Проект "Сибирь многоликая"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Аверченко Анастасия Игоревна

     В нашей группе, как в принципе и в большинстве современных групп детского сада пребывают дети отличной от русской национальностей. Поэтому, при выборе темы самообразования я опиралась на интерес детей к другим национальностям, к их традициям и быте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_samoobrazovaniya.docx52.99 КБ

Предварительный просмотр:

  муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение                                                                                                                                                                                                                                                         города Новосибирска

«Детский сад № 238 комбинированного вида»

г. Новосибирск – 136, ул. Киевская 7/1, тел./факс 340-22-30

ИНН 5404154277 КПП 540401001 ОГРН 1025401486604

ПРОЕКТ

«Сибирь многоликая»

                    Разработала:  воспитатель Аверченко Анастасия Игоревна

2016год

      Актуальность темы 

     В нашей группе, как в принципе и в большинстве современных групп детского сада пребывают дети отличной от русской национальностей. Поэтому, при выборе темы самообразования я опиралась на интерес детей к другим национальностям, к их традициям и быте. Очень важным фактором для выбора темы послужило и воспитание чувства толерантности в детях. Это особенно важно сегодня, когда злоба, ненависть ко всему непохожему, к людям, говорящим на других языках и исповедующих другую религию, вырвалось наружу в виде агрессивных действий (локальные войны, террористические акты, преследование национальных меньшинств и пр.) как по отношению к целому народу, так и по отношению к отдельным меньшинствам. В интересах мира, взаимопонимания и международного сотрудничества, чтобы сохранить человечество, его национальную культуру, необходимо вырабатывать у подрастающего поколения настоятельную потребность во взаимопонимании, терпимости и уважения различных народов друг к другу. В этом случае толерантность – необходимое условие мира и социально-экономического развития народов.

     В решении задач формирования толерантности у детей особая роль отводится педагогике, в том числе и дошкольной, так как дошкольный возраст – особый этап начального нравственного развития ребёнка. ФГОС ДО направлен на решение (в том числе) задач по формированию у дошкольников толерантности, а именно:

  обеспечения равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

 создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

  объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

     Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании чувства толерантности дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

    Сибирь – многонациональная часть России, где коренные народности очень тесно взаимодействуют с переселенцами с Европейской части России, где традиции одного народа плавно переплетаются с традициями другого народа. Сибирь – это самое благоприятное место для развития толерантности в детях, ведь познавая коренные народности Сибири и находя в них отголоски традиций своей семьи, дети понимают, что все мы одинаковые, на каком бы языке мы не разговаривали и где мы ни жили.

    При ознакомлении детей с народностями Сибири и Дальнего Востока создаются благоприятные условия, при которых у них расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются также задачи эстетического воспитания и детского творчества.

     Данный проект, в том числе, позволяет реализовать основные требования к особым компетенциям воспитанников: подготовка ребенка к жизни в современном динамичном мире, формирование таких качеств, которые определяют облик современного человека и обеспечивают ему успешность жизнедеятельности. К ним можно отнести: готовность и способность делать выбор, сотрудничать, проявлять толерантность, проявлять творчество, ставить и решать проблемы, воспринимать окружающий мир как единую систему, быть мобильным и готовым обучаться всю жизнь.

    Проект по доминирующей деятельности: творческий, речевой.

    Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

    По продолжительности: долгосрочный с 01 сентября 2016г. по 31 мая 2019г.

     Цель проекта: формирование у детей целостных представлений о социальной и окружающей среде народов Сибири и Дальнего Востока, гармоничного проявления патриотических чувств, толерантности, любви к родному краю.

     Задачи первого года (средняя группа):

  • Формировать знания о животном, растительном мире Сибири;
  • Формировать представления о природном богатстве Сибири и Дальнего Востока;
  • Знакомить детей с семейными традициями;
  • Систематизировать, модернизировать содержание педагогической работы по национально-региональному компоненту;
  • Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Воспитывать интерес к совместному с родителями творчеству. Развитие фантазии, воображения, в условиях расширения творческого потенциала родителей.

    Задачи второго года (старшая группа):

  • развивать познавательный интерес к народам, населяющим Сибирь. Знакомить с их бытом, традициями, декоративно – прикладным, изобразительным искусством, устным народным творчеством;
  • Познакомить детей с Красной книгой, ее содержанием;
  • Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность, трудолюбие, аккуратность;
  • Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;
  • Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков;
  • воспитывать толерантное отношение к представителям других культур;
  • Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Воспитывать интерес к совместному с родителями творчеству. Развитие фантазии, воображения, в условиях расширения творческого потенциала родителей;
  • Повышать уровень самообразования по данной теме.

