«Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС ДО»
консультация на тему

Елесина Наталья Ивановна

Консультация предназначена для воспитателей. Раскрыты вопросы методики организации и проведения подвижной игры с дошкольниками, а так же рекомендации по оснащению развивающей предметно -пространственной среды по физическому развитию детей в соответсвии с ФГОС ДО"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx57.88 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация с  воспитателями

«Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС ДО»

  Согласно ФГОС ДО   одной из важнейшей задачей ДОУ  является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Образовательная область  физическое развитие включает в себя «приобретение ребенком опыта в двигательной деятельности, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами..»

   Поэтому наш коллектив решил обратить внимание на развитие двигательной активности детей через организацию подвижных игр. Благодаря подвижной игре мы можем решать поставленную задачу  в  ведущей для дошкольного возраста   деятельности – игре. Укрепить не только физическое, но психологическое здоровье детей, т. к. подвижная игра является средством для всестороннего развития ребенка.

   Как известно, ведущим видом деятельности ребенка-дошкольника является игра.  Игра как деятельность способствует качественным изменениям в физическом и психическом развитии ребенка, оказывает разностороннее влияние на формирование его личностных качеств. В игре находят выражение основные потребности ребенка-дошкольника.

    Для  полноценного роста и развития ребенка необходимо двигаться. Ребенку полезны и необходимы не только ходьба, но и игры с беганием, прыганием, лазанием; необходимо всякое напряжение сил.

 Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребёнка. Благоприятное воздействие на организм оказывает только двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. 

Одним из эффективных средств повышения двигательной активности детей дошкольного возраста являются подвижные игры.

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа.

Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Подвижные игры являются одним из условий развития культуры ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в них развивается его интеллект, фантазия, воображение, формируются социальные качества. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Характерная  особенность подвижной игры — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Методика организация и проведения подвижных игр в ДОУ

Задачи подвижных игр

  • Расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями;
  • Совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях;
  • Развитие креативных возможностей и физических качеств;
  • Воспитание самостоятельности и активности новыми, более сложными движениями;
  • Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
  •  Развитие двигательной активности

Классификация подвижных игр

  • Сюжетные
  • Бессюжетные
  • Игры- забавы
  • Спортивные игры


Подбор и описание подвижных игр

Игры малой подвижности

рекомендуются для снятия интенсивной физической нагрузки, статической утомленности, тревоги, напряженности. Это игры со спокойными перемещениями, движения не большие по амплитуде, в спокойном и умеренном темпе (спокойная ходьба, ходьба с заданиями, движения руками, движения по кругу, повороты туловища и т.п. ) 

Игры средней подвижности

Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению

Игры большой подвижности

Двигательная нагрузка в таких играх достигается за счет интенсивной ходьбы, спокойных перебежек, приседаний, подпрыгиваний, действий с предметами, имитации движений животных, общеразвивающих упражнений, частой и быстрой смене движений, наличии нескольких ролей, попеременному их выполнению

Организация и проведение подвижных игр в разных возрастных группах

младшие группы


Организация игр с более легкими правилами 
Рекомендуются игры с текстом (сюжетом)
Педагог играет вместе с детьми
Использование атрибутов
Средняя группа
Усложнение условий игры (внесение новизны атрибутов, правил)
Педагог распределяет роли среди детей
Поручается роль ведущего детям
Используется образный рассказ
Старшая группа
Использование более сложных движений
Перед детьми ставится задача реагировать на сигнал
Использование игр с элементами соревнования, вводятся соревнования по звеньям
Под руководством педагога выбирают водящего в игре
Подготовительная к школе группа
Педагог обращает внимание на качество движений
Ставятся задачи для самостоятельного решения
На примере одной игры, педагог предлагает детям придумать варианты усложнения правил
Самостоятельно выбирают водящего считалочкой
Использование спортивных игр, эстафет

Структура проведения подвижных игр

  • Сбор детей на игру
  • Создание интереса к игре
  • Организация играющих, объяснение игры
  • Определение ведущего
  • Проведение игры
  • Окончание игры и подведение итогов

Воспитатель должен помнить, что при организации даже уже знакомой детям подвижной игры, необходимо преподносить ее  с большим эмоциональным откликом и внеся  элемент новизны: новый атрибут,  изменения правил, новая считалочка и т.д.. Это позволит вызвать эмоциональный отклик у детей, они качественнее будут выполнять движения. Дети захотят самостоятельно организовать подвижную игру, будет развиваться двигательная активность.

