Проектирование социальной ситуации, направленной на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе
методическая разработка на тему

Шевцова Кристина Сергеевна

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. 

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализация является ключевым понятием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и определяется, как процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Понятие «социализация» рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием «коммуникация» - процесс обмена информацией между субъектами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 00024637-4ea512db.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Города Ростова – на – Дону «Детский сад №235»

Шевцова Кристина Сергеевна

Проектирование

Социальной ситуации, направленной на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Г Ростов-на-Дону 2018 г

Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Педагоги и родители как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. Кроме того, построение и формирование высших форм психической деятельности совершается именно в процессе социализации.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализация является ключевым понятием образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» и определяется, как процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Понятие «социализация» рассматривается в тесной взаимосвязи с понятием «коммуникация» - процесс обмена информацией между субъектами.

Цель:  усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.

Задачи:

  • Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
  • Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  • Формирование способности становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей.
  • Формирование  уважительного отношения  и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в коллективе, позитивные установки к различным видам труда и творчества.
  • Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе; готовность к совместной деятельности со сверстниками

Ожидаемый результат:

-дошкольник овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-дошкольник обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-дошкольник обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-дошкольник достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

-у дошкольника развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-дошкольник способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

Младший дошкольник остро нуждается в эмоциональном контакте с взрослым, в познавательном общении с ним; во внимании взрослого к своим вопросам и максимально полных ответах на них. Кроме того, на данном возрастном этапе ребенку необходимо общение со сверстниками в совместной деятельности. Наряду с этим, ребенок 3-5 лет способен взаимодействовать в сообществе сверстников, созданном на основе общей деятельности (игры, коллективной работы). Саму деятельность ребенок тоже способен выбирать, в соответствии со своими предпочтениями – ведь теперь у него начали складываться интересы, ценностные ориентации. Кроме того, он начинает осознавать собственное «Я».

К старшему дошкольному возрасту у ребенка формируется потребность в устойчивых дружеских взаимоотношениях со сверстниками; в сопереживании, взаимопонимании, эмоциональной близости с ними; в уважении и сопереживании со стороны взрослых. Он способен общаться, ориентируясь на взаимосвязи в социальном мире; иметь устойчивые дружеские объединения для игры и реализации других общих интересов; проявлять на высоком уровне коммуникативные умения и более гибко их использовать; осознать свое социальное «Я».

Поскольку речь идет о таком сложном процессе как социально-коммуникативное развитие, отметим, что осуществляется этот процесс во взаимодействии: взрослого с ребенком, ребенка со сверстником. Причем, как уже отмечалось выше, взаимодействие это может быть как стихийным, так и специально организованным.

Социально-коммуникативное развитие в режимных моментах.

Повседневная жизнь дошкольника насыщена различными видами детской деятельности.

Режим дня, как способ рациональной организации жизнедеятельности детей, дает педагогу уникальную возможность выстраивать общение с воспитанниками, направлять коммуникативное взаимодействие детей между собой в ходе различных видов деятельности.

Сам по себе режим дня оказывает социализирующее влияние на дошкольника: он учится подчиняться общим правилам, переходить от одного вида деятельности к другому, выполнять просьбы и поручения воспитателя. Кроме того, существуют формы, методы и приемы, помогающие оптимизировать процесс социально-коммуникативного развития воспитанников. Приведем несколько примеров:

1) ритуалы и традиции, которые педагог вводит, иногда заранее обговаривая это, иногда просто повторяя ритуал изо дня в день, пока дети не усвоят его.

Примеры:

- символика группы: это могут быть эмблема, гимн, флаг, отличающие ее от других групп детского сада;

- правила группы;

- утро радостных встреч, когда в группе принято, например, здороваться за руку или приветствовать друг друга, говоря что-то приятное;

- «минутка шалости» и «минутка тишины».

- читательский день – один день в неделю, когда кто-то из детей приносит свою любимую книгу, все вместе ее читают и обсуждают;

- день любимой игрушки – один день в неделю, когда разрешается приносить любимую игрушку из дома;

2) условные сигналы, обозначающие переход от одного вида деятельности к другому:

- воспитатель звонит (или поручает дежурному) в звонок, когда начинаются занятия;

- воспитатель или дежурный стучат в бубен, когда пора идти на утреннюю зарядку

- фраза воспитателя, сообщающая детям о том, что начинается интересная игра, например, «Я ребят своих зову в интересную игру» и т.д.

