Реализация регионального компонента в рабочей программе педагога старшей группы «Краеведение»
статья
Реализация регионального компонента в рабочей программе педагога старшей группы «Краеведение»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетноедошкольное образовательное
Учреждение детский сад № 10 р.п.Хор района имени Лазо Хабаровского края
Доклад
«Реализация регионального компонента в рабочей программе педагога старшей группы «Краеведение»»
Воспитатель: Ганич Г.Н.
п. Хор
2020 г.
Реализация регионального компонента в рабочей программе педагога старшей группы «Краеведение»
Малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать - всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос, где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной из форм изучения родного края является краеведческая работа.
На основании национального проекта «Образование» и регионального проекта «Наше будущее Хабаровский край», реализация краеведения проходит в нашем детском саду согласно вариативной части ООП.
Цель краеведческой работы в ДОУ с детьми дошкольного возраста состоит в том, чтобы сформировать у воспитанников целостное представление о родном крае, пробудить в них любовь к родной природе, к селу, в котором живем, помочь осознать значение родного края в жизни большой страны, роль каждого жителя в жизни своего села, района, а, значит, и страны.
Разрабатывая рабочую программу для старшей группы я включила в нее блок «Краеведение» для воспитания патриотического отношения к истории и культуре своей малой Родины, развития интереса к познанию истории Хабаровского края расширения представлений детей о культуре, традициях родного края, о творчестве хабаровских поэтов, писателей, художников.
Задачи краеведения:
- Формирование представления о Родине как месте, где человек родился и где он живет.
- Воспитание чувства привязанности к своей малой родине, гордости за нее, восхищение ее красотой.
- Развитие у дошкольников способности эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.
- Расширение кругозора детей на основе материала, доступного их пониманию.
Качественной реализации регионального компонента, творческим двигателем детей и взрослых в проявлении активной гражданской позиции является, на наш взгляд, грамотная мотивация нашей деятельности.
Мотивация для детей:
- игровая;
- познавательная;
- творческая.
Мотивация для родителей:
- Демонстрация талантов и способностей своих детей;
- Укрепление детско-родительских отношений;
- Творческая самореализация .
Для старшей и подготовительной групп разработано комплексно-тематическое планирование, которое составлено по принципу от частного к общему, воспитанники начинают свои путь в старшей группе по темам блоков:
1. Блок «Мой край» - рассказы, объяснения, викторины, интеллектуальные игры, практические работы, экскурсии, мини-практикумы, индивидуальная и групповая работа, самостоятельная работа с литературными источниками, интерактивные игры, дискуссии, анкетирование, тестирование.
2. Блок «Растительный и животный мир Хабаровского края» - экологические рассказы, практические работы, экологические операции, акции, экскурсии, интерактивные игры, обсуждения в кругу.
3. Блок «Туристская подготовка» - походы, практические работы, туристические игры и соревнования, объяснения, индивидуальная и групповая работа.
4. Блок «Краеведенье» - занятия, рассказы, объяснения, викторины, интеллектуальные игры, практические работы, экскурсии, мини-практикумы, индивидуальная и групповая работа, самостоятельная работа с литературными источниками, интерактивные игры, конференции, дискуссии, анкетирование, тестирование.
5. Блок «Города края» - рассказы, практические работы, экскурсии, интерактивные игры, обсуждения в кругу.
6. Блок «Экологические акции и праздники».
Практика показывает, что пространственные краеведческие представления у дошкольников формируются быстрее, чем временные. Поэтому необходима организация соответствующей предметно - пространственной среды. В нашем детском саду работает музей «Росинка», в котором есть краеведческая экспозиция, экспозиция быта переселенцев Дальнего востока. В моей группе центр краеведения. Дети могут ежедневно в свободном доступе пополнять знания о родном крае. В центре собран большой материал по краеведению:
- это символика;
- географические карты и атласы;
- тематические папки;
-фото материал;
Предлагаемый детям материал в центре должен в обязательном порядке меняться в зависимости от изучаемых тематических блоков. Содержание материалов в центрах зависит от возраста детей.
Значимым в работе по краеведению считаю проектную деятельность. Проекты позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Проекты реализованные в старшей группе:
Особое место занимают краеведческие игры, которые дают возможность приобщить ребенка к истории, археологии, географии, природе. Дети очень любят игры: «Найди герб», «Собери герб, флаг», «Угадай национальный костюм», «Красный огонек», «Знаешь ли ты?»
Например,
«Красный огонек».
Цель: закрепить знания о растениях и животных родного края, занесенных в Красную книгу.
Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.
Информатизация образования открывает перед педагогом новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых вариантов работы по краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста, например таких, как виртуальные экскурсии. Виртуальная экскурсия представляет собой программно-информационный продукт в виде видео-, аудио- и графических материалов, предназначенный для интегрированного представления информации. Она имеет ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями: Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ, что позволяет посетить различные места села, родного края, не покидая здания детского сада; дает возможность неоднократно повторять материал в нужном темпе; улучшает качество образовательного процесса. Дети совершили виртуальную экскурсии в Дальневосточный художественный музей, Хабаровский краевой музей им. Е. И. Гродекова
По программе прошли мероприятия и события : викторина в честь 75-летия хабаровского края, турнир «Знаток родного края», «Старинные забавы народностей Хабаровского края».
(фото на слайде 2-3 запомнились детям и родителям
Данная программа способствует развитию интереса к литературе, живописи, декоративно прикладному искусству Дальнего востока у воспитанников, знакомит с творчеством писателей Хабаровского края: Арсеньев В.К., Белов М.П., Иванов В.Н., Комаров П.С., поэты- Смоляков С.А., Магистрова Л.В., Сысоев В.П., художники –Г. Павлишин, В. Самар, В.П. Дроздов– художник работающий в разных художественных жанрах.
Так же ребята в конце года останавливаются на теме Великая отечественная война. Узнают о том, как край жил в непростые годы войны.
Семья и дошкольное учреждение составляют целостную социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации детей.
В своей практике мы отмечаем, что родители проявляют мало инициативы сами, а также не являются источником грамотной и достоверной информации по данной теме для своих детей.
Используя интернет ресурсы я разработала «Путеводитель для родителей» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем «Моя Родина – Хабаровский край». Состоит он из тем, изучаемых детьми, как только тема заканчивается родители получают небольшие совместные задания вместе с детьми в путеводители.
В нем мы прописываем, что воспитанники узнали по данной теме рубрика «Прочитай». Так же у нас есть рубрика «К сведению», там мы просто обращаем внимание родителей на факты, даем краткое описание исторического прошлого или настоящего Хабаровский край
Следующая рубрика игротека для дошкольника. В ней мы даем ссылки и автора родителям полезной компьютерной игры на заданную тему .Но в наши планы входит самостоятельное создание игр для родителей, где они могут вместе с детьми закрепить свои знания на тему Хабаровский край
Следующая рубрика «Задание», где родители вместе с детьми могут выполнить те или иные упражнения по определенной теме.
Путеводитель помогает родителям:
- получить много новой и полезной информации о историческом прошлом и настоящем нашего города;
- установить тесный контакт со своими детьми при выполнении заданий;
- познавательно и весело провести свободное время, играя вместе с детьми.
Таким образом, мне удалось повысить компетентность родителей и привлечь к своей деятельности по региональному компоненту. Тем самым родители стали более подкованные в некоторых вопросах, которые касаются традиций семьи, истории Хабаровского края. Они могут объяснить сами некоторые темы детям и ответить на их многочисленные вопросы. Мною подготовлено сообщение «Путеводитель для родителей» на педагогический совет ДОУ.
Итог реализации блока «Краеведения» : применение разных форм, средств, методов и приёмов краеведческой деятельности влияют на уровень знаний о явлениях и объектах окружающего мира, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских взглядов на культурно-исторические ценности, на приобщение к культуре родного края.
Таблица-мониторинг краеведения
Перспектива на новый учебный год:
Планирую в подготовительной группе использовать технологию «Путешествие по реке времени». Для его реализации будет разработано в сентябре пособие-панно «река времени» для исследовательской деятельности дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/24/picture-792598-1482567863.jpg)
Рабочая программа педагога старшей группы в соответствии с ФГОС ДО
Рабочая программа педагога составлена на основе примерной образовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Коморовой, М.А. Васильевой....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/17/picture-529947-1416244671.jpg)
Рабочая программа педагога старшей группы
Составлена на основе образовательной программы ДОУ (опирается на программу "Детство"), имеющей вариативную часть (по программе "Социокультурные истоки")...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/22/picture-1095878-1545474029.jpg)
Рабочая программа педагогов старшей группы №5 "Красная шапочка" МАДОУ "Д/с №9 "Калинка"
Рабочая программа разработана с учетом ООПДО ФГОС ДО. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в старшей группе № 5 «Крас...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Старшая группа (5-6 лет) 2019 – 2020 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА Старшая группа (5-6 лет) 2019 – 2020 учебный год...