Для реализации принципа индивидуализации в уголках физического развития можно разместить:

- альбом с любимыми подвижными играми одного из детей;

- альбом «Моё любимое спортивное оборудование»;

- альбом «Я люблю спорт»; «Моя спортивная семья» и т.д.

   Таким образом, подвижная игра является – основной и наиболее интересной для ребенка формой работы с дошкольниками по физическому развитию. Подвижная игра всегда находит в ребенке бодрую готовность и радостный отклик. Ей принадлежит ведущая роль в совершенствовании системы физического воспитания и развитие двигательной активности. В живой увлекательной форме у детей закрепляются навыки основных движений, воспитываются важнейшие физические и морально-волевые качества, обогащается двигательный опыт, совершенствуются функциональные возможности детского организма.

;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ:
"Совместная деятельность взрослого и ребенка, как средство развития основных движений детей»"

   Совместная деятельность взрослого и детей – это основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста; деятельность двух и более участников образовательного процесса (взрослого и воспитанников) по решению образовательных задач на одном пространстве и в одно и то же время отличается наличием партнёрской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможного свободного размещения, перемещения и общения в процессе образовательной деятельности).
 
ФОРМЫ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ
индивидуальная                 
подгрупповая 
фронтальная

 
ВИДЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Непосредственно образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей.
  • Совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач.

 ТИПЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
игровая                       
коммуникативная        
двигательная
познавательно-исследовательская

продуктивная
СХЕМА РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 

  

 

     Схема развития любого вида деятельности такова: деятельность сначала осуществляется в совместной деятельности со взрослыми, затем – в совместной деятельности со сверстниками и, наконец, становится самостоятельной деятельностью ребёнка-дошкольника.

 

Характеристики совместной партнерской деятельности взрослого с детьми:
 –  добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
 –  открытый временной промежуток (каждый работает в своём темпе);
 –  свободное общение и перемещение детей;
 –  педагогическая поддержка.
 
   С учетом вышеназванных сущностных признаков организация совместной деятельности должна распространяться как на проводимые режимные моменты, так и на всю непосредственно-образовательную деятельность.
   Достичь дисциплины, действуя в рамках совместной деятельности педагогу придётся не формальным авторитетом взрослого человека, а через создание целой системы интересов, в том числе и через выбор интересной и значимой для ребёнка тематики образовательного процесса.
   
   Планируя совместную деятельность, необходимо определить её структуру(для старших дошкольников ):

  1. Постановка педагогом задачи и принятие и её всеми участниками.
  2. Анализ задачи, детьми осуществляется выдвижение и выбор способов решения задачи.
  3. Обсуждение и оценка результатов совместной деятельности.

Процесс совместной деятельности включает в себя игровую (проблемную, познавательную или иную) ситуацию или задачу.
   Совместная двигательная деятельность с ребенком в ДОУ проходит в следующих формах:

  • Индивидуальная работа по закреплению основных видов движений;
  • Организация и проведение подвижной игры;
  • НОД по физическому развитию;
  • Досуги (со средней группой), развлечения;
  • Гимнастика после сна;
  • Утренняя гимнастика.

При организации любой  указанной формы совместной деятельности, воспитателю необходимо помнить:

  • Взрослый является примером «шаблоном», с которого он считывает  информацию о правильном выполнении движений, т .е учится подражая взрослому. Важно, чтобы данный пример был правильный.

Согласно ФГОС ДО родители являются полноправными субъектами  образования своих детей, поэтому :

  • Необходимо  создать активную позицию у   родителей для создания условий и дома  по развитию у детей основных видов движений

( Создание семейных альбомов «Мама, папа,  я – спортивная семья»», оформление выставки совместного творчества «Мы любим спорт»)

Ребенок является субъектом своего  образования:

  • Создать условия для выбора любой для него формы двигательной деятельности ( « Экран выбора»; « Волчок желаний»)


   Итак, совместная деятельность педагога и детей – одна из перспективных форм развивающего обучения. Образовательные ситуации совместного взаимодействия педагога и детей становятся ситуациями соразвития и сореализации взрослого и ребёнка в образовательном пространстве детского сада.
 