3) социальные дистанции:

- повязка у дежурного по столовой, по занятиям;

- руль (любая другая игрушка) тому, кто ведет строй на физкультуру, на прогулку;

- флажок у того, кто замыкает строй.

Социально-коммуникативное развитие в игровой деятельности.

Жизнь ребенка в дошкольном учреждении наполнена различными видами деятельности, одно из основных мест среди которых, безусловно, занимает игра. В каждом из видов игр (сюжетно-ролевая, строительная, театральная, дидактическая, подвижная, музыкальная, игра-забава), ребенок учится.

Когда дошкольник овладевает игрой на уровне самостоятельности, игра превращается из предмета познания в самодеятельность ребенка – творческую форму выражения его индивидуальности.

1. Сюжетно-ролевая игра – одна из важнейших форм социализации дошкольника, поэтому от умелого руководства педагога зависит эффективность работы в данном направлении.

Важно соблюдать ряд требований, способствующих эффективному руководству игрой:

- игру нужно организовывать так, чтобы в каждом ее виде предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям (цель ставит воспитатель перед собой, но не перед детьми);

- необходимо содействовать накоплению у дошкольников представлений об образцах для подражания (герои, люди разных профессий, спортсмены, артисты и т.д.);

- необходимо продумывать средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство) – только в этом случае игра станет средством социализации, а не простой забавой;

- игра – «лаборатория познания» педагогом своих воспитанников;

- организация детской игры должна быть направлена на то, чтобы каждый ребенок приходил к ее результату – оценке и самооценке созданного образа.

2. Коммуникативные игры – игры, в ходе которых для выполнения игрового действия необходим речевой, тактильный или иной контакт взрослого с ребенком, детей между собой. Таких игр достаточно много, это игры различной степени подвижности, к ним можно отнести некоторые хороводные игры, много среди них словесных и ролевых игр (примеры – в приложении 1).

3. Игры с правилами – здесь дошкольник не только получает удовольствие от процесса игры, но и обязан соблюдать правила, заданные взрослым, обговоренные со сверстниками или предусмотренные самой игрой. Ребенок запоминает правила, действует в соответствии с ними, контролируя свои действия и действия сверстников, учится эмоционально приемлемо оценивать результат игры, принимать успех и неудачу. В таких играх активно формируется адекватная самооценка, развиваются различные социальные представления.

Социально-коммуникативное развитие в организованной образовательной деятельности.

1. Организованная образовательная деятельность (занятие) – форма, предусматривающая общение взрослого с детьми, детей между собой. В ходе занятий происходит образовательное взаимодействие, при котором его участники обмениваются информацией, обсуждают и анализируют ее, учатся применять полученные знания на практике.

2. Опытно-экспериментальные методы (технология ТРИЗ, метод проектов) – такие методы позволяют ребенку включиться в определенную систему получения знаний, и ведут к появлению новых типов отношений между ребенком и социальным окружением.

Деятельность в ходе реализации проекта направлена на результат, получаемый при решении значимой для ребенка проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого результата, воспитателю необходимо научить детей ставить цель, самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь организовать деятельность для получения результата. Обязательным условием является презентация проекта, где ребенок рассказывает: что изучали, где находили информацию, что и как сделано, какой получили результат.

Взаимодействие участников образовательного процесса в ходе реализации того или иного проекта – уникальная возможность для совместной познавательной деятельности. Педагог и дети, увлеченные познавательной и опытно-экспериментальной деятельности, тесно общаются друг с другом, вместе ищут способы решения поставленных задач, находят ответы на вопросы, вместе переживают радости и неудачи.

3. Коллективная деятельность сама по себе решает задачи, обеспечивающие успешную социализацию, формирование коммуникативных навыков, ведь дети учатся выполнять деятельность, направленную на достижение общей цели, договариваются между собой и распределяют обязанности; учатся помогать сверстнику в случае необходимости, проводить анализ результатов совместной деятельности.

