Традиционная русская пища. Щи да каша-пища наша.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Зырянова Ксения Сергеевна

Конспекты предназначены для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_starshaya_gruppa.docx147.23 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение МАДОУ д/с №53 «Лесная сказка»

Конспекты занятий

в музее «Русская изба»

Старшая группа

C:\Users\Admin\Desktop\русская изба\original.jpg

Составил:

Зырянова К.С.

г. Новосибирск 2018 г.

ОКТЯБРЬ

Тема: «Посуда деревянная. Посуда глиняная.»

Цель: формировать знания о посуде и познавательный интерес к истории возникновения посуды. Знакомить с традиционной российской кухней.

Образовательная задача: уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, о материалах из которых она сделана. Закреплять названия предметов посуды и ее виды. Расширять кругозор ребенка на основе установления временных отношений. Развивать умение анализировать, обобщать и делать выводы.

Развивающая задача: развивать память, слуховое и зрительное внимание, познавательный интерес.

Воспитательная задача: воспитывать умение устанавливать партнерские взаимоотношения во время коллективной деятельности; инициативность, стремление проявлять творческую активность.

Речевая задача: развивать грамматический строй речи, диалогическую, связную и доказательную речь, активизировать словарь по теме.

Словарьпосуда, книга, названия предметов посуды, древность, материал, глина, железо, дерево, камень, делали, лепили, стеклянная, деревянная, чайная, столовая, готовить, варить.

Оборудованиематериал: большая книга с иллюстрациями предметов посуды, предметы посуды, иллюстрации предметов посуды, клеевые карандаши, предметы посуды, карточки с видами посуды, кувшины с изображениями разных эпох.

Предварительная работа: беседа, рассматривание иллюстраций, энциклопедий, отгадывание загадок и др.

План НОД

1 часть

Воспитатель.

-Ребята, а вы знаете кто такие исследователи?

-А чем они занимаются? (Объяснения детей)

-А вы сами хотите стать исследователями? Тогда, давайте в них превратимся. Встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза «Трах-тибидох-бумс» открываем глаза, вот мы с вами и стали исследователями.

Воспитатель. Я приглашаю вас пройти в наш исследовательский центр и занять свои места.

-Сегодня к нам сюда из музея принесли необычную книгу и сказали, что не могут ее открыть. Нам с вами нужно исследовать ее, чтобы узнать, о чем она написана. (Рассматривание книги).

-Посмотрите, какая она большая и толстая. А как она называется? Кто - нибудь из вас, сможет прочитать название этой книги.

Дети. «История посуды».

Воспитатель. Давайте ее откроем. Не открывается, на ней стоит печать. А как ее открыть?

-Вот здесь что-то написано на записке «Если отгадаете, кто создал все окружающие предметы, то книга откроется».

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, кто создал все окружающие нас предметы? Помогите, пожалуйста (иначе книга не откроется)

- Ответы детей.

-Ребята книга эта волшебная и ее страницы открываются только тогда, когда вы сами будете рассказывать о посуде.

-Посуда таит в себе много интересного и неизвестного. Ученые с давних пор изучают посуду, для того, чтобы узнать, когда она появилась.

-Как вы думаете, когда появилась самая первая посуда? Ответы детей.

-А как вы считаете, зачем человеку стала нужна посуда?

-А из чего человек сделал первую посуду?

-А почему?

-А какую посуду делали из камня(тарелки, ножи).

-А откуда вы это узнали? (из энциклопедий).

-Молодцы! Смотрите, вот и первая страница открылась. Вывешиваю на доску иллюстрацию.

Воспитатель. Послушайте стихотворение

В это время человек жил в глухой пещере,

На огне варил обед, ну а чем же ел он?

Как ни странно человек пищу ел руками.

Проходил так целый век. Вы представьте сами.

Но подумал«Выход есть»,- сделал ложку человек.

Воспитатель. Ребята, прежде чем нам с вами дальше исследовать книгу мы немного отдохнем.

Физминутка

Вот большой стеклянный чайник, Надули животик, одну руку поставили на

Очень важный, как начальник. пояс, другую изогнули как «носик».

Вот фарфоровые чашки, Присели, одну руку на пояс.

Очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, Кружатся, рисуя руками в воздухе круг.

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, Потянулись, сомкнули руки над головой.

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, Вытянули руки вперед.

Он посуду нам принес.

2 часть.

Воспитатель. Ребята, вот мы с вами отдохнули. И нам нужно дальше продолжить наше исследование.

-Прошло много, много лет. Человек развивался и со временем он ушел из пещеры, стал строить себе хижины, дома. Шил себе красивую и удобную одежду. И конечно стал делать предметы посуды из других материалов.