Методические рекомендации по организации зимней прогулки

ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА.

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.

В дошкольном возрасте, в период интенсивного роста и развития детей, особенно важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности, способствующий своевременному развитию моторики, правильному формированию важнейших органов и систем.

Самым благоприятным временем для реализации потребности детей в движениях является утренняя прогулка.

Длительное пребывание детей на свежем воздухе в любом случае полезно, но оздоровительно-воспитательное значение его возрастает, если ходом прогулки предусматривается двигательная активность, основанная на оптимальном соотношении разных игр и упражнений, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Младший дошкольный возраст.

У детей четвертого года жизни происходят заметные изменения в том, как они овладевают двигательными умениями и навыками. Движения дети выполняют достаточно свободно и легко, это поддерживает их положительное эмоциональное отношение к самостоятельным действиям и играм, а имеющийся двигательный опыт позволяет управлять своими движениями, подражать движениям животных, птиц, транспорта, а также воспроизводить действия по образцу взрослого. Младшие дошкольники много и с удовольствием бегают, прыгают, поднимаются на снежные валы и сходят с них, лазают, катают, подбрасывают и ловят снежки. Однако дети 3-4 лет обычно быстро утомляются от однообразных действий и поз, и потому им не всегда удается удовлетворить свою потребность в двигательной активности. Для удовлетворения потребности в двигательной активности осуществляется организованная совместная деятельность педагога с детьми.

Средний дошкольный возраст.

Дети пятого года жизни должны четко выполнять двигательные задания и правила игры, в том числе ориентироваться в пространстве, быстро находить место во время различных построений (занять определенное место в «поезде», найти свой «домик») .

Известно, что дети 3-5 лет любят играть в знакомые им подвижные игры под руководством воспитателя, но если в течение недели проводить игру, не внося никаких изменений, то двигательная активность детей снижается, интерес ослабевает. С детьми в новую игру целесообразно играть в течение 2-3 дней подряд, затем следует усложнить двигательные задачи, внести новые пособия или игрушки, что повысит двигательную активность и интерес детей. Хорошо, когда знакомых для детей игр много, тогда воспитатель чередует игры, усложняет их содержание и у детей поддерживается постоянный интерес к движениям.

Зима предоставляет естественные условия для организации двигательной активности детей. На зимней площадке покрытой снегом, можно проводить игры, включающие разнообразные движения (ходьба, бег, кружение, прыжки, бросание снежков и т. д.) Снежный покров вызывает у детей особый интерес к таким движениям, как ходьба и бег след в след; ходьба широким шагом; подпрыгивание до ветки и стряхивание с нее снега; спрыгивание в снежный сугроб с небольших пеньков; перешагивание через снежный ком, а также метание снежков.

Старший дошкольный возраст.

Дети старшего дошкольного возраста движения выполняют четко, достигают поставленной задачи, проявляют волевые качества, у них развито чувство товарищества и взаимопомощи. В организации двигательной активности у старших дошкольников широко используются соревнования. В командах, участвующих в эстафетах, должно быть не более шести детей. Лучше всего в зимние холодные дни проводить игры типа перебежек, игры-упражнения с бегом и метанием, используя при этом снег и лед: «Загони льдинку», Перебежки со снежками», «Снежные круги», «Не пропусти шайбу» и т. д.

Большую радость детям всех возрастов доставляют такие спортивные упражнения как, катание на санках и ходьба на лыжах.

Катание на санках.

Катание на санках не только развлечение для детей – оно оказывает большое влияние на физическое развитие и закалку организма ребенка (вовлекает в работу почти все крупные мышечные группы, способствует энергичному обмену веществ в организме, усиливает функциональную работу внутренних органов.) Катание на санках связано с активным восприятием природы, ориентацией в окружающей среде. Оно связано с проявлением волевых усилий, с яркими эмоциональными переживаниями. Все это способствует совершенствованию психических свойств ребенка, его разностороннему развитию. Движения ребенка отличаются большим разнообразием, требуют развитого чувства равновесия, предъявляют соответствующие требования к вестибулярному аппарату, что приводит к более совершенному овладению и управлению движениями. Вызвать активность, самостоятельность, инициативу помогают окружающая обстановка, содержание игр и упражнений.

