Консультация для педагогов
консультация на тему

Брусова Наталья Викторовна

Консультация для педагогов доу о ведении дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация26.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по  художественно-эстетическому направлению  второй категории №11 «Теремок»  

«Планирование и организация кружковой работы

педагога  ДОУ»

подготовила:

старший воспитатель: Н.В. Брусова

                                                                                                              10.10.2018г

В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и определением Федеральных Государственного стандарта к структуре основной образовательной программы, введением Федеральных государственных стандартов меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.

           Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного  процесса – кружковая работа. Кружковая работа в дошкольном образовательном учреждении давно уже стала  нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Разнообразие кружков и содержания их работы поражает далекого от дошкольной педагогики человека. Однако, какими бы разными, на первый взгляд, не были кружки, у них много общего, а в организации и функционировании они подчиняются общим закономерностям.

Кружок – это неформальное, свободное объединение детей в группу для занятий, на основе их общего интереса, строящихся на дополнительном материале к задачам Программы воспитания и обучения в детском саду под руководством взрослого (педагога).

Необходимо обратить внимание педагогов на два момента, зафиксированных в этом определении.

Во-первых: кружок организуется, исходя из интересов и потребностей детей. При этом педагогу следует обратить внимание на пожелания родителей, которые можно выявить через различные формы работы с ними: беседы, консультации, родительские собрания и пр.

Во-вторых: Работа кружка строится на материале, превышающем содержание государственного стандарта дошкольного образования. Таким образом, кружковая работа в ДОУ относится к дополнительному образованию детей.

Кружки в детском саду выполняют несколько функций:

- образовательную – каждый воспитанник ОУ имеет возможность удовлетворить (или развить) свои познавательные потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности;

- социально-адаптивную – занятия в кружках позволяют воспитанникам получить социально значимый опыт деятельности и взаимодействия, испытать «ситуацию успеха», научиться самоутверждаться;

- коррекционно-развивающую – воспитательно-образовательный процесс, реализуемый на занятиях кружка,  позволяет развивать интеллектуальные, творческие, физические способности каждого ребенка;

- воспитательную – содержание и методика работы в кружках оказывает значительное влияние на развитие социально значимых качеств личности, формирование коммуникативных навыков, воспитание социальной ответственности, коллективизма, патриотизма.

Кружки как форма дополнительного образования в ДОУ могут открываться с различными целями:

  1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
  2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государственной Программы (работа с одаренными детьми).
  3.  Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие самопознания, саморегуляцию, саморазвитие, формирование навыков межличностных коммуникаций.

Деятельность любого кружка  регулируется нормативно-правовыми

документами:

- Уставом ДОУ,

- Образовательной программой ДОУ,

- Программой кружка (цель и задачи, предполагаемый  конечный результат)

- Планом работы кружка на год,

- Списком детей

- Расписанием занятий 

- Материалами контроля качества (результативностью) работы кружка (диагностические карты).
Алгоритм деятельности педагога по созданию кружка (секции, студии):

  1. Изучение нормативно-правовой базы.
  2. Выявление потребностей ОУ, родителей, детей в дополнительных образовательных услугах.
  3. Анализ результативности работы по усвоению детьми государственной программы дошкольного образования.
  4. Разработка (подбор) программы кружка.
  5. Разработка плана кружка на учебный год.
  6. Утверждение программы, плана работы кружка заведующим ДОУ.
  7. Реализация плана работы кружка на практике.
  8. Анализ результативности работы кружка.


          Кружковая  работа осуществляется в течение всего учебного года педагогическими работниками и специалистами.

Кружковая работа организуется  в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.

Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 1,5  до 7 лет.

Деятельность кружков проводится в группе, исследовательской лаборатории, музыкально-физкультурном зале, в зависимости от темы  и образовательных задач.

Руководители кружков предоставляют  отчеты о результатах деятельности кружка на заседании итогового педагогического совета.

      Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября  по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц  в 1-й или во 2 половине дня.

Основной задачей педагога является нахождение правильной эмоциональной волны общения с детьми. Это должно быть лёгкое, непринуждённое общение, доставляющее взаимное удовольствие детям и взрослым.

Важно учесть, что организация кружков предполагает добровольное (без психологического принуждения) включение детей в деятельность, поэтому помимо подбора интересного содержания существует ряд конкретных условий:

– организация рабочего пространства;

– возможность детей заниматься по своим силам и интересам.

– игровой характер подачи любого материала;

Руководители кружков организовывают свою деятельность посредством следующих форм:

  • С детьми:

- Фронтальные занятия (групповые)

- Экскурсии

- Тематические прогулки

- Развлечения, досуги

  • С педагогами:

- Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов ДОУ

  • С родителями:

- Консультации, мастер- классы, выступления на родительских собраниях.


Кружки могут быть различной направленности:

Физическое развитие

Социально -  личностное развитие

Познавательно-речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Тематика кружков может быть разнообразна.

При организации деятельности кружков педагоги должны учитывать:

- интересы детей и добровольность выбора ими кружка;

- возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

- нормы нагрузки на ребенка.

Кружковая  работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников помимо реализуемой в дошкольных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Кружковая работа усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.

Документация:

Программа кружковой работы (перспективно-тематическое планирование)

Диагностика.

Схема разработки программы кружковой работы.

  1. Титульный лист
  2. Пояснительная записка (актуальность, цели и задачи)
  3. Учебно-тематическое планирование
  4. Диагностические карты, методы проведения диагностики
  5. Список литературы






По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....