Семинар-практикум для воспитателей «Игра как средство развития двигательной активности детей»
консультация

Подвижная игра – специфический вид двигательной деятельности, мотивированной содержанием игры, направленный на решение двигательной задачи и ограниченной выполнением определенных правил. П/и – естественный спутник ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, занимающие ведущее место в физическом воспитании дошкольников, являющиеся исключительно ценным способом вовлечения ребенка в двигательную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для педагогов «Игра как средство развития двигательной активности детей»

«Игра-это сама детская жизнь, инстинктивная, добровольная, спонтанная и естественная, связанная с исследованиями, общением и выражением себя, сочетающая действие и мысль, приносящая удовлетворение и ощущение успеха». (Из «Декларации прав ребенка на игру», принятой Международной Ассоциацией игр на воздухе в 1977 году).

Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации двигательной активности дошкольников в ДОУ.

Задачи:

1. Выявить затруднения, причины и пути их преодоления по данной проблеме.

2. Способствовать творческому поиску, проявлению инициативы, росту педагогического мастерства педагогов ДОУ.

3. Развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

План:

I. Теоретическая часть:

1.1. Сообщение «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников»

1.2. Анкетирование педагогов «Организация двигательной активности детей» (Приложение 1).

II. Практическая часть. Деловая игра для педагогов «Двигательная активность - средство полноценного развития детей»

Материалы: Фишки, карточки с заданиями.

Ход: I. Теоретическая часть

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые педагоги! Тема нашего семинара – практикума «Игра как средство развития двигательной активности детей».

«Подвижная игра как средство повышения двигательной активности дошкольников»

Подвижная игра – специфический вид двигательной деятельности, мотивированной содержанием игры, направленный на решение двигательной задачи и ограниченной выполнением определенных правил. П/и – естественный спутник ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, занимающие ведущее место в физическом воспитании дошкольников, являющиеся исключительно ценным способом вовлечения ребенка в двигательную деятельность.

В Концепции дошкольного воспитания ключевую позицию занимает охрана и укрепление здоровья детей: «Дошкольное воспитание должно быть пронизано заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Поскольку физическое здоровье ребенка образует неразрывное единство с его психическим здоровьем, с его эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и их индивидуальных особенностей».

Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра. Игра как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личностных качеств. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.

Ребенок – существо растущее и развивающееся. Одним из условий его полноценного роста и развития являются движения. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил. Двигательная активность является важным фактором здоровья, обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда.

Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры.

Подвижные игры классифицируются по:

1).степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности); 2). преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.); 3). предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.).

В подвижных играх (или играх с правилами) ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но, этот игровой процесс опосредован какой-то задачей, например, не просто бегать, а убегать от лисы. Это делает поведение ребенка произвольным, подчиненным игровым условиям в виде правил. Как справедливо отмечал А. Н. Леонтьев, овладеть правилом игры – значит овладеть своим поведением. Именно тот факт, что в играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением, определяет их воспитательное значение. Л. В. Выготский назвал игру школой произвольности, так как в игре у ребенка к 5-ти годам формируется произвольность поведения, произвольность памяти. Наиболее интенсивно в игре развивается воображение, которое составляет основу формирования творческой личности. В игре развивается символическая функция (предметы-заместители).

Несформированность этих функций вызывает трудности обучения в школе. В плане морального развития Д. Б. Эльконин особо выделил в играх с правилами те, в которых имеется двойная задача. Так в игре в лапту, ребенок может, поймав мяч, вернуть в круг игрока, «засаленного» ранее. Значит, поведение в игре направляется двойной задачей: самому бегать, увертываясь от мяча, и поймать мяч, чтобы помочь товарищу, в которого попали мячом. Действия ребенка могут ограничиться лишь ловким бегом, но он ставит перед собой и другую цель – помочь товарищу, хотя это связано с риском: если попытка поймать мяч окажется неудачной, придется покинуть круг играющих. Таким образом, в играх с двойной задачей ребенок по собственной инициативе оказывает помощь товарищу и радуется, когда это удается. В реальной жизни подобные ситуации складываются нечасто, и поведение детей чаще направляется словесными указаниями педагога: «Помоги Артему завязать шарф»; «Помоги Маше убрать кубики». Товарищескую солидарность такими указаниями воспитать трудно. Другое дело – игры с правилами, требующие от участников взаимопомощи, особенно если действуют и соревнуются команды («Чье звено скорее построит дом?», игры-эстафеты). Игры с правилами дают возможность каждому участнику сравнивать свои действия и их результаты с действиями и результатами других (Сережа – очень ловкий. – ловишке трудно поймать его). Ценно и то, что ребенок пытается самостоятельно оценить свои действия и действия других играющих (в отличие от иных видов деятельности, где это делают взрослые).

