Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему: «Организация двигательной активности детей на прогулке»
учебно-методический материал по физкультуре

Цехмистер Светлана Евгеньевна.

 

«Организация двигательной активности детей на прогулке»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар – практикум для молодых воспитателей на тему:

«Организация двигательной активности детей на прогулке»

Проводили:

Цехмистер С.Е. – I кв. категория (МБДОУ №7 «Незабудка»)

Зверобоева Ю.В. (МБДОУ №9 «Теремок»)

 

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.

Движение - естественная потребность организма человека. Избыток или недостаток движения - причина многих заболеваний. Оно формирует структуру и функции человеческого организма. Двигательная активность, регулярные занятия физической культурой и спортом - обязательное условие здорового образа жизни.

Понятие двигательной активности

Рассмотрим несколько определений понятия двигательная активность: 

- Двигательная активность - это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в скелетных мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве. Проще говоря, двигательная активность – суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени.

- Двигательная деятельность (активность) - совокупность двигательных актов.

При планировании оздоровительных занятий, очень важно учитывать биологическую потребность в движении. Если это условие не выполняется, то неизбежно возникают дефекты физического развития, проявляется скрытая патология отдельных функциональных систем. В детском возрасте двигательная активность проявляется через естественную биологическую потребность растущего организма в движениях. Основной сюжетной линией поведения ребенка в этот период является игра, и он сам интуитивно, без вмешательства извне всегда безошибочно определяет для себя ее меру. Задача взрослых в этой ситуации предельно проста и заключается в том, чтобы не мешать ребенку, не сдерживать его естественного стремления к движениям.

Прогулка - это один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. Здесь наиболее ярко проявляются особенности двигательной активности детей. Совершенствование двигательных навыков в повседневной жизни обеспечивает условия для активизации самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Именно самостоятельное и творческое использование ребенком двигательного опыта в физических упражнениях и подвижных играх на прогулке способствует развитию личностных и психофизических качеств; повышает интерес к двигательной деятельности, активизирует мыслительную и эмоциональную сферу. Организация двигательной деятельности должна проходить в дружелюбной, радостной обстановке. Особое внимание уделяю развитию самостоятельности и творчества ребенка в его двигательной деятельности на прогулке, благодаря чему у ребенка развивается инициативность, повышаются навыки самоорганизации, создаются оптимальные условия для самовыражения, самореализации, совершенствования психофизических и личностных качеств.

Организацию двигательной и игровой деятельности проводить с учетом режима дня, времени года и предыдущей деятельности ребенка. Умелое сочетание отдыха и движения, различных видов деятельности обеспечивает высокую работоспособность ребенка в течение дня. 

Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не перегревался и не переохлаждался во время прогулок. 

Чтобы прогулка была содержательной и интересной в начале прогулки проводим наблюдения: обращать внимание детей на состояние погоды, отмечаем сезонные изменения в природе, наблюдаем за деревьями, птицами, животными, транспортом, прохожими, за трудом взрослых.  

Для расширения кругозора детей планируются наблюдения за сезонными изменениями.

Можно организовать тематическую прогулку, исходя из планируемой темы недели.

Например если тема недели «Птицы», то вся прогулка будет посвящена этой теме.

Наблюдение за птицами

Задачи: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.

Ход наблюдения

Какие птицы улетают в теплые края?

Зачем они это делают?

Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края.

Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету.

Последними улетают утки, гуси, журавли, поскольку водоемы начинают замерзать, и они не могут найти корм в воде.

А какие птицы остаются? Как мы можем помочь им пережить зиму?

Соответственно можно организовать такие игры, как: «Гуси - лебеди», «Воробышки и кот», «Летает – не летает», «Найди своё гнездо», «Совушка сова». . .

Художественное слово: загадки про птиц, стихотворения.

Воробышки

На дворе - морозище градусов под сорок,
Плачутся воробышки, что весна не скоро.
Что в морозы лютые: плохо греют шубки... 
—Я принес воробышкам на тарелке крупки:
Кушайте, воробышки, кушайте, хорошие.
Я бы вам и валенки подарил с калошами.
Но сказала мама: воробей ведь маленький,
Сразу, как запрыгает. Потеряет валенки.  (В. Звягин)

Ночью видит будто днём.
Станет «ухать» не уснём:
Не к добру – идёт молва.
Птицу как зовут?..
(Сова)

Труд  

Мы трудимся, собираем природный материал. А чтобы было весело мы соревнуемся и развлекаемся.

Собираем природный материал для занятий, утренников и самостоятельной деятельности.

Труд – птички собирают веточки для создания гнёзд.

Проводим игру: младшие «Найди своё гнездо», старшие «Совушка».

Игры и развлечения на свежем воздухе особенно полезны. Во время игр на просторе, в природных условиях у детей формируются умения использовать приобретенные двигательные навыки в многообразных жизненных ситуациях. У них развивается ловкость, быстрота, они становятся сильными и выносливыми, приучаются действовать смело, проявляя активность, настойчивость, инициативу и самостоятельность.

     Незначительная усталость, вызываемая участием в подвижной игре, полезна: систематически повторяясь, она способствует приспособлению организма к повышенной физической нагрузке, увеличению работоспособности. Но так как эти игры эмоциональны и очень привлекательны для детей, то нередко, увлекшись игрой, они могут перевозбуждаться, переутомляться. Внешними признаками утомления являются чрезмерная одышка, резкое покраснение лица, усиленное потоотделение, ухудшение координации движений. В таких случаях дети могут жаловаться на легкое головокружение, усталость. Признаком начинающегося переутомления является снижение интереса к тому виду деятельности, в котором в данный момент ребенок участвует. Переутомление может неблагоприятно отразится на общем состоянии ребенка, привести к нарушению сна, снижению аппетита, вызвать двигательное беспокойство или наоборот, вялость. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы игры с высокой двигательной активностью разумно сочетались с более спокойными видами деятельности. Вместе с тем нельзя забывать о том, что воспитание ловкости, выносливости, силы и быстроты у детей может быть достигнуто лишь при условии систематических и довольно значительных нагрузок.

Классификация подвижных игр по степени физической нагрузки.

Игры большой подвижности - Одновременно участвует вся группа детей; построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки.

Игры средней подвижности - Активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами.

Игры малой подвижности - Движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна (игры с ходьбой, игры на внимание).

    Для того, чтобы проводить подвижные игры в каждой возрастной группе методически грамотно, воспитателю необходимо знать правила подбора игр. Выбор определенной подвижной игры ведется по следующим данным: 

- возраст детей,

- задачи воспитателя,

- условия для проведения игры,

- сезон,

- дидактические принципы (последовательность, систематичность, повторность).

- состояние группы детей,

- место проведения игры.    

Дозировать нагрузку в играх можно пользуясь общепринятыми приемами:

   1.Увеличивать или уменьшать общее время игры, а так же изменять количество повторений всей игры или отдельных эпизодов.

   2.Регулировать длительность перерывов в игре или проводить игры совсем без перерывов.

   3.Проводить игру на большем или меньшем участке, с большим или меньшим количеством препятствий.

4. в зависимости от возрастных особенностей и двигательных навыков усложнение или упрощение игры.

Проводим игру «Найди и промолчи» - по всем возрастам (младший и старший возраст)

Воспитатель должен ориентироваться на подготовку детей, условия окружающей местности. Однако не следует считать организацию двигательной активности обязательной для проведения абсолютно со всеми детьми. Очень важно учитывать их индивидуальные возможности и способности. Игры и упражнения посложнее можно предложить более подготовленным детям. Детей с некоторой задержкой двигательного развития, физически более слабых необходимо систематически привлекать к участию в доступных им играх, усложняя их постепенно.

Работники ДОУ должны постоянно заботиться о том, чтобы дети играли в местах, отвечающих санитарно – гигиеническим требованиям, в одежде и обуви, соответствующей не только времени года, но и погоде.

  При подборе подвижных игр и развлечений важно учитывать индивидуальные возможности и способности детей. Рассмотрим их подробнее.

Младшие дошкольники.

   Дети младшего дошкольного возраста активны, они много двигаются, ходят, бегают, лазают, выполняют некоторые другие движения, но их опыт двигательной активности  еще невелик, а движения недостаточно координированы. Совместные действия в коллективе сверстников, ориентировка в пространстве затруднительны. Малыши еще не владеют целым рядом двигательных навыков, поэтому часто содержание их деятельности однообразно.

   Для повышения активности и обогащения движений младших дошкольников большое значение имеет создание необходимых условий, использование различных предметов, игрушек (мячей, шариков, обручей, кубиков, совков и т. п.), побуждающих их к различным двигательным действиям.

Способы сбора детей в младшей группе различные:

  1. Позвонить в колокольчик.
  2. Постучать в бубен.
  3. Беседа о персонаже.
  4. Вопрос, загадка к детям.

Этап организации объяснения игры.

    В этой возрастной группе подвижная игра объясняется от начала до конца.

Проводим игры: «Снежинки и ветер», «Зайка серенький», «Пузырь».

    Старшие дошкольники.

   Дети 5 – 6 лет более самостоятельны и активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми, ловкими, они лучше ориентируются в пространстве, увереннее действуют в коллективе.

   Несмотря на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации подвижных игр и развлечений.

   Во время их проведения надо приучать воспитанников выполнять определенные правила. Дети должны научиться:

  1. Начинать и прекращать игры по сигналу воспитателя.
  2. Быстро и четко занимать места для начала игры.
  3. Играть честно без обмана; если был пойман или осален во время игры, быстро выходить на определенное место.
  4. Во время ловли не ударять товарищей, а легко касаться рукой.
  5. Не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно толкнул – не обижаться.
  6. Не убегать за границы площадки.
  7. Не смеяться над тем, кто во время игры поскользнулся, упал, а, наоборот, подбежать и помочь товарищу подняться.
  8. Играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша.

В старшей группе не приходится тратить много времени на организацию подвижных игр. Дети любят эти игры, и с ними можно уже заранее договориться о том, что по условному сигналу все соберутся, помогут воспитателю подготовить необходимый инвентарь, освободить площадку и т.д.

Способы сбора детей в старшей группе самые различные:

  1. Позвонить в колокольчик.
  2. Постучать в бубен.
  3. Беседа о персонаже.
  4. Художественное слово.
  5. Вопрос, загадка к детям.
  6. Заранее договориться с детьми где, в каком месте в какой вид строя строятся для игры, воспитатель говорит, что сегодня мы познакомимся с новой интересной подвижной игрой, а какой, вы узнаете тогда, когда выйдете на прогулку и на три удара бубна просто построитесь в круг на площадке.
  7. Дети - активисты могут собрать детей на игру.    

Этап организации объяснения игры.

    В этой возрастной группе подвижная игра объясняется от начала до конца, особенно обращает внимание на правила.

Если игра новая, то последовательность объяснения игры должна быть следующей:

  1. Воспитатель называет игру.
  2. Называет действующих лиц.
  3. Говорит, кто, где будет жить или находится во время игры, как будет действовать и почему.

     Объясняя игру, он подчеркивает смысл действий каждого персонажа, раскрывает их причинную обусловленность. Объяснение должно быть кратким, касаться только самого главного, проходить живо. При первом объяснении педагог или сам показывает детям движения, которые могут затруднить их, или вызывает для этого ребенка. Успешность игры во многом зависит от того, как дети поймут правила игры.  Объясняя особенно сложные правила, педагог показывает, как их выполнять. Некоторые важные моменты осваиваются до начала игры. Очень важно убедиться, что дети правильно поняли условия игры и хорошо представляют себе ее двигательное содержание.

Необходимо уточнить, правильно ли понял свою роль водящий. Педагог с помощью вопросов, предложения повторить правила, рассказать содержание убеждается, что воспитанники поняли игру, ее ход и правила.

    При повторении знакомой игры воспитатель предлагает рассказать ее содержание и напомнить основные правила.

Этап организации игры и ее объяснение заканчивается выбором водящего.

Способы выбора водящего в старшем дошкольном возрасте:

  1. Воспитатель вместе с детьми выбирает водящего (при повторении игры замену)
  2. Обсуждение кандидатуры
  3. Жеребьевка
  4. Стрелка

а) воспитатель раскручивает кеглю или обруч с меткой, дети стоят в кругу.

б) дети стоят в кругу, в центре ребенок с вытянутой рукой, которому воспитатель предлагает выполнить роль стрелки.

в) дети стоят в кругу или в шеренге, воспитатель предлагает любому ребенку назвать число и сказать, в какую сторону считать.

Проводим игры: «Удочка», «Снежная королева», «Поймай палку».

Стремясь предупредить возможные случаи недоброжелательного отношения детей к их менее ловким, слабым сверстникам, педагог объективно оценивает возможности. Он хвалит тех, кто при меньших умениях проявил больше настойчивости, отмечает ребят, которые помогают товарищам, мобилизуют все свои умения, чтобы добиться успеха команды. Дети должны понять, что не первое, а порой далекое место, занятое командой, приносит большое удовлетворение, если все действовали дружно, сплоченно.  

  В процессе игры воспитатель следит за действиями играющих, при необходимости делает замечание нарушившим правила, иногда подсказывая растерявшимся ход игры. Ни в коем случае нельзя в подвижной игре злоупотреблять указаниями в отношении точности и правильности движения – это снижает активность ее участников, эмоциональность игры. Необходимо дать детям наиграться, полностью ощутить привлекательность взаимодействия в коллективе сверстников. Нежелательно прерывать игру, вмешиваться в ее развитие.

Также важную роль в активизации двигательной деятельности играет спортивный, выносной инвентарь, который устанавливается на участке или выносится из группы в соответствии с погодными условиями. Выходя на прогулку, дети помогают выносить игрушки и материал для игр и занятий на воздухе. Наличие должного оборудования на участке создает условия для совершенствования основных движений (бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков, спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр.

На территории детского сада оборудована спортивная площадка. Там есть всё необходимое для занятий и двигательной активности детей: волейбольная и баскетбольная площадки, беговая дорожка, песочная яма для прыжков в длину, шведские лестницы разной высоты, гимнастические брёвна, скамейки, дуги для подлезания, оборудование для развития координации движений. Также каждая группа имеет достаточное количество выносного материала (мячи разных размеров, скакалки, клюшки, спортивные игры).

Для проведения прогулок можно использовать не только свой участок, но и задействовать всю территорию детского сада. (рисунки на асфальте – закрепление счета, цвета, размера, формы и т.д.)

Организация двигательной деятельности всегда должна проходить в дружелюбной, радостной обстановке.

Прогулки не рекомендуется завершать подвижной игрой, поэтому мы в конце прогулки играем в малоподвижные, спокойные игры (“Сделай фигуру”,  “Узнай, кто позвал»). . По завершению прогулки дети спокойные поднимаются в группу, у них хороший аппетит, здоровый сон.

Главной задачей планирования двигательной активности детей на прогулке является обеспечение высоких конечных результатов здоровья, физического и двигательного развития детей. К этому должен стремиться каждый педагог в своей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для молодых педагогов Тема: «Организация двигательной активности детей в ДОУ»

Расширение знаний молодых педагогов о двигательной активности в режимных моментах...

Семинар - практикум для молодых воспитателей "Речевое развитие детей на разных возрастных этапах"

обучение молодых воспитателей правильному проведению речевого занятия и планирования одного дня....

Консультация для воспитателей на тему: «Организация двигательной активности на прогулке в зимнее время с младшими дошкольниками»

Роль подвижных игр с младшими дошкольниками на прогулке зимой. Картотека зимних игр для малышей....

Из опыта работы на тему: «Организация двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке»

Статья о правильной организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста на прогулке...

Семинар-практикум для воспитателей «Игра как средство развития двигательной активности детей»

Подвижная игра – специфический вид двигательной деятельности, мотивированной содержанием игры, направленный на решение двигательной задачи и ограниченной выполнением определенных правил. П/и &nd...

семинар - практикум для молодых воспитателей на тему: «Играем вместе»

Цель: Расширение компетентности педагогов по организации совместной деятельности в образовательной области «Физическое развитие»...

План - сценарий консультации-практикума инструктора по физкультуре с педагогами «Двигательная активность детей на прогулке»

план -сценарий практических заданий, предлагаемых для проведения с педагогами, для повышения их практических навыков проведения двигательной прогулки с детьми в разные сезоны и при разных погодных усл...