Главные вкладки

    Авторский материал «Я – мастер своего дела»
    учебно-методический материал (младшая группа) на тему

    Александрова Оксана Алексеевна

    Изучение детской одаренности изначально актуализировано образователь-ной практикой и появление новых тенденций в развитии общества вывело эту про-блему в число основных. Этим и объясняется высокий интерес к ней со стороны исследователей и практиков. Ведь педагогическая профессия – это человековеде-ние, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир ребенка. Нет ни одной педагогической закономерности, нет ни одной истины, которая была бы абсолютно одинаково применима ко всем детям. Потому что практическая педагогика – это знания и умения, доведенные до степени мастерства, поднятые до уровня искусства. Безграничная вера в потенциальные возможности ребенка и стремление обеспечить его педагогическими условиями, раскры-вающими данный потенциал – ведущая цель моей профессиональной деятельности.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл avtorskiy_material_ya_-master_svoego_dela.docx30.68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Авторский материал «Я – мастер своего дела»

    Изучение детской одаренности изначально актуализировано образовательной практикой и появление новых тенденций в развитии общества вывело эту проблему в число основных. Этим и объясняется высокий интерес к ней со стороны исследователей и практиков. Ведь педагогическая профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир ребенка. Нет ни одной педагогической закономерности, нет ни одной истины, которая была бы абсолютно одинаково применима ко всем детям. Потому что практическая педагогика – это знания и умения, доведенные до степени мастерства, поднятые до уровня искусства. Безграничная вера в потенциальные возможности ребенка и стремление обеспечить его педагогическими условиями, раскрывающими данный потенциал – ведущая цель моей профессиональной деятельности.

    Анализ педагогической практики и результатов ежегодного психолого-педагогического мониторинга развития дошкольников, показывает, что часто детская одаренность не выявляется в наиболее сензитивные сроки своего развития – период дошкольного детства. С одной стороны это обусловлено общей тенденцией дошкольников к активному познанию, на фоне которого не всегда обращают на себя внимание дети, которые ищут собственные пути решения познавательной задачи, используя метод проб и ошибок, характерный для одаренных детей, с другой – достаточно высокая наполняемость групп снижает интенсивность и содержательность индивидуальной работы педагога с детьми. Следует отметить, что потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей, что свидетельствует об актуальности проблемы, которой занимается наше учреждения в рамках функционирования экспериментальной площадки ХакИРОиПК с ноября 2012 г. Учитывая вышесказанное, я согласна с психологами и педагогами (А.Савенков, С.Леднева и д.р) относительно того, что «диагностика отбора» в данном случае реально уступает место «диагностике развития». Естественно, что диагностика, вплетенная в ткань процесса развития, будет значительно более достоверной и станет базой для более надежного прогнозирования, создаст реальные возможности для систематической корректировки воспитательно-образовательной практики.

    Анализ результатов работы по Основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под ред. Н.Веракса свидетельствует о том, что интегративные качества по группе сформированы на 92,3%, в 2012-2013 уч.г. – 94,5% (средний показатель на начало учебного года – 86,5%, на конец – 93,4 %; динамика – 6,9%).  Вместе  с тем, анализ степени социализации воспитанников показывает, что для большей части детей характерно отсутствие устойчивого интереса к эмоциональному миру другого человека, эгоцентризм, ориентировка на предметное содержание игровой и продуктивной деятельности, а не коммуникативный аспект. Учитывая, что неравномерность развития, как способных, так и одаренных детей часто проявляется в более быстрых темпах развития интеллектуальной сферы по сравнению с эмоциональной, социальной, обращает на себя внимание проблематичность и конфликтность их общения со сверстниками, что и определило выбор мною следующего направления работы «Технология проектной деятельности как средство развития социальной одаренности у детей дошкольного возраста».

    Реализация педагогических целей и задач обеспечивается внедрением мной в воспитательно-образовательный процесс технологии проектной деятельности и личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми. В настоящее время я выступаю одним из разработчиков и активных участников творческой группы по разработке и реализации деятельности Республиканской экспериментальной площадки «Проектная деятельность как средство развития детской одарённости в условиях дошкольного образовательного учреждения», реализуемой на базе нашего детского сада.