Таким образом, игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и оценке. То, что ребенок в конкретной ситуации игры, которая ему интересна и ярко, эмоционально окрашена, видит свои промахи, несоответствие требованиям и осознает это в сравнении, вызывает у него желание стать лучше, то есть рождает стремление к самосовершенствованию. Также и успех в игре (был ловким, сообразительным) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям. Воспитание морально-волевых качеств и активизация мыслительной деятельности ребенка в играх протекает успешно при условии систематической, хорошо организованной педагогической работы, при условии грамотного целенаправленного руководства взрослого. «Руководя игрой.нужно развивать инициативу, самостоятельность детей, сохранять их непосредственность, радость игры. Из приемов руководства следует исключить всякого рода принуждение.нужно очень деликатно влиять на чувства детей, направлять работу их мысли и воображение. Только при таком руководстве развивается игровое творчество» (Д. В. Менджерицкая). И к пяти годам дети проявляют творческую активность, которая выражается в их способности придумывать новые варианты игр, вносить усложнение в их содержание, дополнять правила. В игре создаются благоприятные условия для формирования движений. По мнению А. В. Запорожца, это первая доступная для дошкольников форма деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений; моторное развитие, совершаемое ребенком в игре – пролог сознательных физических упражнений. В подвижной игре дошкольник многократно самостоятельно повторяет движения, заданные темой и правилами, что чрезвычайно благоприятно влияет на их усвоение и является важной составной частью процесса обучения. В младшем дошкольном возрасте дети только знакомятся с движениями и учатся выполнять их в общих чертах. На данном возрастном этапе игра выступает как важное средство обучения. Наиболее успешно происходит формирование навыков в беге и прыжках. Лазание, метание, бросание и ловля слабо представлены в содержании подвижных игр младших дошкольников, поэтому необходимо сочетать прямое (физические упражнения) и косвенное обучение движениям (игра). Начиная со среднего дошкольного возраста, характер движений становится все более произвольным, преднамеренным. У детей появляется способность выделять направление движения, изменять его скорость. Перед ними ставятся более сложные задачи – овладеть определенными способами движений, их техникой, стремиться к достижению результатов. В работе со старшими дошкольниками важно предусмотреть не только обучение движениям в обобщенном виде, но и разучивание составных элементов, отдельных поз и их сочетаний. Правильность выполнения движений и прочность их усвоения выдвигаются в качестве первоочередной образовательной задачи. Однако учебные мотивы все еще тесно переплетаются с игровыми. Этим объясняется многоплановое применение игры на разных этапах обучения старших дошкольников.

Таким образом, подвижная игра направлена на достижение определенных целей воспитания, обучения и развития. Подвижная игра всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик и является одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества.

II. Практическая часть. Деловая игра

Ведущий: Уважаемые педагоги игра «Аббревиатуры» поможет нам настроиться на дальнейшую работу. Предлагаю прочитать полностью ряд аббревиатур: РФ, ООН, МДОУ, ОУ, ФСБ, ФГТ, ОТ, ООП. Составьте (и расшифруйте) свои аббревиатуры, тематика которых должна относиться к образованию или образовательной области «физкультура». (Данная игра помогает педагогам настроиться на работу, и в игровой ситуации упражняет их воображение, демонстрирует знание окружающей реальности и свое интеллектуальное развитие).

