Статья опубликованная в сборнике материалов XII педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г. Канска и группы восточных райнов Красноярского края "Инновационный опыт-основа системных изменений"
статья на тему

Русскис Ирина Владимировна

Статья "Наглядное моделирование  как средство развития познавательных способностей дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наглядное моделирование как средство развития познавательных способностей дошкольников.

Русскис Ирина Владимировна,

воспитатель МБДОУ №52

Е-mail: schebalina@mail.ru

Тел.89833602624

Многими исследователями подтверждена чрезвычайная важность умственного воспитания ребенка (Л.А.Венгер, Н.Н.Поддьяков, Л.Ф.Обухова, Н.И.Непомнящая, А.В.Запорожец, А.Н.Аверьянов и другие). Один из ведущих специалистов в области воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков, подчеркивает, что важно давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе воспитания.

В дошкольной педагогике одним из инструментов познания является модель. В основе использования моделей лежит принцип замещения - реальный предмет или явление могут быть замещены в деятельности детей другим предметом, знаком, изображением, или же моделью, которая в наглядной и доступной для мышления ребенка форме, воспроизводит скрытые свойства и связи того или иного объекта.

По мнению Л.А.Венгера, определение модели содержит в себе четыре признака:

  • модель – мысленно представленная или материально реализуемая система;
  • модель отражает объект исследования;
  • модель способна замещать объект;
  • изучение модели дает новую информацию об объекте.

Одной из ведущих технологий реализации Основной общеобразовательной программы нашего детского сада является технология моделирования. Передо мной, как воспитателем стоит задача: ввести в обучение такие действия детей, которые в максимальной степени развивают их умственные способности. Эта задача решается за счет активного использования моделей во всех образовательных областях. Для детей дошкольного возраста – это, прежде всего, действия по построению и использованию наглядных моделей различных типов и содержания. Ведь ни для кого, ни секрет, что наглядный материал усваивается лучше вербального.

Уже с младшего возраста начинается подготовка к освоению наглядного моделирования. Например: при формировании сенсорных эталонов использую прием соотнесения предмета с эталоном (домик с дверями узкими и широкими). Этот же прием очень эффективен при организации конструктивной деятельности. Он позволяет воспринимать не только форму и величину, но и пространственные отношения (забор, лестница, горка). В старшем возрасте используем графические модели построек (контурные, расчлененные), а также графическое изображение их в трех проекциях (изображение в трех проекциях). Различные формы работы с графическими моделями позволяют формировать у дошкольников способность конструировать объекты в уме, развивают конструктивный замысел.

В процессе знакомства с окружающим миром решаю задачи развития способности к замещению:

- схематическое изображение тела человека, его пола;

- диких и домашних животных, их мест обитания;

- модели, отображающие взаимосвязь растений и животных с условиями жизни в различных природных зонах;

-  природных явлений (календарь природы).

Развитие представлений о количественных отношениях, о числе, о числовом порядке, временных представлениях, обучению решению арифметических задач происходит с использованием наглядных моделей (числовая ось, круги Эйлера, состав числа, «часть-целое»).

Для освоения детьми родо-видовых отношений эффективно применяю модели в виде «древа» и кругов Эйлера. Они позволяют ребенку находить существенные признаки объектов и их классифицировать.

Использование модели «кукольная комната» в младшем дошкольном возрасте позволяет ребенку не только ориентироваться в пространстве, но и самостоятельно действовать по плану-схеме, карте улицы, города, края и т.д. (игра «Найди клад»). 

Для развития способности ориентироваться в звуковой действительности организую деятельность с условно-символическими моделями звуков, слов, предложений.

Развитию связной речи способствует использование  мнемотаблиц:

- для составления описательных рассказов, пересказов;

- для разучивания стихов;

- для составления пространственно – временных моделей сказок.

Результатом применения технологии наглядного моделирования стало формирование познавательных способностей и умений у моих воспитанников:

  1. Перенос усвоенного на новый материал – 22 чел./85%
  2. Установление причинных связей – 23 чел./88%
  3. Умение работать с информацией - 26чел/100%
  4. Умение рассуждать - 22 чел./85%
  5. Умение задавать вопросы – 24 чел./92%
  6. Расширение словарного запаса – 26чел/100%

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование моделей и сам процесс моделирования играет важную роль в развитии детей. Использование моделей в образовательном процессе, способствует обогащению и расширению непосредственного чувственного опыта детей, уточнению их конкретных представлений об окружающем мире, развитию познавательных способностей дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций

Сценарий предназначен для модераторов конференций с участием музыкальных руководителей ДОО....

Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»

Изучив  теоретический материал  по данному  вопросу,  я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить  методику экспериментирования более углубленно. В  н...

Представление опыта на 12 педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г.Канска и группы восточных районов Красноярского края

Для определения образовательных потребностей ребенка, его потенциальных возможностей, эмоционально-волевых качеств, дошкольному учреждению необходимо разработать модель психолого- педагогического мони...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций "Реализация программы воспитания от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени"

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций "Реализация программы воспитания: от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени"...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...

XVII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений» ЛОГОСКАЗКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ОВЗ

Материал выступления XVII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инноваци...