Главные вкладки

    Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)
    статья (средняя группа) на тему

    Проблема норм и ценностей, принятых в обществе для дошкольного образования является актуальной, это отражается в Федеральных  государственных образовательных стандартах дошкольного образования (Ф ГОС ДО) в принципе: - приобщение  детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В области социально-коммуникативное развитие современное общество и семья ожидают от дошкольной образовательной организации (ДОО) создания таких условий, которые бы способствовали успешной социализации ребёнка, одним из показателей которой являются знания и умения ребёнка как вести себя в обществе.

    Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от  характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом.

    Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

    Ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Нравственная ценность -  это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих норм поведения. Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon makarova_n.v.doc104 КБ

    Предварительный просмотр:

     «Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)»


    1. Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы

    1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

     Проблема норм и ценностей, принятых в обществе для дошкольного образования является актуальной, это отражается в Федеральных  государственных образовательных стандартах дошкольного образования (Ф ГОС ДО) в принципе: - приобщение  детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В области социально-коммуникативное развитие современное общество и семья ожидают от дошкольной образовательной организации (ДОО) создания таких условий, которые бы способствовали успешной социализации ребёнка, одним из показателей которой являются знания и умения ребёнка как вести себя в обществе.

    Человеческое поведение, т. е. образ жизни и действий, зависит не только от  характера человека, его привычек, но и от того, как он следует определенным правилам и нормам, установленным обществом.

    Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них. Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

    Ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом. Нравственная ценность -  это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих норм поведения. Главная функция нравственных ценностей состоит в том, чтобы сформировать у подрастающего поколения нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.

    Анализ деятельности воспитателя ДО в решении проблемы усвоения ребёнком норм и ценностей, принятых в обществе позволил выделить недостатки.

    Недостатки в результатах, основном процессе, в условиях профессиональной деятельности

    В результатах

    В основном процессе

    В условиях профессиональной деятельности

    • у большинства  детей  отсутствуют первично-ценностные представления о том, что такое «хорошо» и что такое « плохо»;
    • очень часто дети не соблюдают общепринятые нормы поведения в обществе;
    • у многих дошкольников не полностью сформированы умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
    • многие дошкольники не стремятся в своих поступках следовать положительному примеру;
    • У некоторых дошкольников проявляется недостаточное знание вежливых слов.

    • воспитатели не достаточно владеют способами организации игровой деятельности современных детей, игры и игровые обучающие ситуации часто носят дидактический характер;
    • индивидуальный подход к ребенку реализуется воспитателями с большими затруднениями;
    • очень часто родители не соблюдают нормы и ценности, принятые в обществе, воспитатели затрудняются в организации взаимодействия с семьей;
    • У многих воспитателей низкая шкала собственных ценностей, многие не имеют чётких ценностных ориентиров;
    • При организации деятельности детей  некоторые воспитатели  испытывает затруднения по интеграции разных видов деятельности (познавательная и игровая).

    • недостаточно наглядного материала и пособий в ДОО;
    • недостаточный уровень подготовки воспитателей;
    • образовательные технологии педагогами используются не всегда эффективно, в частности ИКТ;
    • педагогами недостаточно уделяется внимания работе с родителями по данному вопросу;
    • многие воспитатели недостаточно владеют знаниями и умениями по решению данной проблемы.

    Исходя из выше перечисленных недостатков можно выделить следующее противоречие: ФГОС ДО ориентируют образовательный процесс в ДОО  на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе – это отражено в образовательной области социально-коммуникативное развитие, но нет системы работы в ДОУ, многие воспитатели не имеют чётких ценностных ориентиров,  у родителей недостаточная  культура.

    1. Формулировка профессиональной проблемы на основе проведенного анализа.

    На основе проведенного анализа и противоречий можно сформулировать профессиональную проблему, которая состоит в отсутствии умений и навыков у воспитателей в определении и  подборе средств по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

    1. Описание новых образовательных результатов, сформированных у обучающихся.

