Главные вкладки

    Родительское собрание на тему: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»
    материал (старшая группа) по теме

    Князева Марина Андреевна

    Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie_razvitie_pozn-issled._deyat_1.docx22.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание

    Подготовила:

    воспитатель М.А. Князева

    Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

    Цельпознакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников. Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.

    Задачи:

    1. Привлечь внимание и заинтересовать родителей развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.
    2. Познакомить с опытами, играми – экспериментами проводимые в детском саду и дома.

    План проведения:

    1. Вступительное слово воспитателя.

    2. Ход собрания сопровождается мультимедийной презентацией.

    Проведение опытов:

    - с водой,

    - воздухом.

    3. Итог собрания.

    Материалы для игр – экспериментов: стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина; воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы; четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа; молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватные палочки и столовая тарелка.

    Ход собрания

    Ведущий: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Развитие познавательно- исследовательской деятельности в детском саду и дома». Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к этой проблеме. Познавательно – исследовательская деятельность особенна тем, что ребенок познает объект, раскрывает его содержание в ходе практической деятельности с ним. Эксперименты и опыты развивают наблюдательность, самостоятельность, стремление познать мир, желание поставить задачу и получить результат, здесь проявляются творческие способности, интеллектуальная инициативность.

    «Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

    В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п.

    Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

    Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний с этическими правилами в жизни общества.

    Задача взрослых – создавая условия для формирования мировоззрения.

    Для расширения кругозора можно проводить интересные, занимательные и простые опыты, не требующие специального оборудования и дорогих материалов в детском саду и дома.

    С некоторыми занимательными опытами я Вас познакомлю.

    Уважаемые родители, с начало вспомните и назовите свойство воздуха (ответы родителей).

    Ведущая: Сейчас мы это проверим.

    Свойства воздуха:

    1. Воздух существует;

    2. Воздух невидим;

    3. Воздух не имеет вкуса;

    4. Воздух не имеет запаха, но может запахи передавать;

    5. Мы дышим воздухом;

    6. Есть ли вес у воздуха;

    7. Воздух очень легкий;

    8. Воздух легче воды;

    9. Горячий воздух легче холодного;

    10. Ветер – это движение воздуха;

    11. Воздух оказывает сопротивление движению предметов. Чтобы уменьшить это сопротивление предметам придают обтекаемую форму;

    12. Воздух давит на предметы во все стороны;

    13. Когда доступ воздуха к огню прекращен, огонь гаснет.

    Ведущий: Уважаемые родители, я предлагаю Вам провести опыт с воздухом и выявить его свойство. Опыт называется «Пузырьки спасатели».

    Родители подходят к столу, на котором стаканы с минеральной водой, мелкие кусочки пластилина.

    Ведущий: Налейте, пожалуйста, в стакан минеральную воду, сразу бросьте в нее несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зернышки. (Родители выполняют задание.)

    Ведущий: Почему пластилин падает на дно? (Ответы родителей.)

    Ведущий: Правильно, пластилин тяжелее воды, поэтому тонет.

    Ведущий: Что происходит на дне; почему пластилин всплывает и снова падает? Что тяжелее и почему? (Ответы родителей.)

    Ведущий: Правильно, в воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; потом пузырьки воздуха выходят из воды, а тяжелый пластилин снова опускается на дно.

    Ведущий: Какой мы можем сделать вывод (Ответы родителей.)

    Ведущий: Уважаемые родители, вспомните и назовите свойства песка. (Ответы родителей.)

    Ведущий: Правильно! Когда дети в своих играх знакомится с песком, они узнают его свойства:

    Сыпучий, рыхлый, рассыпчатый, может пропускать воду, двигается, изменяет свои свойства под воздействием воды

    Ведущий: Я предлагаю Вам вспомнить и назвать игры с песком из вашего детства? (Ответы родителей.)

    Ведущий: Одни из самых любимых опытов у детей, являются опыты с водой. Дети узнают, где в природе есть вода и какими свойствами она обладает, значение воды, кому она нужна для жизни, как человек использует воду.

    Ведущий: Уважаемые родители, я предлагаю Вам провести опыт с водой и выявить его с свойство. Опыт называется «Вода принимает форму сосуда, в который она налита».

    Родители подходят к столу, на котором воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска, резиновые перчатки, ковшики одинокого размера, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы.

    Ведущий: Может ли вода иметь какую – то форму? (Ответы родителей.)

    Ведущий: Как это проверить? (Ответы родителей.)

    Ведущий: Какой формы эти сосуды? (Ответы родителей.)

    Ведущий: Давайте заполним их водой.

    Ведущий: Чем удобнее наливать воду в узкий сосуд? (Ответы родителей.)