«Мозговой штурм»

Ведущий: Предлагаю вам карточку, в левой колонке которой даны основные движения. Напишите примеры подвижных игр, способствующих развитию того или иного движения. (За правильный ответ педагог получает фишку).

Карта для проверки

О/Д Бег, ходьба: П/И «Воробушки и автомобиль», «У медведя во бору», «Гуси-гуси».

О/Д Прыжки, равновесие: П/И «Кот и мыши», «Зайцы и волк», «Лягушки» (по кочкам).

О/Д Метание, ловля: П/И «Попади в цель», «Снежный бой», «Белые медведи».

О/Д Лазанье: П/И «Достань до листочка», «Лиса в курятнике», «Под мосточком».

Ведущий: Предлагаю выбрать карточку с одним вопросом и ответить письменно.

Вопросы:

- Напишите структуру НОД по физической культуре.

- Напишите цели и задачи утренней гимнастики.

- Напишите структуру утренней гимнастики.

- Напишите программное содержание НОД по физической культуре, с учетом возраста детей, посещающих вашу группу.

- Напишите авторов, название методик и программ по физическому воспитанию.

    - Напишите приемы обучения на НОД по физической культуре.

- Напишите гигиенические требования, которые должны выполняться при проведении физкультурных мероприятий.

Ответы к заданию. Приложение 2

Разминка

Ведущий: Предлагаю вспомнить 2-3 пальчиковые игры и продемонстрировать их.

Ведущий: Следующее задание - работа в парах. Необходимо составить конспект проведения прогулки (согласно времени года) с учетом уровня ДА, возраста детей, посещающих вашу группу.

Ведущий: Продолжаем работать в парах. Предлагаю выбрать карточку. Вам надо закончить стихотворение. (предлагаются отрывки словесного сопровождения из подвижных игр). (Приложение 3)

«Спроси – ответь»

Ведущий: Необходимо каждой паре предложить паре-сопернице по одному теоретическому вопросу проблемного характера по физическому воспитанию детей. (жюри учитывает сложность постановки вопроса)

Ведущий: Вспомните и покажите один-два варианта физкультминутки.

«Лучший теоретик» .

Ведущий: Вам предстоит ответить на вопрос, поставив знак «+» напротив той группы, к которой он относится. (1 балл за каждый правильный ответ).

Определите, с какой возрастной группы вводятся: 1. ходьба на пятках; (средняя) 2. челночный бег; (средняя) 3. перестроение из звеньев в одну колонну; (подгот.) 4. размыкание без помощи рук; (старшая) 5. увеличение дозировки ОРУ до 9-10 раз; (подгот.) 6. боковое подлезание; (средняя) 7. метание на дальность; (младшая) 8. ведущим может быть каждый ребенок;(средняя) 9. упражнение на внимание «Флажок и погремушка»; (младшая) 10. размыкание без помощи рук на ходу; (подгот.) 11. метание в подвижную цель; (старшая) 12. игры с элементами соревнований; (средняя) 13. ходьба по ребристой доске; (младшая) 14. считалки при проведении игр; (средняя) 15. повороты; (старшая) 16. прыжки через скакалку; (средняя) 17. использование выражения «Исходное положение при выполнении ОРУ»; (подгот.) 18. лазание; (младшая) 19. игры спортивные; (старшая) 20. статистические упражнения на равновесие. (младшая)

«Дружеский шарж»

Ведущий: Перед тем как подвести итоги нашей встречи, предлагаю снять эмоциональное напряжение, придумать и изобразить с помощью мимики и жестов одного из педагогов другой команды.

Рефлексия

Ведущий: Уважаемые педагоги наше мероприятие закончилось. Прошу высказать мнение о нашей встрече. Педагогам предлагаются вопросы:

- На ваш взгляд, за что вы можете похвалить себя после выполнения заданий?

-Как вы можете использовать полученную информацию в своей педагогической деятельности?

-Какие именно задания вы выполняли с удовольствием? Как вы думаете, почему они понравились?

- Какие вы испытывали трудности?

