Статья, опубликованная в собрнике по итогам педагогической конференции "Содружество"
методическая разработка по теме

Статья содержит основные тезисы по приобщению дошкольников к классиечскому искусству и формированию их музыкальной культуры

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Красота спасет мир» - эти слова Ф.М.Достоевского наилучшим образом выражают мои личные убеждения и суть моих профессиональных предпочтений.

Занимаясь музыкой с детьми дошкольного возраста, я с самого начала своей работы   старалась знакомить их с лучшими образцами классической музыки, учила ребят сравнивать и анализировать услышанное,  выражать в танце, рисунке.

И все же оставалось чувство неудовлетворенности, казалось, что мы недодаем ребенку в чем-то самом главном.

        Агрессивная информационная теле- и радио-среда, виртуальное пространство телевизора и компьютера привели к тому, что дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

             Ведь годы дошкольного детства, когда ребенок особенно чуток ко всему окружающему, - самые продуктивные и результативные, а непосредственно предшкольный период - решающий в его жизни. И очень важно именно в этот период создать благоприятный эмоциональный  настрой для успешного формирования личности ребенка, определения его жизненной и гражданской позиции, общекультурных и общечеловеческих ценностей.

        Это и побудило меня скорректировать свою работу в сторону эмоциональной составляющей и может быть принято как новизна в работе по музыкальному восприятию.

Стараясь быть последовательной, я достигаю поставленных целей и задач с помощью классического искусства во всех его видах, т.е. синтеза искусств. Музыкальная классика, живописные полотна, художественное слово, рассматриваемые в единстве, максимально активизируют  эмоционально – чувственную сферу ребенка. Сопереживая и радуясь,  ребенок начинает осознавать и понимать свои эмоции, что в конечном итоге ведет к формированию  позитивного мировосприятия с положительной социальной динамикой.

Стабильно позитивный эмоциональный настрой, создаваемый при помощи классического искусства, устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию. Положительные эмоции, связанные с музыкой, позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам, что так важно для ребенка предшкольного возраста, будущего первоклассника. В этом актуальность  моей работы.        

        Наиболее оптимальной для воплощения своих целей и задач я считаю программу «Синтез», разработанную авторами К.В. Тарасовой, М.Л. Петровой, Т.Г. Рубан, Т.М. Шумовой, О.Л. Кабачек, и которую я вариативно использую в своей практике.

            Наблюдая за детьми на наших музыкальных встречах, я замечаю, как искренне и разносторонне они отзываются на музыку, впечатление от которой усиливается живописным и литературным компонентами. Но для маленького ребенка характерно находиться в «плену эмоций», его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают.

            Главная цель работы по развитию  музыкально - эмоциональной сферы  дошкольника – посредством синтеза искусств сформировать у ребенка позитивное мировосприятие и эмоциональное мироощущение,  так как, слушая и оценивая музыку и произведения других видов искусства, дети получают уникальную возможность как бы «тренировать» свое поведение, создавать «модель» отношений.

        Определив цели и задачи, я наметила основные направления своей работы и пути их реализации:

Основные

направления работы

Пути реализации

Определяюшие факторы,

организационные формы

Накопление музыкального опыта дошкольника.

Разработка “Системы репертуара по видам искусств».

Максимальное «погружение» в искусство.

Высокохудожественность, доступность.

Занятия по искусству, музыкальные встречи, видеопутешествия; создание аудио- и видеоархива для домашнего прослушивания.

Развитие музыкального восприятия посредством синтеза искусств.

Продуктивная музыкальная деятельность ребенка.

Формирование представлений об общности искусств.

Эмоциональное выражение в пении, танцевально-творческом движении, игре в оркестре.

Сравнение средств выразительности в искусстве («музыкальное» рисование, «поэтическая» музыка).

Формирование музыкально -эмоциональной сферы.

Творческое самовыражение.

Формирование оценочного восприятия с фиксацией эмоциональных ощущений.

Интонационная, мимическая, пантомимическая вариативность.

Игры, упражнения, музыкально-психологические тренинги; творческие ассоциации художественных образов с окружающей действительностью.

