Словообразовательные игры на логопедических занятиях. Статья опубликованная в журнале "Логопед"№2/2012
статья по логопедии

В статье представлен перспективный план использования словообразовательных игр в средней логопедической группе на учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovoobrazovanie.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Словообразовательные игры на логопедических занятиях.

Современное формирование грамматического языка ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого развития.

Управление грамматическим развитием должно осуществляться, прежде всего, через организацию специальной совместной с взрослым деятельности, через общение ребенка с педагогом и другими детьми.

Работа по формированию грамматического строя речи проводится в двух направлениях: по словообразованию и словоизменению.

Словообразование представляет собой,  с одной стороны, особый путь развития словаря, одно из основных средств  пополнения словарного состава языка, с другой стороны – оно является составной частью  морфологической системы языка, т.к. словообразование происходит путем соединения, комбинирования морфем.

Дидактические игры с грамматическим содержанием являются важным средством  стимулирования языковых игр детей, их поисковой активности в сфере грамматики.

Для эффективности игр необходимо соблюдать следующие условия:

1. систематическое проведение

2. размещение упражнений в порядке нарастающей сложности

3 .подчиненность заданий выбранной теме

4.вариативность упражнений.

Игры по формированию словообразования  одновременно являются упражнениями на закрепление материала по лексике и фонетике, уже усвоенного детьми.

Чтобы игры способствовали в продвижении коррекции словообразовательных операций  необходимо создавать высокую умственную и речевую нагрузку, которая обеспечивается путем подбора разнообразного речевого материала.

Дидактические игры проводятся на фронтальных и индивидуальных занятиях логопеда. Сначала предлагаем детям игры с более легким грамматическим содержанием, которое постепенно возрастает. Каждую игру подчиняем лексической теме.

По формированию словообразования мы выделяем три этапа логопедической работы и соответственно подбираем специальные игры.

При работе над существительными на первом этапе закрепляются наиболее продуктивные словообразовательные модели, т.е. образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами – к - ик- чик в игре «Назови ласково», дом – домик, стул – стульчик.

На втором этапе происходит словообразование менее продуктивных форм, т.е. существительных с суффиксами – ниц -. В игре «Что для чего» : сахарница для сахара. С суффиксами  - ата -ята- в игре «Кто у кого» : у козы козлята.

На третьем этапе словообразование непродуктивных моделей: образование названий профессий в игре «Назови профессию»

В словообразование прилагательных так же прослеживается  три этапа работы. На первом – происходит словообразование притяжательных  прилагательных с суффиксами – ин – ов, в игре «Чьи вещи» - мамин шарф. «Чьи хвосты» : мышиный.  С суффиксами Й чередованием звуков в корне слова и без: «Чьи детки»: теленок коровий детеныш.

«Про что можно сказать « - волчий, заячьи.

На втором этапе – образование качественных прилагательных с суффиксом – н -: мроз – морозный жир – жирный, смех – смешной. С суффиксами – ив – инв.- чин – оват – еват - :лень – ленивый, трус – трусливый, обида – обидчивый.

На третьем этапе – образование относительных прилагательных:

  1. с суффиксами  - ов –  ев  с чередованием и без чередования звуков в корне слова в игре «Из чего сделано» шелк – шелковый, резина – резиновый.
  2. с суффиксами – н-  «Магазин соков»: клубничный, земляничный.
  3. с суффиксами  - Ян - ск – енч  - «Ателье» кожа – кожаный, шерсть – шерстяной.

Мною был разработан перспективный план проведения дидактических игр и упражнений в соответствии с лексическими темами, которые изучаются в средней логопедической группе.

Игры и упражнения по формированию словообразовательных операций предлагаются для проведения воспитателям группы, как на занятиях, так и в индивидуальной работе.

Так же эти игры рекомендуются родителям для занятий дома с детьми. Речевой материал расположен в речевом уголке.

Перспективный план работы по словообразованию в средней логопедической группе

1этап – сентябрь, октябрь

Цель: закрепление наиболее продуктивных словообразовательных моделей

  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами ( -к-, -ик-, -чик- , ичк-, -очк-, -ечк-).
  • Образование притяжательных прилагательных с суффиксами - ин-_.

Месяц

Лексическая тема

Словарный материал

Приемы работы

сентябрь

овощи

Огурец – огурчик, помидор-помидорчик

укроп-укропчик

перец-перчик

морковь-морковка

«Назови ласково»

фрукты

Банан - бананчик, апельсин-апельсинчик, лимон-лимончик, мандарин-мандаринчик, слива-сливка , яблоко-яблочко

«Назови ласково»

октябрь

деревья

Береза-березка, осина-осинка, липа-липка, куст-кустик

«Назови ласково»

ягоды

Малина-малинка, ягода-ягодка, земляника-земляничка, клубника, клубничка

инструменты

Гвоздь – гвоздик, нож-ножик, карандаш-карандашик, топор – топорчик, молоток-молоточек, пила-пилочка.

Мамин ножик, папин топор, дедушкин карандаш бабушкины спицы.

