Представление опыта на 12 педагогической конференции работников муниципальных образовательных организаций г.Канска и группы восточных районов Красноярского края
учебно-методическое пособие по теме

Ильина Надежда Петровна

Для определения образовательных потребностей ребенка, его потенциальных возможностей, эмоционально-волевых качеств, дошкольному учреждению необходимо разработать модель психолого- педагогического мониторинга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nadezhda.docx24.35 КБ

Предварительный просмотр:

Карта индивидуального развития ребенка как средство индивидуализации дошкольного образования

«Если педагогика хочет воспитать человека во

всех отношениях, то она должна прежде узнать его

тоже во всех отношениях».

                                                    К.Д. Ушинский

С момента утверждения приказом Министерства образования науки России от 17.10.2013г Федерального государственного стандарта дошкольного образования вопрос о мониторинге стал одним из актуальных.

  Деятельность любой дошкольной образовательной организации сегодня связана с реализацией федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ДО). Он включает в себя ряд требований, в том числе, к результатам освоения образовательной Программы, которые представлены  в виде целевых ориентиров.

   При прочтении ФГОС ДО мы видим, что в его содержании не идет речь о проведении мониторинга: «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т. ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей (п. 4.3 ФГОС ДО)

Таким образом, на сегодняшний день возникает вопрос: необходима ли педагогическая диагностика эффективности освоения Программы воспитанниками дошкольной образовательной организации?

На протяжении всего периода нахождения ребенка в детском саду, педагоги организуют образовательную деятельность для гармоничного развития, полноценной социализации детей и решения других важных педагогических задач. Для этого важно учитывать, согласно ФГОС ДО  «индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией развития…»,  также соблюдать один  из основных  принципов дошкольного образования - принцип «построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка…» и «возрастной адекватности дошкольного образования…», а также создавать социальную ситуацию развития дошкольников через «построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития ребенка…».

Очевидно, что полный отказ от проведения мониторинга невозможен с профессиональной точки зрения. В соответствии со Стандартом (п 3.2.3), а также комментарием Минобрнауки РФ к ФГОС ДО в рамках реализации Программы педагоги обязаны анализировать индивидуальное развитие воспитанников в форме педагогической диагностики для:

 • индивидуализации образования, которая предполагает поддержку ребенка, построение его индивидуальной траектории, а также включающая при необходимости коррекцию развития воспитанников в условиях профессиональной компетенции педагогов;

• оптимизации работы с группой детей.

Основой для оценки уровня развития ребенка могут быть результаты социализации, личностные результаты развития ребёнка. Важно,  чтобы диагностика проводилась не для оценки самой по себе, а изучала динамику развития ребенка, выявляла эффективные способы и приемы, направленные на создание условий (см. ФГОС ДО, раздел 3, п.3.2.5.) для социальной ситуации развития,  соответствующей специфике дошкольного возраста и как следствие, для достижения детьми обозначенных в ФГОС ДО целевых ориентиров.

       В ДОУ № 52 такая оценка была связана с освоением воспитанниками образовательной Программы. Диагностический комплекс представлен педагогической диагностикой к программе Л.А. Венгера «Развитие» от  3-х до 7-ми лет. Диагностика представляет собой диагностические задания, которые включены в планы занятий по каждому разделу программы. Диагностические занятия не требуют дополнительного времени. В процессе проведения таких занятий, педагог фиксирует решения диагностических задач каждым ребенком в таблицу, при этом анализируется степень самостоятельности выполнения задания. Особенностью существующей практики диагностирования и интерпретации полученных данных является то, что оценка развития ребенка ведется по пути поиска затруднений (не умеет, не знает, не освоил) и фиксируется уровень развития (высокий, средний, низкий) при сопоставлении с условной нормой. Часть диагностических занятий планируется после нескольких занятий по одной  по теме, некоторые – только в конце года (например «Основы первоначальной грамоты»)

Таким образом,  мониторинг освоения образовательной Программы сводится к изучению усвоенных ЗУНов, а индикаторы данных диагностик ориентированы на объем и уровень овладения ЗУНами. Следовательно,  отражается традиционная модель образования.

Возникают противоречия (проблемы):

- игнорирование индивидуального в образовании, статичность данных диагностики (организуется в определенные сроки).

- неисполнение требований  «ненормированности» дошкольного образования. Дошкольное образование образовательная ступень, на которой к ребенку не предъявляются нормативные требования.

