Главные вкладки

    Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа
    статья (старшая группа) на тему

    Кокова Наталья Сергеевна

    Приобщение детей дошкольного возраста

    к традициям и культуре хакасского народа

    Приобщение нового поколения к национальной культуре является эффективным средством формирования у детей патриотических чувств и развитие духовности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

    Задача нашего педагогического коллектива - организовать подлинный диалог личности и культуры, диалог как способ и средство их встречи, взаимопроникновения, общения, в котором личность и культура говорят на одном языке – языке смыслов. Решается эта задача не только через приобщение к миру прекрасного (выставки, праздники, игры), но и через культуру общения. Ребенок<—>взрослый.

    Педагогические условия по приобщению дошкольников детского сада к национальной культуре, касающиеся организации педагогического процесса, включают следующее: преемственность в работе воспитателей, их содружество с музыкальным руководителем, также всеми сотрудниками детского сада; улучшение оснащенности педагогического процесса; тщательный отбор познавательного материала, в том числе народных сказок, пословиц и поговорок; индивидуальный подход к детям. В своей работе мы опираемся на методическое пособие «Приобщение детей к культуре хакасского народа» Кириченко И.И., Боргоякова Т.А..

    Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в детском саду мини – музея «Юрта». Мини – музей предоставляет возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

    По мере освоения детьми материала, музей пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагаются иллюстрации к сказкам и легендам хакасского народа, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, фотографии растительного и животного мира Хакасии и др. Дети многое узнают о быте и жизни хакасского народа.

    Народный праздник, проводимый в детском саду, является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. В процессе работы над праздником, дети много узнают о хакасских обычаях, традициях.

    После дня осеннего равноденствия у хакасов особое внимание уделялось старикам, заботились о людях старшего поколения, начинался месяц Хуртуйах ай (месяц стариков). Почитание стариков при их жизни становилось на особое место, заключая в себе мощный потенциал этнопедагогических ценностей. На этот праздник приглашаются бабушки и дедушки ребят. Дети поют о них, дарят подарки, сделанные своими руками. Этот праздник наполнен общечеловеческим содержанием - уважением к сединам, а также близким прикосновением к истории нашей Родины.

    Подготовка, в виде бесед и народных игр, проходит в преддверии праздника хакасского народа “Чыл Пазы” (Хакасский новый год). При проведении этого праздника мы включаем ритуалы: Почитания огня, Очищения души, Почитания священной берёзы. На этих праздниках завязываем с детьми на берёзу чалама (ленточки трёх цветов), загадывая желания.

    Красивы и мудры ритуалы в праздниках. Они учат любви к природе, трудолюбию, вниманию к людям, почитанию старших. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. И чтобы воспитать в человеке внутреннюю красоту, культуру, надо воспитать в нём уважение к культуре другого народа.

    Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

    Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями.

    Используя народные игры, мы рассказываем детям о жизни хакасского народа, показываем иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей очень интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.

    В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

    Играя с куклами, знакомим детей с национальными костюмами и их деталями (хакасское платье, хакасская рубаха, пого и т.д.), в играх со строительным материалом — с особенностями постройки жилища хакасского народа. Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях, образе жизни, культуре народа. Представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье.

    Все мероприятия проводим вместе с родителями. Это сплачивает не только детей, но и родителей, а также играет огромную роль в становлении национального самосознания ребёнка. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформлении интерьера групп, в благоустройстве территории детского сада. Советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения, толерантности, правовой культуры.

    Таким образом, воспитание толерантной личности есть и будет одними из главных составляющих воспитания маленького гражданина.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Приобщение детей дошкольного возраста

    к традициям и культуре хакасского народа

    Приобщение нового поколения к национальной культуре является эффективным средством формирования у детей патриотических чувств и развитие духовности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

    Задача нашего педагогического коллектива - организовать подлинный диалог личности и культуры, диалог как способ и средство их встречи, взаимопроникновения, общения, в котором личность и культура говорят на одном языке – языке смыслов. Решается эта задача не только через приобщение к миру прекрасного (выставки, праздники, игры), но и через культуру общения. Ребенок•—•взрослый.

    Педагогические условия по приобщению дошкольников детского сада к национальной культуре, касающиеся организации педагогического процесса, включают следующее: преемственность в работе воспитателей, их содружество с музыкальным руководителем, также всеми сотрудниками детского сада; улучшение оснащенности педагогического процесса; тщательный отбор познавательного материала, в том числе народных сказок, пословиц и поговорок; индивидуальный подход к детям. В своей работе мы опираемся на методическое пособие «Приобщение детей к культуре хакасского народа» Кириченко И.И., Боргоякова Т.А..

