ПРОЕКТ «Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»
проект на тему

ПРОЕКТ

 «Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»

        На сегодняшний день в системе общественного воспитания детей имеет место такая парадоксальная ситуация, когда все педагогические и психологические усилия направляются на коррекцию эмоциональных нарушений, в частности агрессивности, а не на воспитание миролюбия, эмпатии, сопереживания и доброжелательности.

        Эта проблема организации педагогической работы с агрессивными детьми является лишь частным примером более общей проблемы – реактивного характера педагогических воздействий, осуществляемых, как правило, вслед за свершившимся фактом агрессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Пестречинский детский сад №3"Солнышко" Пестречинского муниципального района Республики Татарстан

ПРОЕКТ

 «Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении»

Выполнила:

 Старший воспитатель МБДОУ

№3 «Солнышко» Дорофеева Л.П.

Краткое описание инновационного проекта (программы)

Направление инновационной деятельности в сфере образования

Разработка, апробация и  внедрение новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе с использованием ресурсов негосударственного сектора.

Наименование            инновационного            проекта (программы)

Коррекционно – воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении

Основная    идея    (идеи)    инновационного    проекта

(программы)

Обобщить, систематизировать, дополнить и модернизировать имеющиеся учебно – методические материалы по проблеме агрессивного поведения  детей, построить образовательный процесс в дошкольном образовательном учреждении в единую  образовательную систему,  направленную на преодоление детьми агрессию.

Повысить  уровень  компетентности родителей и педагогов по проблемам агрессивного поведения дошкольников

Современное состояние исследований и разработок по данному инновационному проекту (программе)

Многоплановое психолого-педагогическое исследование проблемы детской агрессивности в отечественной психологии и педагогике привлекло внимание многих авторов и нашло отражение в ряде работ (Г.М. Андреевой, В.В. Знакова, С.В. Еникополова, Н.Д. Левитова, С.Е. Рощина, Т.Г.Румянцевой); также вопрос изучения агрессии и агрессивного поведения привлекло внимание многих зарубежных авторов, т.к. К. Бютнер, Г. Парренс, М. Ратнер, Р. Кэмпбэл и др.                                                                         Несмотря на значительное количество исследований в этой области, ключевые вопросы, связанные с агрессивностью детей, остаются открытыми.Проявление агрессии, как в школах, так и в дошкольных учреждениях все больше волнует родителей, воспитателей, учителейИсследования и многолетние наблюдения показывают: агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека. Можно полагать, что уже в дошкольном возрасте складываются определенные внутренние предпосылки, способствующие к агрессии.  Агрессивных детей, равно как и детей, опасающихся агрессии, относят к группе риска. Это обусловливает актуальность изучения проблемы агрессии у детей и процесса формирования агрессивного поведения, а также поиска путей его коррекции, начиная с дошкольного детства - возрастного периода первоначального формирования личности ребенка.  Для решения этой проблемы в дошкольном образовательном учреждении:                                                                     - изучить  проблему профилактики агрессивности детей  в дошкольном образовательном учреждении;                                         -  выявить  влияние внешней среды  на агрессию ребенка;                                                                                  - разработать  методы, формы и технологии  по  предупреждению агрессивности детей;                                                         - создать  план коррекционной  работы с семьями воспитанников

Обоснование         значимости               реализации инновационного проекта (программы) для развития системы образования в Республике Татарстан

Значимое направление модернизации образования — развитие личности ребенка, способной реализовать себя в социальном пространстве. Значимость проекта «Повышение качества дошкольного  образования через преодоления агрессии детей дошкольного возраста», связано с повышением уровня агрессивности у детей, и как результат не достаточная  подготовленность детей к  жизни в социуме.Повышениекоррекционно – воспитательной работы с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении  позволит по новому взглянуть на воспитание детей, поможет по новому конструировать их жизненные сценарии, изживая негативные  стереотипы, способствует созданию новой системы  просвещения от дошкольного — к начальному образованию.Поэтому реализация проекта  является значимой не только для образовательного учреждения но и внесет значительный вклад в развитие дошкольного  образования в целом.

