Сообщение на педагогической конференции
методическая разработка на тему

Кондратьева Ирина Николаевна

«Современные подходы в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc76.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 28 города Кузнецка.

Сообщение на педагогической конференции

 «Современные подходы в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»

     

                                                                         Выполнила: старший воспитатель

                                                                              МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка

                                                                                                     Кондратьева Н.Н.

2018 г.

1

   Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него:

- познавательный интерес,

- познавательные способности,

-приобщать к поисковой и творческой деятельности

-развивать умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать

гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.

Эти вопросы очень актуальны как  в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе, так и в рамках  их познавательного развития.

1.Какова основная  цель образовательной области познавательное  развитие?

Развитие познавательных интересов и способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

2. Какие задачи определяет стандарт в данном направлении?

1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

2.Формирование познавательных действий, становления сознания.

3.Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.

4.Развитие воображения и творческой активности.

5.Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

6.Формирование первичных представлений о себе, других людях, лбъектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучания,ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

3. Какие направления включает в себя  образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Формирование элементарных математических представлений. 
  2.  Развитие познавательно-исследовательской деятельности. 
  3.  Ознакомление с предметным окружением. 
  4.  Ознакомление с социальным миром. 
  5.  Ознакомление с миром природы. 

Что составляет основу методической системы познавательного развития дошкольников?

-Экспериментирование.

2

Какие виды экспериментирования вы знаете?

1.Наблюдение (целенаправленный процесс, в результате которого ребенок сам должен получить знания.)

2. Опыты:

А.кратковременные и долгосрочные,

Б.демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью),

В.опыт-доказательство и опыт исследование

3. Поисковая деятельность (как нахождения способа действия)

 4.На что направлено Познавательное развитие дошкольников?

  1. На развитие мышления, памяти и внимания;
  2. На развитие любознательности;
  3. На формирование специальных способов ориентации.

Каждое направление имеет свои способы достижения. Каковы же они?

1.Развитие мышления, памяти и внимания – различные виды деятельности-вопросы детей-занятия на развитие логики - развивающие игры.

2. Развитие любознательности – развитие познавательной мотивации – развитие воображения и творческой активности.

3. Формирование специальных способов ориентации – экспериментирование с природным материалом  - использование схем, символов, знаков.

Огромное значение для развития познавательных способностей имеет педагогическая поддержка инициативы детей и их самостоятельности в познании окружающего мира.

5.Предлагаю вам определить педагогические условия поддержки детской инициативы в познавательном развитии

1.Обеспечение использования собственных, в т.ч. «ручных действий» в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания

3.Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами

2.Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности

4.Организация обучения детей, предполагающая использование ими совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях формируются микрогруппы по 3-4 человека. 5.Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками.

6. В чем особенности  организации разнообразных форм взаимодействия в рамках «педагог-дети», «дети-дети»

1.Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя заключается в организации ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах

2.Психологическая перестройка позиции педагога на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности

3.Фиксация успеха, достигнутого ребенком. Его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса

7.Назовите основные методы, способствующие познавательному развитию детей:

  • словесные
  •  наглядные
  •  практические
  •  игровые

 А, кто вспомнит и назовет методы, стимулирующие процесс познания:

• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка) ;

• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

• метод  «преднамеренных ошибок» (Ш. А. Амонашвили),  когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

8. Назовите  формы организации работ по познавательному развитию

Формы работы по познавательному развитию с дошкольниками представляют собой комплекс познавательно-исследовательских  мероприятий, основу которых составляет познавательная  деятельность. К ним относятся:

-ООД по ознакомлению с окружающим,

-познавательная работа  в течение дня (наблюдения, опыты, исследования, д/и, проблемные ситуации, экскурсии,……),

-самостоятельная познавательная  деятельность.

-индивидуальная и дифференцированная работа с детьми, имеющими отклонения в познавательном развитии,

- кружковые занятия.

Традиционные формы работы:

• Беседы

• Досуги

• Игровые беседы с элементами движения

• Занятия

• Развлечения

• Викторины

• Клубы

• Конструирование

• Театрализованная деятельность

• Дидактические игры

• Спортивные игры

• Народные игры

• Экскурсии

• Походы

• Выставки

Интерактивные формы работы:

• Пресс-коференция

• Устные журналы

• «Школа исследователей»

• «Клуб любознательных»

• Рисунки-сочинения

• Интегративная деятельность

• Проектная деятельность

• Исследовательская деятельность

• Режиссёрская игра

• Создание коллекций

• Изостудия

• Коллективное дело

• «Сказочная лаборатория»

9. Как вы считаете, есть ли особенности в организации предметно – развивающей среды в рамках данной образовательной области?

Какие центры можно предположить, а может у кого и определены в группах по данному направлению?

  • Центр экспериментирования
  •  Центр природы.

- Центр логики и размышления.

- Центр сенсорных игр.

- Центр «Юный патриот».

10.Какие направления в работе с родителями будут основными?

