Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры посредством пальчикового театра .
консультация (младшая группа)

Данная консультация для педагогов.

Есть хорошая пословица: «Дитятко, что тесто, как замесил, так и выросло».

В Мудрости этих слов вряд ли можно сомневаться. Наша цель – как можно

раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности. И тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного  возраста к традициям русской культуры посредством пальчикового театра ( по мотивам русско-народных сказок).
                   

               Сказка- великая духовная культура народа,          которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

        А.Н. Толстой

На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценностей. С момента рождения человек попадает в определённую культурную среду со своей системой ценностей и требований реальной жизни.

В современном мире акценты в определении жизненных ценностей сместились в сторону  материального благополучия, ушли в тень духовно- нравственные вопросы, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших

предков.

 И сейчас, как никогда, важно обеспечить нравственное воспитание подрастающего поколения, противостоять бездуховности, с раннего детства приобщать ребёнка к истокам культуры русского народа.
Задачами приобщения детей к культурным традициям русского народа является:

-  Знакомство детей с малыми фольклорными формами (сказками, потешками, песнями, пословицами, поговорками и т. п.);

 - Развитие интереса к праздникам и русским традициям;

 - Воспитание любви и уважения к родине, чувства патриотизма, гордости за русскийнарод.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.

Мы всё чаще замечаем что не все дети умеют общаться друг с другом , некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.

Как же ввести дошкольников в мир русской культуры?

Для решения данной проблемы была взята тема по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как сказки прочно вошли в детский быт малыша, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе маленького ребенка; близка его мышлению, представлению.

Сказка имеет огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение. Народные сказки раскрывают  меткость и выразительность языка, показывают как, богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в победе добра над злом. Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми .

Из этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.

Благодаря сказкам, дети не только учатся мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растут духовно, совершенствуются, становятся мудрее.

Читая детям,  русские народные сказки  на занятиях по развитию речи, используются разнообразные методы и приемы, но более эффективным (как показывает практика) является практический метод, а именно театрализованная деятельность.

         "Театр - это волшебный край, в котором ребенок                                       радуется, играя, а в игре он познает мир" – это слова С.И. Мерзляковой.

 Именно театрализованная деятельность (как один из видов игровой деятельности) способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей. Дошкольники с удовольствием включаются в игру, воплощают образы, превращаются в артистов.

Игра - дело серьезное, но и веселое тоже. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи. К тому же, игры драматизации позволяют решать одновременно несколько задач: развитие речи и навыков театрально исполнительской деятельности, созданию атмосферы творчества, социально эмоциональному развитию детей, и многое другое.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя.  Театрализованная деятельность позволяет решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе.

 Я обратила внимание на то, что у детей улучшается настроение, уверенность в себе, чувствуют они себя свободнее, раскованнее, общаются доверчивее. Приобретенные умения в театрализованных играх дети переносят в повседневную жизнь - это и песни, и танцы, и стихи.

Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.

 "Рука - это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель.

 "Рука - это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому именно такой вид театрализованной деятельности как, пальчиковый театр имеет большое значение для развития ребенка.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Кисти рук становятся  подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Пальчиковый театр:

- стимулирует развитие мелкой моторики;

- знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

- помогает развивать пространственное восприятие (понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т.д.);

- развивает воображение, память, мышление и внимание;

- помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;

- формирует творческие способности и артистические умения;

- знакомит с элементарными математическими понятиями.

Так же пальчиковый кукольный театр развивают у ребенка любознательность, воображение, коммуникабельность, интерес к творчеству, помогают справиться с застенчивостью, способствуют развитию памяти, внимания, усидчивости, расширению кругозора.

Старшие дети вместе со взрослыми принимают участие в показе пальчикового спектакля малышам, где они учатся работать в коллективе и где воспитывается доброе отношение к малышам.

Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. А жизнь дошкольников в детском саду обогащается за счет интеграции игры и ознакомления с художественной литературой, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

Я решила создать небольшой пальчиковый театр из фетра по самым первым и родным сказкам для ребят: « Теремок», « Репка» , «Рукавичка», « Курочка Ряба», «Колобок» . Для ребят постарше я выполнила из фетра авторскую сказку « Три поросенка».

Дети с огромным интересом слушают, повторяют реплики героев, пытаются самостоятельно обыгрывать тот  или иной сюжет сказки. У каждого ребенка есть свой  любимый персонаж .

Видя ребенка в процессе театрализации , замечаешь , как открывается удивительный внутренний мир каждого ребенка, который незаметен и неощутим в обыденности.  

                Научите ребёнка любить сказки.

Пусть волшебство и чудеса они переносят в реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступками!

                                       Используемая литература.

1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателя детского сада. М., 1999.

2. Алябьева Е. А. «Нравственно- этические беседы и игры с дошкольниками». М. ТЦ Сфера 2004 год.

3. Истомина З.М. Влияние словесного образца и наглядного материала на развитие речи ребенка-дошкольника. Изв. АПН РСФСР. 1966.

4. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей. М., 1982.

5. Леушина А.М. Развитие связной речи дошкольников. М., 1941.

6. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр // Дошкольное воспитание. 2007. №1.

7. Сохин Ф.А. Осознание речи старшими дошкольниками. Подготовка детей к школе в детском саду. М., 1978.

8. Ушакова О. С. «Знакомим дошкольников с литературой» ТЦ Сфера 1998год.

9. Шурочкина И.С. Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя. 2008. №3.

10. Шарыгина Т. А. «Беседы о хорошем и плохом поведении». М. ТЦ Сфера 2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства».

Методическая разработка «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства» дает развитие ребенка в различных областях: это и патриоти...

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям и культуре хакасского народа

Приобщение детей дошкольного возрастак традициям и культуре хакасского народаПриобщение нового поколения к национальной культуре является эффективным средством формирования у детей патриотических чувс...

Приобщение детей дошкольного возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора (Консультация для педагогов)

На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценно...

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры Квасникова А.В.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской ПРЕЗЕНТАЦИЯ Квасникова А.В....

Приобщение детей раннего возраста к традициям русской культуры средствами малых форм фольклора

На современном этапе широко обсуждается проблема духовного возрождения общества, что обусловлено, прежде всего, социальными запросами, необходимостью приобщения детей к системе нравственных ценно...

Доклад тема Приобщение детей дошкольного возраста к традициями и культуре народов мордовии

В дошкольном возрасте важно приобщение к истории и национальному культурному наследию. В этот период начинает развиваться чувства и черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим нар...