Цели и задачи инновационного проекта (программы)

Цель: формирование устойчивых поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку на доступном ему уровне стабильность в саморегуляции внутренних аффективных процессов;

формирование поведенческих механизмов, обеспечивающих ребенку эмоциональную адекватность в контактах с окружающими;

коррекция и профилактика агрессивности у дошкольников

Задачи: Формировать у детей с первых лет жизни нравственные ценности, которые помогли бы им в дальнейшем противостоять возросшей бездуховности и коммерциализации общества, воспитать в них толерантность, миролюбие.

Подобрать эффективные методы и средства коррекции. Разработать коррекционно-развивающую программу для данной категории детей

Изучение научной литературы по данной проблеме; Дать психолого-педагогическую характеристику дошкольного возраста

  Снизить уровень агрессивного поведения детей, снять негативные психические состояния, повысить уровень самоуважения в окружающей среде и уверенности в себе,

Сформировать коммуникативные умения и навыки у детей.

 Повысить  уровень  компетентности родителей по проблемам агрессивного поведения дошкольников

Определить специфику взаимодействия дошкольного образовательного учреждения  и семьи при решении проблем агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста

Организовать индивидуальную работу  с агрессивными детьми в дошкольном образовательно учреждении и в семье

Повышение качества образовательного процесса, уровня профессиональной подготовки и творческого потенциала  педагогов дошкольного учреждения к реализации ФГОС, способствующих решению проблемы с агрессивными детьми

Создание комплекта методических материалов по результатам работы инновационной площадки.

Сроки       реализации       инновационного      проекта (программы)

2015  -  2018 годы

Объем   и   источники   финансирования   реализации инновационного проекта (программы)

 Муниципальный бюджет  образовательной организации

Основные  результаты  реализации  инновационного проекта (программы)

- Создание комплекта методических и диагностических материалов по результатам работы инновационной площадки

- распространение и внедрение результатов проекта в массовую практику;

-Повышение профессиональной компетентности  педагогов  в вопросах по проблемам агрессивного поведения дошкольников

- Повышение компетентности  родителей в способах оказания поддержки и помощи своему ребенку в процессе развития.

-вовлечение родителей в образовательный процесс в качестве активных  участников;-повышение рейтинга образовательного учреждения.- Снижение агрессивностидетей дошкольного возраста    - Развитие способности сочувствовать, понимать себя и другого человека;                                                                                      - развитие коммуникативных навыков

Предложения   по   распространению   и   внедрению результатов инновационного проекта (программы)

- Представление опыта работы педагогов дошкольного образовательного учреждения  на профессиональных конкурсах, мастер-классах, семинарах различного уровня (уровень ДОУ, муниципальный, республиканский);

-Публикация материалов реализованного проекта в сборниках различного уровня,  методических изданиях, периодической печати.

- Освещение реализации проекта на сайте учреждения.

- Комплект методических материалов, подготовленный по итогам функционирования инновационной площадки, может быть использованы в дошкольных учреждения

Реквизиты           документов,           подтверждающих прохождение       организацией        предварительной экспертизы (при наличии)

Рецензия  ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан от 29.09.2015  г.

  1. Программа реализации инновационного проекта (программы)

  1. Исходные теоретические положения.

        На сегодняшний день в системе общественного воспитания детей имеет место такая парадоксальная ситуация, когда все педагогические и психологические усилия направляются на коррекцию эмоциональных нарушений, в частности агрессивности, а не на воспитание миролюбия, эмпатии, сопереживания и доброжелательности.

        Эта проблема организации педагогической работы с агрессивными детьми является лишь частным примером более общей проблемы – реактивного характера педагогических воздействий, осуществляемых, как правило, вслед за свершившимся фактом агрессии.

        Рост агрессивных тенденций, распространение насилия и жестокости, отмечаемые в детской среде, вызывают озабоченность педагогов и родителей. Особое беспокойство вызывает культ насилия на экране, демонстрация моделей агрессивного поведения в средствах массовой информации, а также увлеченность современных детей видео и компьютерными играми агрессивного содержания.

