XVII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений» ЛОГОСКАЗКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ОВЗ
методическая разработка по логопедии

Перфильева Евгения Юрьевна

Материал выступления XVII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений». Данный материал был рекомендован для публикции в сборнике по итогам конференции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1.  «ЛОГОСКАЗКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ОВЗ»

Одной из важнейших задач по обучению детей родному языку в ДОУ является формирование правильной, лексически богатой речи. И если ребёнок не научается правильно говорить в дошкольном возрасте, то все проблемы перейдут с ним в школу, что приведёт к проблемам в освоении школьной программы.

В связи с этим возникает необходимость поиска наиболее эффективных путей обучения детей с различными речевыми нарушениями и особенно детей с ОВЗ. Помимо традиционных способов, используются нетрадиционные технологии, применение которых поддерживают познавательную активность у ребенка, а также повышает общую эффективность коррекционно-развивающую работу учителя-логопеда.

Одним из эффективных методов коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста, который я использую, является логопедическая сказка или логосказка.

Сказки любят все, но сказка в жизни ребёнка значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребёнка – это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. О влиянии сказки на ребёнка говорили такие учёные, как К. Юнг, В. Пропп, Р. Гарднер, Б. Беттельхейм и другие. В нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

СЛАЙД 2. Логосказка – это вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой.

СЛАЙД 3. Цель: коррекция нарушений речи и связанных с ней психических процессов через придумывание и проигрывание сказок.

СЛАЙД 4. Вся работа с использованием логосказок опирается на общие

дидактические принципы:

- систематичность,

- последовательность,

- учет возрастных особенностей,

- учет индивидуальных особенностей,

- поэтапность коррекции речи.

СЛАЙД 5. Выделяют следующие виды логосказок:

  1. Артикуляционные.
  2. Пальчиковые.
  3. Фонетические.
  4. Лексико-грамматические.
  5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
  6. Сказки по обучению грамоте.

Я использую авторские сказки, русские народные, сочиненные мною или созданные вместе с детьми. Логосказку использую как целое занятие, его часть или дидактическую игру.

СЛАЙД 6. Для постановок сказок я использую различные виды театров:

- пальчиковый,

- настольный,

- теневой,

- куклы Би-Ба-Бо,

- театр игрушек.

Рассказывание сказок сопровождаем действиями на фланелеграфе, магнитной доске, на столе или компьютере.

СЛАЙД 7. В своей работе я широко использую артикуляционные сказки. Это комплексы артикуляционных упражнений, которые объединяю в виде увлекательных сказок про Язычок и игровым персонажем, который создаёт благоприятный эмоциональный фон на моих занятиях является обезьянка Чита. Такие сказки вызывают интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность и зрительное восприятие.

СЛАЙД 8. Также в своей коррекционно-развивающей работе я постоянно использую пальчиковую гимнастику и различные упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Для того чтобы избежать однообразия в выполнении упражнений, такие пальчиковые игры объединяю в небольшие пальчиковые сказки по определенной теме. Они вызывают интерес у дошкольников, стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

СЛАЙД 9. Фонетические сказки использую для работы над нарушенным звуком. В них подбираю речевой материал на автоматизируемые (дифференцируемые) звуки. Попадая в сказку, ребенок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними. В результате происходит ненавязчивое закрепление звуков.

СЛАЙД 10. Лексико-грамматические сказки помогают приобрести устойчивые навыки правильного использования существительных, прилагательных, глаголов, наречий; способствуют формированию грамматически правильной речи и обогащению словарного запаса. Например, дети подбирают прилагательные для характеристики героев: «зайчик – маленький, серенький, пушистый, добрый и т. д.». Также эти сказки способствуют правильному употреблению предлогов, например, «Авторская сказка» (которую я нашла на просторах интернета), где ребята выполняют действия в соответствии с текстом и тем самым идёт закрепление предложно-падежных конструкций в речи.

СЛАЙД 11. Также я использую сказки, способствующие формированию связной речи. Ещё Л. Н. Ефименкова отмечала, что связная речь, как особая сложная форма коммуникативной деятельности у детей с ОВЗ «самостоятельно не формируется» и таким дошкольникам требуется систематическая коррекционная помощь.

СЛАЙД 12. Приёмы, которые я использую:

  1. Изменение конца сказки.

Детям предлагаю известную сказку. В которой надо изменить окончание по своему усмотрению.

  1. Продолжение сказки.

Детям предлагаю придумать «А что случилось дальше?».

  1. Включение в сказку героя из другой сказки.

Например, что произошло бы, если бы на помощь зайцу пришёл ёж.

  1. Рассказывание сказки от лица одного из персонажей.
  2. Придумывание новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения.

Ребенку легче овладеть навыком пересказа, если сказка короткая, забавная и в ней четко выражен сюжет.

СЛАЙД 13. Сказочный сюжет и необычные игровые ситуации помогают также сделать процесс обучения грамоте интересным и познавательным. Главные герои сказок – это звуки и буквы, наделённые своими характерами. Например, играя со сказочными персонажами Звуковка и Буковка, дети знакомятся с гласными и согласными звуками и буквами. Или погружаясь в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв, которые живут в красном, синем и зелёном дворцах. В результате таких сказок у детей формируются такие понятия, как: «гласный звук (буква)», «согласный звук (буква)»; закрепляются зрительные образы букв; развивается слуховое внимание и фонематический слух.

