Сообщение на педагогической конференции
методическая разработка на тему

Кондратьева Ирина Николаевна

«Современные подходы в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie.doc76.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад комбинированного вида № 28 города Кузнецка.

Сообщение на педагогической конференции

 «Современные подходы в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста»

     

                                                                         Выполнила: старший воспитатель

                                                                              МБДОУ ДС № 28 г. Кузнецка

                                                                                                     Кондратьева Н.Н.

2018 г.

1

   Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Задача педагогов ДОУ, используя наиболее эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методик и образовательных технологий, не насыщать ребёнка информацией, а развивать у него:

- познавательный интерес,

- познавательные способности,

-приобщать к поисковой и творческой деятельности

-развивать умения добывать знания самостоятельно, чтобы использовать их в разных жизненных ситуациях.

Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе, научить общаться с взрослыми и сверстниками, как помочь детям устранять появляющиеся трудности? Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как научить видеть проблемы, выдвигать

гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы.

Эти вопросы очень актуальны как  в рамках подготовки дошкольников к обучению в начальной школе, так и в рамках  их познавательного развития.

1.Какова основная  цель образовательной области познавательное  развитие?

Развитие познавательных интересов и способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

2. Какие задачи определяет стандарт в данном направлении?

1. Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

2.Формирование познавательных действий, становления сознания.

3.Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.

4.Развитие воображения и творческой активности.

5.Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках.

6.Формирование первичных представлений о себе, других людях, лбъектах окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучания,ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

3. Какие направления включает в себя  образовательная область «Познавательное развитие»

  1. Формирование элементарных математических представлений. 
  2.  Развитие познавательно-исследовательской деятельности. 
  3.  Ознакомление с предметным окружением. 
  4.  Ознакомление с социальным миром. 
  5.  Ознакомление с миром природы. 

Что составляет основу методической системы познавательного развития дошкольников?

-Экспериментирование.

2

Какие виды экспериментирования вы знаете?

1.Наблюдение (целенаправленный процесс, в результате которого ребенок сам должен получить знания.)

2. Опыты:

А.кратковременные и долгосрочные,

Б.демонстрационные (показ воспитателя) и лабораторные (дети вместе с воспитателем, с его помощью),

В.опыт-доказательство и опыт исследование

3. Поисковая деятельность (как нахождения способа действия)

 4.На что направлено Познавательное развитие дошкольников?

  1. На развитие мышления, памяти и внимания;
  2. На развитие любознательности;
  3. На формирование специальных способов ориентации.

Каждое направление имеет свои способы достижения. Каковы же они?

1.Развитие мышления, памяти и внимания – различные виды деятельности-вопросы детей-занятия на развитие логики - развивающие игры.

2. Развитие любознательности – развитие познавательной мотивации – развитие воображения и творческой активности.

3. Формирование специальных способов ориентации – экспериментирование с природным материалом  - использование схем, символов, знаков.

Огромное значение для развития познавательных способностей имеет педагогическая поддержка инициативы детей и их самостоятельности в познании окружающего мира.

5.Предлагаю вам определить педагогические условия поддержки детской инициативы в познавательном развитии

1.Обеспечение использования собственных, в т.ч. «ручных действий» в познании различных количественных групп, дающих возможность накопления чувственного опыта предметно-количественного содержания

3.Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами

2.Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности

4.Организация обучения детей, предполагающая использование ими совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях формируются микрогруппы по 3-4 человека. 5.Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками.

6. В чем особенности  организации разнообразных форм взаимодействия в рамках «педагог-дети», «дети-дети»

1.Позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления. Основная роль воспитателя заключается в организации ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах

2.Психологическая перестройка позиции педагога на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности

3.Фиксация успеха, достигнутого ребенком. Его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса

7.Назовите основные методы, способствующие познавательному развитию детей:

  • словесные
  •  наглядные
  •  практические
  •  игровые

 А, кто вспомнит и назовет методы, стимулирующие процесс познания:

• метод неожиданных решений (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка) ;

• метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации;

• метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни;

• метод  «преднамеренных ошибок» (Ш. А. Амонашвили),  когда педагог избирает неверный путь достижения цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и способы решения задачи.

8. Назовите  формы организации работ по познавательному развитию

Формы работы по познавательному развитию с дошкольниками представляют собой комплекс познавательно-исследовательских  мероприятий, основу которых составляет познавательная  деятельность. К ним относятся:

-ООД по ознакомлению с окружающим,

-познавательная работа  в течение дня (наблюдения, опыты, исследования, д/и, проблемные ситуации, экскурсии,……),

-самостоятельная познавательная  деятельность.

-индивидуальная и дифференцированная работа с детьми, имеющими отклонения в познавательном развитии,

- кружковые занятия.

Традиционные формы работы:

• Беседы

• Досуги

• Игровые беседы с элементами движения

• Занятия

• Развлечения

• Викторины

• Клубы

• Конструирование

• Театрализованная деятельность

• Дидактические игры

• Спортивные игры

• Народные игры

• Экскурсии

• Походы

• Выставки

Интерактивные формы работы:

• Пресс-коференция

• Устные журналы

• «Школа исследователей»

• «Клуб любознательных»

• Рисунки-сочинения

• Интегративная деятельность

• Проектная деятельность

• Исследовательская деятельность

• Режиссёрская игра

• Создание коллекций

• Изостудия

• Коллективное дело

• «Сказочная лаборатория»

9. Как вы считаете, есть ли особенности в организации предметно – развивающей среды в рамках данной образовательной области?

Какие центры можно предположить, а может у кого и определены в группах по данному направлению?

  • Центр экспериментирования
  •  Центр природы.

- Центр логики и размышления.