 

Сотрудничество с семьей необходимо строим по следующим направлениям:

1. вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;

-Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др. с целью расширения кругозора дошкольников. Организация совместных выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг. Совместные выставки игр–самоделок с целью демонстрации вариативного использования бросового материала в познавательно–трудовой деятельности и детских играх

-Познавательно–игровые мини–центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ,

-Совместные досуги и мероприятия на основе партнерской деятельности родителей и педагогов, родителей и детей.

-Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с      оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребенку в подготовке рассказа или наглядных материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и др.)

- Создание в группе «коллекций» - наборы открыток, календарей, минералов и др. предметов для познавательно–творческой работы.

- Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.

- Совместная работа родителей с ребенком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Семья и спорт», «Я живу в городе Братске», «Как мы отдыхаем» и др., по созданию альбома «Мои интересы и достижения» и др.; по подготовке      тематических бесед «Мои любимые игрушки», «Игры детства моих родителей», «На пороге Новый год», тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д.

2.Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

- «Академия для родителей»

              

5

Цели:

       Выявление психолого–педагогических затруднений в семье. Преодоление сложившихся стереотипов,

     Повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах воспитания и познавательного развития дошкольников,

- Информирование родителей о содержании и      жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и интересах:

    

  •      Чему мы научимся (Чему мы научились)
  •      Наши достижения,
  •          Выставка продуктов детской и детско–взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.)

                

- Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись). Использование      видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где      анализируется интеллектуальная активность ребенка, его работоспособность, развитие речи, умение общаться со сверстниками. Выявления причин негативных тенденций и совместный с      родителями поиск их преодоления.

  -  Открытые мероприятия с детьми для родителей

3.Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах познавательного развития воспитанников

-Собеседование с ребенком в присутствии родителей. Проводиться с целью определения познавательного развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с      родителями, демонстрации возможностей ребенка. Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием ребенка и жестокой установки на результат.

Итог:

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательное развитие дошкольников

Слайд 2

Цель: развитие познавательных интересов и способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие .

Слайд 3

Задачи: любознательность и познавательная мотивация, познавательные действия, первичные представления о планете Земля, воображение и творческая активность, малая Родина и Отечество, я и другие, объекты окружающего мира.

Слайд 4

Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с миром природы.

Слайд 5

Направления познавательного развития: мышление, память и внимание, любознательность, специальные способы ориентации.

Слайд 6

Педагогические условия поддержки детской инициативы: ручные действия, речевое общение, дидактический материал, обучение, речевое общение со сверстниками.

Слайд 7

Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог - дети», «дети-дети», ситуации для познания детьми отношений между предметами, психологическая перестройка позиции педагога, фиксация успеха.

Слайд 8

Методы: словесные, наглядные, практические, игровые. Методы, стимулирующие процесс познания: метод неожиданных решений, метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности, метод «преднамеренных ошибок».

Слайд 9

Традиционные формы работы Интерактивные формы работы • Беседы • Досуги • Игровые беседы с элементами движения • Занятия • Развлечения • Викторины • Клубы • Конструирование • Театрализованная деятельность • Дидактические игры • Спортивные игры • Народные игры • Экскурсии • Походы • Выставки • Пресс - конференция • Устные журналы • «Школа исследователей» • «Клуб любознательных» • Рисунки - сочинения • Интегративная деятельность • Проектная деятельность • Исследовательская деятельность • Режиссёрская игра • Создание коллекций • Изостудия • Коллективное дело • «Сказочная лаборатория»

Слайд 10

Предметно – развивающая среда Центр экспериментирования Центр природы Центр логики и размышления Центр сенсорных игр Центр «Юный патриот»

Слайд 11

Сотрудничество с семьей: образовательный процесс, педагогическая культура родителей, предметная среда, единство детского сада и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья, опубликованная в собрнике по итогам педагогической конференции "Содружество"

Статья содержит основные тезисы по приобщению дошкольников к классиечскому искусству и формированию их музыкальной культуры...

Выступление на районной педагогической конференции "Концептуальный подход к управлению качеством образовательного процесса"

Управление качеством образования- следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его ур...

Сообщение на экологическую конференцию ": «Роль семьи в экологическом образовании и воспитании дошкольников посредством праздников и развлечений.»

Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейш...

Инновационная работа с педагогическим коллективом/ Педагогическая конференция в языковой школе

Инновационная  работа с педагогическим коллективом/ Педагогическая  конференция в языковой школе [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24240737","attributes":{"alt":"...

Сообщение на педагогическом совете "Формирование педагогических компетенции педагога ДОО, их влияние на образовательный процесс"

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение"Гимназия имени Н.В. Пушкова"(Дошкольное отделение №2)  Сообщение на педагогическом совете «Формирование профессио...

Сообщение на педагогический час «Психолого-педагогические методы взаимодействия с семьями дошкольников»

Сообщение на педагогический час «Психолого-педагогические методы взаимодействия с семьями дошкольников»...