        С проблемой агрессивного поведения детей так или иначе сталкиваются родители, педагоги, психологи. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что особую значимость приобретают исследования, посвященные истокам агрессивности и ее коррекции. Поскольку наиболее важна коррекция агрессивности на ранних этапах онтогенеза, в период, когда закладываются основные личностные характеристики и паттерны поведения, то особенно актуально изучение проблемы коррекции агрессивности у детей дошкольного возраста и условий ее эффективности.

        В современной психологии накоплен определенный опыт исследования агрессивного поведения детей. Различные подходы в этой области разрабатываются как зарубежными (К.Бютнер, Р. Кэпмбелл, К. Лоренц, М. Мак-Кей), так и отечественными учеными (Э.Ш. Бубнова, Е.Е. Копченова, А.А. Реан). Предлагаются способы и методы коррекции агрессивного поведения детей (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, А.А. Романов). Вместе с тем наблюдается дефицит знаний о том, чем определяется эффективность коррекционной работы.

        Таким образом, не вызывает сомнений, что чем раньше будет начата работа по коррекции агрессивного поведения детей, тем легче корректировать и предупреждать закрепление агрессивного стиля поведения в стойкие поведенческие паттерны.

  1. Этапы и сроки реализации инновационного проекта (программы).

Этапы проекта:  

ЭТАП 1. Организационный  (2015-2016 г.)

ЭТАП 2. Внедренческий  (2016-2017 г.)

ЭТАП 3. Обобщающий(2017-2018 г.)

3.3, 3.4, 3.5,3.6 Содержание и методы реализации инновационного проекта (программы), необходимые условия организации работ. Прогнозируемые результаты по каждому этапу. Средства контроля и обеспечения достоверности результатов. Календарный   план  реализации   инновационного  проекта  (программы)  с  указанием  сроков реализации по этапам и перечня конечной продукции (результатов).

№ п/п

Содержание

деятельности на этапе

Методы деятельности на этапе

Срок реализации

Результаты реализации каждого этапа

Средства контроля и обеспечения достоверности результатов

ЭТАП 1. Организационный (2015 г-2016 г)

1.

Выбор творческой

группы по разработке проекта

Заседание педагогического совета МБДОУ

октябрь

Приказ о создании творческой группы по разработке Программы

Издание приказа

2.

Определение главного направления в реализации проекта

Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования в режиме самообразования и плана работы по повышению педагогического мастерства педагогов.

ноябрь

Соответствие содержания

программы

Федеральному,

республиканскому, муниципальному

законодательству

Оценка соответствия содержания локальных актов требованиям федерального и регионального уровня

3

Первичная диагностика состояния работы на начало работы.

Организационно диагностические мероприятия по оценке готовности учреждения

декабрь

Аналитическая справка

Анкетирование педагогов и родителей

4

Определение педагогических условий реализации коррекционно -  развивающей работы в воспитании детей.

Коррекционно – развивающая работа с детьми

Мониторинг

Январь, февраль, март

апрель

Аналитическая справка

Оценка соответствия условий реализации коррекционно -  развивающей работы в воспитании детей

5

Отбор диагностических методик по теме исследования.

Круглый стол

май

Выбор диагностического материала

Удовлетворение участников проекта

6

Выбор форм работы по педагогическому просвещению родителей, по их активному привлечению к педагогическому процессу 

Круглый стол с участием родительского комитета

май

разработка опросников, анкет, консультаций, планов работы с родителями по проблемам общения и агрессивного поведения у дошкольников.

Удовлетворение родителей

7

Разработка участниками РИП материалов организации работы (выявлению дефицитов в деятельности ДОО, совместное планирование мероприятий, анализ результатов деятельности)

Семинар-практикум

август

- Разработка рекомендаций по организации комфортной предметно-развивающей среды в группе

- Разработка содержания этапов организации проекта

Наличие плана организации работы

8

Разработка алгоритма организации образовательной деятельности с учетом  проблемы агрессивного поведения

Круглый стол

сентябрь

методические рекомендации

Размещение на сайте

9

Отчет творческой

группы о работе за

прошедший период

Круглый стол

октябрь

Анализ работы

Отчет творческой группы, размещение на сайте

ЭТАП 2. Внедренческий (2016-2017 г.)