Ведущий: Спасибо всем за плодотворную работу!

Приложение 1

Анкетирование педагогов «Организация двигательной активности детей»

Уважаемые педагоги, отвечая на вопросы анкеты, подчеркните один из предложенных вариантов или напишите свой.

1. Провожу утреннюю гимнастику с детьми:

Ежедневно. Очень

Редко. Не провожу.

2. Комплексы гимнастики соответствуют требованиям (количество упражнений, упражнения на разные группы мышц, выдерживается продолжительность гимнастики по времени и др.)

Да. Нет. Не всегда.

3. Использую физкультурные минутки на занятиях:

Да. Редко. Не использую.

4. Организую подвижные игры во время прогулки:

Да. Иногда. Редко. Нет.

5. В группе имеется физкультурно-оздоровительное оборудование:

Да. Нет.

6. Предлагаю для повышения объема двигательной активности детей

Приложение 2

Структура НОД по физической культуре. Длительность.

Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре состоит из 3-х частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.

1 часть. Задачи: создание интереса и эмоционального настроя к образовательной деятельности, проверка степени готовности внимания, уточнение некоторых двигательных навыков, подготовка организма к более интенсивной работе в основной части. Содержание: знакомые упражнения направленные на правильную осанку, профилактику плоскостопия, ориентировка в пространстве и в коллективе. Строевые упражнения (построения, перестроения, ходьба и бег с различными заданиями, ходьба различных видов). Продолжительность вводно-подготовительной части: в мл. гр. – от 3-4 мин, в ср. гр. – от 4-6 мин, в ст. гр. –от 5-10мин.

2 часть. Основная: ОРУ + основные движения + п/и. Продолжительность: в мл. гр. – от 10-15 мин, в ср. гр. – от 15-20 мин, в ст. гр. – от 25-30мин (если обучение). Продолжительность (без обучения): в мл.гр. – от 8-12 мин, в ср. гр. – от 12-15 мин, в ст. гр. – от 15-20 мин (если обучение).

3 часть. Заключительная. Ходьба с постепенным замедлением. Игра малой подвижности (н-р.«Найди и помолчи»). Дыхательные упражнения. Продолжительность: мл.гр. – 2-3 мин, ср. гр., ст. гр. – 3-4 мин. (Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей д. в).

Цель утренней гимнастики: формирование жизненно необходимых двигательных навыков, развитие основных физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость, гибкость).

Задачи: укрепление здоровья, физическое совершенствование и осуществление разносторонней физической подготовленности и закрепление двигательных навыков.

Специфические задачи: формирование осанки, профилактика и коррекция различных деформаций тела, восстановление работоспособности двигательного аппарата после сна,

воспитание умения владеть своими движениями, обеспечение закаливания организма.

Структура утренней гимнастики. Длительность.

2 младшая группа – 5-6 мин, 1 часть: Ходьба разными способами, в любом построении (на носках, пятках и др.). Чередование с легким бегом (30-40 с. в начале года) 2 часть: ОРУ (4-5) – упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища (основаны на подражании). Упражнения повторяются 5-6 раз. 3 часть: спокойная ходьба, упражнения на восстановление дыхания. Комплекс гимнастики повторяется подряд 1-2 недели. (Осокина Т. И. Физическая культура в д/с)

Средняя группа – 6-8 мин, 4-5 упражнений, 1 часть: Ходьба разными способами, в любом построении (на носках, пятках, приставным шагом и др.). Чередование с легким бегом (1 мин. в начале года) 2 часть: ОРУ (4-5) – упражнения для укрепления плечевого пояса и рук, ног, спины, живота и всего туловища (основаны на подражании). Повторность упражнений для разных групп мышц – 4-6 раз, 5-6 раз. После ОРУ упражнений проводятся подскоки (ноги врозь - вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая ч/з ленту; и т. д. Дозировка – 15-20 подскоков (2-3 раза). Прыжки иногда целесообразнее заменить игрой. 3 часть: спокойная ходьба, упражнения на восстановление дыхания. Комплекс гимнастики повторяется подряд 1-2 недели. (Осокина Т. И. Физическая культура в д/с)

Старшая группа – 8-10 мин.

Подготовительная группа – 10-12 мин. Увеличивается темп и количество повторений ОРУ (6-8 раз). Усиливается интенсивность бега (2-3 мин) при медленном темпе. После бега проводятся дыхательные упражнения. Возрастает количество подпрыгиваний (не менее 30-40 раз с двумя, четырьмя повторениями после небольшого перерыва). Широко применяются упражнения с разнообразным инвентарем, оборудованием.

Авторы, названия методик и программ по физическому воспитанию.

Лесгафт П. Ф., Осокина Т. И., Кенеман А. В., Хухлаева Д. В., Фролов, Фонарева М. И. Пензулаева Н. И., Литвтинова М. Ф., Глазырина Л. Д.

Программы, технологии: Алямовская В. Т., Кудрявцев В. Г.

Методы и приемы обучения, используемые на НОД по физкультуре. Основной метод физического воспитания «избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом» т. е. рациональная дозировка объема и интенсивности нагрузки, регулярное чередование ее с отдыхом. Наглядные методы, словесные, практические, игровые, соревновательные, методы проблемного обучения и воспитания.

Прием- часть метода, его деталь, дополняющая и конкретизирующая метод. Наглядно-зрительные приемы: показ, подражание, использование наглядных пособий. Тактильно-мышечная наглядность: включение физкультурных пособий в двигательную деятельность детей, уточняющее положение отдельных частей тела ребенка (выпрямление осанки путем прикосновения руки). Наглядно-слуховые приемы: звуковая регуляция движений (музыка, песня регулирует темп, ритм). Приемы, относящиеся к словесному методу: описание, объяснение, пояснение, беседа, вопросы, команды, распоряжения, словесная инструкции, сигналы., образные рассказы. Приемы, относящиеся к практическому методу: взаимосвязь с наглядностью и словом. Демонстрация выполнения упражнений, отдельных ролей в п/и, роли водящего. (Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей д. в.).

Гигиенические требования, при проведении физкультурных мероприятий. Температура воздуха в помещении, где проводится занятия физическими упражнениями, должна быть не иже 18-17 С, перед проведением занятий проводится проветривание и влажная уборка. Дети, начиная с 2-х лет должны заниматься в спортивной форме (шорты, футболка, чешки). Инструктор по физической культуре тоже должен быть в спортивной форме. (Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей д. в.).

Приложение3

«Ровным кругом друг за другом, (продолжи) Мы идем за шагом шаг

Стой на месте! Дружно вместе, Сделаем вот так» (Игра м/п «Затейники»)

«Ах, как мыши надоели, развелось их просто страсть. (продолжи)

Все погрызли, все поели, Всюду лезут-вот напасть.

Берегитесь же, плутовки, доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки, переловим всех за раз!» (п/и «Мышеловка»)

«Мы, веселые ребята… (продолжи) Любим бегать и скакать,

Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три – лови!»

«Я – мороз-Красный нос… (продолжи)

Кто из вас решится в путь дороженьку пуститься?

Не боимся мы угроз, И не страшен нам Мороз» (п/и «Мороз-Красный нос»)

«Гори, гори ясно… (продолжи) Чтобы не погасло.

Глянь на небо: Птички летят,

Колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!» (п/и «Горелки»)

«Еле, еле, еле, еле, (продолжи)Закружились карусели,

А потом кругом, кругом, Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите!

Раз-два, раз-два. Вот и кончилась игра!» (п/и «Карусель»)

«У медведя во бору… (продолжи)

Грибы, ягоды беру! А медведь не спит, И на нас рычит»

«Вот лежит лохматый пес… (продолжи) в лапы свой уткнувши нос.

Тихо, смирно он лежит, Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим. И посмотрим, что-то будет»

«По ровненькой дорожке… (продолжи) по ровненькой дорожке

Шагают наши ножки. Раз- два, раз-два,

По камешкам, по камешкам, По камешкам, по камешкам…

В яму – бух!»