    Целевые ориентиры образовательной программы дошкольного образования выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

                      Новые образовательные результаты

    Целевой ориентир

    Конкретизация в соответствии с возрастом и темой

    Пример проявления качества в действии и речи ребенка

    ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе,

     обладает чувством собственного достоинства;

     активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычки сообща играть, трудиться, заниматься; стремление радовать старших хорошими поступками; развивать умение самостоятельно находить общие интересные занятия. Воспитывать заботливое отношения к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

    Дети дружно играют, активно участвуют в сюжетно-ролевых играх.

    Помогают своим сверстникам в разных видах деятельности, детям из младших групп, старшим и пожилым.

    Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

    Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость, справедливость, скромность.

    Обогащать словаря формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения).

    При возникновении конфликтов пытается решить проблему мирным путем. Проявляет сочувствие, отзывчивость при возникновении у сверстников проблемных ситуаций.

     При общении использует вежливые слова  

    ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

    Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

    Соблюдает правила поведения в детском саду, в культурно-досуговых центрах. Во время игр учитывает желания и мнение других детей.

    1. Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

    В процессе социализации ребёнка необходимо обучать нормам и правилам поведения, эмоциональному реагированию на различные ситуации, способам проявления и переживания различных чувств. Ребенок постепенно усваивает, каким образом познавать окружающий природный и социальный мир, как организовать свой быт, каких морально-этических ориентиров придерживаться, как эффективно участвовать в межличностном общении и совместной деятельности. Важно, чтобы воспитательно-образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении охватывал основные виды социализации ребёнка (естественно-культурного, социально-культурного, социально-психологического и т.д.) и задавал начальные условия для полной и успешной социализации личности в будущем, необходимо организовать условия вхождения ребёнка в систему социальных отношений как компонента этой системы, т.е. ребёнок должен стать частью социума.

    Содержание образовательного процесса реализуется  через разнообразные виды деятельности детей.

    Виды деятельности детей, формы и предполагаемый результат

    Вид деятельности

    Форма

    Предполагаемый результат

    Игровая

    Сюжетно-ролевые игры:

    «Больница»

    «Поездка в автобусе»

    «Магазин»

    «Театр»

    «Кафе»

    «День рождение»

    Сформированы деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, способности к нравственной саморегуляции, а также,  ролевые способы отображения окружающего;

    Развиты организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развиты речь, память, мышление, воображение, мотивационные сферы ребенка.

    Дидактические игры:

     «Что такое хорошо, что такое плохо?»

     «Мешок добрых дел»

    «Помогаем маме»

    «Добрые и вежливые слова»  

    «Цветок добрых дел»

    «Помоги Незнайке»

    «Сделай комплимент»

    «Благородные поступки»

    Воспитаны организованность, дисциплинированность, коллективизм, уважение к старшим, обогащает словарь детей формулами словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения)

    Развиты волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

    Подвижные народные игры

    Сформирована  готовность детей к совместной деятельности, развиты  умения договариваться

    Коммуникативная

    Беседы на темы:

    «Как и чем можно порадовать близких»

    «Наши добрые слова»

    «Мы идем в гости»

    «Как мы можем позаботиться о старших»

    «Что значит быть добрым?»

    «Мы в детском саду»

    Расширены  представления о правилах поведения в общественных местах; об обязанностях в группе детского сада, дома.

    Конструирование

    Изготовление книжки-малышки для детей младшей группы

    умение заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее, сформированы такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

    Изобразительная

    Рисование по русским народным сказкам «Самый добрый герой»

    Наличие  умения оценивать поступки сказочных героев

    Восприятие художественной литературы

     Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев: русские  народные сказки,

    Стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?»

     В.Осеева  «Волшебное слово»

    Е.Пермяк «Самое страшное»

    В.Осеева  «Просто старушка»

    А. Барто  «Вовка- добрая душа»

    Сформированы умение оценивать свои поступки и поступки сверстников,  стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

    Проектная

    Проект

    «Наши добрые дела»

      знания о важности и необходимости совершения хороших поступков; различать понятия «хорошо», «плохо»,   сопереживать, совершать добрые поступки по собственной воле, познакомиться с различными произведениями о добре и зле, пословицами, поговорками, стихами, отрицательными и положительными героями, уметь анализировать различные ситуации.