    Для гармоничного включения процесса передачи этнокультурного наследия в систему освоения личностью нравственных, этических и культурных ценностей, стало необходимым создание в детском саду мини – музея «Юрта». Мини – музей предоставляет возможность наладить диалог ребенка с культурным наследием прошлого и настоящего.

    По мере освоения детьми материала, музей пополняется и обновляется новым материалом. Детям предлагаются иллюстрации к сказкам и легендам хакасского народа, куклы в национальных костюмах, народные игрушки, фотографии растительного и животного мира Хакасии и др. Дети многое узнают о быте и жизни хакасского народа.

    Народный праздник, проводимый в детском саду, является для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми, любимые в народе праздники, мы воздействуем на эмоциональную сферу детей и оставляем в их памяти глубокий след. В процессе работы над праздником, дети много узнают о хакасских обычаях, традициях.

    После дня осеннего равноденствия у хакасов особое внимание уделялось старикам, заботились о людях старшего поколения, начинался месяц Хуртуйах ай (месяц стариков). Почитание стариков при их жизни становилось на особое место, заключая в себе мощный потенциал этнопедагогических ценностей. На этот праздник приглашаются бабушки и дедушки ребят. Дети поют о них, дарят подарки, сделанные своими руками. Этот праздник наполнен общечеловеческим содержанием - уважением к сединам, а также близким прикосновением к истории нашей Родины.

    Подготовка, в виде бесед и народных игр, проходит в преддверии праздника хакасского народа “Чыл Пазы” (Хакасский новый год). При проведении этого праздника мы включаем ритуалы: Почитания огня, Очищения души, Почитания священной берёзы. На этих праздниках завязываем с детьми на берёзу чалама (ленточки трёх цветов), загадывая желания.

    Красивы и мудры ритуалы в праздниках. Они учат любви к природе, трудолюбию, вниманию к людям, почитанию старших. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место в окружающем мире. И чтобы воспитать в человеке внутреннюю красоту, культуру, надо воспитать в нём уважение к культуре другого народа.

    Одним из эффективных, увлекательных и доступных для детей дошкольного возраста средством приобщения к национальной культуре является народная игра.

    Народная игра - важнейший способ передачи богатства традиции от одного поколения к другому. Она направлена на познание окружающей действительности, усвоение обычаев, традиций, обрядов своего народа, а также овладение необходимыми для жизни умениями и навыками. Кроме того, народные игры, приобщая детей к национальной культуре, заражают их положительными эмоциями.

    Используя народные игры, мы рассказываем детям о жизни хакасского народа, показываем иллюстрации, отражающие культуру народа, предметы быта и искусства. Для детей очень интересны игры, отражающие традиционные обычаи народа. Они помогают детям лучше узнать национальный характер народа.

    В процессе игры формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом.

    Играя с куклами, знакомим детей с национальными костюмами и их деталями (хакасское платье, хакасская рубаха, пого и т.д.), в играх со строительным материалом — с особенностями постройки жилища хакасского народа. Подвижные народные игры, также дают представление детям об особенностях, образе жизни, культуре народа. Представляют собой универсальное средство воспитания, поскольку они не только воспитывают ум ребенка, но и закаляют его нравственно и физически, укрепляют здоровье.

    Все мероприятия проводим вместе с родителями. Это сплачивает не только детей, но и родителей, а также играет огромную роль в становлении национального самосознания ребёнка. Родители принимают участие в экскурсиях, оказывают помощь в оформлении интерьера групп, в благоустройстве территории детского сада. Советуем родителям и такие формы привлечения детей к общественной жизни, как прогулки и экскурсии с целью знакомства с историческими местами, памятниками, музеями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирования у него нравственных форм поведения, толерантности, правовой культуры.

    Таким образом, воспитание толерантной личности есть и будет одними из главных составляющих воспитания маленького гражданина.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Приобщение детей дошкольного возраста к народной игровой культуре: подвижные игры народов мира.

    Народные игры (независимо от того, какому народу они принадлежат) в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования личности, сочетающей в себе д...

    "Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"

    Цель: продолжать формировать представление у детей о малой Родине, в которой живут русские, украинцы, татары с их обычаями и традициям.Задачи: формировать толерантное отношение к людям разных национал...

    Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры посредством пальчикового театра .

    Данная консультация для педагогов.Есть хорошая пословица: «Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло».В Мудрости этих слов вряд ли можно сомневаться. Наша цель – как можнораньше...

    Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора (Консультация для педагогов)

    На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценно...

    «Использование национальных подвижных игр в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края»

    Выступление на педагогическом совете на тему :"Использование  национальных подвижных игр  в приобщении детей дошкольного возраста к традициям и обычаям народов родного края"...