Общность музыки и других видов искусства в своей работе я соотношу очень осторожно в наиболее доступных для детского понимания формах. Анализируя произведения музыки и живописи,  я обращаю внимание детей на особенности мелодии, ритма, тембра, композиции. Дети 5-го года жизни легко усваивают связь между высокими звуками и светлыми красками, между мрачными низкими звуками и темными красками. Детям старшего дошкольного возраста уже доступны более сложные видовые связи: они способны передать в рисунке узор музыки, ее мелодическое развитие.  Мы с удовольствием сочиняем «цветную музыку», в процессе которой формируются музыкальные цветоощущения.              

Для фиксации внешних проявлений различных эмоциональных состояний я использую  комплекс упражнений «Музыкальное настроение». Он включает мимические (выразительные движения мышц лица), пантомимические (выразительные движения всего тела), вокально – образные (выражение эмоций в интонации, тембре, ритме, вибрации голоса) упражнения.

Перейти к более сложным ситуативным эмоциям мне помогает комплекс игровых упражнений «Пчелки». По опыту скажу, что эти упражнения очень эффективны как эмоциональный тренинг, так как формируют оценочное восприятие к собственным эмоциям и эмоциональным проявлениям партнера по игре.        

        Разумеется, такая работа невозможна без помощи специалиста по живописи и литературе, так как в этой части процесса реализуется наиболее сложный уровень синтеза, выделяющий не только интонационные, композиционные закономерности, но и внутренние связи между произведениями. К счастью, у меня есть единомышленники, творческий союз с которыми делает осуществление наших целей реальностью.

      Результаты двухлетней работы придают нам уверенность в правильно выбранном направлении.  Дети, занимающиеся в группе искусства, значительно повысили свой продуктивный творческий уровень (до 84,7%), средний уровень позитива составляет 81,6% , у 78% детей появились предпосылки к определению и контролю своих поведенческих реакций. Это подтверждают в частых беседах и родители наших воспитанников. По их мнению, характер их детей стал более мягким, поведение – взвешенным и осознанным, а чувства – открытыми и искренними.    

Эмоциональный опыт, несомненно, отражается и на выступлениях детей в праздниках и развлечениях. Стали традиционными «День рождения короля Вальса», «Осенние мелодии», «Происшествия в музыкальном королевстве». А совсем недавно у нас состоялась премьера спектакля «Спящая красавица» по мотивам балета П.Чайковского. И то вдохновение, с каким ребята участвовали в этой постановке, осознанное воплощение характеров музыкальных образов стало несомненным подтверждением нашей успешной работы.

        Я абсолютно убеждена в том, что эмоциональный опыт, полученный нашими воспитанниками  в общении с классическим искусством самым положительным образом скажется на становлении их характеров, а те зернышки  прекрасного, которые наши ребята получают на музыкальных встречах с искусством, дадут в дальнейшем свои благородные всходы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья опубликованная в Международной научно- практической конференции

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВА ПОЗНАНИЯ МИРА...

УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ ОПУБЛИКОВАННЫХ В ЖУРНАЛЕ «ЛОГОПЕД» В 2014 ГОДУ.

УКАЗАТЕЛЬ СТАТЕЙ ОПУБЛИКОВАННЫХВ ЖУРНАЛЕ «ЛОГОПЕД» В 2014 ГОДУ....

Статья, опубликованная в газете "Россошанский курьер"

Статья, опубликованная в газете "Россошанский курьер". Статья посвящена "Зимним Олимпийским играм", прошедшим в МКДОУ ЦРР  детском саду №21 г. Россошь, организатором которых я...

Статья, опубликованная в газете "Россошанский курьер"

Статья, опубликованная в газете "Россошанский курьер". В ней отражен детский праздник, посвященный зимним Олимпийским играм, с участием старших и подготовительных групп. Помимо спортивных со...

Словообразовательные игры на логопедических занятиях. Статья опубликованная в журнале "Логопед"№2/2012

В статье представлен перспективный план использования словообразовательных игр в средней логопедической группе на учебный год....