4. Индивидуальное и подгрупповое взаимодействие педагога с ребенком направлено, прежде всего, на закрепление того или иного материала, работу с отстающими или часто болеющими детьми, в ходе чего осуществляется непосредственное общение, развитие коммуникативно-речевых навыков.

Приложение 1. Коммуникативные игры

Игра «Передай телеграмму» Чётное количество детей образуют круг. Двое игроков, стоящих друг против друга в середине полукруга, – «передатчик» и «приёмник». Начинает игру «передатчик»: пожимая одновременно левую руку ребёнку, стоящему от него справа, и правую руку ребёнку, стоящему слева, отправляет сообщение «приёмнику». Получив сообщение, «приёмник» говорит: «Телеграмму получил». Выигрывает та часть круга, которая сделает это быстрее.

Игра-упражнение «Наблюдательность» Водящий (определяется по считалке) выходит за дверь. Дети решают, о каком ребёнке они будут задавать вопросы (не более пяти). Если водящий угадывает, о ком идёт речь, то этот ребёнок становится водящим, если нет – считалкой выбирается новый.

Игра «Кто за кем?» Дети выстраиваются в колонну. Водящий запоминает, кто за кем стоит. Затем отворачивается и называет порядок построения. Усложнение игры: предложить детям перестроиться, а водящего попросить восстановить старый строй.

Игра «Просьба» Дети (в парах) просят друг у друга какой-нибудь предмет, используя вежливые слова, обращаясь к партнёру по имени, говоря ему комплименты и др. Выигрывает тот, кто наберёт больше предметов.

Игра «Такси» Дети (по двое) становятся внутри большого обруча и с противоположных сторон держат его в опущенных руках. Один ребёнок – водитель такси – стоит впереди, второй – пассажир – сзади. По сигналу они начинают ходить или бегать по дорожке в одном направлении, стараясь не задевать другие «машины». Через некоторое время водитель и пассажир меняются ролями. Затем воспитатель усложняет задание: дети двигаются в разных направлениях, делают остановки (место обозначено флажком), на остановках пассажиры меняются: один выходит из такси, другой заходит.

Игра-упражнение «Ласковое имя» Дети сидят в кругу, воспитатель предлагает им сказать, как их называют ласково дома. Затем воспитатель предлагает детям бросать друг другу мяч, называя сверстников «ласковыми» именами.

Упражнение «Давайте поздороваемся» Сначала дети называют разные словесные способы приветствия. Затем воспитатель предлагает поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, придумать собственный необычный способ приветствия.

Игра-упражнение «Ёлочка» Дети образуют круг. Один ребёнок (по желанию) с шишкой в руках становится в центр круга – это «ёлочка».

Инструкция ведущего. «Представьте себе, что скоро Новый год и нужно украсить ёлочку. Жаль, что у нас нет настоящих стеклянных шаров, мишуры, но мы можем повесить на ёлку волшебные игрушки, внутри которых спрятано что-то хорошее: крепкая дружба, весёлый смех, смелость, честность, ласковая улыбка. Пусть каждый из вас придумает такую игрушку, повесит её на ёлку и расскажет о ней всем детям».

Ведущий показывает, как нужно вешать игрушку: обязательно прикасаться к «иголкам» – телу ребёнка. Игра заканчивается хороводом вокруг ёлки.

Если ребёнок не может придумать игрушку, ведущий помогает. Желательно, чтобы в роли ёлочки побывал каждый ребёнок (при повторении игры в другие дни).

Упражнение-конкурс «Давайте хвалиться!» Дети сидят в кругу. Инструкция ведущего. «Сегодня у нас необычный конкурс – вы будете хвалиться соседом справа. Выиграет тот, кто сделает это лучше. Посмотрите внимательно на своего соседа. Подумайте, какой он, что умеет делать, что у него хорошо получается, например; Лена – очень умная, хорошо читает стихи, быстро бегает, весёлая».

После того как все дети похвалят своего соседа, определяют победителя. Можно обсудить, кому больше понравилось хвалить, а кому – слушать, что про него рассказывают.