    Следует отметить, что важнейшим условием организации образовательной среды является координация деятельности воспитателя с узкими специалистами  детского сада и родителями. Интеграция деятельности со специалистами осуществляется не только в информационно-аналитическом направлении по основным задачам работы сада, но и в организации совместной деятельности с детьми  в рамках реализации проектной деятельности (интегрированная НОД, развлечения, праздники, консультирование и семинары-практикумы для родителей и др.). Такая организация взаимодействия с педагогами и узкими специалистами позволяет активно включать родителей в педагогический процесс, повышая их педагогическую компетентность и конструктивность взаимодействия с педагогами и детьми. Работу с  родителями выстраиваю на позиции партнерского сотрудничества, активно вовлекая их в процесс жизнедеятельности детей в группе посредством организации совместной деятельности. Традиционным является изучение опыта семейного воспитания (анкетирование родителей, беседы, обмен опытом на собраниях и заседаниях родительского клуба), включение в педагогическую деятельность (участие в конкурсах, подготовка к реализации проектов, игровые программы, совместный досуг и т.д). Творческое отношение к сотрудничеству, проявляемое в использовании активных форма организации взаимодействия с ними (день открытых дверей, семинары-практикумы, родительский клуб, тематическое консультирование и т.п.) обеспечивает систематическое участие родителей не только в праздниках, утренниках, но так же семинарах-практикумах, выставках совместных с детьми работ), что позволило обогатить не только образовательно-коммуникативное взаимодействие всех участников педагогического процесса (дети, педагоги, родители), но также и значительно пополнить функциональные зоны развивающего предметного пространства группы и сада (уголок национальной культуры, уголок сюжетно-ролевой и театрализованной игры, мини-музей «Народные умельцы» и т.д.).

    Реализуя проектную деятельность как основную технологию, я активно использую модульные технологии, здоровьесбережение, личностно-ориентированное взаимодействие, информационно-коммуникативные технологии (Microsoft Word, Power Point, Excel); методы наглядного моделирования. Применяю разнообразные формы совместной деятельности: эксперимент, интегрированные, бинарные (с участием узких специалистов), с элементами соревнования, театрализованной деятельности, в форме путешествия, экскурсии, позволяющие мне выстроить оптимальную систему работы с детьми и реализовать цель и задачи обучения. Широко использую в совместной деятельности социоигровые приёмы: работу в парах и подгруппах, способствующие формированию социальной компетентности у воспитанников. Использование приёма интервьюирования, игровых технологий, словесного метода, ролевых игр, рефлексии способствуют формированию коммуникативной компетентности моих воспитанников. Дети проявляют терпение и эмпатию,  успешно адаптируются в   коллективе и имеют все предпосылки к успешной самореализации. Такие средства обучения как  моделирование, ТРИЗ, решение кроссвордов, шарад, головоломок, применение ребусов, способствуют формированию деятельностной компетентности у детей. Такой комплексный подход при организации творческих и исследовательских проектов позволил мне неоднократно решать проблемы развития навыков конструктивного общения и социально одобряемого взаимодействия со сверстниками педагогически запущенных в семье детей.

    В рамках организации проектной деятельности развитие социальной одаренности детей обеспечиваю за счет формирования у них социальных представления о коллективном взаимодействии в ходе решения познавательной задачи; стимулирования к соблюдению правил социального взаимодействия, показывая их значимость в достижении общего и индивидуального результата; обогащении ситуации «проживания» воспитанниками социальных эмоций. С целью развития социальной одаренности у своих воспитанников посредством использования технологии проектной деятельности, мною решаются следующие задачи: удовлетворить потребности ребенка в разнообразных эмоционально-насыщенных переживаниях  в процессе межличностного взаимодействия через организацию делового взаимодействия в процессе решения проблемных ситуаций в рамках реализации исследовательского проекта; осуществить интеграцию разных видов деятельности детей с целью развития социальной одаренности дошкольников; организовать работу с родителями по формированию положительной установки на понимание сущности основ инновационной деятельности педагогов.

    Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности и осуществляет подбор практического материала. Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями.

    1. Выбор темы. Задача педагога – осуществить вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием модели «трёх вопросов»: Что знаю? Чего хочу узнать? Как узнать? На данном этапе диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценки имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Последовательность работы педагога на данном этапе представлена следующей цепочкой: педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка; вовлекает дошкольников в решение проблемы; намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей; обсуждает план с семьями на родительском собрании; обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ; вместе с детьми и родителями составляет план - схему проведения проекта; собирает информацию, материал.
    2. Реализация проекта. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Задача воспитателя на данном этапе - создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что второй этап способствует разностороннему развитию, как психических функций, так и личностных качеств ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе активизируется за счет проблемного обсуждения, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использования операций сравнения и сопоставления, проблемного изложения информации педагогом, организации опытов и экспериментов. При организации непосредственно образовательной деятельности я активно используя в качестве ведущей технологию проектной деятельности, осуществляя интеграцию разных видов деятельности детей и образовательных областей (виды НОД: комплексные занятия, где сочетаются разные виды деятельности, - например, составление описательного рассказа, обогащение словаря, развитие коммуникативных навыков в занятии «Прилетели гости, на крыльях весну принесли»; комбинированные занятия – например, занятие «Электричество» начиналась с  беседы о правилах поведения с электричеством и закончилась рисованием двумя командами своего плаката «Безопасное электричество»; интегрированные занятия, где объединяются знания из разных образовательных областей на равноправной основе, - например, в занятии «Путешествие матрешек» я использовала образовательную область «Познание», в которую входит ФЭМП, образовательную область «Коммуникация» и «Художественное творчество»), так и в совместной деятельности с детьми (игровые обучающие ситуации по типу путешествий, развлечения - викторины, творческие посиделки и т.п.). Последовательность работы педагога на данном этапе: проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта), даёт «домашние задания» родителям и детям; поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.).
    3. Презентация проекта. Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.). Последовательность работы педагога над проектом на данном этапе: организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми; подводит итоги (выступает на педсовете, родительском собрании, обобщает опыт работы).
    4. Рефлексия. Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и координирующей к окончанию проекта.

    Эффективный опыт работы по проблеме развития социальной одаренности у детей дошкольного возраста посредством использования технологии проектной деятельности систематически представляю в работе педагогических советов, семинаров-практикумов, открытых мероприятий для коллег детских садов Алтайского района, слушателей ХакИРОиПК и студентов дошкольного отделения КПОИиП.

    Таким образом, реализация проектной деятельности посредством включения в ее процесс различных методов и приемов, средств, форм, современных образовательных технологий  позволяет мне успешно развивать социальную одаренность у детей старшего дошкольного возраста.

    Источники:

    1.  Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников,-  М.: «Пед. университет «Первое сентября», 2007г.
    2. Савенков А.И. Как научить дощкольника приобретать знания, серия Маленький исследователь.-  М.: Академия Развитие, 2003 г.
    3.  Савенков А.И.  Детское исследование как метод обучения старших дошкольников,- М.: «Пед. университет Первое сентября», 2007г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Я мастер своего дела"

    Тема опыта: «Гендерный подход в воспитании детей старшего дошкольного возраста». Цель: изучить и использовать в работе с детьми принципы полоролевого воспитания....

    я мастер своего дела

    «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить:забота о здоровье – это важнейшийтруд воспитателя.От жизнерадостности, бодрости детейзависят их духовная жизнь и мировоззрение,умственное развитие, прочность знаний...

    Я мастер своего дела

    Описание опыта работы музыкального руководителя...

    Эссе "Я мастер своего дела"

    Материал содержит размышления о профессиональном мастерстве педагога-музыканта....

    Эссе "Я- мастер своего дела" (продуктивная деятельность)

    «Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и и...

    Статья "Я мастер своего дела"

    В данной статье представлен опыт работы по теме "Информационно- коммуникационные технологии как средство развития патриотического самосознания дошкольников"...