Развитие фонематического слуха. Конспект занятия.
план-конспект занятия на тему

Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей

подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого

внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов,

развитие речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _razvitie_fonematicheskogo_sluha_-_zanyatie.docx130.24 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию фонематического слуха.

Цели и задачи занятия: Коррекция фонематических нарушений у детей

подготовительной группы. Развитие фонематического слуха и речевого

внимания, совершенствование навыков звуко-буквенного анализа слов,

развитие речевого дыхания.

Ход занятия.

Организационный этап

Логопед говорит: «Ребята, я назову сейчас много разных слов, а вы догадайтесь, какой звук придёт сегодня к нам в гости на занятие?»

Логопед произносит ряд слов со звуком «С»: сок, санки, сабля, самолёт,

Соня, Саша, оса, лиса, ананас, нос, квас, коса, … и т.д.

Дети угадывают и отвечают, что это звук «С». На магнитной доске появляется буква «С», открываются предметные картинки на звук«С».

Введение в тему занятия

Логопед: «Ребята, сегодня на занятии мы отправляемся в путешествие по сказочной стране со звуком «С», где нас ожидает много нового: интересные встречи, задания и, конечно, игры. Но, чтобы наше путешествие удалось надо вспомнить всё, что мы про звук «С» уже знаем».

Этап повторения пройденного материала

Логопед: «Ребята, кто мне подскажет, где живёт звук «С»?

В царстве гласных или согласных звуков?»

Дети отвечают, что это звук «С» - согласный.

Логопед: «Ребята, звук «С» умеет «шипеть» или «свистеть»?»

Дети отвечают, что это свистящий звук.

Логопед: «А где в слове может находиться (прятаться) звук «С»?»

Дети: «В начале, в середине, в конце слова».

Логопед: «Молодцы!»

На доске закрепляются таблички со звуковыми схемами слов.

Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками.

Внимательно посмотрите на них и назовите мне только те названия, в которых звук «С» стоит (прячется):

- в начале слова (санки, сумка);

- в середине слова (носки, лиса);

- в конце слова (ананас, автобус)».

Дети отвечают на вопросы, и одновременно с ответами на доске

закрепляются соответствующие звуковые схемы слов.

Логопед: «Молодцы!»

Обучающий этап. Развитие фонематического восприятия

Логопед: «Ребята, а теперь мы с вами будем учиться внимательно слушать, запоминать и повторять слоги и слова, в которых «прячется» наш

звук «С»».

1 Развитие слухового внимания.

а). Воспроизведение слоговых рядов и цепочек.

Логопед: «Послушайте очень внимательно цепочку слогов со звуком «С»,

запомните её и повторите за мной в таком же порядке (работа за экраном):

са – со – су – сы ас – ос – ус – ыс са – ша – са – са

сэ – со – са – су эс – ос – ус – ас су – шу – су – су

сы – са – сэ – су ыс – эс – ос – ас ша – са – ща – ща

со – су – са – сы ос – ас – ыс – ус зо – со – зо – со

б). Запоминание слов на заданный звук.

Логопед: «Послушайте внимательно стихотворение и назовите мне все слова

со звуком «С»:

Солнце село за селом;

Спят синицы, сойки спят,

Спит в воде усатый сом,

Видит сладкий, сладкий сон.

Спит лиса и зайка спит,

Ветер лишь один свистит».

2 Дифференциация похожих по звучанию звуков: С – З, С – Ш, С – Щ, С –

Ц.

Логопед говорит: «Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Хитрый звук С» и посмотрим, кто у нас самый внимательный. Я буду называть разные слова, а вы повторяйте только те слова, в которых услышите звук «С». Постарайтесь не перепутать наш звук «С» с похожими на него звуками. Внимание, я начинаю игру: щётка, слон, цапля, завод, солнце шуба, чайник, пылесос, сушка, лиса, зайка, квас, цепочка, соль, щенок, зубр, Саша, человек, сом, посуда, шум, …».

Физкультминутка.

А сегодня у зимы новоселье,

Пригласила она на веселье.

Дом построен из сугроба,

А какой он вышины?

Вот такой вышины.

Белый коврик у порога,

А какой он ширины?

Вот такой ширины.

Этап закрепления полученных на занятии навыков.

1 Развитие слухового внимания.

Логопед: «Ребята, сегодня мы будем учиться внимательно слушать слоги и слова со звуком «С». У ворот сказочной страны нас встречает Волшебная Снежинка. Она подготовила для вас очень трудное задание: нужно запомнить и назвать только «снежные» слова из всех придуманных ею. Итак, слушайте внимательно: снег, сыр, сосна, снегопад, солнце, сахар, снежинка, соль, снеговик, сом, снежок».

2 Различение сходных по звучанию звуков.

Логопед: «Ребята, перед вами лежат листы с картинками. Внимательно посмотрите

на них и назовите только те слова, в которых есть звук «С»».

Дети отвечают: «Сова, ананас, шесть, штангист».

3 Развитие речевого дыхания и слухового восприятия.

Логопед: «Послушайте внимательно скороговорку и повторите её все вместе:

На кокосы, на кокосы налетели мы, как осы.

А кокосы высоко, а кокосы далеко».

Итог занятия. Оценка деятельности детей. Сюрпризный момент.

Логопед: «Какой звук был сегодня у нас в гостях?»

Дети отвечают: «Согласный звук «С»».

Логопед: «Какие вы молодцы! Сегодня на занятии все хорошо работали! Поэтому в награду я вам дарю волшебный сундучок со снежинками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Перечень дидактических игр по развитию фонематического слуха для занятий с дошкольниками. Родителям в помощь.

Фонематический слух почти у каждого ребёнка нарушен. Предлагаю игры, которые помогут родителям улучшить фонематический слух их непосед....

Консультация для педагогов на тему: «Речевые игры для развития фонематического слуха на занятиях по развитию речи»

У человека, с самого раннего детства, закладываются все личностные качества: вкусы, привычки, характер. И в становлении личности огромную роль играет речь.Речь – это сложная функция, и её развит...

«Звукобуквенный анализ и развитие фонематического слуха на занятиях в ДОО: в контексте формирования готовности к школе» (Школа молодого педагога)

Выступление на тему  «Звукобуквенный анализ и развитие фонематического слуха на занятиях в ДОО: в контексте формирования готовности к школе»...

Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе, тема: «Развитие фонематического слуха»

Программное содержание:Закрепить произношение звуков «Т, ТЬ» в словах и фразовой речи;Способствовать формированию темпа речи, упражняя детей в произнесении звукоподражаний с разной скорост...