Реализация регионального компонента в рабочей программе педагога старшей группы «Краеведение»
статья

Реализация регионального компонента в рабочей программе педагога старшей группы «Краеведение»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_itog_na_konferentsiyu.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетноедошкольное образовательное

Учреждение детский сад № 10 р.п.Хор района имени Лазо Хабаровского края

Доклад

«Реализация регионального компонента в рабочей программе педагога старшей группы «Краеведение»»

                                                                                                           Воспитатель: Ганич Г.Н.

                                                         

                                                          п. Хор

                                                           2020 г.

Реализация регионального компонента в рабочей программе педагога старшей группы «Краеведение»

Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.

На основании национального проекта «Образование» и регионального проекта «Наше будущее Хабаровский край», реализация краеведения проходит в нашем детском саду согласно вариативной части ООП.

Цель краеведческой работы  в ДОУ с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края  в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.

 Разрабатывая рабочую программу для старшей группы я включила в нее блок «Краеведение» для  воспитания  патриотического отношения к истории и культуре своей малой Родины, развития интереса к познанию истории Хабаровского края расширения представлений детей о культуре, традициях родного края, о творчестве хабаровских поэтов, писателей, художников.

Задачи краеведения:

- Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.

- Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.

- Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

- Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.

Качественной реализации регионального компонента, творческим двигателем детей и взрослых в проявлении активной гражданской позиции является, на наш взгляд, грамотная мотивация нашей деятельности.

Мотивация для детей:

  • игровая;
  • познавательная;
  • творческая.

Мотивация для родителей:

  • Демонстрация талантов и способностей своих детей;
  • Укрепление детско-родительских отношений;
  • Творческая самореализация .

Для старшей и подготовительной групп  разработано комплексно-тематическое планирование, которое составлено по принципу от частного к общему, воспитанники начинают свои путь в старшей группе по темам блоков:

1. Блок «Мой край» - рассказы, объяснения, викторины, интеллектуальные игры, практические работы, экскурсии, мини-практикумы, индивидуальная и групповая работа, самостоятельная работа с литературными источниками, интерактивные игры, дискуссии, анкетирование, тестирование.

2. Блок «Растительный и животный мир Хабаровского края» - экологические рассказы, практические работы, экологические операции, акции, экскурсии, интерактивные игры, обсуждения в кругу.

3. Блок «Туристская подготовка» - походы, практические работы, туристические игры и соревнования, объяснения, индивидуальная и групповая работа.

4. Блок «Краеведенье» - занятия, рассказы, объяснения, викторины, интеллектуальные игры, практические работы, экскурсии, мини-практикумы, индивидуальная и групповая работа, самостоятельная работа с литературными источниками, интерактивные игры, конференции, дискуссии, анкетирование, тестирование.

5. Блок «Города края» - рассказы, практические работы, экскурсии, интерактивные игры, обсуждения в кругу.

6. Блок «Экологические акции и праздники».

Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды. В нашем детском саду работает музей «Росинка», в котором есть краеведческая экспозиция, экспозиция быта переселенцев Дальнего востока. В моей группе  центр краеведения.  Дети могут ежедневно в  свободном  доступе пополнять знания о родном крае. В центре собран большой материал по краеведению:

- это символика;

- географические карты и атласы;

- тематические папки;

-фото материал;

Предлагаемый детям материал в центре должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков. Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.

Значимым в работе по краеведению считаю проектную деятельность. Проекты позволяют не только сформировать представления о  малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Проекты реализованные в старшей группе:

Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Дети очень любят игры: «Найди герб», «Собери герб, флаг», «Угадай национальный костюм», «Красный огонек», «Знаешь ли ты?»

Например,

 «Красный огонек».

Цель: закрепить знания о растениях и животных родного края, занесенных в Красную книгу.

Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.

Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых вариантов работы по краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, например таких, как виртуальные экскурсии. Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить различные места села, родного края, не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса. Дети совершили виртуальную экскурсии в Дальневосточный художественный музей, Хабаровский краевой музей       им. Е. И. Гродекова

По программе прошли мероприятия и события : викторина в честь 75-летия хабаровского края, турнир «Знаток родного края», «Старинные забавы народностей Хабаровского края».

(фото на слайде 2-3 запомнились детям и родителям

Данная программа способствует развитию интереса к литературе, живописи, декоративно прикладному искусству  Дальнего востока у воспитанников, знакомит с творчеством писателей Хабаровского края: Арсеньев В.К., Белов М.П., Иванов В.Н., Комаров П.С., поэты- Смоляков С.А., Магистрова Л.В., Сысоев В.П., художники –Г. Павлишин, В. Самар, В.П. Дроздов– художник работающий в разных художественных жанрах.

Так же ребята в конце года останавливаются на теме Великая отечественная война. Узнают о том, как край  жил в непростые годы войны.

Семья и дошкольное учреждение составляют целостную социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации детей.

В своей практике мы отмечаем, что родители проявляют мало инициативы сами, а также не являются источником грамотной и достоверной информации по данной теме для своих детей.

Используя интернет ресурсы я  разработала «Путеводитель для родителей» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем «Моя  Родина – Хабаровский край». Состоит он из тем, изучаемых детьми, как только тема заканчивается родители получают небольшие совместные задания вместе с детьми в путеводители.

В нем мы прописываем, что воспитанники узнали по данной теме рубрика «Прочитай». Так же у нас есть рубрика «К сведению», там мы просто обращаем внимание родителей на факты, даем краткое описание исторического прошлого или настоящего Хабаровский край

Следующая рубрика игротека для дошкольника. В ней мы даем ссылки и автора родителям полезной компьютерной игры на заданную тему .Но в наши планы входит самостоятельное создание игр для родителей, где они могут вместе с детьми закрепить свои знания на тему Хабаровский край

Следующая рубрика «Задание», где родители вместе с детьми могут выполнить те или иные упражнения по определенной теме.

Путеводитель помогает родителям:

- получить много новой и полезной информации о историческом прошлом и настоящем нашего города;

- установить тесный контакт со своими детьми при выполнении заданий;

- познавательно и весело провести свободное время, играя вместе с детьми.

Таким образом, мне удалось повысить компетентность родителей и привлечь к своей деятельности по региональному компоненту. Тем самым родители стали более подкованные в некоторых вопросах, которые касаются традиций семьи, истории Хабаровского края. Они могут объяснить сами некоторые темы детям и ответить на их многочисленные вопросы. Мною подготовлено сообщение «Путеводитель для родителей» на педагогический совет  ДОУ.

Итог реализации блока «Краеведения» : применение разных форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.

Таблица-мониторинг краеведения

Перспектива на новый учебный год:

Планирую в подготовительной группе использовать технологию «Путешествие по реке времени». Для его реализации будет разработано в сентябре пособие-панно «река времени» для исследовательской деятельности дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога старшей группы в соответствии с ФГОС ДО

Рабочая программа педагога составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой....

Рабочая программа педагога старшей группы

Составлена на основе образовательной программы ДОУ (опирается на программу "Детство"), имеющей вариативную часть (по программе "Социокультурные истоки")...

Рабочая программа педагогов старшей группы №5 "Красная шапочка" МАДОУ "Д/с №9 "Калинка"

  Рабочая программа разработана с учетом ООПДО ФГОС ДО. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в старшей группе № 5 «Крас...

Рабочая программа педагогов старшей группы

Рабочая программа педагогов старшей группы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Старшая группа (5-6 лет) 2019 – 2020 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА    Старшая группа (5-6 лет) 2019 – 2020 учебный год...