    Деятельность воспитателя по работе с родителями:

    • Практикум «Что мы знаем о своем ребенке?», «Взаимодействие с детьми», «Хорошо или плохо – азбука нравственности»
    • Памятки для родителей «Основные причины эмоционального неблагополучия детей»
    • Творческая лаборатория «Нравственные отношения в семье и детском саду»
    • Игра КВН «Роль этикета в нравственном воспитании детей»
    • Круглый стол «Семейные традиции. Праздники»
    • Пресс-конференция «Спрашивали - отвечаем»

    1. Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

    Достижению новых образовательных результатов способствуют новые условия:

    Кадровые:

    • Повышение уровня знаний педагогов (курсы повышение квалификации, семинары – практикумы, педагогические советы)
    • Интегрированная работа с педагогами ДОУ (музыкальным руководителем, физ.инструктором)
    • привлечение психолога
    • Консультация  «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»
    • Семинар «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»
    • Деятельность воспитателя  в работе с воспитателями:

    Научно – методические:

    • Обеспечение методической литературой на тему « Формирование у дошкольников норм и ценностей, принятых в обществе»
    • Создание и реализация проектов о морально-нравственном воспитании дошкольников
    • Создание картотеки о подвижных, спортивных играх.
    • Планирование открытых занятий по социально-нравственному воспитанию детей

    Нормативно  - правовые: 

    •  Учет в образовательной деятельности всех документов. Принятых на государственном уровне и которые касаются дошкольного образования: Закон об образовании, Конвенция о правах ребёнка, ФГОС дошкольного образования, СанПин  от 15.05.2013 г №26 и др.

    Материально – технические: 

    • Проектор;
    • Компьютер;
    • Музыкальный центр;
    • Интерактивная доска.

    Информационные:

    • Оформление информационных стендов для родителей  с рекомендациями по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе.
    • Подборка информационно-методической и художественной литературы для родителей.
    • Журнал «Дошкольное воспитание», «Старший воспитатель», «Обруч», «Современное дошкольное образование», «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»
    • Информационное освещение деятельности на сайте ДОУ;
    • Мультимедийные технологии.

    Организационные:

    • Организовать в ДОУ  кружок, направленный на усвоение дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе.
    • Организовать  встречи с представителями Центра «Семья», посещение культурно-досуговых центров.  

    Глоссарий

     Норма - это правило, требование, определяющее, как человек должен поступить в той или иной конкретной ситуации. Нравственная норма может побуждать ребенка к определенным поступкам и действиям, а может и запрещать или предостерегать от них.

     Нравственные нормы - это выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в разных сферах.

    Ценность истолковывается, как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

    Нравственная ценность -  это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

           

     Описание работы с алгоритмом использования электронного интерактивного дидактического мультимедийного пособия в образовательном процессе

    - Тема пособия: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»»

    - Возраст целевой группы: старший дошкольный возраст

    - Цель пособия: усвоение норм и ценностей принятых в обществе

    - Задачи пособия:

    • Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
    • Расширять  представления о правилах поведения в общественных местах
    • Расширять умение оценивать свои поступки и поступки сверстников, развивает стремление детей выражать свое отношение к окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые средства.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Деятельность педагога по усвоению дошкольниками норм и ценностей, принятых в обществе (включая моральные и нравственные ценности)»

    Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы...

    «Формирование моральных и нравственных ценностей у дошкольников»

    «Детство – важнейший период человеческой жизни,не подготовка к будущей жизни, а  настоящая,яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детс...

    Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

    Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

    Проектирование социальной ситуации, направленной на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

    Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, социализ...

    Формирование моральных и нравственных ценностей у детей 1 средней группы

    Календарно-тематическое планирование по моральным ценностям....

    Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

    Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспит...

    Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

    Цель:Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.Задачи:Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать...