Школа общения с родителями ДОУ. Семинар-практикум для воспитателей
консультация на тему

Дуденкова Елена Александровна

На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_shkola_obshcheniya_s_roditelyami_dou.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар- практикум «Школа общения с родителями»

Приветствие. 
Цель: снятие эмоционального напряжения, объединения  участников.
Все участники стоят в кругу. Первый игрок говорит: «Здравствуйте.  Я сегодня вот такая!» (показывает свое состояние мимикой, жестами). Все участники  повторяют.

Сегодняшний семинар-практикум мы посвятим вопросу общения воспитателя с родителями воспитанников.

     На мгновение включим фантазию и представим себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой. Педагоги и родители не общаются, не обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг возникают вопросы, то родители могут сказать, что было анкетирование и мы там обо всем рассказали. А педагоги ответят им так: «Ведь есть же информационные стенды. Прочитайте, там все сказано!» Согласитесь, картина получилась безрадостная ... И хочется сказать, что такое просто невозможно. У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.

Статистика озвучивает нам итоги анкетирования  педагогов детского сада - большинство считают, что тесное сотрудничество с родителями по вопросам воспитания и обучения детей необходимо. Многие педагоги испытывают трудности в общении с родителями. Причиной этого считают: нежелание родителей идти на контакт, некомпетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей, проблемы родителей личного характера, неблагополучные семьи, которые не считают нужным общаться с воспитателями.

     Практика показывает, что эффективной является любая совместная деятельность родителей и педагогов - организация совместных праздников, тематических встреч, тренингов детско-родительских отношений, родительские собрания по плану ДОУ и т.д., основная задача которых — достижение реального сотрудничества между детским садом и семьей. Например, коллективное обсуждение проблемы позволяет родителям почувствовать, что другие мамы и папы тоже столкнулись с похожими проблемами и сумели найти из них выход. А это рождает ощущение: любые трудности разрешимы.

Работа с семьей – это кропотливый труд. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

     Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а так же с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Но многие из них хотели бы общаться с педагогами «на равных», как с коллегами, прийти к доверительному, «душевному» общению.

      Кому принадлежит ведущая роль в организации общения? Конечно воспитателю. Чтобы выстроить его важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог должен дать родителям почувствовать свою компетентность и заинтересованность в успешном развитии ребенка, показать родителям, что он видит в них партнеров, единомышленников.

     Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

    Педагоги, испытывая затруднения в общении с родителями воспитанников считают, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Согласится с этим сложно. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

Воспитателям предлагается в группах по 4-5 человек создать обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у него отрицательные чувства и портрет родителя, общение с которым вызывает положительные эмоции и с которым хочется дальше взаимодействовать. Какими качествами мы можем наделить таких родителей?

Есть  ли у вас в практике такие родители?

Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые нам неприятны?

Наша работа предполагает постоянное ежедневное общение с родителями детей. В жизни бывает всякое, не всегда мы довольны друг другом, иногда даже самые близкие люди вызывают у нас отрицательные эмоции, временами нас чем - то не устраивает любой из родителей.

Давайте в свободной форме просто вспомним какие мы можем иметь претензии к родителям наших воспитанников, пусть они будут незначительные, но конкретные.

 - А как по вашему мнению, есть ли претензии у родителей к вам?

 - Возможно ли построение общения с другим человеком без взаимных претензий? Что для этого необходимо?

Общаться с родителями, постоянно обращая внимание на их недостатки, невозможно. А тем более постоянно высказывать свои претензии. Окружающие имеют право быть самими собой. Поэтому разрешите самим себе  и родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть.

 Упражнение. Давайте попробуем разыграть ситуацию.

2 человека – роль воспитателя и роль родителя. Остальные участники – аквариум. Я предлагаю смоделировать типичное общение педагога с родителями.

Воспитателю необходимо донести до родителя важную как ему кажется информацию.

Воспитатель получает листок, на котором написана ситуация.

Для воспитателя этот ребенок с оценкой «не» - непослушный, неуправляемый, невоспитанный и прочее.

Для мамы – это прежде всего любимое дитя, нуждающееся в опеке и защите. Мама очень спешит и должна это демонстрировать невербальными способами (смотреть на часы, на дверь, выражать нетерпение и др.)

Ситуация 1 «Ребенок обижает другого воспитанника: обсыпает песком, толкает, бьет или кусает»

Ситуация 2 «Ребенок не хочет заниматься, он не усваивает программу»

Вопросы к маме:

Какое впечатление у вас от воспитателя?

Как воспитатель относится к вашему ребенку?

Довольны ли вы беседой?

Как на ваш взгляд, воспитатель должен проводить беседу?

Вопросы к воспитателю:

Что вы хотели от мамы?

Удалось ли вам задуманное? что мешало?

С какими трудностями столкнулись?

Вопросы к аквариуму:

Это был диалог?монолог?, два монолога?

Почему? Что необходимо для диалога?

Что помогало или мешало эффективному взаимодействию обеих сторон?

   

Часто такое взаимодействие выливается в непонимание с обеих сторон, приводит к появлению взаимных претензий.

Поскольку педагог видит цель такого общения – переложить ответственность за успеваемость и поведение ребенка на плечи родителей. Это общение таким образом перерастает в монолог педагога, состоящий из жалоб на ребенка или отчитываний родителя за ребенка.

Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного общения не только к ребенку, но и к педагогу, не способствуют возникновению желания сотрудничать с детским садом в деле воспитания и обучения его ребенка.

Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» - чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • имя собеседника
  • комплимент.

- Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!

- Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».

Во время конфликтов, желая снять их остроту, люди подсознательно начинают чаще использовать имя своего собеседника (прийти к согласию можно значительно быстрее). Потому что часто нам нужно не столько настоять на своем, сколько увидеть, что люди к нам прислушиваются, услышать при этом свое имя. Зачастую имя бывает решающей каплей, чтобы дело обернулось в нашу пользу.

Существуют специальные техники запоминания имен собеседников. Одна из них состоит в том, чтобы при знакомстве постараться повторить имя в самые первые минуты общения, можно несколько раз.

 

- В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.

Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

 

Кроме этих приемов существуют и другие приемы установления хорошего контакта с собеседником (демонстрация приемов общения совместно с ассистентом):

  1. Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом, избегать взгляда сверху вниз, бегающего взгляда. Также постараться избавить себя от пристального разглядывания деталей одежды собеседника.
  2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
  3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
  4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги, не убирать руки за спину.

Есть часто используемый людьми жест – «рука к лицу» - почесывание кончика носа без особой надобности, потирание щеки, уха или области вокруг глаз. Вот эти жесты считаются негативными, они свидетельствуют об отрицательных ощущениях и мыслях. Эти жесты люди часто используют в тех ситуациях, когда они не хотят видеть, слышать или говорить на определенную тему.

«Указующий жест» - активно применяется в среде общения педагога с воспитанниками и который подразумевает беспрекословное требование. Потом он входит в привычку и переносится на общение с родителями и даже на общение с близкими людьми. Этот жест говорит о превосходстве и может быть обидным для собеседника. Если есть такая привычка, рекомендуется заменить указывающий палец на вытянутую ладонь вверх, вниз.

  1. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»

Вот самые основные правила установления хорошего личностного контакта и построения эффективного общения и взаимодействия с родителями.

Контакт между родителем и педагогом возможен тогда, когда и тот и другой осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование детей и достичь ее можно только общими усилиями.

Что для этого нужно?

  • Педагогу нужно показать родителям, что он любит детей такими какие они есть и он тоже обеспокоен их судьбой, как и родители.
  • Педагог должен стороить беседу так, чтобы родитель убедился, что он имеет имеет дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей. Поэтому здесь важно задумываться не только о цели и содержании беседы, но и о своих манерах поведения, стиле речи, одежде. Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.

Перед тем как беседовать с родителями на проблемную тему, необходимо спросить себя – Что я хочу от родителей? 

  • Вылить свое раздражение на ребенка?
  • Или наказать ребенка руками родителей?
  • Показать родителям их педагогическую несостоятельность?

 Вот такие цели говорят о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на его общение с семьей воспитанника.

Приглашать для беседы родителей стоит, если педагог хочет лучше узнать ребенка, понять причины его поведения, подобрать индивидуальный подход к нему, поделиться положительными фактами относительно ребенка. То есть психологическая цель должна быть стимулом для дальнейшего общения с родителями.

Начало разговора о ребенке должно содержать положительную информацию, причем это не оценочные суждения типа «У вас хороший мальчик, но….» и дальше идет отрицательная информация на 10 минут, а сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге наблюдательном, доброжелательном, то есть о профессионале.

Факты о поведении и успеваемости ребенка, вызывающие беспокойство педагогов, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений, начинающихся с «не»: он у вас непослушный, невоспитанный, неорганизованный и т.д.

Жалуясь на ребенка родителю или заведующей мы предстаем перед ними в роли несчастного, бедного, беспомощного, расписываясь в недостаточном профессионализме и личной неопытности.

Техника сэндвича:

Для сообщения негативной информации о ребенке родителям, наиболее эффективно использовать технику «сэндвича».
По принципу сэндвича общение строится так: начало и конец его обязательно должны носить 
позитивный характер, а середина включать все негативные моменты (которые действительно необходимы).
Начать с хорошего.
Продолжить сложным и неприятным.
         Закончить хорошим.
 

Психотехническое упражнение «Давление»

Цель – осознание разных моделей в общении и взаимодействии с партнером, установка на равноправное общение

Инструкция: Встаньте друг напротив друга, поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь, кто будет ведущим. Задача ведущего – слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите давление на ладони партнера.

В какой ситуации было эмоционально комфортнее? – когда Вы давили или когда Ваш партнер давил на Ваши ладони?

Возможно вы не испытали приятных секунд ни в первом, ни во втором случае. – Вам было неприятно давить на партнера и очень неприятно, когда давили на Вас.

Тогда попробуйте не давить друг на друга, выполняйте совместные движения обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла – психоэнергетический контакт.

- Почувствовали ли Вы, насколько приятнее взаимодействовать на равных, а не добиваться превосходства?

Не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению, будь он ребенок, коллега или родитель, мы рискуем вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения. И вместо помощи, он просто откажется от контакта с нами.

.

Переходить к нелицеприятным фактам лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю Сашу, не могли бы Вы мне помочь разобраться, что может означать….», или подаем с помощью Я – сообщений: Я не могу понять…, Меня беспокоит…, Я хочу понять, что за этим стоит… и т.д.

Говоря о недостатках, следует подчеркивать, что этому подвержены многие дети, так бывает, но все благополучно проходит, если педагог и семья будут действовать сообща.

В процессе взаимодействия человека с человеком важным оказывается всё: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению.

Самым главным в беседе является высказывание родителя, именно он превращает беседу в диалог. Поэтому от педагога требуется умение слушать. Показываем всем своим видом, что мы внимательно слушаем, понимаем чувства родителей, уточняем при необходимости информацию, передаем мысль родителя своими словами, то есть перефразируем.

Конкретные советы должны даваться педагогом только в том случае, если родитель об этом просил. Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию, доступны в выполнении, и просты по форме изложения.

Поэтому цель общения с родителями заключается не только в установлении контакта, но и в создании условий для его продолжения.

Упражнение «Отношения»

Важным в нашем поведении взаимодействии является умение передавать свои чувства, мысли мимикой и жестами, то есть невербальное общение.

Мы говорили о расположении рук, ног и всего тела при общении. То, насколько они влияют на ход общения, на его качество и как помогают добиваться конечной цели.

- Пожалуйста, начните ходить по залу. Почувствуйте свои ступни, свои ноги, свои руки и кисти, свое лицо и глаза. Дважды сильно моргните, приготовьтесь очень внимательно смотреть. Вы должны внимательно наблюдать за другими участниками и по разному реагировать на тех, кто вам встречается.

  • Сначала проходя мимо других, приветствуйте их дружеской улыбкой
  • А сейчас представьте, что те люди, с которыми вы встречаетесь сильно обидели вас. Проходя мимо них, выразите свои оскорбленные чувства
  • Когда теперь вы с кем-нибудь встретитесь, представьте что Вы не хотите общаться, вы спешите . Выразите это вашей походкой
  • Когда вы снова встретите кого-то, представьте себе, что он ваш ровесник и очень располагает к себе людей. Выразите ваши чувства, проходя мимо него
  • И наконец, поприветствуйте того, с кем вы сейчас встретитесь так, чтобы это отражало ваше реальное на данный момент настроение. Вы можете подать руку и сказать то, что вам хочется.

Визуализация под музыку

Сядьте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза.

«Сосредоточьтесь на своем дыхании... Воздух сначала заполняет брюшную полость... затем вашу грудную клетку ... легкие ... Сделайте полный вдох... затем несколько легких, спокойных выдохов ... Теперь спокойно... без специальных усилий сделайте новый вдох... Обратите внимание, какие части вашего тела... соприкасаются с креслом... полом... в тех частях тела, где поверхность поддерживает вас... постарайтесь ощутить эту поддержку немного сильнее... Вообразите, что кресло... пол... приподнимаются, чтобы поддержать вас ...»

                               Упражнение по визуализации

"Сосредоточьтесь на своем дыхании...Представьте, что перед вашими глазами радуга. Остановимся на голубом цвете. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз, он освежает вас как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый. Желтый приносит нам радость. Он согревает нас как солнышко. Почувствуйте его тепло. Он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимет настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

………………………………………………………………………………………….

Откройте глаза.

Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? По одному слову – по кругу.

Возьмите эти ощущения с собой на весь оставшийся день!

Спасибо!

Обратная связь

Ситуация 1

Воспитатель:

Донести до мамы, что «Ребенок (Петя) обижает другого воспитанника: обсыпает песком, толкает, бьет или кусает»

Для воспитателя этот ребенок с оценкой «не» - непослушный, неуправляемый, невоспитанный и прочее.

Ситуация 2

Воспитатель:

 Донести до мамы, что «Ребенок (Женя) не хочет заниматься, она не усваивает программу»

Ситуация 1

Мама ребенка:

 Для мамы – мальчик Петя - это прежде всего любимое дитя, нуждающееся в опеке и защите. Мама очень спешит и должна это демонстрировать невербальными способами (смотреть на часы, на дверь, выражать нетерпение и др.)

Ситуация 2

Мама девочки Жени:

Мама уставшая от работы, загруженная личными проблемами. Для мамы – Женя - это прежде всего любимое дитя, нуждающееся в опеке и защите.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Методы,  приемы и формы   работы педагогов детского сада с родителями воспитанников....

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития и воспитания ребенка....

Презентация на тему: Общение педагога с родителями воспитанников(семинар-практикум)

Трудности Организации совместной работы педагога с родителями воспитанников: Непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение 2. Отсутствие единства требований в семье ...

Семинар – практикум ПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ

Семинар – практикумПУТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ И РОДИТЕЛЕЙ...