Родительское собрание «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Блинова Елена Анатольевна

. Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого удовольствие. Существенную роль в этом направлении играют опыты и эксперименты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranieblinovva_e.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание
Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Задачи.

  1. Привлечь внимание и заинтересовать родителей развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
  2. Познакомить с опытами, играми – экспериментами проводимые в детском саду и дома.

План проведения.

1. Вступительное слово воспитателя.

2 Проведение опытов:

- с водой,

- воздухом.

3. Итог собрания.

Ход собрания.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие познавательно- исследовательской деятельности в детском саду и дома». Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к этой проблеме. Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, так, чтобы он получал от этого удовольствие. Существенную роль в этом направлении играют опыты и эксперименты.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.

Главное достоинство метода эксперимента заключается в том, что он действенный. Изучая, какой либо предмет ребёнок действует с ним и получает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации.

 В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.

Опыты способствуют развитию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, последовательность.

Задача взрослых – создать условия для формирования детского мировоззрения.

Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома. И сегодня я приглашаю вас в нашу научную лабораторию «Академия чудес», где я вас познакомлю с некоторыми занимательными опытами. А помогать мне в этом будут ваши дети. ( приглашаю детей)

Не будем терять время, начнем!

Но сначала отгадайте загадку:

Она – и туча, и туман.

 Она – ручей и океан.

Она летает и бежит

И стеклянной может быть. (Вода).

  Все говорят – она течет.

 Все говорят – она играет.

Она всегда бежит вперед,

 Но никуда не убегает. (Вода).

Самое удивительное вещество на земле – вода. Вы с водой хорошо знакомы: не раз шлёпали под дождём, разбрызгивая лужи, плескались в речке. Но давайте приглядимся к ней получше.  Вспомните какими свойствами обладает вода. Какая она? (прозрачная, без вкуса, без запаха, при нагревании испаряется, при низкой температуре замерзает, превращается в лёд) Кому она нужна? Ещё вода является хорошим растворителем, но не все вещества растворяются в воде. Давайте  в этом убедимся. Мы с ребятами провели опыт

«Растворение веществ»

В стаканах смешали воду с сахаром, солью, мукой и маслом. Просим отгадать в каком стакане, что растворили. Сделайте, пожалуйста, вывод.

Делаем вывод: вода растворяет сахар и соль, с мукой смешивается, а масло не растворяется в воде и не смешивается с водой.

«ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ»

Нам понадобится: глубокая тарелка, пять кубиков сахара, пищевой краситель, стакан питьевой воды.

Постройте на тарелке башню из кубиков сахара, поставив, их друг на друга. В стакане с водой разведите немного пищевого красителя, чтобы вода поменяла цвет. Теперь аккуратно вылейте немного жидкости в тарелку (не на башню!). Понаблюдайте, что происходит. Сначала окраситься основание башни, затем вода будет подниматься вверх, и окрашивать следующий кубик. Когда сахар пропитается водой – башня рухнет.

Вывод: вода является хорошим растворителем. Молекулы воды проникают в сахар и распространяются среди его молекул, смешиваясь с ними (это хорошо видно по тому, как меняется цвет сахара). К тому же молекулы воды очень сильно притягиваются друг к другу, что помогает им подниматься вверх по башне.

А сейчас в нашей «Академии чудес» - переменка. Предлагаю разминку.

Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре, пять!

Начинаем приседать.

Влево-вправо повернулись

И друг другу улыбнулись.

Наклонились вперёд,

А теперь наоборот.

И ещё разок вперёд

И опять наоборот.

Потянулись, удивились

И на место возвратились

А сейчас я предлагаю отгадать другую загадку:

Он вокруг, его невидим, только всем необходим: 
Людям, мячикам и шинам, водолазу, под водой. 
Птичке, рыбке, и машинам, вот загадочный какой.

Правильно, это воздух. Для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

-Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

-Что мы с вами вдохнули? (воздух)

-А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

-Что вы почувствовали, когда не дышали? Вам было комфортно? (плохо)

-Какой вывод можно сделать?

- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

Р, давайте вспомним с вами свойства воздуха (ответы детей и родителей).

Свойства воздуха:

  • Воздух невидим; Он невидимка. А где находится воздух? Р, давайте докажем родителям, что он везде, поймайте воздух. (пакетами).
  • Воздух не имеет вкуса;
  • Воздух не имеет запаха, но может запахи передавать;
  • Воздух очень легкий;
  • Воздух всегда в движении;

Ведущий: Р, как вы думаете, а что легче: воздух или вода? Давайте проверим.

Уважаемые родители, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить это свойство.

Опыт называется «Пузырьки спасатели».

Родители подходят к столу, на котором стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина или изюма.

Ведущий: Налейте, пожалуйста, в стакан минеральную воду, сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Родители выполняют задание.)

Ведущий: Почему пластилин падает на дно? (Ответы родителей.)

Ведущий: Правильно, пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.

Ведущий: Что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему? (Ответы родителей.)

Ведущий: Правильно, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не "выдохнется". По этому принципу всплывает и поднимается настоящая подводная лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться - мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается, и рыба всплывает.

Ведущий: Какой мы можем сделать вывод (Ответы родителей (Воздух легче воды; вода легче пластилина, пластилин тяжелее воздуха и воды)

Ведущий: Уважаемые родители, я предлагаю Вам провести ещё один опыт с водой и выяснить

Опыт№2 - Можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку?

   -Возможно ли это, давайте выясним.    

- Убедитесь, пожалуйста, что салфетка на дне стакана сухая.

- А теперь, переворачиваем стакан вверх дном и погружаем осторожно в воду, не наклоняя стакан до самого дна ёмкости.

- Далее поднимаем его из воды, даём воде стечь, не переворачивая стакан.

- Определите, намокла ли салфетка или не намокла, и объясните, что помешало воде намочить её (воздух в стакане).

- А, что произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан?

- Давайте попробуем.

- И так, что же произошло? (Пузырьки воздуха вышли, а их место заняла вода, салфетка намокла).

Ведущий: А теперь я хотела бы предоставить вашему вниманию интересные эксперименты, которые в виде игры можно сделать дома. Это будут простые опыты, не требующие специальных знаний и подготовки. Как вы думаете, с какими веществами увлекательно и безопасно проводить домашние опыты для детей дошкольного возраста? (Ответы родителей.)

Ведущая: Правильно.

  1. Во-первых, с водой. В ней можно растворять разные вещества и наблюдать проявление их свойств.
  2. Во-вторых, с воздухом.
  3. И, наконец, со всеми подручными средствами: мылом

Ведущий: Уважаемые родители, я предлагаю вам простой и занимательный

Опыт : Цветы лотоса.

Понадобится: цветная бумага, ножницы, карандаш, тарелка с водой.

Может ли бумажный цветок ожить? Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Вы увидите, как он вздохнет, помедлит — а потом начнет раскрывать свои лепестки, словно настоящий цветок, распускаться. Это не фокус. Это красивый опыт, придуманный наблюдательным человеком. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Одна из самых веселых, романтичных, простых и увлекательных затей – мыльные пузыри. Причем, эта забава увлечет детей и взрослых, зимой и летом, дома, во дворе и за городом, и одного ребенка, и большую разновозрастную компанию. Что особенно приятно – купить пузырек с раствором для мыльных пузырей можно недорого, а самим сделать домашние мыльные пузыри еще проще. Причем оперативно и в любом объеме.

Рецепт домашних мыльных пузырей из жидкости для мытья посуды

Вам понадобится:

1/2 стакана жидкости для мытья посуды (только не для посудомоечных машин!),

2 стакана воды,

2 чайные ложки сахара.

Тщательно перемешайте все вещества. Готово! Вместо сахара можно использовать 1-2 столовые ложки глицерина. А если поставите раствор на сутки в холодильник, пузыри будут получаться знатными!

Ведущий: Занимательные домашние опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными к явлениям природы, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе. 

Заключение:

Уважаемые родители вы наглядно убедились, что все это очень несложно, все это вы можете повторить дома вместе с детьми, для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Закончить нашу встречу мне хочется просмотром небольшого фильма на тему: «Наши опыты и эксперименты в детском саду». Просмотр фильма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Задачи.Привлечь внимание и заинтересовать родителей развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.Познакомить с опытами, играми – экспериментами проводимые в детском саду...

Родительское собрание на тему: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самос...

Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самос...

«Развитие познавательно — исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Задачи.Привлечь внимание и заинтересовать родителей развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.Познакомить с опытами, играми – экспериментами проводимые в детском саду...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада «В гости к воде»

Развитие у детей познавательной активности, любознательности через исследовательскую деятельность....

Родительское собрание. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Родительское собрание. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома» Задачи.Привлечь внимание и заинтересовать родителей развити...

Родительское собрание. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

Привлечь внимание и заинтересовать родителей в развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников старшего дошкольного возраста...