Задачи третьего года (подготовительная группа):

  • Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;
  • Знакомить с традициями, обычаями, верованиями, считавшимися жизненно важными в этнокультурном своеобразии;
  • Популяризировать общечеловеческие ценности через знакомство с фольклором народов Сибири и Дальнего Востока;
  • Развивать у детей чувственное восприятие через искусство, театрализацию;
  • Знакомить с музыкальными инструментами, произведениями народностей и с национальными танцами;
  • Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Воспитывать интерес к совместному с родителями творчеству. Развитие фантазии, воображения, в условиях расширения творческого потенциала родителей;
  • Повышать уровень самообразования по данной теме.

     Проект ознакомления дошкольников с культурой народов Сибири и Дальнего Востока построена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Проект рассчитан на 3 возрастные группы (средняя, старшая и подготовительная группы). В нем изложены методы и этапы ознакомления детей с природой, народами и культурой Сибири и Дальнего Востока. Данная методическая разработка направлена на поддержку инициативы, самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

     Курс занятий рассчитан на 9 месяцев (с сентября по май). Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня по 15-25 минут (в зависимости от возраста). Методика работы построена на широком использовании игровой деятельности, что позволяет в комфортной и привычной для детей обстановке побуждать их к самостоятельной деятельности. Темы деятельности, методы и приёмы решения задач, выбор практического материала корректируется и варьируется в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.

     В конце года проводится  диагностика знаний, умений и навыков, полученных детьми от работы по проекту. Каждый квартал организуется выставка детских работ и работ, выполненных родителями на мастер – классах. Раз в квартал проводится мероприятие (развлечение, досуг, праздники т.д.).

     В соответствии с возрастными особенностями, и направлениями в развития детей, были определены показатели развития, и критерии оценки уровня развития знаний и умений детей дошкольного возраста (Приложение 1).

     Для ознакомления детей с национальной культурой, бытом, природой Сибири и Дальнего Востока был составлен тематический план, рассчитанный на дошкольников.

    Учебный план определяет количество и продолжительность непосредственно образовательной деятельности (НОД) для детей  дошкольного возраста.

Кол-во НОД в месяц

Кол-во НОД в неделю

Кол-во НОД в год

Продолжительность НОД (в мин.) – средн./старш./подгот. группы

4

1

36

15/20/25

Содержание программы учитывает основные Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

  • гендерная специфика развития детей дошкольного возраста;
  • непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • рациональное сочетание разных видов деятельности;
  • дифференцированный подход к каждому ребёнку, учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • развивающий характер обучения, основанный на детской активности. 

Организационный этап

1. Определение проблемы, цели и задач проекта.

2. Информирование участников проекта об актуальности, целях и задачах проекта.

3. Составление комплексно- тематических планов;.

4. Подбор методической и художественной литературы по выбранной теме проекта.      

5. Изучение теоретических основ традиционной народной культуры.

6. Создание предметно-развивающей среды, пополнение дидактическим материалом.

7. Разработка занятий, сценариев;

8. Разработка картотек подвижных игр, загадок, пословиц, поговорок, примет, сказок и легенд по теме.

9. Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

10. Формирование и представление опыта по теме. Внедрение в практику.

11. Подготовка и просмотр презентаций.

      Дети -  участие в  продуктивной деятельности, разучивание игр, рассказывание и обыгрывание сказок, поиск с родителями и педагогом новых знаний об изучаемом.

      Родители – ищут информацию, работают над созданием развивающей предметно-пространственной среды группы (по заданиям воспитателей). Изготовление с детьми поделок (совместное творчество), участие в мастер – классах.

Ожидаемый результат

- Развитие познавательной активности, любознательности.

- Создание условий для проявления у детей и родителей творчества, воображения.

- Обогащение знаний детей о Малой Родине, населяющих ее народов их искусстве и быте, чтение национальных сказок, приобщение к народному изобразительному и декоративно-прикладному творчеству.

- Привлечение к сотрудничеству родителей по созданию в детском саду предметно – развивающей среды.

- Оформление выставки детского творчества «Сибирь многоликая».

- Организация выставки – презентации родителей «Сибирь многоликая».

Презентация проекта

– Сотворчество детей, родителей в оформлении выставки: «Сибирь многоликая».

- Театрализованное представление «Мы живем в Сибири».

Приложение 1

Задачи первого года (средняя группа):

1. Формировать представления о природном богатстве Сибири и Дальнего Востока;

2. Формировать знания о животном, растительном мире Сибири;

3. Знакомить детей с семейными традициями

Показатели развития:

– проявляют интерес к родному краю, его природе;

-  любят животных, проявляет интерес к их жизни;

- проявляют интерес к истории своей семьи, ее традициям.