Ходьба на лыжах.

Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видов спорта. Обучать детей ходить на лыжах можно уже с 3-х летнего возраста. Чистый, морозный воздух закаливает организм, придает бодрость, повышает работоспособность и выносливость. При передвижении на лыжах работают все основные группы мышц, усиливается дыхание и кровообращение. Красивая природа создает хорошее настроение, положительно влияет на нервную систему. Большая динамическая работа ног при ходьбе на лыжах оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает предупредить развитие плоскостопия. Катание на лыжах способствует развитию пространственных ориентировок, координации движений.

Во время лыжных прогулок и занятий ребятам приходится выполнять разнообразные действия: спускаться со склона, делать подъемы, повороты, подниматься на гору определенным способом. Это способствует воспитанию у них морально-волевых качеств; смелости, решительности, приучает преодолевать трудности и препятствия, формирует выдержку, воспитывает чувство дружбы и взаимопомощи.

Также в организации двигательной активности детей можно использовать такие зимние спортивные упражнения и игры: скольжение по ледяным дорожкам, элементы хоккея, катание на коньках, катание с ледяных горок.

Для детей раннего возраста будет интересным наблюдение за рисованием цветной водой на снегу, хождение по цветным дорожкам, прыжки через них. Раскрашивание снежных построек в разные цвета (для этого можно использовать: зеленку, синьку, пищевые красители) поднимает эмоциональное настроение детей и развивает цветовое восприятие.

Семинар для воспитателей на тему «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников»

Наталия Исаева 
Семинар для воспитателей на тему «Создание развивающего пространства социализации и индивидуализации дошкольников»

Цель: повышение компетенции воспитателей в вопросах создания развивающей предметно-пространственной среды группы.

Многие воспитатели на вопрос «Что вы понимаете под термином «развивающая предметно-пространственная среда группы? » уверенно определяют, что это такая среда, где «есть все для разностороннего развития ребенка». При дальнейшем уточнении идет длительное хаотичное перечисление разнообразных игрушек и пособий, нередко не имеющих никакого отношения к истинному развитию дошкольника. Как же сделать среду группы действительно развивающей? Как «не утонуть» в море современных пособий и оборудования? Как структурировать их размещение в ограниченном пространстве группового помещения? Ответы на эти вопросы мы попытаемся получить в ходе нашего семинара.

Развивающая среда как социальное и предметное окружение, в котором живет и развивается ребенок, традиционно рассматривается как значимый фактор социализации и формирования личности. Образно говоря, всё окружающее выступает для ребенка раскрытой книгой, из которой он, сам того не осознавая, непрерывно черпает материал для обогащения памяти и сознания.

Уточним еще раз понятия: что такое «социализация» и «индивидуализация».

Социализация представляет собой последовательное и всесторонне включение ребенка в общество, эмоциональное позитивное усвоение им общественных норм и ценностей, формирование собственной активной позиции личности. Прежде всего, социализация связана с вхождением ребенка в мир взрослых, их взаимодействия, деятельности, а также мир смыслов, правил, норм и ценностей. «Проводниками» социализации для ребенка сначала являются родители, а затем другие значимые взрослые, в первую очередь воспитатели.

Индивидуализация – учет индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, в том числе при организации развивающей предметно-пространственной среды.

Предметно-пространственная организация образовательной среды позволяет создать комфортные условия для реализации воспитательно-образовательного процесса. А систематическое дополнение и обновление среды способствует активизации разных видов деятельности дошкольника, стимулирует их развитие.

Каждый педагог должен понимать, что разумная организация пространства и необоснованное его наполнение, а также грамотный подбор игрушек и пособий с нерациональной обстановкой, не обеспечивают должного развивающего и образовательного эффекта.

Существует множество подходов к наполнению среды группового помещения: каждый специалист уверен, что его методика самая главная, и именно она должна иметь должное в пространстве группы. При этом сами педагоги нередко испытывают проблемы в оформлении группы в соответствии с принципом развивающего обучения и не знают, каким материалам и оборудованию отдать предпочтение, как их правильно разместить на нескольких квадратных метрах групповой площади, не ущемив прав ребенка на личное пространство.

Деловая игра «Лукошко с проблемами»

[/b]

Ведущий семинара предлагает каждому участнику семинара подумать и за 3–5 минут сформулировать основные проблемы, которые беспокоят его в плане обустройства группового пространства.

На мольберте, изображение «смайла, который задумался». Рядом с этим изображением воспитатели прикрепляют листы, на которых они записали основные проблемы.

Далее ведущий семинара обобщает полученные результаты, выделяя проблемы, типичные для всех педагогов данного учреждения.

Далее для конкретизации проблем, связанных непосредственно с проблемой обустройства групп, ведущий семинара предлагает участникам игровое упражнение «Найди ошибку в обустройстве среды группового помещения». На интерактивную доску поочередно выводятся слайды с фотографиями групповых помещений детских садов, на которых представлены наиболее характерные проблемы в наполнении пространства групп для детей старшего дошкольного возраста.

Обозначим эти проблемы:

1. нефункциональность, громоздкость мебели и оборудования;

2. «школьное» обустройство группы;

3. статичность размещения мебели;

4. применение в обустройстве группы крупных маркеров игрового пространства, типичных для наполнения групп младшего дошкольного возраста;

5. среда группы преимущественно «девичья»;

6. смешение в одной группе разностильной мебели и оборудования (не эстетичное сочетание деревянной мебели и яркого пластика, использование деревянной мебели, диссонирующей по фактуре и текстуре) ;

7. устаревший дизайн и т. п.

Далее ведущий семинара предлагает каждому участнику побыть в роли эксперта и оценить развивающую предметно-развивающую среду групп ДОУ по следующей технологии:

Технология оценки развивающей предметно-пространственной среды группового помещения

Выберите из представленных вариантов ответов тот, который соответствует реальному устройству среды группового помещения в образовательном учреждении. Оцените эффективность обустройства предметно-пространственной среды по оценочной шкале.

1. Организация целостного группового пространства

1.1. Устройство целостного группового пространства:

а) монофункциональное дробление пространства (членение пространства на отдельные уголки и зоны по конкретным видам деятельности с отдельной стабильной учебной зоной) ;

б) полифункциональная организация пространства (выделение трех зон: рабочей, активной, спокойной) .

1.2. Обустройство внутреннего пространства группового помещения:

а) жесткое зонирование группового пространства с четкими границами уголков (зон) ;

б) гибкое зонирование пространства с подвижными межзональными границами.

1.3. Устройство рабочей зоны:

а) классно-урочная учебная зона со школьной расстановкой парт и доминирующим учительским столом;

б) трансформируемая компоновка рабочего пространства, его оборудование легкими подвижными столами, отсутствие доминирующего педагогического стола.

1.4. Безопасность и гигиеничность пространства:

а) отсутствие травмоопасных предметов и объектов;

б) соблюдение санитарно-эпидемического режима уборки и проветривания помещения.

1.5. Педагогические подходы к размещению материалов и оборудования в групповом пространстве:

а) витринность (недоступность материалов и оборудования или неудобство их использования детьми) ;

б) функциональность;

в) непривлекательность, ветхость и статичность материалов;

г) эстетическая привлекательность, новизна и сменяемость материалов.

Ключ перевода ответов в балльную систему оценки:

Номер вопроса Варианты ответа / баллы

1.1 а – 0; б – 1

1.2 а – 0; б – 1

1.3 а – 0; б – 1

1.4 а – 0; б – 1

1.5 а – 0; б – 1; в – 0; г – 1

Итого:

Интерпретация:

6 баллов – в группе созданы оптимальные условия для обеспечения образовательного процесса, задача педагогов – придерживаться выбранной тактики в дальнейшей работе;

4–5 баллов – в группе в основном предприняты попытки создания эффективной образовательной среды, но имеются пробелы в обустройстве целостной функциональной предметно-пространственной среды, которые необходимо устранить;

менее 4 баллов – вам следует настоятельно задуматься о подходах к обустройству целостного группового пространства и педагогической целесообразности образовательной среды.

После оценки развивающей среды группы, педагоги обсуждают полученные данные и формулируют выводы по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды групп ДОУ

Принципы РППС

В условиях реформирования системы дошкольного образования и перехода на личностно ориентированное взаимодействие педагога с детьми одной из самых важных является задача индивидуализации образования. В теории и практике дошкольной педагогики давно обсуждается необходимость изучения и учета личностных особенностей детей. Однако определение индивидуализации, как принципа образования в научно- методических исследованиях нередко подменяется понятиями "индивидуальный" или "индивидуально-дифференцированный подход". Опыт последних десятилетий убедительно свидетельствует о важности естественного вхождения принципа индивидуализации в образовательную деятельность ДОУ. При этом он должен прослеживаться на организационном и содержательном уровнях, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, в деятельности, спортивных, развлекательных мероприятиях. Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника. Помимо базисных компонентов она включает в себя не только групповые помещения, но и другие функциональные площади. Каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Это особенно важно в аспекте групповой динамики – тенденции дошкольников "заражаться" текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности. Таким образом, для создания единой развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающей индивидуальную траекторию развития ребенка, как показателя профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения, необходимо решить следующие задачи:  создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей уважение к личности каждого ребенка, развивающей его уверенность в себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, осуществлять выбор, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобретательность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире; освоение педагогами новых образовательных технологий, формирующих в детях желание осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни;  овладение педагогами новыми образовательными технологиями и методами работы с детьми в использовании развивающей предметно- пространственной среды, способствующими повышению их профессиональной компетентности;  эстетизация и модернизация пространства детского учреждения с учетом требований современного дизайна и компетентностей педагогов ДОУ. Наиболее приемлемая для каждого дошкольного учреждения развивающая предметно-пространственная среда проектируется на основе: -реализуемой в детском саду основной образовательной программы; -требований нормативных документов; -материальных и архитектурно-пространственных условий (наличие нескольких помещений, их площадь, конструктивные особенности); предпочтений, субкультуры и уровня развития детей; -общих принципов построения развивающей предметно- пространственной среды. Принципы конструирования развивающей предметно-пространственной среды в образовательных учреждениях должна задавать психолого-педагогическая концепция современного образования, основным из которых является принцип соответствия развивающей предметно-пространственной среды форме и содержанию образовательной деятельности. Таким образом, для построения развивающей предметно- пространственной среды учитываются следующие принципы: 1.Принцип интеграции образовательных областей. Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно- эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей. 2.Принцип открытости. Это принцип можно реализовать в нескольких аспектах: открытость природе, открытость культуре, открытость обществу и открытость своего «Я». «Уголок именинника»- постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей, обозначением дня их рождения, гороскопом. Здесь же можно разместить «Дерево желаний», где ребенок может написать свои желания, о каком подарке он мечтает на день рождения или разместятся пожелания других ребят имениннику. Персональная посуда, чудесный мешочек или коробочка для подарков и т.п. «Звезда дня» - на самом видном месте вывешивается плакат сфотографией ребенка, избранного «Звездой дня». Каждый ребенок группы должен по очереди занять это место. Ценность такого компонента в том, что он направлен на формирование положительной «Я- концепции», развитие самосознания и самооценки. Рубрика «Я умею», «Я люблю», заполняется со слов ребенка и раскрывает его интересы и возможности. В младших группах воспитатель совместно с ребенком фиксирует его достижения, а в старшем дошкольном возрасте, дети могут это сделать самостоятельно. «Я научился!»- информирует о достижениях ребенка. А намеренное фокусирование даже незначительных признаков прогресса помогает созданию положительной атмосферы, пробуждает ресурсы, развивает веру в себя и собственные силы. Для демонстрации достижений отдельного ребенка в группе или в приемной можно оформить персональные выставки работ детей. «Моё настроение» - в специально организованном уголке помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников. Дети учатся определять не только свое настроение: плохое, хорошее отличное, в старших группах можно усложнить, используя для этого пиктограммы эмоционального состояния. Стенд «Я, какой!», на котором отмечаются качества ребенка (трудолюбивый, добрый, аккуратный). «Мы друзья», стенд где ребенок отмечает своего друга, с кем он дружит, общается. Открытость обществу и открытость своего “Я” предполагает персонализацию среды каждой группы. Они имеют индивидуальные названия, свои стиль цветового оформления группы, оснащение групповых помещений сюжетной мебелью: например, времена года, космос, морская тематика, оформление стендов. Каждая группа может иметь свое название, которое обыгрывается в предметной среде группы, каждый ребенок имеет личный шкафчик, где написано его имя, данные его родителей, контактные телефоны. 3.Принцип гибкого зонирования заключается в организации пространства с подвижными трансформируемыми границами зон (спокойной и рабочей). Все части пространства должны обладать возможностью изменяться по объему сжиматься и расширяться. Образно говоря, пространство должно быть пульсирующим, чтобы каждая зона при необходимости могла вместить всех желающих. Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурной, музыкой, рисованием, экспериментированием, инсценировать сказки, устраивать игры- драматизации. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себеопределенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. 4.Принцип транформируемости среды, который связан с полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством). Предметно-развивающая среда группы меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Если в группе больше мальчиков, то в группе больше конструкторов, кубиков, машин, что позволяет детям строить дома, мосты, гаражи не только на полу, но и на мобильных платформах. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваются игры в «семью», «больницу», «магазин». 5. Принцип полифункциональности- предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей для совместной деятельности взрослого с детьми и самостоятельной детской активности, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной. Принцип полифункциональности предметного мира реализуется с помощью различного модульного оборудования. Использование модулей наряду с конструкторами, мозаиками, физкультурным оборудованием (обручами, мячами, скакалками), предметами и играми, которые не несут в себе определенной смысловой информации, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления дошкольников. Если пространство группового помещения должно быть полифункциональным, то в связи с этим предлагают разделить его на три части: 1.Зона для спокойной деятельности («спокойная» зона). Здесь можно разместить центры «Книги», «Театрализованной деятельности». 2.Зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства - активным движением, возведение крупных игровых построек и т.п. (условно – «активная» зона). Здесь находятся центры сюжетно-ролевой игры, строительно-конструктивных игр, центр двигательной активности. 3. Рабочая зона. Здесь размещаются центры науки, игротека (математики), искусства, а также информационная доска и шкаф с материалом для работы в рабочей зоне. Именно эта зона превращается в полифункциональное, трансформирующее рабочее пространство. Она содержит материал и оборудование для занятия продуктивной деятельностью, «лаборатория» для занятия познавательно-исследовательской деятельностью и место свободной деятельности детей по интересам вне занятий со взрослыми. Именно здесь используются столы разные по конфигурации. Столы должны быть лёгкими, подвижными. Все центры маркируются с помощью табличек с условными обозначениями. Вся мебель не размещается только вдоль стен и имеет подвижные границы между зонами (перемещающие стеллажи, витрины, ширмы,двухсторонние мольберты, крупные объемные модули и т.п.). Каждая зона включает соответствующий материал (каким материалом нужно наполнить каждый центр, для этого необходимо ориентироваться на проект «Создание предметной развивающей среды»). Весь материал должен быть функциональным, а не витринным: надо чтобы ребенку было удобно взять, перенести с места на место (не рассыпая по дороге, не мешая играющим рядом и т.п.). Материалы следует хранить в удобных и практичных емкостях (пластиковых, деревянных, картонных коробках, контейнерах и т.п.) с яркими метками-значками, облегчающих выбор. Главная идея по оформлению игровых и спальных комнат групповых помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, группа должна быть насыщена постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире. Организованная таким образом личностно ориентированная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество. Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста

Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития.  Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достат...

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей по ФГОС ДО»

Цель данного мастер-класса приобщить педагогов к работе по развитию двигательной активности дошкольников....

Подвижная игра как средство развития двигательной активности детей по ФГОСТ ДО.

Согласно ФГОСТ ДО одной из важнейших задач ДОУ является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия....

подвижная игра как средство развития двигательной активности детей 3-4лет на прогулке

подвижная игра как средство двигательной активности детей 3-4 лет на прогулке...

Подвижные игры как средство развития двигательной активности детей раннего возраста

Физическое здоровье детей является одной из первооснов его полноценного развития.  Одним из условий нормального роста и развития ребенка, повышения сопротивляемости его организма, является достат...

Методическая разработка "Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста."

Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста во всех возрастных группах....