-Ребята, давайте мы с вами снова сядем за наш стол. Посмотрите, какие интересные горшочки находятся в этой книге. (из картона)

-Что на них изображено? (ответы детей)

-А здесь еще лежат предметы посуды. Вам нужно выбрать предметы посуды, которые делали в древности и предметы посуды, которые делают в наше время и наклеить на эти горшочки. Готовые горшочки вывесить на доску.

-Из каких материалов делали предметы посуды в древности(ответы детей).

-А кто делал глиняную посуду(гончары). Кто делал посуду из железа(кузнецы).

-Ребята, посмотрите, открылись еще несколько страниц книги. Вывешиваю иллюстрации гончара, кузнеца.

Воспитатель. А из каких материалов, делают предметы посуды в наше время?

Дети. Из стекла, пластмассы.

Воспитатель. А почему стали использовать много пластмассовой посуды?

Дети. Потому что стало мало деревьев, железа, глины.

Воспитатель. Молодцы! Вы очень наблюдательные и любознательные.

3 часть.

Воспитатель. Но нам с вами нужно открыть еще одну страницу.

-Для этого давайте с вами подойдем вот к этому столу. Посмотрите внимательно, какие предметы посуды находятся на нем?

- Дети, вас волшебная книга хочет испытать. Сможете ли вы отгадать предметы посуды на ощупь.

-Сейчас вы с закрытыми глазами должны сказать, как называется предмет посуды, из какого материала и где используется? Вы справитесь? (дети на ощупь определяют предмет посуды)

-Кто из вас самый смелый?

-Какие виды посуды вы знаете?

Дети. Столовая, чайная, кофейная, кухонная.

-Молодцы!

-Давайте повернемся к книге. Посмотрите, здесь открылись еще несколько страниц. Вывешиваю на доску схемы с видами посуды.

-Вот мы с вами и раскрыли все страницы в этой книге. Теперь ее смело можно отправлять обратно в музей.

Воспитатель. Вам понравилось быть исследователями? (ответы детей).

-Я считаю, вы оказались умными, наблюдательными, рассудительными исследователями.

-А нам с вами нужно обратно превратиться в ребят. Встаем в круг, закрываем глаза «Трах-тибидокс-бумс» открываем глаза. Вот мы с вами снова ребята.

-Сейчас мы с вами отдохнем, а потом приготовим книгу для отправки в музей.

Тема: «Щи да каша – пища наша. Русская пища».

                                      Ход занятия

1.Организационный  момент:

Воспитатель: - Ребята! Я очень рада видеть вас красивыми, умными, а главное – здоровыми! У нас сегодня много гостей, поприветствуйте их. (Дети здороваются)

Воспитатель: - А знаете, ребята, вы ведь не просто поздоровались, а подарили друг другу частичку здоровья, потому что сказали: «Здравствуйте! Здоровья желаю! Недаром русская народная поговорка гласит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».

- Сегодня в наш детский сад пришло письмо. Как вы думаете от кого? (ответы детей).

- А письмо пишет нам бабушка Арина из деревни «Дымково».

- Ребята бабушка Арина приглашает нас в гости. Вы хотите поехать в деревню и побывать в гостях? (Да!).

2 . Основная часть занятия:

Выходит бабушка

Бабушка:- Здравствуйте, мои дорогие внученьки и внучата

                    Добры молодцы, красны девицы.

                    Здравствуйте, гости и гостьюшки!

Дети:- Здравствуйте!

Бабушка: - Как я рада вас видеть у себя

                     Проходите, присаживайтесь!

Воспитатель: - Бабушка Арина как у вас красиво, сколько всего интересного, не обычного? Ребята смотрите, да это же русская печь! Бабушка, а расскажите нам, что же можно приготовить в русской печке?

Бабушка: - Раньше люди, и сейчас еще в некоторых деревнях готовили еду в русской печи. Основной пищей на Руси были щи и каша. Первое блюдо (щи) и второе блюдо - каша. Щи, как - жидкое кушанье, суп с рубленой капустой. Разновидностей щей было много. Кислые щи (из квашеной капусты); Свежие щи (из свежей капусты); Зеленые щи (из шпината, щавеля и т. п.); Ленивые щи;  Суточные щи и т.д. Самыми вкусными на Руси считались суточные щи, которые долго готовили. Зимой щи замораживали и в таком виде брали с собой в дальнюю дорогу. В дороге щи разрубали топором и разогревали. К щам на Руси подавали хлеб, сметану, крутую гречневую кашу, крупеники и ватрушки с творогом. Издавна, щи готовят из полезных продуктов – это капуста, картофель, лук, зелень, морковка, перец, свекла. (Бабушка демонстрирует все овощи, которые называет).