    Родители наливают во все сосуды по два ковшика воды и определяют, одинаковое ли количество воды в разных сосудах. Рассматривают, какой формы вода в разных сосудах. 

    Ведущий: Уважаемые родители, а теперь сделайте вывод. (Ответы родителей.)

    В период пребывания детей в детском саду мы будем проводить игры, которые позволят детям.

    1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира; об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей; о значимости воды и воздуха в жизни человека.

    2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.); со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину; с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление).

    3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; Воздух — его давление и сила; Почва — состав, влажность, сухость.

    4. Формируем выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

    5. Развиваем эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

    Ведущий: А теперь я хотела бы предоставить вашему вниманию интересные научные эксперименты, которые в виде игры можно сделать дома. Это будут простые опыты, не требующие специальных знаний и подготовки. Проводить их необходимо все же исключительно в присутствии взрослых во избежание непредвиденных ситуаций, опасных для жизни детей. Как вы думаете, с какими веществами увлекательно и безопасно проводить домашние опыты для детей дошкольного возраста? (Ответы родителей.)

    Ведущая: Правильно.

    1. Во-первых, с водой. В ней можно растворять разные вещества и наблюдать проявление их свойств.
    2. Во-вторых, с воздухом.
    3. И, наконец, со всеми подручными средствами: мылом, содой, солью, резиной и т.д.

    Ведущий: Уважаемые родители, для начала мы с вами проведем научные эксперимент с водой.

    Родителей приглашают к столу. На столе четверть стакана подкрашенной воды, четверть стакана подсолнечного масла и четверть стакана сиропа.

    Ведущий: Что произойдет, если всю жидкость слить в один стакан?

    Ответы родителей. Родители проводят эксперимент.

    Ведущий: В итоге эксперимента получилась следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осела на дно, посередине окажется вода, а масло всплывет наверх.

    Ведущий: Эксперименты для детей можно проводить дома с использованием обычного молока, создавая настоящую цветовую симфонию.

    Ведущий: Уважаемые родители, я предлагаю провести эксперимент.

    Родителей приглашают к столу. На столе немного молока, пищевые красители разных цветов, кусочек мыла, ватные палочки и столовая тарелка.

    Ведущий: Налейте в тарелку немного молока. Добавьте по капле пищевые красители различных цветов в центр тарелки. Красители можно купить в жидком виде или приобрести наборы в виде порошка, которые затем необходимо развести водой. Далее окуните ватную палочку в середину молока. Не смешивайте цвета! На другой конец ушной палочки капните жидкого мыла. Поместите намыленный конец палочки в центр тарелки и подержите 10-15 секунд. Посмотрите, какой взрыв цветов и красок!

    Ведущий: Занимательные домашние опыты способны много дать для развития детей дошкольного возраста. Научные опыты, проведенные в виде игры, учат детей быть любознательными, внимательными к явлениям природы, развивают эрудицию. В результате ребенок на наглядном примере усваивает те законы физики и химии, которые впоследствии будет проходить в школе. При этом вам не понадобятся дорогостоящие наборы химических веществ: всё необходимое вы найдете дома. Пытайтесь, наблюдайте, экспериментируйте!

            В конце собрания воспитатели предлагают буклеты с описанием опытов «Исследуем вместе».

     

    Список литературы и интернет источники:

    1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2008 -128с,, ил.- (Библиотека программы «ДЕТСТВО»).

    2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О.В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. (Ребенок в мире поиска).

    3. http://steshka.ru/domashnie-nauchnue-eksperimenty-i-opyty-dlya-detej-s-vodoy-i-ne-tolko


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание на тему: «Использование нестандартного оборудования по физической культуре в детском саду и дома»

    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6834981","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"339","style":"width: 200px; height: 141px;","width":"480"}}]]В наше современное ...

    Родительское собрание на тему: «Использование нестандартного оборудования по физической культуре в детском саду и дома»

    Цель. Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада....

    Родительское собрание Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

    Задачи.Привлечь внимание и заинтересовать родителей развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.Познакомить с опытами, играми – экспериментами проводимые в детском саду...

    Родительское собрание в старшей группе. Тема: «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

    Познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самос...

    Родительское собрание «Развитие познавательно - исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

    . Детство – это радостная пора открытий. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, та...

    Родительское собрание на тему: «Использование нестандартного оборудования по физической культуре в детском саду и дома»

    Цель. Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада....

    «Развитие познавательно — исследовательской деятельности у дошкольников в детском саду и дома»

    Задачи.Привлечь внимание и заинтересовать родителей развитии познавательно- исследовательской деятельности у дошкольников.Познакомить с опытами, играми – экспериментами проводимые в детском саду...