Игра «Кактусы растут в пустыне…» Дети берутся за руки, ходят по кругу и говорят: «Кактусы растут в пустыне, кактусы растут в пустыне…» В центре круга стоит ведущий, периодически поворачиваясь в разные стороны. Неожиданно кто-нибудь из играющих выпрыгивает из круга и кричит: «Ой!» Он должен сделать это так, чтобы ведущий в этот момент его не видел, а соседние с ним игроки сразу сцепили руки.

Если ведущий заметит, что кто-то собирается выпрыгнуть, он дотрагивается до его плеча и спрашивает: «Что с тобой?» Играющий придумывает любой ответ, связанный с кактусом (например: «Я съела кактус, а он горький» или «Я наступил на кактус»), и остаётся в общем круге. Игра продолжается (главное условие – ответы детей не должны повторятся).

Игра «Медвежата на прогулке» Инструкция ведущего. «Вы все – маленькие медвежата, гуляете по лугу и собираете сладкую землянику. Один из вас – самый старший. Его задача – следить за остальными и быстро проверить, все ли медвежата на месте, то есть дотронуться до плеча каждого игрока».

Звучит весёлая музыка, дети ходят по комнате и изображают медвежат – переваливаются, делают вид, будто собирают ягоды. Когда музыка останавливается, ведущий объявляет, кто будет старшим медвежонком, и просит проверить, все ли на месте. После того как выяснится, что никто не потерялся, игра возобновляется. Через несколько минут ведущий назначает другого ребёнка старшим медвежонком. Игра продолжается до тех пор до тех пор, пока все дети не побывают в этой роли.

Тот, кто выполнит задание быстрее всех, объявляется самым лучшим старшим медвежонком. В конце игры ведущий объясняет, почему победитель смог выполнить задание лучше, чем остальные: он действовал спокойно и организованно.

Игра «Далеко-далеко, в густом лесу…» Инструкция. На вопрос ведущего «Далеко-далеко, в густом лесу… кто?» должен ответить только один игрок, например «лисята». Несколько ответов, произнесённых одновременно, ведущий не принимает и повторяет фразу ещё раз. Дети должны сами, без участия взрослого, договориться, кто будет отвечать. Когда получен единственный ответ, ведущий продолжает фразу: «Далеко-далеко, в густом лесу лисята… что делают?» Ответы принимаются по тем же правилам.

Если фраза станет достаточно длинной, можно начать игру сначала, но обязательно со слов «Далеко-далеко, в густом лесу…».

Игра «Кораблекрушение» Ведущий объявляет: «Мы плыли на большом корабле, и он сел на мель. Потом поднялся сильный ветер, корабль снялся с мели, но сломался. Шлюпок достаточно, а вот рация испортилась. Что делать?» Дети обсуждают создавшуюся ситуацию и рассматривают все возможные выходы из неё (обязательное условие – их должно быть несколько). Обсуждаются все варианты. Ведущему нельзя допустить раскола среди играющих (если дети разделятся на две группы и у каждой своё решение). Итогом обсуждения должен быть один выход из ситуации, естественно, благоприятный.

Игра «Пожарная команда» По считалке выбирается ведущий. Остальные игроки – пожарная команда. Ведущий отправляет их на задание – тушить пожар. Игроки должны бегать, суетиться и совершать какие-то беспорядочные действия. Задача ведущего –заставить их действовать организованно и выполнять его указания.

По окончании игры все пожарные по пятибалльной шкале оценивают поведение ведущего. Игра продолжается до тех пор, пока каждый из игроков не окажется на месте ведущего и не получит оценку «пожарных». Побеждает тот, кто наберёт больше баллов.

Игра «Фотограф» Выбирается ведущий – фотограф. Он должен сделать интересные фотографии игроков (по своему усмотрению). Кто-то может стать полицейским, кто-то актрисой, кто-то фокусником. Каждому персонажу фотограф предлагает принять соответствующую позу, при этом он должен действовать быстро и чётко. Игроки оценивают работу фотографа по пятибалльной шкале. Игра продолжается до тех пор, пока все ребята не побывают в этой роли. По количеству баллов выбирается лучший фотограф.

Игра-упражнение «По главной улице с оркестром» Для игры понадобится аудиозапись задорной и весёлой музыки. Воспитатель предлагает детям вспомнить, какие движения выполняет дирижер. Затем все встают в круг и начинают дирижировать воображаемым оркестром. При этом должны участвовать все части тела: руки, ноги, плечи и др.

Игра «Садовник» Каждый ребёнок выбирает себе название цветка. Ведущий начинает игру: «Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме…» – и называет один из цветков, выбранных детьми, например «кроме розы». «Роза» немедленно должна откликнуться: «Ой!» Ведущий или кто-то из игроков спрашивает: «Что с тобой?» «Роза» отвечает: «Влюблена». Тот же игрок или ведущий спрашивает: «В кого?» «Роза» отвечает, например: «В фиалку». Немедленно должна отозваться «Фиалка»: «Ой!» И т. д. Если цветок, который назвали, не откликнулся или сам «влюбился» в цветок, которого здесь нет, то он выбывает из игры. Игра начинается сначала.

Игра «Нос, рот» Дети сидят полукругом. Ведущий произносит: «Нос, нос, нос, нос…», при этом указательным пальцем дотрагивается до своего носа. Дети повторяют его действия. Ведущий вводит новое слово: «Нос, нос, рот…», но при этом прикасается не ко рту, а к другой части головы, например ко лбу или уху. Задача детей – дотронуться до той же части головы, что и ведущий, а не до той, которую он назвал. Тот, кто ошибётся больше трёх раз, выбывает из игры.

Игра «Продуктовая база» Ведущий – «директор продуктовой базы», один игрок – «директор магазина», остальные – «продавцы». К «директору продуктовой базы» приходит «продавец» и спрашивает, какие продукты есть в наличии. «Директор базы» называет ему определенный список, например: шоколад молочный, колбаса вареная, печенье песочное, масло подсолнечное, картофель свежий (у каждого ребенка будет свой список). «Продавец» должен всё запомнить и передать «директору магазина». Затем «директор магазина» вызывает другого «продавца» и называет продукты, которые надо приобрести на базе. Игра продолжатся до тех пор, пока все дети не побывают в роли «директора магазина» или «продавца». За каждый верно названный продукт игроки получают по одному баллу. Побеждает тот, кто наберёт больше баллов.

Приложение 2. Планирование работы по социально-коммуникативному развитию дошкольника

Задачи

Образовательное взаимодействие

педагога с детьми

Организация предметно-развивающей среды

Взаимодействие с семьей воспитанника

В режимных моментах

Индивидуальное и подгрупповое

Фронтальное (занятия, труд)

Усвоение дошкольником норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Утренний прием: утро радостных встреч (традиционное общепринятое приветствие)

Культурно-гигиенические процедуры (напоминание, показ)

Сюжетно-ролевые игры

Коммуникативные игры

Мультимедиа-презентация «Уроки этикета»

Просмотр мультфильмов: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Ох и Ах» и другие

Чтение художественной литературы

Проект «Символика группы»

Беседы, словесные игры на закрепление понятий

Чтение художественной литературы

Речевые занятия

Этические беседы

Фабульный сюжет

Продуктивная деятельность

Работа с дидактической игрушкой

Подбор иллюстраций, детских книг

Схемы «Одевайся по порядку», «Каждой вещи свое место», «Порядок сервировки стола»

Дидактическая игрушка (кукла, мишка и т.п.)

Беседы

Рекомендации по семейному чтению

Консультация «Моральные и нравственные ценности – дошкольнику»

Буклет «10 заповедей для родителей»

Итоговое событие

Литературный вечер «Что такое хорошо и что такое плохо с участием родителей

Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками

Индивидуальная работа во время утреннего приема.

Социальные знаки (повязка дежурного, руль или флажок у стоящего впереди ребенка).

Игры на прогулке (младшие дошкольники – под руководством педагога, старшие –

самостоятельно)

Коммуникативные игры

Сюжетно-ролевые игры

Беседы педагога с детьми, детей между собой под руководством педагога

Игры в парах и подгруппах

Словесные игры

День любимой игрушки

Инсценировки и театрализованные игры

Проект «Правила нашей группы» (педагог с детьми придумывает и оформляет общепринятые правила для детей и взрослых).

Этические беседы

Речевые занятия

Фабульные сюжеты

Коллективный труд, коллективная продуктивная деятельность

Подбор иллюстраций, детских книг

Схема «Ежели вы вежливы»

Правила группы

Дидактическая игрушка (кукла, мишка и т.п.)