1

Разработка модели внедрения коррекционно – развивающего  подхода в воспитательно-образовательном процессе.

Консультации, круглый стол

ноябрь

Программа внедрения преодоление агрессии  детей в воспитательно-образовательном процессе

Наличие программы

2

Организация предметно-развивающей среды в ДОУ

Мероприятия по организации предметно-развивающей среды в детском саду

декабрь

Создание условий и оформление необходимого материала, Конкурс педагогического мастерства

Наличие условий и материалов

3

Апробация алгоритма организации образовательной деятельности с учетом степени агрессивности детей

Формирование алгоритмов организации ОД с учетом  степени агрессивности детей

январь

Планы по организации ОД

Наличие планов организации образовательной деятельности

Наработка практического материала по организации и проведению занятий, игр с детьми агрессивного поведения

Семинар-практикум

февраль

Формирование банка с практическими материалами по организации и проведению занятий и игр

Удовлетворение педагогов и детей

5

Внедрение и апробация  в практику работы ДОУ форм и методов по реализации проекта с участием родителей.

Открытые мероприятия

В течение года

Формирование банка рабочих технологий

Повышение компетентности педагогов  и

родителей

(законных

представителей)

6

Составление банка диагностических методик

Круглый стол

В течение года

Методические рекомендации

экспертиза по отбору материалов для сборника

ЭТАП 3. Обобщающий  (2017- 2018 г.)

1.

Обобщение опыта РИП

Круглый стол, анализ аналитических отчетов организаций-участников РИП

октябрь

Формирование базы методических и дидактических материалов

Анализ внедрения

Проекта в практику работы

Внутренняя экспертиза по отбору материалов сборника по результатам деятельности РИП

2.

Подготовка материалов РИП к публикации

Работа творческой группы. Внешняя экспертиза продукта деятельности РИП

ноябрь

Сборник методических рекомендаций

Научное и практическое рецензирование подготовленных материалов

3.

Проведение семинара по распространению педагогического опыта  по реализации пректа

Консультации, семинар

декабрь

Распространение опыта, программа семинара

обобщение опыта работы учреждения по инновационной площадке, протокол семинара

4

Оформление опыта работы по реализации данного пректа

Работа творческой группы

декабрь

Аналитическая справка

Отчет творческой группы

  1. Перечень научных и (или) учебно-методических разработок по теме инновационного проекта (программы).

1. Алфимова М.В. Трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Вопросы психологии. – 2000. - №6.2. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. - М., 2001.3. Божович Л.А. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности – М., Воронеж, Филинъ, 19954. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб. 2000.5. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности //   Общественные науки и современность. – 1993. - №3.6. Габрунер М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка» // Обруч. – 2003. №2. – с. 14-19.7. Запорожец А.В. Избранные произведения – М., Психология и педагогика, 19868. Подластый И.П. Педагогика – М., ВЛАДОС, 19999. Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. - СПб. 1996.10. Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб. Питер, 2003. – 510 с.11. Кукса В. Агрессивный ребенок. http://baby.com.ua12. Кэмбелл Р. Как справляться с гневом ребенка. – СПб. 1997.

13. Лалаянц И. Энергия агрессивности // Семья и школа. – 1995. -№6.14. Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. – М., 1991.15. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). - М., 1994.16. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001.17. Нагимова С. Н. Причины агрессивного поведения детей // Современные наукоемкие технологии. – 2007. - № 6. – С.10-12.

18. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка – М, ИНФРА-М, 1992

19. Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М.: Российское педагогическое агентство. 1996. – 374 с.

20. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов ВУЗов и практических работников. – М., 2001.

21. Паренс Г. Агрессия наших детей. - М., 1997.

22. Психологический словарь/ Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Сещерякова. – М., 1997.

23. Психология человеческой агрессивности / К.В. Сельченок. – Мн., 1999.24. Реан А.А. Агрессия в структуре поведения возбудимой и демонстративной   личности // Ананьевские чтения - 97. - 1997. - №2.

25. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. - СПб. 1999.

26. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.псообие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1.27. Румянцева Т.Г. Агрессия и контроль // Вопросы психологии. – 1992. -   №5/6.

28. Смолярчук И. В. Влияние детско-родительского взаимодействия на социализацию дошкольников // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2009. - № 5. – С. 173-180.29. Смирнова Е.О., Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности // Вопросы психологии. – 2002. - №1.

30. Фрейд З. Психология бессознательного. – М., 1989.

31. Фромм Э. Детская агрессивность. – Минск, 1996.

32. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. - Минск, 1996.

33. Холод Н. И. Влияние средств массовой информации на агрессивное поведение детей // Ярославский педагогический вестник, 2005. - № 4. – С.72-34. Хухлаева О.В. Коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников и младших школьников: Учеб, пособие для студ. высш, пед. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

35. Шляхтина О.И. Взаимосвязь агрессивности с личностными особенностями и социальным статусом // Ананьевские чтения-97: Тезисы научно-практической конференции. - СПб. 1997.

36. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка в дошкольном возрасте (от рождения до семи лет) – СПб. Питер, 1998

  1. Обоснование возможности реализации инновационного проекта (программы)

- Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», п.2.4.).

5. Финансовое обоснование реализации инновационного проекта (программы)

- Материальные ресурсы для проведения семинаров

- Наличие финансового обеспечения  для публикации  апробированных материалов

- Организация среды взаимодействия участников инновационной площадки (наличие мультимедийной, множительной техники)

- Организация предметно-развивающей среды в детском саду, создание условий и оформление необходимого материала.

п/п

Направления

Год

Источники

финансирования

Объемы финансирования (тыс. рублей)

1.

Материальное оснащение

2015-2016

Муниципальный бюджет

20 000

2.

Информационно-техническое обеспечение

2017-2018

финансово-экономическая поддержка за счет привлечения спонсорской помощи

10 000

Реализация инновационного проекта, создание интегрированного развивающего пространства опираются на существующую материальную базу детского сада и обеспечиваются сочетанием бюджетного финансирования и внебюджетных средств

6. Обоснование устойчивости результатов инновационного

проекта (программы)

Устойчивость результатов Инновационного проекта может быть достигнута:

  • При высокой мотивации руководителей и участников образовательных отношений в совместной деятельности по обеспечению условий развития и воспитания детей, обоснованных во ФГОС ДО;
  • Стабильной нормативно-правовой базе функционирования системы образования на федеральном уровне;
  • При наличии устойчивых связей по обмену опытом работы участников РИП после завершения проекта.
  • разработанными образовательными программами обучающих семинаров;
  • разработанными дидактическими комплексами, методическими пособиями для педагогов;
  • публикациями в открытой педагогической печати и сети Интернет;
  • наличием кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий реализации проекта;

освоением педагогами инновационных  видов профессиональной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении.

Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. (Лев Николаевич Толстой, «Анна Каренина»)...

Рабочая программа организованной образовательной деятельности воспитателя с детьми Федерального государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад № 305» группы раннего возраста «Сказка» 2020-2021

Рабочая программа воспитателя группы раннего возраста состоит из обязательной части, разработанной на основе программы «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождени...

Программа дополнительного образования по обучению математике для работы с детьми 6 лет в дошкольном образовательном учреждении. «Математические ступеньки»

Пояснительная запискаПроблема развития математических способностей детей дошкольного возраста принадлежит к числу острейших методических проблем последних десятилетий. При этом игра является основной ...

Коррекционно-воспитательная работа с детьми агрессивного поведения в дошкольном образовательном учреждении

Одна из главных социальных проблем молодого поколения 21 века заключается в том, что наблюдается эмоционально-нравственная деградация общества, вытесняются общечеловеческие ценности, люди утратили цен...

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

В статье раскрыта необходимость совершенствования системы управления кадрами в области образования, призванной активизировать новые грани профессионального поведения педагога дошкольного образовательн...

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СКАЗОК А.С. ПУШКИНА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

Использование сказок А.С. Пушкина в дошкольных учреждениях является эффективным методом воспитания детей. Они не только увлекательны и интересны для малышей, но и способствуют всестороннему разв...