- разнородность показателей диагностирования. В качестве показателей или индикаторов выступают и система ЗУНов и особенности психических процессов, и конкретные технические умения. Подобная разнородность демонстрирует нацеленность педагогической деятельности на реализацию образовательной программы, а не развитие личности.

Таким образом, мы пришли к выводу, что для определения образовательных потребностей ребенка, его потенциальных возможностей, эмоционально-волевых качеств, нашему дошкольному учреждению необходимо разработать модель психолого-педагогического мониторинга.

Основным подходом к его организации стал  интегрированный подход, который включает  эффективное использование знаний и информации о ребенке, накопленных другими специалистами (воспитателями, учителями-логопедами, медиками, дефектологами, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре);

системный подход помог выявить не только явления негативного характера, но и положительные стороны личности, которые составят основу для коррекционных мероприятий. Взаимосвязанная работа всех этих специалистов в «точках пересечения интересов» помогает ставить новые задачи развития детей дошкольного возраста.

Для решения данной проблемы в октябре 2016г. в ДОУ №52 была создана рабочая группа, в которую вошли  педагоги разных возрастных групп, которые проанализировали  имеющиеся методические рекомендации, изучили нормативную документацию по данной теме, разработали «Положение о мониторинге индивидуального развития детей», которое определяет регламент проведения  мониторинга;

Решая проблему отсутствия критериев развития дошкольников,  мы разработали критерии  индивидуального развития детей и форму  фиксации результатов мониторинга.

Рассмотрев разные варианты форм фиксации результатов мониторинга, за основу мы взяли «Карту индивидуального развития ребенка», разработанную на основе методических рекомендаций Федерального института развития образования (Карта развития детей. Мишняева Е.Ю. серия Антология дошкольного образования), дополнив её………………….. Карта содержит показатели развития ребенка с 2 до 7 лет по пяти образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие) и отражает планируемые результаты ООП ДО.  Выявив в процессе систематических наблюдений «период устойчивого проявления» того или иного признака,  педагог фиксирует его отметкой в соответствующей ячейке.

Возрастные диапазоны проявления тех или иных признаков выделены в карте заливкой ячеек. Если по каким-то направлениям тот или иной показатель не сформировался, то это является основанием для организации индивидуальной работы с ребёнком по данному направлению с учётом выявленных проблем, а также при взаимодействии с семьёй по реализации основной образовательной программы. По результатам наблюдений, составляются индивидуальные рекомендации по коррекции развития ребёнка. Так как наш ДОУ №52 работае

Основным методом проведения мониторинга является наблюдение. Педагогическая диагностика является частью системы  мониторинга, и позволяет получить более точную информацию о познавательном, речевом, физическом развитии дошкольников.    

Мы внедрили индивидуальную карту развития детей сентября 2017г. по апрель 2018г.  с промежуточной оценкой и обсуждением эффективности критериев  и карты в январе 2018г.

Таким образом, организуя мониторинг индивидуального развития детей на уровне ДОУ, мы решаем следующие задачи:

  1. Реализаций современных образовательных практик, ориентированных на выявление и развитие способностей ребенка, с целью выстраивания индивидуальной образовательной траектории развития каждого воспитанника.
  2. Обеспечение благоприятных условий развития воспитанников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
  3. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья воспитанников.
  4. Организация различных форм сотрудничества с семьями воспитанников, в т.ч осведомленность родителей по вопросам индивидуального развития ребенка.
  5. Реализация механизмов повышения профессиональной компетентности педагогических работников на основе оценки эффективности педагогических действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций

Сценарий предназначен для модераторов конференций с участием музыкальных руководителей ДОО....

Выступление в районных педагогических чтениях работников дошкольных образовательных организаций Канского района по теме: «Экспериментальная деятельность дошкольников как средство эффективного развития познавательной активности»

Изучив  теоретический материал  по данному  вопросу,  я сделала вывод о том, что необходимо углубить знания и изучить  методику экспериментирования более углубленно. В  н...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций "Реализация программы воспитания от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени"

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций "Реализация программы воспитания: от устоявшихся форм воспитания к новым вызовам времени"...

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успешные практики»

Территориальная педагогическая конференция работников дошкольных образовательных организаций «Качество образовательной среды дошкольной образовательной организации: современные тенденции и успеш...

XVII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инновационный опыт – основа системных изменений» ЛОГОСКАЗКА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ОВЗ

Материал выступления XVII педагогическая конференция работников муниципальных образовательных учреждений г.Канска и группы восточных районов Красноярского края «Инноваци...