"Дидактические подвижные игры на логопедических занятиях"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Беляева Наталья Анатольевна

Методическая разработка на тему: "Дидактические подвижные игры на логопедических занятиях"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ «Детский сад  №104» комбинированного вида

Тема: «  ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ»

(Консультация для воспитателей)

                                                   

                                                         

                                   

                                    Беляева Н.А.

                                              Учитель – логопед

       

Саранск, 2016 г.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ

1.ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ И СИНТЕЗ СЛОВА

«КТО СКОРЕЕ СОБЕРЕТ ПРЕДМЕТЫ»

Цель. Дифференциация твердых и мягких звуков в словах развитие внимания быстроты сообразительности ориентировки в пространстве.

Оборудование. Два обруча предметы (или картинки) названия которых начинаются на твердый или мягкий звук эмблемы команд.

Описание игры. Дети делятся на две команды — «Зайчики» и «Лисички» каждый ребенок прикрепляет на грудь эмблему команды.

«Зайчики» в свои домик-обруч собирают предметы названия которых начинаются на твердый звук «Лисички»— на мягкий. По сигналу игру начинают. По сигналу логопеда игру заканчивают. Логопед проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания считает количество ошибок определяет итогового победителя учитывая какая команда выполнила задание быстрее.

«КТО СКОРЕЕ ПЕРЕНЕСЕТ ПРЕДМЕТЫ»

Цель. Учить дифференцировать звонкие и глухие звуки бегать в определенном направлении организованно друг за другом совершенствовать координацию движений рук и ног воспитывать быстроту ловкость сообразительность.

Оборудование. 3 стола игрушки названия которых начинаются со звонкого или глухого звука.

Описание игры. Дети делятся на две команды. На один стол выкладываются игрушки названия которых начинаются на звонкий или глухой звук. Напротив на другой стороне группы - два пустых стола. По сигналу «Раз два три — беги'» команды начинают выполнять задание. Дети одной команды переносят только те предметы названия которых начинаются на звонкие звуки дети другой — на глухие звуки. Когда последний ребенок команды перенесет предмет логопед вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и определяет команду-победителя.

2. В СЛОВЕ ЕСТЬ УДАРЕНИЕ

«ГДЕ ТВОЙ КРУГ?»

Цель. Обратить внимание детей на то, что слоги в словах звучат по-разному один из них произносится немного более протяжно, громче познакомить детей с понятием «ударение» учить определять местонахождение ударного слога в двусложном слове, самостоятельно переносить ударение с одного слога на другой, воспитывать быструю реакцию на сигнал, развивать ориентировку в пространстве.

Оборудование. Два больших обруча, карточки со словами (зАмок — замОк, дУхи — духИ, чУдно — чуднО, крУжки — кружкИ, зайчата ЛУта — ЛутА, ПОля — полЯ, кОзлы — козлЫ, Ирис — ирИс и др ).

Описание игры. Логопед кладет на пол два больших обруча и предлагает детям следующее задание: «Шепотом произнесите свое имя, вслушайтесь, как оно звучит, где слышится ударение — в первой части имени или во второй. Говорить об этом не надо. В первом круге окажутся те дети, в имени которых ударение в первой части. Во втором круге разместятся дети с ударением в имени на второй части. Выполняйте задание».

Сообща проверяют, правильно ли все разместились в кругах и справедливо ли соотношение — в первом круге больше играющих, во втором — меньшинство (Антон, Денис, Андрей, Олег). Логопед предлагает Тане, Лене, Славе, Свете, Мише, Ане подумать, как можно изменить их имена, чтобы из первого круга перейти во второй (Татьяна, Елена, Вячеслав, Светлана, Михаил, Анюта).

Вариант 2. Дети берут для чтения слова, определяют в какой части слова ударение, и занимают соответственно обручи(первый или второй). Логопед вместе с детьми проверяет, как выполнено задание, дает оценку.

3.  ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ ДЕТЕЙ

«НАЙДИ ТАКОЕ ДЕРЕВО»

Цель. Учить детей пользоваться в речи предлогами «с», «у», «на». Закреплять названия деревьев, упражнять в легком беге врассыпную и в определенном направлении.

