Выступление на тему: "Поддержка детской инициативы в сюжетно-ролевой игре".
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Инициативность у детей проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в коммуникативной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативный ребенок стремится к организации игр,  содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_regionalnom_seminare.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поддержка детской инициативы в сюжетно-ролевой игре.

В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Добавим также что на этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС ДО предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – игре.

В своем выступлении я хочу рассказать об используемых мной  методах и приемах поддержки детской инициативы в процессе сюжетно-ролевых игр. 

Для начала проследим уровни развития игровой инициативности детей. Инициативность у детей проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в коммуникативной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативный ребенок стремится к организации игр,  содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.

Особого внимания заслуживает такое понятие как «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника. Выделяют три уровня творческой инициативы:

1-й уровень

Активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы-заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.

2-й уровень

Имеет первоначальный замысел («Хочу играть в больницу», «Я - шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.

3-й уровень

Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.

Педагогическое общение, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченности деятельности, станет условием полноценного развития позитивной свободы и инициативности ребенка.

Развитие творчества зависит от уровня развития когнитивной сферы, уровня развития творческой инициативы, произвольности деятельности и поведения, свободы деятельности, предоставляемой ребенку, а также широты его ориентировки в окружающем мире и его осведомленности.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста - игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности.

В дошкольной педагогике развитие самостоятельности у детей изучалось в разных видах деятельности, которые, по мнению исследователей, и являются главными факторами формирования этого личностного качества. Каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы (С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.

Инициативная личность развивается в деятельности. А так как ведущая деятельность дошкольного возраста игра, то, чем выше уровень развития творческой инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а, следовательно и динамичнее развитие личности.

Как же я стараюсь осуществлять педагогическую поддержку детской инициативы в процессе игровой деятельности дошкольников?

Помня, что инициативность проявляется в создании сюжетов и организации совместных игр, я в своей работе стараюсь прежде всего давать детям свободу выбора своей деятельности, роли, направляю их на самостоятельное придумывание и проигрывание различных игровых ситуаций. Но, чтобы дети могли самостоятельно придумывать сюжеты, необходимо у них сформировать определенные знания, обогатить жизненный опыт.

Например, в процессе  предварительных бесед о профессиях, рассматривании иллюстраций, даю творческие задания на придумывание продолжения истории, рассказа, дальнейшее развитие сюжета.  Затем мы вместе с детьми проигрываем различные завершение  истории, использую при этом прием ТРИЗ: «Что было бы если…».

А чтобы игра развивалась, сюжет усложнялся (ибо это дает развитие) выясняю у детей, какая тема им интересна, о чем они хотели бы узнать. Это информация становится основой планирования следующего дня.

Например, в рамках проекта «День знаний», дети захотели побольше узнать о профессии учителя. Так, мы запланировали экскурсию в школу, оформление альбомов совместно с родителями, выставки рисунков, сбор информации о профессии учителя, чтение рассказов, слушание песен и др.. Все это воплотилось в сюжетно- ролевую игру «Школа».  Таким образом, я привлекаю детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждению совместных проектов.

С целью  обогащения игрового опыта детей организую игры совместно с педагогом. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, Совместные обучающие игры педагога с детьми, направлены на передачу детям игрового опыта, игровых умений. (слайд)

Путем внесения новых атрибутов в игру детей, я стараюсь  обогатить ролевое поведение. Часто использую прием «параллельная игра – роль». (Это специально организованное игровое общение, где взрослый принимает на себя ту же роль, которую в данный момент разыгрывает ребенок, влияет на игру ребенка скрыто, обогащает новыми игровыми навыками и целями. Воспитатель может выступить перед детьми с новой ролью, ненавязчиво побуждать детей вступить в параллельную игру. активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленной на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни).

Чтобы дети научились изменять свое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умели менять игровую роль и обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры, я участвуя в игре, использую многоперсонажные сюжеты с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными. (схема ролей). Следую правилу: персонажей должно быть больше, чем участников.

В своей деятельности я строю игру таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли в ходе игры. Я не рассказываю детям предварительно сюжет, а сразу начинаю игру, предлагая им основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка.

Если у ребенка возникают собственные предположения в ходе игры – я их обязательно принимаю. В процессе игры со многими детьми я вступаю в ролевое взаимодействие, активируя ролевой диалог, «замыкаю» детей на ролевом взаимодействии друг с другом. Вся игра носит характер свободной импровизации. (фото игр)

В процессе руководства сюжетно-ролевой игрой я всегда помню, что необходимым условием развития инициативного поведения в игре является воспитание в условиях развивающего, а не авторитарного общения. Поэтому, никогда не навязываю ребенку роль, а наоборот поддерживаю его выбор и желание. А чтобы создать условия для этого, я ввела специальные карточки-схемы с изображением игры, ролей в игре. Свобода выбора при этом осуществляется через выбор игры и роли посредством карточек.  Такой способ помогает поощрять проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. (слайд с карточками). Так я провожу работу по развитию инициативы детей в игре, которая и обеспечивает становление целевых ориентиров.

Таким образом, хочется сказать, что для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе, обеспечение игрового времени и пространства, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]: Режим доступа www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html.

2. Комарова, Н.Ф. Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Н.Ф. Комарова. – М.: Скрипторий, 2010. – 100 с.

3. Непомнящая, Р.Л., Седж, Н.В. О недостатках в руководстве сюжетно-ролевыми играми [Текст]: // Дошкольное воспитание. - 2011.- №11.

Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Выступление на методическом объединении на тему " Организация сюжетно- ролевой игры в режиме дня дошкольника"

Сюжетно - ролевая игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому, столь активной для школьной педагогики является проблема использования игры дл...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ в соответствии ФГОС»

Доклад на тему: "Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ в соответствии ФГОС...

Интегрированное занятие (развитие речи, сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа

План-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме: Интегрированное занятие (развитие речи, сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детс...