Работа с педагогами ДОУ по реализации регионального компонента на основе краеведения
проект по теме

Титова Ольга Витальевна

Педагогический проект, направленный на повышение качества работы по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_po_kraevedeniyu.doc144 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Мещовский детский сад»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Работа  с педагогами  ДОУ по реализации регионального компонента на основе краеведения.

                                                   

                                                   

                                             Автор проекта:  

                                                           старший  воспитатель высшей категории

                                          Титова Ольга Витальевна

                                                            Мещовск 2018

План

Актуальность темы………………………………………………………………………3-4

Проблема……………………………………………………………………………… …..5

Участники, руководитель, вид проекта…………………………………………….…….6

Цель проекта…………………………………………………………………………….…7

Задачи проекта………………………………………………………………………..……7

Предполагаемые результаты……………………………………………………….…  …8

Продукты проекта…………………………………………………………………   .……8

Этапы проекта…………………………………………………………………………...…9

Содержание  проекта…………………………………………………………………10-12

Работа над проектом………………………………………………...………………..13-15

Анализ результатов……………………………………………………………………   16

Заключение……………………………………………………………………….………17

ТЕМА ПРОЕКТА:

Работа  с педагогами  ДОУ по реализации регионального компонента на основе краеведения.                                           

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

                                                           

 Если не мы, то кто же

Детям нашим поможет

Россию любить и знать.

Как важно – не опоздать!..

В проекте Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предъявляются требования к структуре основной образовательной программы дошкольного образования.  В них указывается, что «часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы воспитанников, членов их семей и педагогов и, в частности может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных, экономических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс».  

Вариативная часть образовательной программы МКДОУ «Мещовский детский сад» определяет основным приоритетным направлением работы ДОУ  работу по краеведению. Данная часть программы направлена на ознакомление детей с историей, культурой, особенностями природы, информацией о событиях  родного края в повседневной жизни.

На современном этапе развития образования, когда у подрастающего поколения появляется все больше возможностей узнать об окружающем его мире, изучение родного края должно  стать одним из ведущих факторов воспитания патриотизма.

Одной из важнейших  задач воспитания подрастающего поколения всегда было и остаётся воспитание патриотизма.  Актуальность этой задачи в современной России  отражена в Государственной  программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», которая должна решать вопросы формирования у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, малой Родине.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять, приумножать богатство своей Родины.

 Базовым этапом  формирования любви к Родине следует считать, накопление детьми социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Нам взрослым необходимо помочь ребенку  открыть для себя этот мир, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь. Именно с любви к родному краю и начинается любовь к Родине.    Наш современник Д.С.Лихачев, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную ценность», так как  «без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати – поле». Поэтому воспитание любви к малой Родине является одной из основных задач в детском саду. Целенаправленная работа по данному направлению в нашем детском саду осуществляется,  но тем не менее, проблема познания  родного края остаётся актуальной.

ПРОБЛЕМА: 

Учитывая  возрастные особенности  дошкольников, главной целью образовательной деятельности по краеведению в ДОУ является направление содержания образования на ознакомление детей с историей и культурой родного края, природным, социальным и рукотворным миром, который окружает ребенка, на воспитание целостной личности, сочетающей в себе нравственные, моральные и  гражданские черты.

По результатам диагностики  детей  по формированию представлений о родном городе, мы столкнулись с проблемой. У детей недостаточно развит уровень представлений и отношения к родному городу. Не у всех детей представления  о родном городе четкие, недостаточно сформированы знания об улицах города («слышали такое название улицы, но не знаем,  почему так называется»), о достопримечательностях (может узнать, но ничего не может рассказать о них). Не каждый  ребенок знает, как жители  заботятся о благоустройстве родного города,  как сами дети могут заботиться о нём. У многих детей наблюдается устойчивое стремление к созданию нового, но есть дети, которые не проявляют инициативы, творчества в деятельности, не стремятся к осуществлению деятельности значимой для всех.

