в речевом развитии детей дошкольного воз...

Фото-отчет по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного травматизма несомненна. У детей дошкольного возраста отсутствует защит

Фото-отчет по реализации проекта для детей старшего дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения. Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-транспортного т...