     Наравне со щами каша, стала, чуть ли не нашим национальным символом. Каша – одно из самых древнейших блюд в России. Не зря русская пословица говорит: “ Щи да каша – пища наша”. Так говорили в старину. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: "Каша - мать наша". А ещё каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир на Руси так и называли "кашей". Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: "С ним каши не сваришь". Выражение дошло до наших дней.

На Руси варили огромное количество каш. Их делали жидкие, рассыпчатые и каши-размазни. Особенным уважением в России пользовались жидкие каши, заменявшие супы. В них добавляли рыбу, мясо, горох, обязательно лук, зелень и коренья. Заправляли каши маслом, салом и бараньим жиром. Заправляли каши и жареными грибами с луком, крутыми яйцами. Каши-размазни готовили из белых круп, манной или рисовой, на молоке и варили их только для детишек. Поэтому щедро сдабривали сахаром, мёдом, добавляли варенье, сухие и свежие ягоды.

- Вот и я сегодня решила угостить вас вкусной кашей. А пока она готовиться скажите, а вы, знаете, из каких продуктов готовят кашу  ваши мамы? (Да!)

- Сейчас проверим!

- Если из того, что я буду называть, может готовиться каша, то вы громко скажите «Да!». Но если продукты для приготовления каши не используют, тогда вы дружно скажите «Нет!».

Игра «Кричалка»

Парное молоко? (Да!)

Куриное яйцо? (Нет!)

Крупа манная? (Да!)

Капуста кочанная? (Нет!)

Солёный огурец? (Нет!)

Мясной холодец? (Нет!)

Сахар да соль? (Да!)

Белая фасоль? (Нет!)

Масло топлёное? (Да!)

Рыбка солёная? (Нет!)

Лавровый лист? (Нет!)

Белый рис? (Да!)

Чернослив да изюм? (Да!)

Шоколадный лукум? (Нет!)

Перец болгарский? (Нет!)

Соус татарский? (Нет!)

Клубничное варенье? (Да!)

Бисквитное печенье? (Нет!)

Бабушка: - Что-то мы с вами засиделись. А давайте с вами поиграем в русскую народную игру :

Игра - хоровод «Огород» (под музыку)

Есть у нас огород,

в нем морковка (капуста, свекла) растет,

вот такой ширины,

вот такой ужины,

вот такой вышины,

вот такой низины.

Огород, огород, что еще там растет? (в круг по очереди выходит ребенок – овощ и танцует под музыку, остальные дети – хлопают)

Воспитатель:- Молодцы!..

Практическая часть занятия:

- Ребят, а скажите, кто какую кашу любит? (Ответы детей)

- Ребята, выберите себе пару, и кто с кем, хочет, приготовит свою вкусную кашу.

3. Заключительная часть

- Ребят, так какие же вкусные и полезные блюда готовят в деревне?

Дети: - Щи, кашу.

Воспитатель: - Вот и у нас в детском саду тоже готовят щи, каши. Теперь, я думаю, после рассказа бабушки Арины вы еще лучше будите кушать различные каши и щи. Да?!

- А наше занятие подошло к концу. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе «Щи, да каша – пища наша!»

Предварительная работа: провести беседу о сборе зерна на полях, закрепить название круп, организовать экскурсию на пищеблок детского сада.Цель: формировать знания детей о видах каш и появлении этого б...

КВН "Хлеб да каша- пища наша"

КВН "Хлеб да каша -пища наша"по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста...

"Каша - пища наша." Конспект образовательной деятельности в старшей группе.

"Каша - пища наша." Конспект образовательной деятельности в старшей группе.Программное содержание: закреплять знания детей о  здоровом питании; о пользе каши в рационе детского питания.Закрепить ...

Проект "Хлеб да каша - пища наша"

Дидактические игры, сюжетные карточки, фото со злаковыми культурами. презентация  о том откуда берется хлеб....

Проект: "Каша - пища наша"

Проект «Каша – пища наша» по сотрудничеству семьи и детского сада ДОУ № 8 «Светлячок». Цель проекта: Формировать представление детей о каше, как о полезном продукте. ...

Паспорт проекта "Каша - пища наша"

Ходят слухи, что праздник каши впервые стали отмечать в Великобритании, поскольку англичане известны своей любовью к овсянке. Постепенно эта традиция распространилась по всему миру, и каждый год 11 ок...

научно- исследовательская работа: "Каша- пища наша"

Выяснить отношение детей к каше, полезна ли каша? Сформировать знания о полезности каши. Каша – залог здорового питания....