- Центр сенсорных игр.

- Центр «Юный патриот».

10.Какие направления в работе с родителями будут основными?

 

Сотрудничество с семьей необходимо строим по следующим направлениям:

1. вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;

-Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др. с целью расширения кругозора дошкольников. Организация совместных выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг. Совместные выставки игр–самоделок с целью демонстрации вариативного использования бросового материала в познавательно–трудовой деятельности и детских играх

-Познавательно–игровые мини–центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ,

-Совместные досуги и мероприятия на основе партнерской деятельности родителей и педагогов, родителей и детей.

-Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с      оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребенку в подготовке рассказа или наглядных материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и др.)

- Создание в группе «коллекций» - наборы открыток, календарей, минералов и др. предметов для познавательно–творческой работы.

- Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.

- Совместная работа родителей с ребенком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Семья и спорт», «Я живу в городе Братске», «Как мы отдыхаем» и др., по созданию альбома «Мои интересы и достижения» и др.; по подготовке      тематических бесед «Мои любимые игрушки», «Игры детства моих родителей», «На пороге Новый год», тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д.

2.Повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.

- «Академия для родителей»

              

5

Цели:

       Выявление психолого–педагогических затруднений в семье. Преодоление сложившихся стереотипов,

     Повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах воспитания и познавательного развития дошкольников,

- Информирование родителей о содержании и      жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и интересах:

    

  •      Чему мы научимся (Чему мы научились)
  •      Наши достижения,
  •          Выставка продуктов детской и детско–взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.)

                

- Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись). Использование      видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где      анализируется интеллектуальная активность ребенка, его работоспособность, развитие речи, умение общаться со сверстниками. Выявления причин негативных тенденций и совместный с      родителями поиск их преодоления.

  -  Открытые мероприятия с детьми для родителей

3.Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах познавательного развития воспитанников

-Собеседование с ребенком в присутствии родителей. Проводиться с целью определения познавательного развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с      родителями, демонстрации возможностей ребенка. Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием ребенка и жестокой установки на результат.

Итог:

Ребенок, почувствовавший себя исследователем, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпаются инициатива, способность бодро преодолевать трудности, переживать неудачи и достигать успеха, умение оценивать и восхищаться достижением товарища и готовность прийти ему на помощь. Вообще опыт собственных открытий — одна из лучших школ характера».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Познавательное развитие дошкольников

Слайд 2

Цель: развитие познавательных интересов и способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие .

Слайд 3

Задачи: любознательность и познавательная мотивация, познавательные действия, первичные представления о планете Земля, воображение и творческая активность, малая Родина и Отечество, я и другие, объекты окружающего мира.

Слайд 4

Образовательная область «Познавательное развитие» Формирование элементарных математических представлений. Развитие познавательно-исследовательской деятельности. Ознакомление с предметным окружением. Ознакомление с социальным миром. Ознакомление с миром природы.

Слайд 5

Направления познавательного развития: мышление, память и внимание, любознательность, специальные способы ориентации.

Слайд 6

Педагогические условия поддержки детской инициативы: ручные действия, речевое общение, дидактический материал, обучение, речевое общение со сверстниками.

Слайд 7

Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог - дети», «дети-дети», ситуации для познания детьми отношений между предметами, психологическая перестройка позиции педагога, фиксация успеха.

Слайд 8

Методы: словесные, наглядные, практические, игровые. Методы, стимулирующие процесс познания: метод неожиданных решений, метод предъявления заданий с неопределенным окончанием, метод, стимулирующий проявление творческой самостоятельности, метод «преднамеренных ошибок».

Слайд 9

Традиционные формы работы Интерактивные формы работы • Беседы • Досуги • Игровые беседы с элементами движения • Занятия • Развлечения • Викторины • Клубы • Конструирование • Театрализованная деятельность • Дидактические игры • Спортивные игры • Народные игры • Экскурсии • Походы • Выставки • Пресс - конференция • Устные журналы • «Школа исследователей» • «Клуб любознательных» • Рисунки - сочинения • Интегративная деятельность • Проектная деятельность • Исследовательская деятельность • Режиссёрская игра • Создание коллекций • Изостудия • Коллективное дело • «Сказочная лаборатория»

Слайд 10

Предметно – развивающая среда Центр экспериментирования Центр природы Центр логики и размышления Центр сенсорных игр Центр «Юный патриот»

Слайд 11

Сотрудничество с семьей: образовательный процесс, педагогическая культура родителей, предметная среда, единство детского сада и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья, опубликованная в собрнике по итогам педагогической конференции "Содружество"

Статья содержит основные тезисы по приобщению дошкольников к классиечскому искусству и формированию их музыкальной культуры...

Выступление на районной педагогической конференции "Концептуальный подход к управлению качеством образовательного процесса"

Управление качеством образования- следует рассматривать как целенаправленный процесс скоординированных воздействий на объекты управления для установления, обеспечения и поддержания необходимого его ур...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Перспективы развития системы дошкольного образованияв рамках ФГТ...

Сообщение на педагогическом совете "Формирование педагогических компетенции педагога ДОО, их влияние на образовательный процесс"

Муниципальное Автономное Общеобразовательное Учреждение"Гимназия имени Н.В. Пушкова"(Дошкольное отделение №2)  Сообщение на педагогическом совете «Формирование профессио...

Сообщение на педагогический час «Психолого-педагогические методы взаимодействия с семьями дошкольников»

Сообщение на педагогический час «Психолого-педагогические методы взаимодействия с семьями дошкольников»...

Инновационная работа с педагогическим коллективом/ Педагогическая конференция в языковой школе

Инновационная  работа с педагогическим коллективом/ Педагогическая  конференция в языковой школе...