К концу года дети должны знать:

–– называть 1-2 озера, 2-3 реки региона;

– знать 3-6 животных региона;

– уметь различать и называть деревья и кустарники региона;

– уметь определять по внешнему виду и называть 2-3 птицы региона;

– уметь определять и называть 3-4 лекарственных растений региона.

Задачи второго года (старшая группа):

1. Развивать познавательный интерес к народам, населяющим Сибирь. Знакомить с их бытом, традициями, декоративно – прикладным, изобразительным искусством, устным народным творчеством;

2. Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность, трудолюбие, аккуратность;

3. Познакомить детей с Красной книгой, ее содержанием

4. Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;

5. Воспитывать любовь к национальному искусству, к различным видам народного творчества, уважительное отношение к своим древним корням, памяти предков;

6. Воспитывать толерантное отношение к представителям других культур.

Показатели развития:

– проявляют интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства;

– используют в собственной деятельности: средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа, проявляют инициативу, творчество;

– проявляют интерес к рассматриванию карт региона;

– используют орнаменты и узоры в декоративно-прикладном искусстве;

- проявляют интерес к быту, искусству народностей региона;

- играют в подвижные игры народов Севера и Дальнего Востока.

К концу года дети должны знать:

– элементы орнамента народностей;

– уметь украшать изделия орнаментом;

 - иметь представления о предметах быта, называть 1-2 предмета одежды, посуду, 1-2 блюда национальной кухни;

- называть 3-4 подвижные игры, знать правила игры;

- знать основные традиционные праздники народностей;

 - иметь представление о народном творчестве народностей;

- уметь ориентироваться на карте, показывать место проживания народности и характеризовать ландшафт, по нему делать выводы о возможных промыслах народностей.

 Задачи третьего года (подготовительная группа):

1. Способствовать развитию речевого общения, обогащению и расширению словаря;

2. Знакомить с традициями, обычаями, верованиями, считавшимися жизненно важными в этнокультурном своеобразии;

3. Популяризировать общечеловеческие ценности через знакомство с фольклором народов Сибири и Дальнего Востока;

4. Развивать у детей чувственное восприятие через искусство, театрализацию;

5. Знакомить с музыкальными инструментами, произведениями народностей и с национальными танцами;

Показатели развития:

-  называют несколько литературных произведений по выбору;

– выразительно читают небольшие стихотворения;

– проявляют интерес к рассказыванию знакомых сказок, стихов;

-  проявляют интерес и желание общаться с прекрасным в окружающем мире и произведениях искусства;

– используют в собственной деятельности: средства выразительности, навыки и умения для создания выразительного образа, проявляют инициативу, творчество;

– используют орнаменты и узоры в декоративно-прикладном искусстве;

– эмоционально откликаются на выраженные в музыкальных произведениях чувства и настроения.

- делают выводы, устанавливает причинно-следственные связи.

К концу года дети должны знать:

–4-6 сказок, 3-4 пословицы, 3-4 загадки, 1-2 колыбельные песни;

– уметь пересказывать небольшие литературные тексты;

– уметь отличать жанры литературных произведений (сказка, потешка, загадка, стихотворение);

– отличать мелодии на слух;

 - уметь выполнять элементы народных танцев, передавать ритм музыки;

- уметь проигрывать простые мелодии на национальных музыкальных инструментах;

- участвовать в театрализациях по сказкам народов;

- уметь выполнять простые движения танцев народностей;

- знать 5-6 имен народностей, их перевод на русский язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многоликая семья - Тюменская область!

Материал подготовлен для проведения мастер-класса для педагогов на тему "Юбилей Тюменской области"...

Методическая разработка Сценарий фестивальной программы «Многоликая Россия»

Воспитание патриотизма, расширение кругозора, развитие творческих способностей дошкольников. Приобщение родителей к активному участию в проведении фестиваля. Сохранение национальных традиций разн...

Сценарий фестиваля "Многоликая Россия"

Систематизация и обобщение знаний детей о родном ставропольском крае и городе Лермонтове, как малой родине; получить эмоциональный отклик от принадлежности самих детей к жизни родного края; систематиз...

Проект "Россия многоликая"

Формирование первичных представлений о культуре, природе, истории народов Российской Федерации....

Сценарий "Золотая ярмарка" (мероприятие в рамках проведения городского фестиваля "Многоликая Россия")

Фестиваль "Многоликая Россия" - это праздник дружбы, взимопонимания, толерантного отношения к людям разных национальностей....

Оформление музыкального зала к проведению концерта "Югра многоликая"

Презентация создана из фотографий оформления с описанием...