«Назови ласково»

«Чьи инструменты»

2 этап-ноябрь, декабрь, январь

Цель: работа над словообразованием менее продуктивных моделей

  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (-оньк-, -еньк-, ышек-, -ышк-,-инк-, -ин-, -ниц-, -енок-,   -онок-)
  • Образование притяжательных прилагательных (с суффиксами-и-)
  • Образование относительных прилагательных ( с суффиксами –н-, -ан-

 -ян- -енн-)

  • Образование качественных прилагательных (с суффиксами-н- , -ив-, -чив-,- лив-)

Месяц

Лексическая тема

Словарный материал

Приемы работы

ноябрь

игрушки

Машина-машинка, кукла-куколка, мяч-мячик, пирамида-пирамидка, ведро-ведрышко, савок - савочек.

Железный, прочный, стеклянный, бумажный, деревянный

«Назови ласково»

«Какая игрушка»

Дикие животные

Лиса-лисичка, заяц-зайчик, белка-белочка, еж-ежик.

 У белки - бельчонок, у зайца  зайчонок, у лисы -лисенок, у медведя -медвежонок, у волка -волчонок, у ежа -ежонок.

Трусливый, ежовый

«Назови ласково»

«У кого кто?»

«Какой зверь?»

мебель

Стульчик, шкафчик, диванчик, столик, полочка,

 деревянный, стеклянный, железный.

«Назови ласково»

«Какой стол?»

одежда

Юбочка, шарфик, шубка, шапочка, брючки, кофточка, носочки, маечка,  футболочка,

Шерстяной, красивый,  

«Назови ласково»

«Какой шарф?»

декабрь

Домашние животные

Лошадка, коровка, собачка,  кошечка, козочка, овечка,

Козленок, теленок, поросенок, ягненок, щенок, котенок

Ленивый

«Назови ласково»

«У кого кто?»

посуда

Тарелочка, ложечка, мисочка, чашечка, кружечка, вилочка,

Сахарница, конфетница, хлебница

«Назови ласково»

«Что для чего?»

обувь

Сапожки, туфельки, валеночки, тапочки, ботиночки

«Назови ласково»

транспорт

Машинка, трамвайчик, троллейбусик, самолетик, грузовичок, пароходик, паровозик

«Назови ласково»

январь

зима

Снежок, ледок, узорчик, саночки, снежиночка

Снежный, зимний, морозный.

«Назови ласково»

«Какой день?»

Домашние птицы

Курочка, уточка, петушок, индюшечка,

Цыпленок, утенок, гусенок, индюшонок

«Назови ласково»

«У кого кто?»

3 этап-февраль, март, апрель, май.

Цель: уточнения значения непродуктивных словообразовательных моделей.

  • Образование относительных прилагательных с суффиксами – н -, –ан-,
  • Образование качественных прилагательных с суффиксами – оват -, -еньк-
  • Образование глаголов с приставками – при-за-в-с-.

месяц

Лексическая тема

Словарный материал

Приемы работы

февраль

Продукты питания

Хлебушек, молочко, булочка, кефирчик, колбаска, сосисочки, рыбка,

Молочный, рыбный, мясной, хлебный

«Назови ласково»

«Магазин»

Комнатные растения

Кактусик, фикусик

«Назови ласково»

март

Весна

Сосулечка, проталинка, цветочек, почечка, листочек, солнышко, лучик, травка,

Беленький, голубенький

«Назови ласково»

«Какой цветок?»

Животные холодных стран

Медвежонок, моржонок, олененок,

Прибежал, забежал

«У кого кто»

«Назови по картинкам»

апрель

животные жарких стран

Слоненок, тигренок, львенок, жирафенок

«У кого кто?»

насекомые

Паучок, мушка, пчелка,

Трудолюбивая

Прилетела, залетела

«Назови ласково»

«Назови по картинкам»

Садовые цветы

Пиончик, тюльпанчик, розочка, нарцисик, ромашечка

«Назови ласково»

май

Умывальные принадлежности

Щеточка, расчесочка, мыльце, зеркальце, мочалочка

Чистенький, душистенький

«Назови ласково»

«Какой ты»

Лето

Цветочек, листочек, облачко ,травка, ручеек, солнышко,

«Назови ласково»

Список использованной литературы

1.Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). – СПб.:СОЮЗ, 1999.

2.Баранова Е.Б. Формирование словообразовательных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня в системе работы над родственными словами (в рамках комплексного подхода)//Логопед в детском саду.2004.№1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на логопедических занятиях

подвижные игры в работе логопеда...

Дидактические игры для логопедических занятий "Выбери букву С или Ш" и "Выбери букву Л или Р".

   Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Обучающая и игровая цели взаимодействуют друг с другом и обеспечивают усвоение программного материала...

"Дидактические подвижные игры на логопедических занятиях"

Методическая разработка на тему: "Дидактические подвижные игры на логопедических занятиях"...

"Игры на логопедических занятиях для автоматизации и дифференциации звуков"

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное...

Игры на логопедических занятиях по автоматизации звука - Р -

Изготовление и использование игр на логопедических занятиях....

Дидактические игры на логопедических занятиях.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра.Это необходимо учитывать при проведении логопедических занятий. Представленные здесь игры помогут разнообразить учебный материал, сделать коррекционную...