        Детям очень нравится выполнять задания в сказочной форме. Им всегда хочется помочь героям сказки, они с удовольствием копируют их, используя мимику, жесты, интонацию. В результате таких перевоплощений у детей развиваются воображение, творческая фантазия, формируется интонационная выразительность речи.

СЛАЙД 14. Таким образом, с помощью сказок я решаю многие коррекционные задачи:

- совершенствуется звуковая сторона речи;

- лексико-грамматический строй речи;

- развивается связная речь;

- мелкая и общая моторика;

- все психические процессы;

- создается благоприятная психологическая атмосфера, способствующая моему сотрудничеству с детьми.

СЛАЙД 15. Также в своей коррекционно-развивающей работе я использую информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Их использование – это необходимость, обусловленная современными реалиями, ведь мир не стоит на месте.

Я использую презентации, уже готовые и которые я создала сама – это презентации на артикуляционные логосказки («Сказка о Весёлом Язычке», «Путешествие Язычка», «Зоопарк»), презентации на автоматизацию (дифференциацию) звуков («Помоги Нюше», «Кто лишний?», «Рассели по домикам»), презентации на лексико-грамматические сказки («Всё наоборот», «Где прячется Маша?») и другие.

Компьютерные средства представляют для меня не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка.

СЛАЙД 16. Основными преимуществами могу отметить:

- повышение мотивации для исправления недостатков речи,

- развитие всех сторон речи у дошкольников,

- повышение качества образовательного процесса.

Вывод. Таким образом, нетрадиционные методы воздействия в моей работе принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста.

СЛАЙД 17. Я имеют хорошие результаты у детей с ОВЗ, которые представлены на слайде.

Направления

2020-2021гг.

2021-2022гг.

2022-2023гг

начало

конец

начало

конец

начало

середина

Звукопроизношение

45%

64%

64%

82%

23%

38%

Лексико-грамматический строй

54%

73%

73%

91%

30%

46%

Связная речь

45%

64%

64%

82%

23%

38%

Данный опыт представила на педагогической гостиной в ДОУ «Шкатулка педагогических находок» и получила положительный отзыв коллег. И провела мастер-класс «В мире сказок» для родителей логопедической группы, где также получила положительный отзыв от родителей своих воспитанников.

СЛАЙД 18. Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логосказка в работе учителя-логопеда с детьми ОВЗ Подготовила: учитель-логопед МБДОУ №36 Перфильева Евгения Юрьевна

Слайд 2

Логосказка это вид театрализованной деятельности в системе коррекции речевых нарушений с лексической, грамматической или фонематической нагрузкой.

Слайд 3

Цель коррекция нарушений речи и связанных с ней психических процессов через придумывание и проигрывание сказок.

Слайд 4

Принципы: систематичность последовательность учет возрастных особенностей учет индивидуальных особенностей поэтапность коррекции речи

Слайд 5

Виды логосказок Артикуляционные. Пальчиковые. Фонетические. Лексико-грамматические. Сказки , способствующие формированию связной речи. Сказки по обучению грамоте.

Слайд 6

Виды театров: пальчиковый настольный теневой куклы Би-Ба- Бо театр игрушек

Слайд 7

Артикуляционные сказки 26.02.2020

Слайд 8

Пальчиковые сказки 26.02.2020

Слайд 9

Фонетические сказки 26.02.2020

Слайд 10

Лексико-грамматические сказки 26.02.2020

Слайд 11

Сказки, способствующие формированию связной речи 26.02.2020

Слайд 12

Приёмы Изменение конца сказки. Продолжение сказки . Включение в сказку героя из другой сказки. Рассказывание сказки от лица одного из персонажей. Придумывание новых названий известных сказок, не искажающих идеи произведения.

Слайд 13

Сказки по обучению грамоте 26.02.2020

Слайд 14

Задачи: совершенствуется звуковая сторона речи, лексико-грамматический строй речи, развивается связная речь, мелкая и общая моторика, все психические процессы, создается благоприятная психологическая атмосфера.

Слайд 15

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) 26.02.2020 Пасечник Е.А.

Слайд 16

Преимущество ИКТ: повышение мотивации для исправления недостатков речи, развитие всех сторон речи у дошкольников, повышение качества образовательного процесса. 26.02.2020

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Благовещенский детский сад «Светлячок» Благовещенского района Алтайского края на 2016-2019 гг.

Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития образовательной  организации на основе анализа  работы за предыдущий период...

Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности".

В статье представлен опыт организации развивающей предметно пространственной среды ДОУ, для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности....

Представление опыта на 12 педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г.Канска и группы восточных районов Красноярского края

Для определения образовательных потребностей ребенка, его потенциальных возможностей, эмоционально-волевых качеств, дошкольному учреждению необходимо разработать модель психолого- педагогического мони...

Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирования инициативы и самостоятельности детей в игровой деятельности".

Статья в сборнике по итогам XI Педагогической конференции "Инновационный опыт - основа системных изменений"; "Организация развивающей предметно пространственной среды ДОУ для формирован...

Районные педагогические чтения работников ДОУ Инновационный опыт-основа системных изменений"

Представленна презентация по теме "Проектная деятельность ,как одна из эффективных форм работы с детьми и родителями....