Беседы

Папка-передвижка «Ежели Вы вежливы»

Индивидуальные консультации психолога

Буклеты «Капризный ребенок», «Воспитываем примером»

Итоговое событие

Совместный детско-родительский досуг «Культура поведения в семье и обществе»

Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

Утренний прием: личный пример, напоминание, объяснение

Условные сигналы (звонок к занятию, приглашение к игре в определенной форме и т.п.)

Культурно-гигиенические процедуры (напоминание, показ)

Сюжетно-ролевые и коммуникативные игры

Просмотр видеороликов, подготовленных родителями: «Я проснулся», «Я обедаю», «Я помогаю маме» и другие.

Выставка «Тема детства в русской живописи»

Беседа, словесные игры на закрепление понятий

Чтение художественной литературы

Упражнения на саморегуляцию

Самоанализ выполненной на занятии или в процессе труда деятельности, оценка процесса и результата (младшие дошкольники – под руководством педагога, старшие – самостоятельно)

Подбор иллюстраций

Схемы для самоанализа

Мультимедиа-презентации, видеоролики, мультфильмы

Деловая игра «Конфликт: плюсы, минусы, стили поведения»

Фото-конкурс «В мире детских эмоций»

Конкурс видеороликов «Я сам»

Итоговое событие

Детско-родительская интерактивная игра «А ну-ка, девочки, а ну-ка, мальчики!»

Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости

сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками

Работа с дидактической игрушкой (этические беседы, разыгрывание ситуаций, индивидуально и в парах)

Коммуникативные игры

Сюжетно-ролевые игры

Мультимедиа-презентация «Что я чувствую» с последующей беседой

Словесная игра «Продолжи предложение»

Выставка в мини-музее «Эмоции человека в живописи»

Беседа, словесные игры на закрепление понятий

Чтение художественной литературы

Обыгрывание ситуаций

Читательский день «Моя любимая книга»

Словесная игра «Продолжи предложение»

Беседы по картинам выставки «Эмоции человека в живописи»

Занятия по развитию речи, формированию коммуникативных навыков, обогащению активного словаря

Этические беседы

Фабульный сюжет

Подбор иллюстраций, детских книг о дружбе, взаимоотношениях детей

Атрибутика для сюжетно-ролевых игр

Мультимедиа-презентации, видеоролики, мультфильмы

Консультация «Развиваем эмоциональную отзывчивость в семье»

Конкурс творческих работ «Мой друг и я»

Итоговое событие

Детско-родительский праздник «Ярмарка эмоций» (совместно с психологом)

Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в детском саду

Беседы во время утреннего приема, на прогулке о семье, детском саде, родной стране, мире, планете

Сюжетно-ролевые игры

Мультимедиа-презентации: Моя семья, Моя группа, Наш детский сад

Обыгрывание ситуаций

Словесные игры

Игры в парах и подгруппах

Создание плаката «Наша группа» (продуктивная подгрупповая деятельность)

Этические беседы

Беседы о семье

Продуктивная деятельность «Моя семья»

Подбор иллюстраций, детских книг о семье

Атрибутика для сюжетно-ролевых игр

Мультимедиа-презентации, видеоролики, мультфильмы

Семейный проект «Генеалогическое дерево семьи»

Фото-конкурс «Как две капли»

Итоговое событие

Итоговый совместный праздник «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались»

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

Дежурство

Самообслуживание (одевание, раздевание, умывание в определенной последовательности)

Хозяйственно-бытовой труд

Труд в природе

Сюжетно-ролевые игры

Выставка в мини-музее «Труд человека в живописи»

Мультимедиа-презентации: «Профессии в мире искусств»

«Сельскохозяйственные профессии», «О тех, кто нас учит», «Рабочие профессии»

Мультфильмы «Кем быть», «Молочный Нептун», «Калейдоскоп профессий» и другие.

Беседы

Трудовые поручения

Проект «Какие бывают профессии»

Акция «Вторая жизнь старых вещей»

Дидактические игры, лото «Кому что нужно для работы», «Что лишнее»

Чтение художественной литературы

Беседы о профессиях

Продуктивные виды деятельности

Коллективный, ручной труд

Экскурсии на кухню, прачечную и т.д.

Подбор иллюстраций, детских книг о профессиях

Атрибутика для сюжетно-ролевых игр

Мультимедиа-презентации, видеоролики, мультфильмы

Семейный проект «Мамы и папы разные нужны, папы и мамы разные важны»

Семейная акция «Посадим вместе фруктовый сад»

Итоговое событие

Детско-родительский праздник «Ярмарка эмоций» (совместно с психологом)

Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Оздоровительные мероприятия

Беседы во время утреннего приема, на прогулке об основах безопасного поведения

Мультимедиа-презентации «Приключения Маши и Вити» (4 блока)

Просмотр мультфильмов:

1) о правилах дорожного движения: Торопышка, Две стороны дороги в школу, Изучаем дорожные знаки с паровозиком Шоном и другие;

2) о безопасном поведении: Правила поведения при пожаре; Правила безопасного поведения в городе; Правила поведения на природе и другие.

3) о правах детей.

Проект «Неделя дорожной азбуки»»

Проект «Такое непростое простое яичко»

Беседы

Разыгрывание ситуаций

Театрализованные игры, игры-драматизации, кукольный театр «Би-ба-бо»

Проект «Неделя правовых знаниц»

Серия занятий познавательно-речевых занятий: «Бережем свое здоровье», «Безопасный отдых на природе», «Безопасность на дорогах», «Семейное благополучие», «Первая помощь».

Беседы о безопасности в природе, дома, в общественных местах

Пример: беседы по книге «Рассказы Феи Осторожность для больших и маленьких»

Г.Трафимовой

Подбор иллюстраций, детских книг о безопасном поведении, о правах ребенка

Мультимедиа-презентации, видеоролики, мультфильмы

Стенд «Воспитываем маленького пешехода»

Буклет «Дородная азбука – дошкольнику»

Семейная викторина «Знатоки дорожного движения»

Конкурс творческих работ «Права ребенка в картинках

Совместные детско-родительские оздоровительные мероприятия

Итоговое событие

Тематический досуг «Путешествие в Светофорию»

 

Список литературы

  1. Арушанова А.Г. и другие. Истоки диалога. – М., 2003.
  2. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. – М., 1983.
  3. Гладкова Ю. А.   Методические рекомендации для педагога по организации и планированию работы по социально-коммуникативному развитию современного дошкольника, в соответствии с ФГОС ДО
  4. Дурова Н.В. Очень важный разговор: беседы –занятия с детьми об этике поведения. – М., 2002.
  5. Иванова Н.В., Бардинова Е.Ю., Калинина А.М. Социальное развитие детей в ДОУ: Методическое пособие. – М., 2008.
  6. Играют взрослые и дети. Из опыта работы дошкольных образовательных учреждений. – М., 2006.
  7. Качанова И.А., Лялина Л.А. Традиционные игры в детском саду. – М., 2011.
  8. Козлова С.А. Социальное развитие дошкольника: советы родителям. – М., 2004.
  9. Курочкина И.Н. Как научить детей поступать нравственно. – М., 2001.
  10. Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. – М., 1991.
  11. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. – М., 2012.
  12. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать: коррекционно-развивающие занятия для детей 5-8 лет. = М., 2003.
  13. Шорыгина Т.А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М., 2007.
  14. Шорыгина Т.А. Трудовые сказки. – М., 2014 г.
  15. Якобсон С.Г. Моральное воспитание в детском саду. – М., 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)»

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы...

Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)

Проблема норм и ценностей, принятых в обществе для дошкольного образования является актуальной, это отражается в Федеральных  государственных образовательных стандартах дошкольного образования (Ф...

Доклад «Организация образовательного процесса на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения с детьми младшего дошкольного возраста».

Как организовать образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения с детьми младшего дошкольного возраста. С чего начать ...

Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспит...

Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Цель:Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.Задачи:Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать...

Создание развивающей среды в группе для формирования у воспитанников нори и ценностей принятых в обществе.

Целевыми ориентирами  на ранних этапах  развиттия, согласно ФГОС, должны быть следующие ориентиры: ребенок должен знать назначение  бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) ...

Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе;

Описание работы: Предлагаю вам игровые и проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольн...