«Беседа об осени».
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Бельских Алина Владимировна

Программное содержание.

Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, последовательности осенних месяцев, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (значение листопада для жизни растений зимой, влияние сезонных изменений на жизнь растений, животных, человека). Учить детей по значкам и рисункам календаря описывать события природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_ob_oseni.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

«Беседа об осени»

с детьми подготовительной группы.

Программное содержание: Сформировать у детей обобщенное представление об осени как о времени года, последовательности осенних месяцев, когда заметно меняются условия жизни для живых существ (значение листопада для жизни растений зимой, влияние сезонных изменений на жизнь растений, животных, человека). Учить детей по значкам и рисункам календаря описывать события природы.

Оборудование. Календарь природы, репродукции картин на тему «Золотая осень», записи с произведениями П. И. Чайковского «Времена года» («Сентябрь», «Октябрь», «Ноябрь»).

Ход занятия.

I Организационный момент.

Воспитатель, не объявляя автора и названия, выразительно читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень».

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса,

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

Обращает внимание детей на красоту поэтического выражения. Затем спрашивает, о каком времени года идет речь.

         2.Расширение семантического поля.

-Подбери слово – признак, осенью листья какие?

-Подбери слово – действие, листья что делают?

Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

         -Наши пальчики тоже могут рассказать об осени.

Осень, осень,                                                  (трут ладошки друг о друга)

Приходи!                                                   (зажимают кулачки по очереди)

Осень, осень,                                                  (трут ладошки друг о друга)

Погляди!                                                                             (ладони на щеки)

Листья желтые кружатся,                            (плавное движение ладонями)

Тихо на землю ложатся.                                  (ладони гладят по коленям)

Солнце нас уже не греет,  (сжимают и разжимают кулаки по очереди)                                           

Ветер дует все сильнее,                                                      (качают руками)         

К югу полетели птицы,                                 («птица» из скрещенных рук)

Дождик к нам в окно стучится.                           (барабанят пальцами то

                                                                      по одной, то по другой ладони)

Шапки, куртки надеваем                                                          («Лезгинка»)

И ботинки обуваем.                                  

Знаем месяцы:                                                       

Сентябрь, и октябрь, и ноябрь.                        (кулак – ребро – ладонь)

II Основная часть.

Педагог предлагает посмотреть на три страницы календаря и рассказать, как меняется состояние природы осенью.

-Какая погода была в конце сентября? Какие были дни: холодные или теплые? солнечные или пасмурные, дождливые? тихие или ветреные? Как это видно из календаря? В октябре стало теплее или холоднее? Изменится ли погода в ноябре? Как выглядели деревья и кустарники в сентябре? в октябре? Как будут выглядеть деревья в ноябре? Как менялся покров земли осенью? Что стало осенью с насекомыми? Что происходило осенью с птицами?

         После беседы воспитатель подводит итог: дает обобщенное представление об осени как сезона, в процессе которого ухудшаются условия для жизни растений, птиц и животных (уменьшается количество света и тепла), поэтому они меняют образ жизни. Воспитатель напоминает, что осень – красивое время года, предлагает всем вспомнить, что красивого дети наблюдали осенью (листопад, осенние цветы, клумбы, фрукты и овощи в вазах, грибы в корзинах), в какой осенний месяц это было. Педагог обращает внимание на значение листопада для жизни растений зимой, влияние сезонных изменений на жизнь растений, животных, человека

Упражнение на дыхание «Собираем осенние  листья».

И. п. -  стоя, ноги вместе, руки опущены. Поднять руки вперед, вверх – вдох. Опустить руки на колени, приседая и расслабляясь – выдох.

-Осень вдохновляет людей писать стихи, музыку, картины. Таким был поэт А. С. Пушкин,    который очень любил осень. Осенью у А. С. Пушкина создавалось поэтическое настроение, и рождались особенно красивые стихи.

Воспитатель (или дети) еще раз читает стихотворение А. С. Пушкина «Осень», стихи других поэтов.

         -Под впечатлением красоты композитор Петр Иванович Чайковский написал музыку на тему каждого осеннего месяца.

Включает запись «Сентябрь». Затем предлагает всем пройти на «выставку осеннего пейзажа» (репродукции заранее развешаны в другом помещении: раздевалке, спальне…). Дети смотрят картины, делятся впечатлениями, воспитатель называет художников, названия картин. Одновременно звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь».

Упражнение на координацию речи и движения.

         -Я подую, и вы превратитесь в осенние листья.

Мы – листики осенние       (руки вверх, покачивающие движения в стороны)

На веточках сидели.                             (присесть, взмахивая руками)

Дунул ветерок,                                      (резко встать, разведя руки)

И мы полетели.                                     (легкие взмахи)

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.                          (медленно присесть)

В последней части занятия воспитатель просит сделать красочный рисунок на тему «Осень». (Можно использовать коллективный рисунок, не традиционные способы рисования…) Дети рисуют под музыку П. И. Чайковского «Ноябрь».

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Беседа об осени"

На данном занятии: дети закрепляют знания об осенних приметах;     развивается логическое мышление, умение сравнивать осенние месяцы; расширяется представление детей о жизни ...

Интегрированное занятие "Беседа об осени"

Занятие для детей старшего дошкольного возраста; охватывает следующие образовательные области: познание, физическая культура, чтение художественной литературы, коммуникация....

Беседа об осени

На данном занятии: дети закрепляют знания об осенних приметах; развивается логическое мышление, умение сравнивать осенние месяцы; расширяется представление детей о жизни диких животных осенью; ф...

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР - беседа об осени

Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы с ОНР - беседа об осени...

Беседа об осени. Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

Педагог на занятии демонстрирует, как благодаря глубокой и вдумчивой работе по экологии и развитию речи обогащаются не только знания, но и чувства детей, культура их речи, выразительность языка, пробу...

беседа об осени

обобщающая беседа об осени...

Модель занятия познавательного цикла (подготовительная группа) "Беседа об осени"

Закреплять знания детей об осени как о времени года. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие осени, как "прекрасной поры". Совершенствовать монологическую речь детей и умение их пользоваться об...