Оборудование. Большие картинки деревьев, листья или веточки нескольких видов деревьев (клена, березы осины, дуба, ивы, тополя, рябины, липы, ели, сосны), фанты.

Описание игры. Листья разбросаны на полу группы. Картинки деревьев расставлены в разных местах группы. Дети, изображая листья бегают, кружатся, логопед поет.

Падают, падают листья,

В нашем саду листопад

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят (2 раза)

Птицы на юг улетают

Гуси, грачи, журавли

Вот и последняя стая

Крыльями машет вдали (2 раза)

(Слова М. Ивенсен, музыка М. Красева)

Дети приседают и берут листочки или веточки. Затем логопед спрашивает у детей, с какого дерева они сорваны. Дети говорят «С березы, с клена  »

Логопед продолжает «Раз, два, три — к своему дереву беги». Дети бегут к тому дереву, на котором такие же листья (ветки), как у них в руках, и говорят: «Такие же листья у березы, у клена », «Такие же ветки у сосны, у ели » Затем логопед говорит «Прилетела птичка и села на дуб». Ребенок, стоящий у дуба, изображает дуб (поднимает руки с листочками кверху) и отвечает «На дубу не была улетела на елку», опускает руки «Ребенок-елка» вызывает другое дерево и т.д. Кто прозевает, отдает фант В конце игры фанты отыгрываются (необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать).

Задания фантам:

•   назвать все деревья на картинках,

•   выделить из предложения предлоги т.д.

«САЛКИ В КРУГУ»

Цель. Упражнять в беге по сигналу, ловле, развивать ловкость, быстроту, учить детей задавать вопросы и отвечать на них, закреплять обобщающие и временные понятия по программе.

Описание игры. Дети образуют два круга внутренний и внешний, каждый круг движется боковым галопом в противоположном направлении со словами.

Тот храбрее, кто добрее

Тот сильнее, кто умнее

Только трусы с дураками

Спор решают кулаками

(Ю Мориц)

С окончанием текста все играющие внутреннего круга стараются осалить стоящих во внешнем кругу раньше, чем они успеют присесть. Чтобы не выбыть из игры, осаленные должны ответить на вопросы, которые задают дети, их осалившие (сначала, при обучении игре, вопросы задает логопед).

Примерные вопросы

—Какие виды транспорта ты знаешь?

—Назови диких животных и их детенышей

—Назови школьные принадлежности

—Какие знаешь профессии?

—Какие строительные профессии знаешь?

—Что нужно для работы портнихе?

—Каких зимующих птиц ты знаешь?

—Каких знаешь насекомых9

—Сколько месяцев в году? Назови их.

—Как называется седьмой день недели?

—Назови части суток

—Логопед оценивает вопросы и ответы детей. Затем дети внешнего и внутреннего круга меняются местами, игра возобновляется


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры на логопедических занятиях

подвижные игры в работе логопеда...

Дидактические игры для логопедических занятий "Выбери букву С или Ш" и "Выбери букву Л или Р".

   Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Обучающая и игровая цели взаимодействуют друг с другом и обеспечивают усвоение программного материала...

подвижные игры в логопедической работе

Проведение дидактических игр, сопровождающихся движением, позволяет снять нагрузку, повышает работоспособность, улучшает качество усвоения знаний. Подвижные игры с логопедической направленностью можно...

Дидактические игры на логопедических занятиях.

Ведущей деятельностью дошкольников является игра.Это необходимо учитывать при проведении логопедических занятий. Представленные здесь игры помогут разнообразить учебный материал, сделать коррекционную...

Дидактические игры на логопедических занятиях (фото)

Логопедические занятия проходят в игровой форме.Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, имеющая две цели: одна из них обучающая, которую преследу...

Дидактические игры на логопедических занятиях (папка PECS)

В настоящее время актуальной проблемой в области медицины и педагогики является частое проявление аутизма. Благодаря опыту и объёму приобретенных навыков и знаний в коррекционной работе для решен...

Использование подвижных игр на логопедических занятиях

Использование подвижных игр на логопедических занятиях...