В связи с этим возникла необходимость в проведении корректировки действий самих педагогов. Стало необходимым осуществить поиск новых форм и методов работы с детьми и родителями, повысить компетентность педагогов по данному вопросу.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

педагоги  ДОУ 


 РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА:

Старший воспитатель  высшей категории              Титова О.В.

ВИД ПРОЕКТА:

- долгосрочный.

         

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Организация методической работы с педагогами ДОУ по повышению их педагогической компетенции, обеспечивающей реализацию регионального компонента в работе по краеведению.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 

1. Организовать  эффективную работу по оказанию  методической помощи педагогам, основываясь на результатах их диагностики деятельности по краеведению.

2. Повышать педагогическую культуру воспитателей и их краеведческую компетентность.

3. Развивать творческую активность педагогов.

4.Систематизировать  работу педагогов по данной теме.

5.Создать банк мультимедийных презентаций для работы с детьми по краеведению.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- разработка и осуществление новых педагогических проектов по краеведению;

- повышение профессиональной компетенции педагогов;

- вовлечение педагогами  родителей  в работу по привитию любви у дошкольников к  родному  городу, краю;

-пополнение  методической копилки новыми материалами;

- пополнение  банка мультимедийных  презентаций детского сада;

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА:

1.Блочно-тематический план по ознакомлению детей с родным краем, городом.

2.План взаимодействия родителей и ДОУ.

3.Проекты воспитателей.

4. Банк презентаций воспитателей.

5. Картотека дидактических игр по краеведению.

6. Методическая неделя «Панорама идей».

7. Обновление уголков родного края.

8.Спецвыпуск родительской газеты «Мещовские подсолнушки».

9. Выпуск буклета.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

1 этап: Теоретическо — исследовательский: 

  • оценка деятельности педагогов по выбранной теме;
  • изучение потребностей педагогов в вопросах краеведения;
  • постановка цели и задач;
  • выбор направления, методов и приёмов работы с педагогами в рамках проекта;
  • работа с нормативно-правовыми  документами;
  • подбор и изучение учебно-методической, документальной, художественной литературы по краеведению;
  • проведение консультаций, обучающих семинаров, методических часов, круглых столов, мастер-классов;
  • организация работы творческой  группы;

2этап: Творчески-продуктивный:

  • деятельность  творческой группы по разработке проектов  по краеведению и их осуществление;
  •  открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности;                                                                                                                                              
  • создание банка мультимедийных презентаций по краеведению;
  • методическая неделя «Панорама идей»;

3 этап: Информационно-диагностический: 

  • оценка деятельности педагогов по итогам работы по проекту;
  • обобщение результатов работы;
  • круглый стол «Итоги работы по проекту»

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА:

1 этап:

Форма работы

Наименование мероприятия

Задачи

Сроки проведения

Проведение оценки деятельности педагогов

«Как я работаю по краеведению»

-оценить деятельность  педагогов по краеведению;

-выявление творческого потенциала.

сентябрь

Индивидуальное собеседование

«Чего мне не хватает при работе по краеведению»

- изучить потребности педагогов по проблеме

сентябрь

Семинар

 «Нормативно-правовая база»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

-обобщить работу по повторению нормативно-правовой документации

сентябрь

Консультация

«Создание развивающей среды в детском саду – важное условие работы по краеведению»

- активизировать педагогов  на обновление развивающей среды в рамках работы по краеведению

сентябрь

Круглый стол

«Земля Мещовская»

-обобщить материал по изученной учебно-методической, документальной, художественной литературе  по родному краю;

сентябрь

Мастер-класс

«Формы и методы работы с детьми по краеведению»

- обобщить знания педагогов о этапах, формах и методах работы с детьми;

- совершенствовать знания педагогов в использовании игровых методов и приёмов при работе по данной теме;

-обогатить педагогический инструментарий воспитателей играми по ознакомлению дошкольников с родным городом

октябрь

Методический час

 «Метод проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста по краеведению».

- повысить информационную культуру педагогов;

- развивать планировочные и организационные умения по составлению и осуществлению проектов по краеведческой деятельности;

-  способствовать творческому поиску.

октябрь

 Круглый стол

«Формы взаимодействия педагогов с родителями по изучению родного края»

- поиск новых форм работы  по взаимодействию с родителями

- способствовать формированию у педагогов потребности вовлечения родителей в работу по ознакомлению с родным краем.

 

октябрь

2 этап:

Форма работы

Задачи

Сроки проведения

Работа творческой группы по разработке педагогических  проектов

- стимулировать творческую активность у педагогов в поиске  наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по ознакомлению с родным краем;

ноябрь-декабрь

Реализация педагогических проектов воспитателей

- повышать педагогическую компетентность;

-развивать  творческий  потенциал педагогов;

январь- май

Открытые просмотры  НОД

- стимулировать творческую  активность педагогов по изучению родного края;

- реализовывать и развивать творческую инициативу педагогов ДОУ  по краеведению;

- распространять  педагогический опыт;

февраль

Создание банка мультимедийных презентаций

- пополнять методическую базу детского сада по истории, природе, достопримечательностям и известным людям родного края;

ноябрь-апрель

Участие педагогов ДОУ в районных  методических объединениях с выступлениями по данной теме.

- повышать  компетентности педагогов в вопросах изучения родного края;

-развивать  творческий  потенциал педагогов;

-обобщать  педагогический  опыт;

в течение года

Методическая неделя «Панорама идей»

-обобщать  педагогический  опыт;

- распространять педагогический опыт;

апрель

3 этап:

Форма работы

Наименование мероприятия

Задачи

Сроки проведения

Проведение оценки деятельности педагогов по итогам работы по проекту

«Как я работаю по краеведению»

-оценить деятельность  педагогов по итогам  работы по проекту.

май

Круглый стол

«Итоги работы по проекту»

-проанализировать деятельность педагогического коллектива;

-подвести итоги работы;

-наметить по данной работе  перспективы на будущее.

май

РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ:

На первом этапе для оценки деятельности педагогов по изучению родного края была разработана технологическая карта  (Приложение №1). Для оценки были применены следующие формы работы: собеседование, обследование развивающей среды групп, просмотры образовательной деятельности в ходе режимных моментов, просмотры непосредственной образовательной деятельности. С каждым педагогом ДОУ было проведено индивидуальное собеседование, в ходе которого были выявлены потребности педагогов по выбранной теме.

 Оценка деятельности педагогов на начало учебного года  показала высокий уровень  у 16% педагогов, средний – 68%, низкий -16%. Данное обследование подтвердило необходимость проведения с педагогами методической работы, способствующей повышению компетенции педагогов в области изучения родного края.

Перед педагогическим коллективом были поставлены цели и задачи на период проведения проекта. Были выбраны направления, методы и приёмы работы с педагогическим коллективом в рамках проекта.

На начальном этапе был проведён семинар по повторению содержания нормативно-правовой базы. В ходе семинара педагоги ещё раз проанализировали Закон «Об образовании», Государственную  программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы», Устав ДОУ, основную общеобразовательную программу ДОУ.

Для педагогов была проведена консультация «Создание развивающей среды в детском саду – важное условие работы по краеведению», послужившая методическим руководством в работе по  обновлению развивающего пространства  ДОУ.

На протяжении месяца педагоги вели работу по подбору и изучению учебно-методической, документальной, художественной литературы по родному  городу и краю. Изученный педагогами материал по Мещовскому краю был обобщён и систематизирован  в ходе проведения круглого стола «Земля Мещовская» по направлениям: история, природа, достопримечательности города, великие люди, история храмов земли Мещовской. Итогом  мероприятия была разработка блочно-тематического плана по ознакомлению детей с родным городом, краем; картотеки дидактических игр.

При проведении мастер-класса «Формы и методы работы с детьми по краеведению» педагоги смогли проследить интеграцию различных образовательных областей. Данное мероприятие способствовало формированию организационных умений воспитателей. Педагогический инструментарий обогатился играми, способствующими ознакомлению дошкольников с родным краем.  

Методический час  «Метод проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста по краеведению» уточнил знания педагогов по разработке  этапов  работы над педагогическим проектом.

В ходе работы круглого стола  «Формы взаимодействия педагогов с родителями по изучению родного края» были проанализированы  разнообразные формы работы  с родителями и на основании этого разработан план взаимодействия родителей и  ДОУ.

Завершающим моментом первого этапа была организация  творческой группы.

         В ходе реализации творческо-продуктивного этапа была организованна работа творческой группы по разработке и реализации педагогических  проектов  по краеведению для детей подготовительных групп.  Данная работа направлена на стимулирование творческой активности у педагогов в поиске  наиболее эффективных форм и методов в работе с детьми по ознакомлению с родным краем

 Итогом стали  проекты: «Край навек родной, любимый!», «Прикоснись сердцем к природе или в гостях у старичка Лесовичка».  Реализация данных проектов велась с января по май в тесном сотрудничестве: воспитатель – ребенок - родитель. Проекты были направлены на изучение детьми природы, истории, культуры родного города и края.

В феврале месяце прошли открытые просмотры непосредственной образовательной деятельности,  целью которых было стимулирование творческой активности педагогов по изучению родного края, реализация и развитие творческой инициативы педагогов ДОУ  по краеведению и распространение педагогического опыта.

С ноября по апрель силами педагогов- участников проекта методическая база детского сада пополнялась мультимедийными презентациями по истории, природе, достопримечательностях, известным людям родного края.

         Работа над проектом перекликалась с работой районного методического объединения. Одним из его направлений  было «Духовно- нравственное воспитание дошкольников на основе краеведения". Деятельность педагогов  в осуществлении общего направления   способствовала их самообразованию. Результатом данной работы было участие педагогов на РМО с выступлениями по данной теме.

 В апреле прошла методическая неделя «Панорама идей», целью которой являлось обобщение и распространение педагогического опыта. В ходе проведения  методической недели  было организованно проведение круглых столов на тему: «Развитие познавательной  активности дошкольников в процессе ознакомления с  родным городом и  краем», на которых педагоги ДОУ представили свои идеи и наработки по теме проекта.

Параллельно с методической работой педагогами осуществлялась работа с детьми по ознакомлению с  родным краем. Итогами данной работы стали проведение  праздников, гостиных, оформлении  фотовыставок, выставок детского творчества, создание мини-музея «История края», проведение  экскурсий, участие детей в  работах по благоустройству близлежащих территорий.

Осуществлялась работа по взаимодействию с родителями воспитанников в соответствии с разработанным планом.

На завершающем этапе проекта была проведена повторная оценка деятельности педагогов, которая показала положительную динамику. В начале проекта высокий уровень показало 16% педагогов, а в конце проекта уже 48%; средний уровень в начале проекта- 68%, в конце- 51%; низкий уровень в начале-16%, в конце- 1%..  У педагогов  повысилась педагогическая компетентность, самооценка, на следующий учебный год педагоги старших групп запланировали проведение с детьми и родителями  проектов по изучению родного края.   Итоговая диагностика детей также показала положительные результаты .

          Результаты  работы  педагогического коллектива по обозначенной проблеме были  проанализированы и вынесены на обсуждение круглого стола «Итоги работы по проекту», целью которого было проанализировать деятельность педагогического коллектива, подвести итоги работы педагогического коллектива по проекту, наметить перспективы  на будущее в работе  ДОУ по реализации регионального компонента.                               

   АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОЕКТА:

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что одной из самых актуальных задач современного общества является  воспитание всесторонне развитой личности, знающей и любящей историю и культуру своей малой Родины.

В результате работы над проектом педагоги обогатили свои знания об истории, природе, достопримечательностях родного края. Повысили свою  педагогическую компетентность  не только в знаниях, приобретённых в ходе реализации проекта, но и в умении проектировать способы решения проблемы в процессе самостоятельного изучения методической литературы.  Повысился общекультурный уровень педагогов, они стали более уверенно продуцировать идеи, анализировать, выбирать оптимальные решения.   При выработке рекомендаций к подбору методов и приёмов работы у них сформировались проектировочные умения. Планировочные и организационные умения проявились при работе над разработкой и осуществлением педагогических  проектов по краеведческой деятельности. Развились презентационные умения педагогов. Педагоги проявили творческую активность в обновлении развивающей среды групповых комнат, пополнили свои методические копилки материалами по краеведению.

В ходе реализации проекта методическом  база ДОУ обновилась информационными  материалами,  соответствующими теме проекта. Были систематизированы новые методические материалы, обновился дидактический материал, пополнился банк мультимедийных презентаций ДОУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Об эффективности проведенной работы по повышению компетентности педагогов в рамках реализации регионального компонента свидетельствует положительная динамика,  выявленная в результате оценки деятельности педагогов в начале и в конце проекта. Результаты оценки, диагностика детей позволяет с уверенностью говорить о том, что все поставленные в начале проекта  задачи были выполнены, предполагаемые результаты достигнуты.

Знания, полученные педагогами ДОУ в ходе проведения проекта, станут крепкой базой для дальнейшей работы по реализации регионального компонента в работе по краеведению. Считаю необходимым продолжить работу по данной теме, и больше внимания уделять проектному методу при работе по  краеведению.

 Предполагаю, что  именно работа по  привитию  старшим дошкольникам  уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине, представлений о традициях и праздниках родного края, его истории и природе помогает формированию  у детей общей культуры личности воспитанников, развитию их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств .

Данная работа имеет практическую значимость и может быть использована в работе воспитателей и педагогов дошкольных учреждений.

Используемая литература:

1.Блаженный Андрей Мещовский. Мещовская быль. – Мещовск, 2011.

2.Запальский Г.П.  Не стоит село без праведника: Подвижники Мещовского края - Лепта  

   Книга Москва, 2007.

3.Историческое описание Мещовского Георгиевского мужского общежительского  

    монастыря /Леонид (Кавелин), архимандрит. – Мещовск, 2011.

4.Молоканова Л.В. Мещовская земля.- Калуга, 2010.

5.Справочник старшего воспитателя/ авт.-сост. Н.А.Кочеткова. – Волгоград: Учитель,  

   2013.

6. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике.- М.: ТЦ

    Сфера, 2010.

7. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое

   воспитание дошкольников. М.: 2Издательство Скрипторий 2003» 2010.

8. Ковалева Г.А. «Воспитание маленького гражданина». Москва, 2004.

9. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое  воспитание детей старшего дошкольного

 возраста. Москва,  2005.

10.Журналы  «Воспитатель ДОУ», №2, №7 2010 г., №1 2012 г.

11.Журналы «Дошкольное воспитание», №1, №5, №8, №10 2005 г., №3, №6 2006 г.,№4,№5 2010г.

12.Материалы из программы Д.В.Зорюкова.

13. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного  

     возраста/Сост.:Акинина Т.М., Степанов Г.В., Терентьев Н.П. М.: УЦ «Перспектива» 2012.

14.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы для педагогов дошкольных учреждений «Новые подходы в реализации регионального компонента музыкального образования»

Национальная культура малочисленных народов Севера может быть сохранена и продолжена в веках, только если она будет интересна подрастающему поколению. Поэтому задача приобщения детей к националь...

Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»

Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей  с историей заселения  Южного Урала ...

Реализация регионального компонента в рабочей программе педагога старшей группы «Краеведение»

Реализация регионального компонента в рабочей программе педагога старшей группы «Краеведение»...

«Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента на основе образовательной программы ДОУ»

laquo;Использование игровых мотивационных ситуаций при реализации регионального компонента на основе образовательной программы ДОУ»...